Финансовая отчетность и анализ ее основных показателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучение финансовой отчетности и анализа ее основных показателей.
В дипломной работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть финансовую отчетность как информационную базу оценки финансового состояния предприятия;
- изучить состав и содержание форм финансовой отчетности предприятия;

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 146.07 Кб (Скачать)

Динамика показателей  эффективности деятельности предприятия  характеризуется следующим: в 2007 году рентабельность реализованной продукции  составила 5,9%, капитала 8,4%, текущих  активов – 9,4%, а совокупных активов  – 3,9%.

В целом результаты оценки финансовой устойчивости предприятия  АО ИП «Эфес Караганда пивоваренный завод» позволяют сделать вывод  о том, что деятельность предприятия  и в целом состояние его  финансовой устойчивости можно охарактеризовать, как неудовлетворительное, потому что  показатели финансовой устойчивости, имеют тенденцию уменьшения на конец 2007 года, или имеют значения ниже рекомендуемых.

 
 

3.3 Проблемы модернизации и аналитичности финансовой отчетности

 

В Республике Казахстан продолжается интенсивное развитие экономики  и, как следствие, возникает необходимость  пересмотра ранее действовавших  нормативных актов и разработка новой законодательной базы. Одной  из таких систем, находящихся в  процессе реформирования, является бухгалтерская  учетная система Республики Казахстан. Целью введения МСФО в отечественную систему бухгалтерского учета как основы информационной базы является сведение к минимуму национальных различий отчетности и обеспечение надежности информации для принятия решений различными пользователями. [6, c. 3]]

В течение последних лет  в Казахстане проводится реформа  системы бухгалтерского учета. Две  главные задачи реформы: создание отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики (полезность при управлении и финансовом и экономическом анализе); создание отчетности, понятной зарубежным инвесторам (и, соответственно, способствующей их привлечению).

Задачами реформы являются:

- создать систему стандартов  учета и отчетности, которые гарантировали  бы предоставление полезной информации  пользователям, в первую очередь  – инвесторам;

- обеспечить согласованность  реформ с основными тенденциями  гармонизации стандартов на международном  уровне;

- оказать методическую  помощь организациям в понимании  и внедрении реформированной  модели бухгалтерского учета.

Использование МСФО предполагает:

- превращение экономики  Казахстана в органическую составляющую  мировой хозяйственной системы  (макроэкономическая установка на  привлечение иностранных инвестиций, выход казахстанских хозяйствующих  субъектов на мировые рынки  капитала, совместный бизнес);

- возможность использовать  мировой опыт формулирования  правил, принимаемых большинством  государств, для создания в кратчайшие  сроки эффективно работающей  системы, обеспечивающей потребности  рыночной экономики.

С точки зрения бизнесмена, который пытается наладить в Казахстане производство, реализовать проект или  установить партнерские отношения  с казахстанским предприятием, МСФО выполняют две важные функции: они  позволяют оценить и передать информацию. Прежде чем вложить капитал, инвестор должен оценить степень  риска и уметь управлять им. Немаловажный момент – возможность  информировать инвесторов и / или высшее руководство о меняющемся финансовом положении предприятия.

В Казахстане существуют риски, которые выходят за рамки обычных  параметров коммерческого анализа  рентабельности. Налоговые обязательства  выражены недостаточно четко, и контроль за их исполнением осуществляется нерегулярно. Другими словами, наблюдается отсутствие качественной отчетности, информационной прозрачности и, в конечном итоге, ответственности.

Компании, использующие МСФО, смогут найти новые источники  капитала и привлечь новых партнеров  для повышения своей эффективности. Эти предприятия получат доступ к информации о финансовом состоянии  потенциальных иностранных партнеров  и дополнительный инструментарий, позволяющий  усовершенствовать выбор таких  партнеров.

