Финансовая отчетность и анализ ее основных показателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение финансовой отчетности и анализа ее основных показателей.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть финансовую отчетность как информационную базу оценки финансового состояния предприятия;
- изучить состав и содержание форм финансовой отчетности предприятия;
- провести обобщающую оценку финансового состояния предприятия.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 126.85 Кб (Скачать)

В течение  последних лет в Казахстане проводится реформа системы бухгалтерского учета. Две главные задачи реформы: создание отчетности, отвечающей требованиям  рыночной экономики (полезность при  управлении и финансовом и экономическом  анализе); создание отчетности, понятной зарубежным инвесторам (и, соответственно, способствующей их привлечению). 

Задачами  реформы являются: 

- создать  систему стандартов учета и  отчетности, которые гарантировали  бы предоставление полезной информации  пользователям, в первую очередь  - инвесторам; 

- обеспечить  согласованность реформ с основными  тенденциями гармонизации стандартов  на международном уровне; 

- оказать  методическую помощь организациям  в понимании и внедрении реформированной  модели бухгалтерского учета. 

Использование МСФО предполагает: 

- превращение  экономики Казахстана в органическую  составляющую мировой хозяйственной  системы (макроэкономическая установка  на привлечение иностранных инвестиций, выход казахстанских хозяйствующих  субъектов на мировые рынки  капитала, совместный бизнес); 

- возможность  использовать мировой опыт формулирования  правил, принимаемых большинством  государств, для создания в кратчайшие  сроки эффективно работающей  системы, обеспечивающей потребности  рыночной экономики. 

С точки  зрения бизнесмена, который пытается наладить в Казахстане производство, реализовать проект или установить партнерские отношения с казахстанским  предприятием, МСФО выполняют две  важные функции: они позволяют оценить  и передать информацию. Прежде чем  вложить капитал, инвестор должен оценить  степень риска и уметь управлять  им. Немаловажный момент - возможность  информировать инвесторов и / или  высшее руководство о меняющемся финансовом положении предприятия. 

В Казахстане существуют риски, которые выходят  за рамки обычных параметров коммерческого  анализа рентабельности. Налоговые  обязательства выражены недостаточно четко, и контроль за их исполнением  осуществляется нерегулярно. Другими  словами, наблюдается отсутствие качественной отчетности, информационной прозрачности и, в конечном итоге, ответственности. 

Компании, использующие МСФО, смогут найти новые  источники капитала и привлечь новых  партнеров для повышения своей  эффективности. Эти предприятия  получат доступ к информации о  финансовом состоянии потенциальных  иностранных партнеров и дополнительный инструментарий, позволяющий усовершенствовать  выбор таких партнеров. 

Среди причин, по которым для казахстанских  компаний важно использовать МСФО, можно отметить следующие: 

- любым  предприятиям, стремящимся в среднесрочной  перспективе привлечь финансовые  ресурсы путем продажи акций  или получения кредитов, отчетность  в соответствии с МСФО предоставит  понятную информацию о финансовых  показателях за предыдущие периоды,  а также значительные преимущества. Возобновление крупного кредитования  возможно при использовании высококачественных  стандартов. Предприятия, составляющие  отчетность согласно МСФО в  течение двух и более лет,  окажутся первыми претендентами  на получение кредитов; 

- всем  казахстанским предприятиям необходимо  провести анализ своей коммерческой  деятельности с целью повышения  ее эффективности в условиях  экономического спада. При анализе  финансовых результатов именно  МСФО обеспечивают достоверную  базу для признания доходов  и затрат, оценки активов. Переход  на МСФО существенно расширит  возможности руководства компаний  в области управления и предоставит  значительное преимущество перед  конкурентами. Национальное законодательство  служит стержнем государственного  регулирования бухгалтерского учета.  Национальное законодательство - совокупность  общеобязательных правовых актов,  издаваемых органами государственной  власти с соблюдением определенных  процедур установленной формы. 

Как известно, 28.02.2007 г. был принят новый Закон  Республики Казахстан «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности»  №234-III, который вступил в силу с 24.03.07 г. и обозначил очередной  этап в реформировании учетной системы  Республики Казахстан. Кроме этого, уполномоченный орган Республики Казахстан  по вопросам бухгалтерского учета и  аудита - Министерство финансов Республики Казахстан подготовило ряд нормативных  актов, регулирующих внедрение этой системы, формальный срок применения которой  определен с 01.01.2008 г. [6, с. 24]. 

Основными документами реформированной национальной системы бухгалтерского учета и  финансовой отчетности в Республике Казахстан по состоянию на 1 января 2008 года считаются: 

1. Закон  Республики Казахстан «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности»  от 28 февраля 2007 года №234. 

2. Национальные  стандарты финансовой отчетности  НСФО №1 и НСФО №2, утвержденные  и зарегистрированные в установленном  порядке. 

3. Приказ  Министерства Финансов Республики  Казахстан «Об утверждении Правил  ведения бухгалтерского учета»  от 22 июня 2007 года №221. 

4. Приказ  Министерства Финансов Республики  Казахстан «Об утверждении Типового  плана счетов бухгалтерского  учета» от 23 мая 2007 года №185. 

5. Приказ  Министерства Финансов Республики  Казахстан «Об утверждении форм  регистров бухгалтерского учета»  от 21 июня 2007 года №215. 

6. Приказ  Министерства Финансов Республики  Казахстан «Об утверждении форм  первичных учетных документов»  от 21 июня 2007 года №216. 

7. Международные  стандарты финансовой отчетности  и интерпретации к ним: 

- Международные  стандарты бухгалтерского учета  (МСБУ - IAS); 

- Международные  стандарты финансовой отчетности (МСФО - IFRS); 

- интерпретации  ПКИ (SIC и IFRIC). 

