Факторинг в системе кредитования внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы являются рассмотрение возможностей, которые дают факторинговые операции белорусским участникам рынка, техническое осуществление этих операций, особенности их проведения в Республике Беларусь, разработка конкретных предложений по применению международного факторинга с учетом международного опыта.
Для достижения этих целей были решены следующие задачи:
во-первых, показано место факторинга в системе кредитования внешней торговли, раскрыта его сущность, функции и виды;
во-вторых, проанализированы нормативно-законодательные основы проведения факторинговых операций;
в-третьих, проведен анализ практики проведения операций факторинга в Республике Беларусь на примере ОАО «Белвнешэкономбанк»;
в-четвертых, освещены выгоды и перспективы развития международного факторинга в Белоруссии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФАКТОРИНГ В СИСТЕМЕ КРЕДИТОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1. Формы нетрадиционного кредитования внешней торговли 7
1.2. Международный факторинг, его сущность и функции. 10
1.3. Виды факторинга в системе международного кредитования. 15
2. ПРАКТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКТОРИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
2.1. Нормативно – правовые основы операций международного факторинга 23
2.2. Анализ практики проведения операций международного факторинга в Республике Беларусь (на примере ОАО «Белвнешэкономбанк») 27
3. ФАКТОРИНГ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БЕЛОРУССКОГО РЫНКА 40
3.1.Факторинг в Республике Беларуси ……………………………………….......40
3.2. Перспективы развития международного факторинга как формы кредитования внешней торговли 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

1. факторинг в системе кредитования внешней торговли 7.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

Таблица 3.4.

Виды факторинга и их основные типы

 

Авансовое финансирование

Защита от «плохих» долгов (т.е. отсутствие долгов)

Извещение должника о  замене кредитора

Ведение учета

Взыскание задолженности

Альтернативные названия

Полный факторинг

В

В

В

В

В

Открытый факторинг (с  извещением)

Факторинг с регрессом

В

Н

В

В

В

Bulk factoring

В

Н

В

Н

Н

Факторинг с наступившим  сроком платежа

Н

В

В

В

В

Агентский факторинг

В

И

О

И

Н

Дисконтирование фактур

В

Н

Н

Н

Н

Конфиденциальный факторинг (без извещения)

Нераскрытый факторинг

В

И

Н

Н

Н


 

Пояснение: В – всегда; О – обычно; И – иногда; Н – никогда (или очень редко)

При регламентации договора факторинга в белорусском законодательстве изначально была выбрана модель капиталоемкой операции, которая уже по определению должна быть банковской (отброшены не только торговая или торгово-финансовая модели). Другие варианты факторинга, основанные лишь на гарантийной функции фактора или же предусматривающие оказание клиенту дополнительных услуг, не подпадают под определение факторинга. Ввиду достаточно узкой формулировки статьи 722 ГК РБ не соответствуют этому определению и некоторые другие разновидности данной операции (например, факторинг с наступившим сроком платежа, при определенных обстоятельствах, импортный факторинг).

 

Договор факторинга

Поскольку в  большинстве зарубежных стран факторинг  как особый вид договора не регламентирован, для его объяснения чаще всего  используют или конструкцию купли-продажи права требования, или же факторинг оформляется как обычный банковский кредит под обеспечение дебиторской задолженности. В Беларуси также могут применяться обе эти конструкции, и разница между ними наиболее четко прослеживается в статье 159 БК РБ, определяющей судьбу полученных фактором сумм, а именно:

● факторинг по типу кредитной операции под обеспечение дебиторской задолженности —кредитом является сумма финансирования, предоставленная фактором, а уступка права требования к покупателю рассматривается в качестве способа обеспечения его возврата (обычно это всегда факторинг с правом регресса, то есть кредитные риски несет продавец);

● факторинг по типу посреднической операции2 (купля-продажа дебиторской задолженности) — когда фактор покупает право требования к покупателю (аналогия с учетом векселя). В отличие от предыдущего типа факторинга — скорее это не активная, а посредническая банковская операция, хотя в нашей стране действующие правила бухгалтерского учета финансирования под уступку денежного требования (факторинг) в банках Республики Беларусь (утверждены постановлением Правления Национального банка от 04.04.2002 № 112) разницы между ними в учете не предусматривают. Наличие или отсутствие у фактора права регресса определяется условиями договора (принимает продавец на себя поручительство за покупателя либо нет).

В обоих случаях  цессия — один из элементов факторинговой операции. Однако она не может объяснить сути факторинга, поскольку выполняет лишь “транспортную” функцию и является техническим приемом. Все объекты гражданских прав делятся на материальные (вещи), для передачи которых особенной частью ГК РБ предусмотрено множество видов договоров (купля-продажа, аренда, мена, заем и т. д.), и нематериальные (права требования), для передачи которых в силу исторической традиции предусмотрен только один вид договора — цессия.