Среди причин, по которым  для казахстанских компаний важно  использовать МСФО, можно отметить следующие:

-   любым предприятиям, стремящимся в среднесрочной перспективе привлечь финансовые ресурсы путем продажи акций или получения кредитов, отчетность в соответствии с МСФО предоставит понятную информацию о финансовых показателях за предыдущие периоды, а также значительные преимущества. Возобновление крупного кредитования возможно при использовании высококачественных стандартов. Предприятия, составляющие отчетность согласно МСФО в течение двух и более лет, окажутся первыми претендентами на получение кредитов;

-   всем казахстанским предприятиям необходимо провести анализ своей коммерческой деятельности с целью повышения ее эффективности в условиях экономического спада. При анализе финансовых результатов именно МСФО обеспечивают достоверную базу для признания доходов и затрат, оценки активов. Переход на МСФО существенно расширит возможности руководства компаний в области управления и предоставит значительное преимущество перед конкурентами. Национальное законодательство служит стержнем государственного регулирования бухгалтерского учета. Национальное законодательство – совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти с соблюдением определенных процедур установленной формы.

Как известно, 28.02.2007 г. был принят новый Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» №234-III, который вступил в силу с 24.03.07 г. и обозначил очередной этап в реформировании учетной системы Республики Казахстан. Кроме этого, уполномоченный орган Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и аудита – Министерство финансов Республики Казахстан подготовило ряд нормативных актов, регулирующих внедрение этой системы, формальный срок применения которой определен с 01.01.2008 г. [6, с. 24].

Основными документами реформированной  национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в  Республике Казахстан по состоянию  на 1 января 2008 года считаются:

1. Закон Республики Казахстан  «О бухгалтерском учете и финансовой  отчетности» от 28 февраля 2007 года  №234.

2. Национальные стандарты  финансовой отчетности НСФО №1  и НСФО №2, утвержденные и зарегистрированные  в установленном порядке.

3. Приказ Министерства  Финансов Республики Казахстан  «Об утверждении Правил ведения  бухгалтерского учета» от 22 июня 2007 года №221.

4. Приказ Министерства  Финансов Республики Казахстан  «Об утверждении Типового плана  счетов бухгалтерского учета»  от 23 мая 2007 года №185.

5. Приказ Министерства  Финансов Республики Казахстан  «Об утверждении форм регистров  бухгалтерского учета» от 21 июня 2007 года №215.

6. Приказ Министерства  Финансов Республики Казахстан  «Об утверждении форм первичных  учетных документов» от 21 июня 2007 года №216.

7. Международные стандарты  финансовой отчетности и интерпретации  к ним:

-   Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ – IAS);

-   Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО – IFRS);

-   интерпретации ПКИ (SIC и IFRIC).

8. Концепции по подготовке  и составлению финансовой отчетности  по НСФО и МСФО.

9. Организационно-распорядительные  корпоративные документы субъекта, в т. ч. учетная политика, инструкции, указания, руководства, приказы,  положения и т.п., касающиеся формирования  и применения системы учета  и отчетности в конкретной  деятельности, разработанные и утвержденные  в установленном порядке.

В процессе трансформации  бухгалтерского учета при переходе на МСФО, предприятию необходимо пересмотреть учетную политику и график документооборота, отражающий движение первичных документов, поскольку информация о фактах финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, которые  могли иметь существенное влияние  на мнение пользователей финансовой отчетности, в соответствие с МСФО должна быть надежной, нейтральной, осмотрительной, полной и отражать экономическое  содержание событий и операций.

Дальнейшее развитие системы  бухгалтерского учета и финансовой отчетности необходимо осуществлять в  целях повышения качества, прозрачности и сопоставимости информации, формируемой  в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в соответствии с МСФО по следующим основным направлениям:

– подготовка и переподготовка специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета, аудитом финансовой отчетности;

– упрощение порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;

– изменение системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе международного опыта;

– участие в международном процессе развития бухгалтерского учета и аудита.

Необходимость перехода на Международные  стандарты финансовой отчетности определяется общей политикой государства  и стратегией реформ, ориентированных  на построение рыночной экономики в  Казахстане [19, с. 4].

Следовательно, интегрирование Казахстана в мировую экономику  требует включения норм или отдельных  документов международных общественных организаций в казахстанское  право и придания им статуса нормативных  правовых актов Республики Казахстан [20, с. 1].