8. Концепции  по подготовке и составлению  финансовой отчетности по НСФО  и МСФО. 

9. Организационно-распорядительные  корпоративные документы субъекта, в т. ч. учетная политика, инструкции, указания, руководства, приказы,  положения и т.п., касающиеся формирования  и применения системы учета  и отчетности в конкретной  деятельности, разработанные и утвержденные  в установленном порядке. 

В процессе трансформации бухгалтерского учета  при переходе на МСФО, предприятию  необходимо пересмотреть учетную политику и график документооборота, отражающий движение первичных документов, поскольку  информация о фактах финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, которые  могли иметь существенное влияние  на мнение пользователей финансовой отчетности, в соответствие с МСФО должна быть надежной, нейтральной, осмотрительной, полной и отражать экономическое  содержание событий и операций. 

Дальнейшее  развитие системы бухгалтерского учета  и финансовой отчетности необходимо осуществлять в целях повышения  качества, прозрачности и сопоставимости информации, формируемой в бухгалтерском  учете и финансовой отчетности в  соответствии с МСФО по следующим  основным направлениям: 

- подготовка  и переподготовка специалистов, занятых организацией и ведением  бухгалтерского учета, аудитом  финансовой отчетности; 

- упрощение  порядка ведения бухгалтерского  учета и составления финансовой  отчетности для субъектов малого  и среднего предпринимательства; 

- изменение  системы регулирования бухгалтерского  учета и финансовой отчетности  на основе международного опыта; 

- участие  в международном процессе развития  бухгалтерского учета и аудита. 

Необходимость перехода на Международные стандарты  финансовой отчетности определяется общей  политикой государства и стратегией реформ, ориентированных на построение рыночной экономики в Казахстане [19, с. 4]. 

Следовательно, интегрирование Казахстана в мировую  экономику требует включения  норм или отдельных документов международных  общественных организаций в казахстанское  право и придания им статуса нормативных  правовых актов Республики Казахстан [20, с. 1]. 

В связи  с этим в Закон Республики Казахстан  «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года №234 была введена статья 16, из которой  следует, что МСФО должны стать составной  частью национального законодательства Республики Казахстан, а определенные статьей 2 закона субъекты предпринимательства  обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с этими стандартами. 

У всех пользователей отчетности есть определенные ожидания в части содержания информации в финансовой отчетности. Для эффективного выполнения бухгалтерским учетом свойственных ему задач финансовая отчетность должна удовлетворять таким требованиям  как профессионализм, прозрачность, независимость, актуальность, стандартность, а также соответствовать принципам  и основным качественным характеристикам  бухгалтерского учета и финансовой отчетности. 

Мировой опыт показывает, что такие качественные характеристики как понятность, уместность, надежность и сопоставимость, определяющие полезность информации, достигаются  непосредственным использованием международных  стандартов или применением их в  качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и  финансовой отчетности. Экономическая  перспектива применения МСФО заключается  в более эффективном распределении  капитала, более широком выборе капиталовложений и росте их рентабельности, упрощается выход на мировой рынок, появляется возможность снижения затрат на привлечение  капитала. Что в следствие приведет к развитию новых бизнес структур, появлению новых рабочих мест, снижению безработицы, повышению конкурентоспособности  казахстанских организаций на международных  рынках, к экономическому росту страны в целом [29, с. 7]. 

Таким образом, внедрение МСФО обусловлено  интеграцией Казахстана в мировую  экономику и вступлением в  ВТО, направлено на усиление казахстанских  организаций на международных рынках [30]. 

В то же время форсирование изменений в  бухгалтерском учете вне связи  с изменениями в экономике  и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации, дискредитации  МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Так, согласно действующему законодательству переход на МСФО затрагивает  все организации, но при этом необходим  более взвешенный подход. В силу комплексности и методологической сложности, МСФО практически не применимы  для субъектов малого и среднего предпринимательства. Более того, как  известно, последнее время идет активный процесс совершенствования самих  стандартов, который еще не закончен - в МСФО регулярно вносятся существенные изменения, отслеживать которые  мелкие компании просто не в состоянии. В этой связи финансовую отчетность в соответствии с МСФО целесообразно  составлять только субъектам крупного предпринимательства и акционерным  обществам. 

Таким образом, фактическое внедрение  МСФО в Республику Казахстан осуществляется вне правового поля и в любой  момент может быть оспорено третьими лицами. 

Среди большого количества вопросов и сложностей переходного периода реформ в 2006-2009 гг. можно выделить наиболее существенные, которые будут тормозить процесс  перехода и освоения МСФО, а именно: 

- отсутствие  комплекта переведенных на официальный  язык РК МСФО и ПКИ в установленном  ст. 16 Закона РК от 28.02.07 г. №234 порядке; 

- сложность  восприятия словесных выражений  и терминов МСФО при использовании  переводов первоисточников на  государственный и официальный  языки РК и значительное количество  новых терминов, без изучения  которых невозможно продолжать  освоение системы МСФО; 

- в процессе  признания и оценки активов,  обязательств и элементов капитала, как правило, требуется одновременное  применение нескольких стандартов, согласно отсылкам или требованиям,  указанным в самих стандартах, что значительно затрудняет и  увеличивает период процесса  изучения; 

- дефицит  квалифицированных кадров, адекватно  воспринимающих требования МСФО  и умеющих находить достаточно  обоснованные компромиссные решения  при формировании учетной политики, а также свободно владеющих  принципами профессионального суждения; 

Информация о работе Финансовая отчетность и анализ ее основных показателей