Также между  нормами ГК РБ об уступке права требования и нормами БК РБ о факторинге существуют следующие различия:

● уступка требования в чистом виде — абстрактная сделка (действительна независимо от основания своего совершения), тогда как условие о цессии в договоре факторинга сформулировано в белорусском законодательстве как каузальная сделка (право требования передается, поскольку от фактора получено финансирование);

● при факторинге может уступаться только денежное требование, которое связано с предпринимательской деятельностью (плата за товары, работы, услуги);

● возможность  уступки будущих требований при факторинге и невозможность при цессии;

● отсутствие необходимости  уведомлять должника о совершенной  передаче права требования в скрытом факторинге;

● недействительность запрета уступки для фактора (статья 157 БК РБ);

● ограничения  последующей уступки в факторинге (статья 158 БК РБ).

Между тем противоречия здесь не существует: договор факторинга — самостоятельный вид договора, включающий цессию в качестве одного из механизмов, “атипичным” образом обеспечивающего погашение кредита, предоставленного фактором. Поэтому раскладывать факторинговую операцию на отдельные составляющие можно лишь в научных и познавательных целях, с практической точки зрения это недопустимо, поскольку требования законодательства к договору факторинга и уступке требования по целому ряду позиций отличаются.

Логично предположить, что двум различным типам факторинговой операции будут соответствовать два разных способа начисления вознаграждения банка: дисконт, рассчитанный на предварительной основе (при покупке требования); проценты (если кредитный тип операции). Однако зарубежный опыт показывает, что это не обязательно. Например, в Великобритании, где подавляющее большинство факторинговых операций облечены в форму купли-продажи требования, применяются следующие методы учета факторинговых операций: на дату взыскания (англ. collection date) и на дату наступления срока платежа (англ. maturity date). В последнем случае, как отмечают английские специалисты, “величина дисконта… рассчитывается как проценты, которые плательщик получил бы, если бы отложил платеж до указанной в договоре даты (англ. due date)”. При этом “дата наступления срока платежа рассчитывается с учетом среднего периода пользования кредитом, который предоставлял продавец покупателю последние 1—2 года. Дисконт вычитается из каждой партии инвойсов, с учетом средневзвешенной даты выписки инвойса”.

Таким образом, существующая в Беларуси законодательная база различает два неоднородных по своему экономическому содержанию типа факторинговых операций. Выражается это, прежде всего, в степени риска, который несет фактор (наличие либо отсутствие права регресса). Также по-разному может определяться размер предстоящих от должника поступлений.

Экономическая суть и юридическая квалификация договора факторинга имеют важное значение с точки зрения налогообложения, и прежде всего косвенными налогами. При этом следует отметить, что в большинстве стран банки не являются плательщиками НДС (в Беларуси см.: пункт 2.22 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 “О налоге на добавленную стоимость”) и других аналогичных налогов по банковским операциям. Поэтому чаще всего фактор выступает лишь плательщиком косвенных налогов, если это не банк. Кроме того, экономическая квалификация факторинговой операции имеет значение и с точки зрения налогообложения клиента-продавца.

В результате вступления фактора в денежное обязательство между продавцом и покупателем путем предоставления финансирования именно фактор становится кредитором по этому обязательству (неверно говорить, что фактор становится собственником уступленного права требования, поскольку в отечественном гражданском праве конструкция “право собственности на право требования” не признается, в собственности могут находиться только материальные объекты). В белорусской практике финансирование продавца обычно не предусматривает заключения договора залога дополнительно.

    1. Перспективы развития международного факторинга как формы кредитования внешней торговли

Выше уже говорилось о повышенном значении факторинговых  услуг для белорусских предприятий и,  следовательно,  больших возможностях банков,  предоставляющих эти услуги,  по использованию преимуществ этих операций.  Существуют и другие особенности,  оказавшие влияние на становление операций международного факторинга в республике и продолжающих определять их применение.

Несомненно, под влиянием именно этих особенностей будет продолжаться дальнейшее развитие этих операций.

Для обоих сторон факторинговых договоров возрастает значение факторинга в связи с невозможностью использования или неразвитостью других посредническо-комиссионных операций по финансированию (форфейтинг,  финансовый лизинг).  Для белорусских банков важно также отсутствие конкуренции (или сотрудничества) со стороны специализированных фактор-фирм,  в отличии от международной практики.

