Финансовая отчетность и анализ ее основных показателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучение финансовой отчетности и анализа ее основных показателей.
В дипломной работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть финансовую отчетность как информационную базу оценки финансового состояния предприятия;
- изучить состав и содержание форм финансовой отчетности предприятия;

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 146.07 Кб (Скачать)

-   полное представление – информация должна полностью отражать факты хозяйственной деятельности, т.е. баланс должен полностью представлять все сделки, которые приводят к возникновению активов и обязательств, а Пояснительная записка должна раскрывать всю информацию, которую невозможно представить в балансе;

-   преобладание сущности над формой – информация должна принимать во внимание не столько юридическую форму сделок и иных фактов хозяйственной деятельности, сколько их экономическую сущность. В случае несоблюдения этого принципа считается, что пользователь финансовой отчетности введен в заблуждение. Это связано с тем, что юридическая и экономическая сущность события может не совпадать.

Суть принципа – приоритет  имеет экономическое событие, а  не юридический документ, его подтверждающий. Это не означает, что в содержании всех документов экономическое содержание не совпадает с юридической сущностью. [6, c. 21]

Например. Бухгалтер выписал  чек на получение денег в банке, подписал его у руководителя. В  обычных условиях отражение этой операции производится при получении  выписки банка. Но требования принципа таковы, что в учете эта операция должна отражаться сразу после подписания чека.

Например. Не погашенные в  реальный срок суммы кредиторской задолженности  в бухгалтерском учете числятся до того момента, когда истечет срок исковой давности на условиях и в  порядке, предусмотренном гражданским  законодательством. Однако бывает так, что заранее известно, что долг не будет погашен, но он продолжает числиться в учете только потому, что не истекло 3 года. В этом случае предприятие должно списать задолженность  для достоверного представления  своего финансового положения, не дожидаясь  истечения этого срока.

Если четко, и не задумываясь, следовать этому принципу, то для  отражения в учете теряют свое назначение такие документы, как  акты выполненных работ, оказанных  услуг, счета, накладные и т.п. Многие бухгалтеры не отражают в учете факт выполнения каких-либо работ только потому, что заказчиком еще не подписан акт об их выполнении, несмотря на то, что факт реализации уже свершился, то есть возникает разница между экономической и юридической сущностью. В этом случае, следуя этому принципу бухгалтер обязан отразить в учете результат на основании свершившегося факта, а не оформленного документа.

Однако воспринимать это  как возможность отказа от оформления документов ни в коем случае нельзя, т. к. в юридическом и налоговом аспекте эти документы необходимы для подтверждения действий или событий. Поэтому в практической деятельности достаточно сложно следовать этому принципу и в таком случае необходимо прибегать к профессиональному суждению для своевременного принятия решения и, может быть, нарушать этот принцип.

Сопоставимость

Пользователи должны иметь  возможность сопоставлять финансовую отчетность организации за разные периоды  для того, чтобы определять тенденции  и динамику в ее финансовом положении  и результатах деятельности. Кроме  этого, также должна быть предоставлена  возможность сравнивать финансовую отчетность разных организаций с  тем, чтобы оценивать их относительное  финансовое положение, результаты деятельности и изменения в финансовом положении.

Таким образом, оценка и отражение  финансовых результатов от аналогичных  операций и других событий должны осуществляться по методологии, единой как для одной организации  на протяжении ее существования, также  и для сравнения разных организаций.

Важным условием сопоставимости как качественной характеристики является то, что пользователи информируются  о вариантах учетной политики, использованной при подготовке финансовой отчетности, любых изменениях в ней  и результатах этих изменений. Пользователи должны уметь определять различия между  вариантами учетной политики для  аналогичных операций и других событий, применяемых организацией из периода  в период, а также другими организациями. [6, c. 22]

Информация, содержащаяся в  финансовой отчетности организации, должна быть сопоставимой во времени и сравнимой  с информацией других предприятий, для идентификации динамики финансового  положения и результатов деятельности. Поэтому измерение и отражение  всех хозяйственных операций должны проводиться последовательно, в  соответствии с выбранной учетной  политикой.

