Финансовая политика бюджетных организаций!

Автор: Екатерина Алдохина, 11 Июня 2010 в 17:30, дипломная работа

Описание работы

Финансовая политика представляется актуальной, сложной и достаточно противоречивой проблемой современных бюджетных организаций. Финансовая политика как концепция управления финансами охватывает всю деятельность современного бюджетного предприятия, представляя основу функционирования предприятия в условиях рыночной экономики, в концентрированном виде отражает все стороны деятельности любого, в том числе, и бюджетного предприятия - его прибыльность и доходность (рентабельность), платежеспособность и ликвидность, финансовую устойчивость и т.д.

Содержание

Введение
I. Финансовая политика бюджетных организаций в условиях рыночной экономики………………………………….5
1.1. Сущность, цели, задачи и принципы финансовой политики бюджетных организаций……………………5
1.2. Формы, методы и инструменты финансовой политики предприятия………………………15
1.3Характеристика основных элементов финансовой политики предприятия …………...30
II. Исполнение основных аспектов финансовой политики ФГУ МО РФ «Управление по активному отдыху» за 2005 – 2006 гг…………………39
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика бюджетного предприятия ....................39
2.2 Аналитическое исследование деятельности ФГУ МО РФ «Управление по активному отдыху»………………………………………………………...45
2.2.1 Изучение имущественного положения……………………….………...46
2.2.2 Оценка уровня платежеспособности и ликвидности…………………..50
2.2.3Характеристика кадровых показателей………………………………….56
III. Мероприятия и рекомендации по совершенствованию финансовой политики ФГУ «Управление по активному отдыху» МО РФ целью повышения эффективности его функционирования
3.1. Разработка основных плановых позиций финансовой политики ……72
3.2 Экономическая эффективность финансового планирования…………79
3.3. Предложения и рекомендации по коррекции финансовой политики …83
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ555.doc

— 757.50 Кб (Скачать)

     Бюджет прямых затрат на материалы и оборудование. Определяет перечень необходимых материалов для выполнения работ по участкам и по организации в целом. Бюджет прямых затрат на материалы составляется в натуральном и стоимостном выражении. Его цель- определение количества материалов и средств, необходимых для производства запланированного объема работ, и количества материалов, которое необходимо закупить в течение планируемого периода. Бюджет прямых затрат на материалы составляется по подразделениям и в целом по организации на год (поквартально) и на квартал (помесячно). На основании этого бюджета составляются план возникновения и погашения обязательств по материалам и план движения денежных средств (план закупок по материалам).

     Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется на базе бюджета производства. Определяется потребность в персонале. На основании этой информации отдел кадров планирует увеличение или сокращение количества работников по специальностям. Планово-экономический отдел формирует бюджет прямых затрат на оплату труда по подразделениям и в целом по организации. Назначение данного бюджета — определить прямые (переменные) издержки на заработную плату в соответствии с ранее составленным бюджетом производства. Для определения плановых затрат на оплату труда ожидаемый объем каждого вида работ умножают на трудоемкость единицы вида работ, а затем полученную трудоемкость выпуска умножают на стоимость 1 человеко-часа (т. е. среднюю часовую тарифную ставку). Затраты на оплату труда также рассчитывают по центрам затрат (в данном случае участкам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты. Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется на год (поквартально) и на квартал (помесячно).

     Бюджет прямых затрат на эксплуатацию машин и механизмов составляется также исходя из бюджета производства. Назначение данного бюджета - определить прямые (переменные) издержки, необходимые для выполнения планируемых объемов работ в соответствии с составленным ранее бюджетом производства. Для определения плановых затрат на эксплуатацию машин и механизмов ожидаемый объем каждого вида работ умножают на машиноемкость единицы работ, а затем полученную машиноемкость выпуска умножают на стоимость машино-часа того или иного механизма либо машины. Если же для выполнения данного объема работ собственной техники не хватает, в бюджет закладывают стоимость аренды необходимой техники (исходя из прогноза, который подготавливается службой главного механика). Бюджет прямых затрат на эксплуатацию машин и механизмов составляется на год (поквартально) и на квартал (помесячно).

   Бюджет  коммерческих расходов. В него включают издержки текущего характера, маркетинговой деятельностью (исследование рынка, мероприятия по стимулированию сбыта, реклама, заключение договоров с заказчиками и т. п.). Эти затраты подразделяются на постоянные и переменные.

   Бюджет  управленческих расходов. К управленческим расходам относятся расходы на содержание высшего и среднего управленческого звена компании: оплата труда работников аппарата управления, линейного персонала, командировочные, представительские расходы, служебный транспорт и т.п. Как правило, эти затраты считаются условно-постоянными.

   Инвестиционный  бюджет. При наличии инвестиционных проектов на предстоящий бюджетный период, а также в случае необходимости увеличения собственных производственных мощностей разрабатывается инвестиционный бюджет. В нем определяется, за счет каких средств будет происходить финансирование капитальных вложений. И если для этих целей недостаточно собственных источников, разрабатываются планы привлечения заемных средств.