Кроме того,  банки  республики имеют возможность воспользоваться  зарубежным опытом проведения факторинговых  операций,  избежав множества ошибок.  Так,  если развитие факторинговых операций в их современном виде началось в мире в операций американских банков в 50-е годы,  а официально эти операции были признаны в США уже в 1963 г.,  то опыт отечественных банков не составляет и 10 лет.  Ощутимое развитие факторинг в Республике Беларусь получил лишь в операциях коммерческих банков в 1997 гг. 

При этом международный  факторинг осуществлялся практически  только головными банками.  В условиях же увеличения числа убыточных предприятий,  незначительного опыта самих банков по работе на международном рынке международный факторинг осуществлялся крайне осторожно - проверка жизненности факторинговых операций велась наименее рисковыми методами,  т.е. частичным открытым факторингом с правом регресса с наиболее надежной клиентурой. В  результате,  пользователями факторинговых услуг стали преимущественно крупные столичные предприятия республики,  такие как МТЗ, ПО «Полимир», ПО «Нафтан»,  БМЗ,  АТЛАНТ.  Только в 2001г. начато сотрудничество с рядом экспортно-ориентированных предприятий среднего уровня [27, с. 61].

Однако,  как показывает опыт Белвнешэкономбанка,  пропаганда среди клиентуры преимуществ  факторинговых операций находит  у них живой отклик и заинтересованность,  может стать хорошим стимулом для привлечения клиентуры.  К тому же,  в республике факторинг может дать несвойственные для него выгоды.

Это касается отличия  факторинга от уступки требования при  кредитных взаимоотношениях,  подчеркиваемого отдельными специалистами (у российских авторов это же различие описывается в качестве отличительной черты банковского гарантирования и факторингового обслуживания [13, с. 64]).  Разница,  по их мнению,  заключается в том,  что под уступкой права требования в кредитных операциях понимается передача цессионарию-кредитору требования от своего дебитора в счет погашения существующей задолженности перед цессионарием. Но в соответствии с действующим законодательством при наличии бюджетной картотеки у заемщика такое погашение кредитов представляется невозможным из-за того,  что погашение кредитов находится во II группе очередности.  В то же время осуществляя факторинговый платеж банк направляет выручку за продукцию,  из которой должны производиться налоговые и другие первоочередные отчисления.  А после получения платежа банком он уже не должен вторично ничего отчислять,  в том числе и взысканный им кредит и оплату факторинговых услуг.

Достаточно важным вопросом в банковской практике является также  вопрос обеспечения возвратности факторингового платежа и платы за пользование факторинговыми услугами.

Поскольку факторинг  является одной из форм кредитования оборотного капитала предприятия-поставщика, на него распространяются все требования, предъявляемые к порядку выдачи банковского кредита. «Порядок проведения факторинговых операций в РБ» отражает лишь специфику факторинговых отношений, основываясь на законодательстве о банковском кредитовании.

В соответствии с п. 6 «Порядка проведения факторинговых операций в РБ», банк вправе требовать от поставщика, учитывая риск при проведении этих операций (при факторинговом обслуживании с правом регресса), в качестве обеспечения выполнения обязательств документы, подтверждающие залоговые обязательства перед банком, предоставление баланса и другой необходимой информации, характеризующей финансовое состояние поставщика.

В соответствии с п. 17 «Правил предоставления кредитов банками  РБ» № 11.11 от 18.05.2000г., «формами исполнения обязательства могут быть: залог, в соответствии с Законом РБ «О залоге», гарантии и поручительства, согласно ГК РБ. Одним ссудозаемщиком может быть использовано несколько форм обеспечения возврата кредита .

Таким образом, формами  обеспечения возврата факторингового платежа могут являться поручительство, гарантия и залог имущества.

Поручительством, в соответствии с гражданским законодательством может обеспечиваться любое действительное требование.

На мой взгляд, банк вправе заключить договор поручительства в качестве обеспечения возврата факторингового платежа, хотя это прямо  не отражено в положении о факторинге. Ведь если банк вправе требовать от поставщика залоговые обязательства при оказании факторинговых услуг с правом регресса, то он вправе требовать и предоставление поручительства, ибо и залогом и поручительством может обеспечиваться лишь действительное требование. Если законодатель признал регрессное требование при факторинге действительным, и оно может обеспечиваться залогом, то оно может обеспечиваться и поручительством.

Банк может на законных основаниях принимать поручительство по оплате суммы комиссионного вознаграждения и процентов за кредит третьим лицом за поставщика (заемщика) по договору факторинга, так как это требование однозначно является действительным (возникшим в момент осуществления факторингового платежа на счет поставщика-заемщика). Таким же образом может обеспечиваться и требование по возврату факторингового платежа при факторинге без права регресса.

Информация о работе Факторинг в системе кредитования внешней торговли