Вышеизложенные принципы и характеристики исключительно  важны для подготовки финансовой отчетности и должны быть использованы по возможности в комплексе, особенно если данные такой отчетности будут  влиять на принятие управленческих или  инвестиционных решений.

Составлению отчетности предшествует значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному  графику. Эти обстоятельства придают  особое значение отчетности, в основе которой лежит бухгалтерская  информация. Вот почему функциональная роль современного бухгалтера состоит  не только в фиксировании хозяйственных  операций, но и в планировании, контроле и разработке, а также подготовке экономических решений по улучшению  деятельности своего предприятия.

При составлении отчетности следует придерживаться таких правил:

-   все хозяйственные операции, проведенные в отчетный период, а также результаты инвентаризации, нужно отражать полностью;

-   данные аналитического учета необходимо привести в соответствие с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца;

-   показатели финансовых отчетов и балансов должны быть тождественны данным синтетического и аналитического учетов;

-   данные вступительного баланса должны совпадать с данными утвержденного заключительного баланса. Если на отчетный период были изменения, то причины этого следует объяснить;

-   если в отчетности текущего или прошлого года были обнаружены искажения, то производятся изменения в отчетности соответствующего отчетного периода;

-   осуществлять надлежащее оформление оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации.

В целях обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны  проводить инвентаризацию активов  и обязательств не менее одного раза в год. [7]

Результаты инвентаризации имущества оформляется сличительной ведомостью, а расчетов с дебиторами и кредиторами – актом сверки расчетов. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в следующем  порядке:

-   излишки подлежат оприходыванию и зачислению в доход предприятия;

-   убыль (потери) ценностей в пределах установленных норм естественной убыли списывается на расходы предприятия;

-   недостача, а также потери сверх норм естественной убыли (бой, порча и лом ценностей) относятся на виновных лиц.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и  отчетности того месяца, в котором  была закончена инвентаризация.

Перед составлением годовой  финансовой отчетности, кроме инвентаризаций всех статей баланса необходимо:

-   обеспечить полное поступление в бухгалтерию документов из цехов (отделов), складов, от подотчетных лиц и т.д.;

-   включить все расходы за отчетный период в себестоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг);

-   полностью отразить в учете расходы периода;

-   списать остаток неиспользованного резерва по сомнительным долгам и прочим резервам;

-   списать соответствующие суммы доходов и расходов будущих периодов, падающих на данный отчетный период;

Проверенные данные Главной  книги и других регистров (машинограмм) служат основанием для заполнения бухгалтерского баланса и других форм финансовой отчетности.

Организация должна четко  выделять каждый из финансовых отчетов  и примечаний к ним и отделять их от прочей информации, содержащейся в том же документе. Помимо этого, организация выделяет следующую  информацию и повторяет ее в случаях, где таковое необходимо для понимания  представляемой информации:

1) название организации  и любые изменения в ее названии, произошедшие с конца прошлого  отчетного периода;

2) указание, охватывает ли  финансовая отчетность отдельную  организацию или группу организаций;

3) дата окончания отчетного  периода и периода, охватываемого  финансовыми отчетами;

4) валюта отчетности;

5) там, где уместно –  степень округления, использованного  при представлении сумм в финансовых  отчетах.

Оценка элементов финансовой отчетности – определение денежных сумм, по которым данные элементы признаются и фиксируются в бухгалтерском  учете и финансовой отчетности. Методы учета и порядок признания  элементов финансовой отчетности устанавливаются  в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском  учете и финансовой отчетности. [2]

Бухгалтерский баланс представляет активы, обязательства и капитал  субъекта по состоянию на определенную дату.

