Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика в 2004г. характеризовалась последовательностью достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности. В целом завершено формирование основных элементов современной налоговой системы, в большей мере обеспечивающей стимулирование позитивных структурных изменений в экономике и в социальной сфере. Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку бюджетных расходов и планируемых результатов.

Содержание

Введение 3
Обзор литературы 5
1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Цели и сущность финансовой политики 7
2.1. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
2. Проведение финансовой политики в России
2.1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской 20
Федерации, проблемы ее реформирования
2.2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 30
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика РФ.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

     Финансовая  политика включает в себя:

- бюджетную  политику

- налоговую  политику

- денежную  политику

- кредитную  политику

- ценовую  политику

- таможенную  политику

             В свою очередь, финансовая  политика государства является  лишь средством осуществления  его экономической и социальной политики, т. е. выполняет вспомогательную роль. Не нужно забывать и другие направления государственной политики- национальное, геополитическое, военное. Совокупность этих пяти направлений и осуществляет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужении базы формирования доходной части бюджета.

              Финансовая политика, как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления.

               Бюджетная политика государства  определяется Конституцией РФ, Бюджетным  кодексом РФ, сводом других законов,  устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Закон должен четко определять функции исполнительных и законодательных ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов РФ, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса. Также бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета и т.п.

            Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Она направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка и физических лиц условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реальных и других секторов экономики и рост доходов населения. Основные задачи налоговой политики:

- оптимизация  налоговой базы и снижение  уровня неплатежей;

- ликвидация  необоснованных налоговых и таможенных  льгот;

- укрепление  налогового администрирования;

-реструктуризация  задолженности по платежам в  бюджет и государственные внебюджетные  фонды;

             Составными частями денежной  политики является эмиссионная политика и стабильность национальной валюты. Эмиссионная политика, кроме определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще одно направление- увеличение доходов бюджета. Если по каким-то причинам государство не в состоянии регулировать свою денежную систему (как это произошло в России), то нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют и национального богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т. п.)

            Кредитная политика обеспечивает функционирование внутрихозяйственных расчетов и ссудного капитала. Ссудный капитал является важнейшим условием осуществления воспроизводственного процесса, обеспечивая возможность заимствований как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кредитный сектор экономики служит и для выравнивания средней нормы прибыли. Величина процентной ставки может негативным образом сказаться на экономической активности в обществе. Действительно, если рентабельность производственного сектора в нормальных рыночных условиях колеблется между 8 и 12 %, что ненамного превышает ставки банков за предоставление кредита (от2,5%- в Японии; 6,3- во Франции; 8,25%- в США; до 10,6%- в Италии), то Россия оригинальна ив размере банковского процента: ставка рефинансирования ЦБ РФ за период реформирования достигла 100% в 1993г. и даже 210% в 1994г. С июля 1998г. ставка рефинансирования стабилизировалась на уровне 60%.

             Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земли, водные пространства, железные дороги, электропередающие  сети, нефте- и газопроводы. Рост цен товары этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства.

             Ценовая политика является важнейшим  фактором регулирования экономики.  От величины тарифов на транспорт  и электроэнергию, а также цен  на сырье фактически зависят  цены на всю совокупность товаров и услуг. Эту возможность государство пока недостаточно использует для повышения потенциала отечественной экономики, делая конкурентными отечественные товары и услуги.

             Таможенную политику можно рассматривать как часть налоговой  и ценовой политики, поскольку таможенные сборы и налоги оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг.

             Таможенная политика любой страны  имеет действие бумеранга - введение ограничительных и поощрительных ставок обложения вызывает аналогичные ответные меры. Выбор направления таможенной политики должен соответствовать экономическому состоянию страны. Если мы сегодня зависим от импорта продовольствия или товаров повседневного спроса, это должно учитываться таможенными ставками. Но если эти ставки будут поощрительными, то отечественный товаропроизводитель не сможет конкурировать с западными товарами. Классическим примером стала ситуация с нашим некогда мощнейшим Птицепромом – дешевые «ножки Буша»( куриные окорочка) стали причиной его разорения.

      Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан. 

 

1.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 

      Потребность в разработке и систематическом  проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 — 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.

      Итак, исходя из задач, поставленных перед  финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

      Под первой, то есть политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических  объемов валового национального  продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

            — рост государственных  расходов;

         — снижение налогового бремени.

      Другими словами, если в настоящее время  имеется сбалансированный бюджет, финансовая  политика должна двигаться в направлении  бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

      Если  же правительство использует меры фискальной политики  и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

      В свою очередь политика ограничения  деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП  по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

      Сдерживающая  политика подразумевает:

            — уменьшение правительственных  расходов;

            — увеличение налогов.

      Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

      Теперь, рассмотрев какие виды финансовой  политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.

      Итак, реализация финансовой политики  проводится в три этапа:

            1. Выработка научно  обоснованных концепций развития  финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

            2. Определение основных  направлений использования финансов  на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

            3. Собственно осуществление  практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

      Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем  этапе, но определяется оно содержанием  двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

      Известно, что существуют два типа финансовой политики:

            а) дискреционная  политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

            б) недискреционная  финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

      Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется особенностями последнего.

      Под недискреционной финансовой политикой  понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать  экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

      Рассмотрим  следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим  бюджетный излишек, то есть превышение приходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен  дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.

Информация о работе Финансовая политика государства