В связи с этим в Закон  Республики Казахстан «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности»  от 28 февраля 2007 года №234 была введена  статья 16, из которой следует, что  МСФО должны стать составной частью национального законодательства Республики Казахстан, а определенные статьей 2 закона субъекты предпринимательства  обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с этими стандартами.

У всех пользователей отчетности есть определенные ожидания в части  содержания информации в финансовой отчетности. Для эффективного выполнения бухгалтерским учетом свойственных ему задач финансовая отчетность должна удовлетворять таким требованиям  как профессионализм, прозрачность, независимость, актуальность, стандартность, а также соответствовать принципам  и основным качественным характеристикам  бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Мировой опыт показывает, что  такие качественные характеристики как понятность, уместность, надежность и сопоставимость, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием международных стандартов или применением их в качестве основы построения национальной системы  бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Экономическая перспектива  применения МСФО заключается в более  эффективном распределении капитала, более широком выборе капиталовложений и росте их рентабельности, упрощается выход на мировой рынок, появляется возможность снижения затрат на привлечение  капитала. Что в следствие приведет к развитию новых бизнес структур, появлению новых рабочих мест, снижению безработицы, повышению конкурентоспособности  казахстанских организаций на международных  рынках, к экономическому росту страны в целом [29, с. 7].

Таким образом, внедрение  МСФО обусловлено интеграцией Казахстана в мировую экономику и вступлением  в ВТО, направлено на усиление казахстанских  организаций на международных рынках [30].

В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете  вне связи с изменениями в  экономике и реальным функционированием  рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Так, согласно действующему законодательству переход  на МСФО затрагивает все организации, но при этом необходим более взвешенный подход. В силу комплексности и  методологической сложности, МСФО практически  не применимы для субъектов малого и среднего предпринимательства. Более  того, как известно, последнее время  идет активный процесс совершенствования  самих стандартов, который еще  не закончен – в МСФО регулярно  вносятся существенные изменения, отслеживать  которые мелкие компании просто не в состоянии. В этой связи финансовую отчетность в соответствии с МСФО целесообразно составлять только субъектам  крупного предпринимательства и  акционерным обществам.

Таким образом, фактическое  внедрение МСФО в Республику Казахстан  осуществляется вне правового поля и в любой момент может быть оспорено третьими лицами.

Среди большого количества вопросов и сложностей переходного периода  реформ в 2006–2009 гг. можно выделить наиболее существенные, которые будут тормозить процесс перехода и освоения МСФО, а именно:

-  отсутствие комплекта переведенных на официальный язык РК МСФО и ПКИ в установленном ст. 16 Закона РК от 28.02.07 г. №234 порядке;

-  сложность восприятия словесных выражений и терминов МСФО при использовании переводов первоисточников на государственный и официальный языки РК и значительное количество новых терминов, без изучения которых невозможно продолжать освоение системы МСФО;

-  в процессе признания и оценки активов, обязательств и элементов капитала, как правило, требуется одновременное применение нескольких стандартов, согласно отсылкам или требованиям, указанным в самих стандартах, что значительно затрудняет и увеличивает период процесса изучения;

-  дефицит квалифицированных кадров, адекватно воспринимающих требования МСФО и умеющих находить достаточно обоснованные компромиссные решения при формировании учетной политики, а также свободно владеющих принципами профессионального суждения;

-  неудовлетворительное состояние бухгалтерского учета у большинства компаний (отсутствие рабочей учетной политики, отсутствие в учете и отчетности отдельных существенных статей, которые необходимо будет восстанавливать, неверное признание и оценка некоторых статей не только по правилам МСФО, но и даже по КСБУ);

-  недостаточное количество квалифицированных консультантов аудиторских компаний, способных грамотно и в то же время в доступной форме донести до основной массы пользователей правила конверсии и осуществить трансформацию в конкретных условиях, а в дальнейшем обеспечить сопровождение постановки учета.

Информация о работе Финансовая отчетность и анализ ее основных показателей