   Основные  бюджеты организации - финансовые (рабочие). К ним относятся бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств.

   Бюджет  доходов и расходов (БДР) представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, и, следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль организация получит в планируемом периоде. Основная цель составления этого бюджета — показать руководителям организации эффективность ее хозяйственной деятельности в предстоящий период, а проще говоря — будет прибыль (валовая, операционная, чистая) или нет. Он позволяет также установить лимиты (нормативы) основных видов расходов, целевые показатели (нормативы) прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, возможности возврата заемных средств, формирования фондов накопления и потребления и т. п. Отметим, что по показателям этого нельзя определить финансовое состояние предприятия в планируемом периоде, так как в этом документе не отражается движение денежных средств.

   В сущности бюджет доходов и расходов - это прогнозирование размера и структуры себестоимости выпускаемой организацией продукции на предстоящий период с выделением переменных и условно-постоянных затрат, размеров доходов, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли. Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период, принятый в организации, в соответствии с ее бюджетным регламентом (в рассматриваемой организации он составляет один календарный год). Индикативно, т.е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели этого бюджета (например, объем заказов, сумма или норма прямых затрат, масса или норма чистой прибыли и т. п.) могут устанавливаться на период до 2-5 лет. Важно также, что внутри бюджетного периода бюджет доходов и расходов должен иметь достаточно подробную (опять же в том виде, как это установлено бюджетным регламентом конкретной организации) разбивку на периоды. Эта разбивка зависит от степени технической и организационной подготовленности организации к постановке бюджетирования. Разбивка бюджета осуществляется поквартально и детализируется (уточняется) помесячно. В некоторых случаях, когда руководителям организации необходима более оперативная информация о состоянии финансов в разрезе отдельных видов бизнеса, бюджет доходов и расходов может иметь подекадную или понедельную разбивку.

   Поскольку бюджет доходов и расходов отражает структуру себестоимости организации, по нему можно судить о массе прибыли, рентабельности производства (норме прибыли) и возможностях погашения кредита. С его помощью можно рассчитать точку безубыточности, определить лимиты основных видов затрат, сумм перечислений вышестоящим органам управления (отчисления от прибыли, погашение общеорганизационных расходов и т. п.) по результатам хозяйственной деятельности на бюджетный период.

   Бюджет  движения денежных средств (БДДС) - это в сущности план движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе организации, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из условий договоров и контрактов) поступления авансов и предоплаты за выполняемые работы, наличных денежных средств, а также задержки поступлений за выполненные ранее работы (дебиторская задолженность). Важность этого документа в бизнесе все время возрастает, хотя еще совсем недавно в России должного внимания ему в управлении не уделялось. Сегодня же именно бюджет движения денежных средств является главным документом в системе внутрифирменных бюджетов.

   Составление бюджета движения денежных средств обеспечивает сбалансированность поступления и использования денежных средств организации на предстоящий период. Если в бюджете доходов и расходов в какие-то периоды могут быть запланированы убытки в расчете на то, что будущая прибыль перекроет убытки прошлых лет, то в бюджете движения денежных средств все поступления денежных средств в любое время должны превышать их использование в тот же период. Конечное сальдо (а не денежный поток) в бюджете движения денежных средств должно быть обязательно положительным.

   Бюджет  движения денежных средств составляется на весь бюджетный период с помесячной детализацией. Внутри бюджетного периода бюджет движения денежных средств всегда имеет более детальную разбивку на подпериоды, чем бюджет доходов и расходов, поскольку его главная задача - обеспечить планирование бизнеса и контроль за его ликвидностью, разрыв которой (т. е. образование отрицательного конечного сальдо) нежелателен даже на один день.

   Поэтому если бюджет доходов и расходов составляется с поквартальной или помесячной разбивкой, то бюджет движения денежных средств имеет разбивку, как минимум, помесячную. Бюджет движения денежных средств должен отражать лишь «живые» деньги, а не любые обязательства. Поэтому при составлении бюджета движения денежных средств лучше ориентироваться не на абстрактные финансовые потоки, а на «движение» расчетного счета организации. Конечное сальдо - это остаток денег на расчетном счете (плюс касса) после совершения всех операций за соответствующий период. В доходной части бюджета движения денежных средств (поступления) отражаются все источники денежных поступлений, т. е. те денежные средства, которые реально могут поступить на расчетный счет организации в данный бюджетный период. Если по условиям договора или контракта предполагается предоплата, неизбежно образуется разрыв между реализацией работ и связанными с ними расходами и притоком части денежных средств (части выручки от реализации) на счет компании. И стоимость выполненных работ не будет совпадать (может оказаться меньше) с объемом поступивших денежных средств за то же бюджетный период. В этом случае составляется график погашения дебиторской задолженности, т. е. устанавливается ожидаемый порядок возврата заказчиками тех сумм, которые они задолжали организации за ранее выполненные работы.