Бухгалтерский баланс, должен включать в себя следующие суммы:

1) денежные средства и  эквиваленты денежных средств;

2) торговую и прочую  дебиторскую задолженность;

3) финансовые активы;

4) запасы;

5) основные средства;

6) нематериальные активы;

7) биологические активы;

8) инвестиции, учтенные по  методу долевого участия;

9) итоговая сумма долгосрочных  активов, классифицированных как  предназначенные для продажи,  и активов, включенных в группы  на выбытие и классифицированных  как предназначенные для продажи;

10) торговую и прочую  кредиторскую задолженность;

11) финансовые обязательства;

12) обязательства и активы  по текущим налогам;

13) отложенные налоговые  обязательства и отложенные налоговые  активы;

14) обязательства, включенные  в группы на выбытие, классифицируемые  как удерживаемые для продажи.

15) оценочные обязательства;

16) доля меньшинства, представленная  отдельно от капитала акционеров  материнской организации;

17) капитал, относимый на  акционеров материнской организации.

Отчет о прибылях и убытках  должен включать в себя все статьи доходов и расходов, признанных за период

Отчет о прибылях и убытках, должен включать в себя следующие  суммы:

1) доход;

2) затраты на финансирование;

3) долю прибыли или убытка  от инвестиций в ассоциированную  организацию и совместную деятельность, учитываемых по методу долевого  участия;

4) расходы по уплате  налогов;

5) единую сумму, составляющую  итоговую сумму из прибыли  или убытка после налогов от  прекращенной деятельности и  прочего дохода или убытка  после налогов, признанного при  измерении справедливой стоимости,  за вычетом затрат на продажу  или выбытие активов;

6) прибыль или убыток.

Отчет об изменениях в капитале содержит прибыль или убыток за период, статьи доходов и расходов, признанных напрямую в составе капитала за период, влияния корректировок ошибок и  изменений в учетной политике за период, и – в зависимости  от формата отчета об изменениях в  капитале, которого придерживается субъект  – суммы инвестиций, произведенных  владельцам капитала субъекта, и суммы  дивидендов и иных распределений  выплаченных им за период.

Организация представляет отчет  об изменениях в капитале, показывая  непосредственно в самом отчете:

1) прибыль или убыток  за период;

2) каждую статью дохода  и расхода за период;

3) общую сумму доходов  и расходов за период;

4) по каждому компоненту  капитала влияние изменений в  учетной политике и корректировки  ошибок. [5]

Отчет о движении денежных средств содержит в себе информацию об изменениях в денежных средствах  и эквивалентах денежных средств  субъекта за период с подразделением таких изменений на изменения  от операционной, инвестиционной и  финансовой деятельности.

В отчете о движении денежных средств организация показывает потоки денежных средств за период, классифицированные по принадлежности к операционной деятельности, инвестиционной и финансовой деятельности.

Потоки денежных средств  от операционной деятельности преимущественно  извлекаются из основной приносящей доход деятельности предприятия. Таким  образом, как правило, они являются результатом операций и других событий, учитываемых при определении  прибыли или убытка. Примерами  потоков денежных средств от операционной деятельности являются:

1) денежные поступления  от продажи товаров и предоставления  услуг;

2) денежные поступления  от роялти, сборов, комиссионных  вознаграждений и прочая выручка;

3) денежные платежи поставщикам  за товары и услуги;

4) денежные платежи служащим  и от их лица;

5) денежные платежи или  возмещения налога на прибыль,  за исключением случаев, когда  они могут быть отнесены к  инвестиционной или финансовой  деятельности;

6) поступления денежных  средств и платежи в рамках  инвестиционных договоров, договоров  займа и иных договоров, удерживаемых  для заключения сделок или  в торговых целях, которые рассматриваются  как запасы, приобретенные специально  для перепродажи.

Некоторые операции, такие  как продажа единицы оборудования, могут привести к возникновению  прибыли или убытка, который включается в результат деятельности. Однако движение денежных средств, связанное  с такими операциями, является движением  денежных средств от инвестиционной деятельности.

Информация о работе Финансовая отчетность и анализ ее основных показателей