         Вместе с тем все расходы (согласно бюджету доходов и расходов в данный бюджетный период), связанные с выполнением работ и получением чистой выручки от реализации, организация понесет и должна будет их оплачивать (списывать со своего счета), но уже в порядке, предусмотренном поставщиками материалов, работ, услуг и т. п. И если окажется, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) и все деньги, полученные из всех источников за определенное время, будут недостаточны для покрытия расходов, запланированных согласно бюджету доходов и расходов, а также других видов затрат в соответствующий бюджетный период (например, на капитальные вложения), нужно будет предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств на соответствующий бюджетный период: брать кредит в банке или искать иную форму привлечения внешних финансовых средств (использовать способы снижения дебиторской задолженности и т. п.).

      Таким образом, в бюджете доходов и расходов определяются прогнозные результаты деятельности строительной организации, но не отражается движение денежных средств. А бюджет движения денежных средств - это, по сути, прогнозный денежный поток строительной организации (кэш-флоу), т. е. основной документ для регулирования ее финансового состояния. По нему можно судить, каким будет в данный месяц финансовое состояние организации, если фактические притоки и оттоки денежных средств будут равны прогнозным значениям в бюджете движения денежных средств. Если фактические притоки будут больше, а фактические оттоки - меньше предусмотренных в бюджете движения денежных средств значений, финансовое состояние организации будет улучшаться, и наоборот. Бюджет доходов и расходов является базовым документом для разработки бюджета движения денежных средств, поскольку выручка от реализации продукции и расходы - это основные притоки и оттоки денежных средств в организации. Поэтому бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств являются основными рабочими документами, предназначенными для ежедневного, ежемесячного, ежеквартального управления деятельностью и финансами организации.    

        В настоящее время разработаны и применяются специализированные компьютерные системы бюджетирования. К ним относится Hyperion Pillar (разработка корпорации Hyperion Solutions, представитель в России/ СНГ — компания «ЛАНИТ»). Данная система содержит всю необходимую для бюджетирования функциональность, в том числе специальную. К специальным функциям программных продуктов бюджетирования, в частности, относятся: ведение аналитических направлений и классификаторов (через текстовые файлы, электронные таблицы, встроенный ОДВС-драйвер). К компьютерным системам бюджетирования относятся и корпоративная информационная система «Флагман» компании «ИНФОСОФТ».[39 c.215] 

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

       В соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке финансовой политики предприятия» основными элементами финансовой политики являются:  политика доходов и расходов, учетная и налоговая политика, кредитная политика, амортизационная политика, политика управления  внеоборотными активами; ценовая политика; дивидендная политика; управление операционными расходами, прибылью и сбытом; анализ финансово-экономического состояния.[29 c.31]

       Разработка оптимальной концепции управления финансами бюджетного предприятия должна обеспечивать сочетание высокой доходности в использования финансовых ресурсов с учетом планов производственной и коммерческой деятельности, норм амортизационных отчислений налогообложения, учетной банковской процентной ставки, инфляции и т.д.    

          Эффективное функционирование бюджетного предприятия в контексте финансовой политики можно рассмотреть  как управление финансами неприбыльных организаций. Вместе с тем, отметим, что в решающей степени все зависит от выбора оптимальных способов финансирования, формирование и использование денежных фондов, поддержание эффективной структуры  капитала и текущего управления финансами предприятия, инвестиционных проектов, сбалансированности материальных и финансовых ресурсов. Контроль за поступлением и использованием денежных средств, использования тех или иных финансовых инструментов, рациональное управления активами – чрезвычайно важен для бюджетного предприятия. Не менее актуален вопрос управления инвестиционным портфелем, если таковой имеется, а также управление оборотными активами, источниками средств: собственным и заемным капиталом, структурой капитала. И хотя бюджетные предприятия имеют слабые возможности финансового инвестирования, все же формирование инвестиций, политика доходов и расходов,  выполнение обязательств – краеугольные камни финансовой политики бюджетных организаций.

       Чрезвычайно важной, среди элементов финансовой политики бюджетных организаций, безусловно, является политика доходов и расходов. Рассмотрим вначале   денежные  затраты, поскольку именно они формируют отрицательный поток. Расходами для целей бухгалтерского учета признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов(денежных средств, иного имущества) и ,  (или) возникновения обязательств, приводящих  к уменьшению капитала. Характер, состав и структура денежных затрат бюджетной организации зависит от организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, рыночного позиционирования, инвестиционной, финансовой, учетной политики, а также законодательно установленных правил и принципов поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах. Исходя из экономического содержания все денежные расходы можно разделить на три группы: связанные с извлечением прибыли, не связанные с извлечением прибыли, принудительные расходы.[33 c.57-59]

Информация о работе Финансовая политика бюджетных организаций!