Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа
Целью настоящей работы являются рассмотрение возможностей, которые дают факторинговые операции белорусским участникам рынка, техническое осуществление этих операций, особенности их проведения в Республике Беларусь, разработка конкретных предложений по применению международного факторинга с учетом международного опыта.
Для достижения этих целей были решены следующие задачи:
во-первых, показано место факторинга в системе кредитования внешней торговли, раскрыта его сущность, функции и виды;
во-вторых, проанализированы нормативно-законодательные основы проведения факторинговых операций;
в-третьих, проведен анализ практики проведения операций факторинга в Республике Беларусь на примере ОАО «Белвнешэкономбанк»;
в-четвертых, освещены выгоды и перспективы развития международного факторинга в Белоруссии.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФАКТОРИНГ В СИСТЕМЕ КРЕДИТОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1. Формы нетрадиционного кредитования внешней торговли 7
1.2. Международный факторинг, его сущность и функции. 10
1.3. Виды факторинга в системе международного кредитования. 15
2. ПРАКТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКТОРИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
2.1. Нормативно – правовые основы операций международного факторинга 23
2.2. Анализ практики проведения операций международного факторинга в Республике Беларусь (на примере ОАО «Белвнешэкономбанк») 27
3. ФАКТОРИНГ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БЕЛОРУССКОГО РЫНКА 40
3.1.Факторинг в Республике Беларуси ……………………………………….......40
3.2. Перспективы развития международного факторинга как формы кредитования внешней торговли 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На более позднем историческом этапе некоторые комиссионеры в силу различных причин отказывались от коммерческих функций и сосредоточивались на финансовой стороне обслуживания своих клиентов. Постепенно факторы перешли к прямой покупке у поставщика его платежных документов под финансирование его оборотного капитала. Считается, что именно в этот период сформировался современный факторинг. Начавшись как чисто торговая деятельность комиссионных агентов (посредников) и переродившись в финансовую операцию (один из видов кредитования), факторинг стал составной частью деятельности коммерческих банков и специализированных компаний. В настоящее время факторинговые операции получили наибольшее распространение в Западной Европе, в то время как Америка, лидировавшая в конце 70-х – начале 80-х годов в удельном весе проведения факторинговых платежей несколько отстала от Европы. С 1979 по 1989гг. доля европейских фактор-фирм в совокупном мировом факторинговом обороте увеличилась с 40,5 до 61,1%, в то время как объем факторинговых платежей на американском континенте упал за тот же период с 54,3 до 27,9% [27, с. 61]. Такое соотношение стимулировало процесс создания законодательной базы по факторингу в странах континентального европейского права. Наибольшего успеха в этом достигла Россия, где в новый Гражданский кодекс отдельной главой включены положения, регулирующие финансирование под уступку денежного требования.
Необходимость в унификации
регулирования факторинговой
Данная Конвенция сыграла значительную роль в развитии факторинговой деятельности, поскольку национальное законодательство многих государств не содержало практически никаких норм, регулирующих факторинг. Конвенция послужила основой для разработки национального законодательства в данной области, после ее принятия ряд государств ввели факторинг в систему своего гражданского права.
В соответствии со статьей 1 Конвенции под факторинговым договором понимается договор, заключенный между поставщиком и фактором, в соответствии с которым:
Поставщик поручает или принимает на себя обязательство поручить фактору сбор дебиторской задолженности по договорам купли-продажи товаров, заключенным между поставщиком и его клиентами (дебиторами). (При этом в качестве товара по указанным договорам не могут выступать предметы или иное имущество, приобретенное, в первую очередь, для личного, семейного или домашнего использования).
Фактор же должен исполнять по крайней мере две из перечисленных ниже функций:
Дебиторы (должники), как правило должны получить письменное уведомление о передаче права на получение дебиторской задолженности.
В мировой практике сложилось
следующее определение
Основной принцип факторинга состоит в том, что фактор-фирма покупает у своих клиентов их требования к покупателям, в течение 2-3 дней оплачивает им от 70 до 90% суммы отфактурованных поставок в виде аванса; оставшиеся 10-30% клиент получает после того, как к нему поступит счет от покупателя, независимо от оплаты [14, с. 513].
Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь вследствие задержки платежа и предотвращения появления сомнительных долгов (т.е. долгов, своевременная оплата которых сомнительна), предоставление (по желанию поставщика) кредита в форме предварительной оплаты, повышение ликвидности и уменьшение финансового риска для клиента (в основном новых предприятий с быстрорастущим оборотом), которые не хотят брать на себя выполнение работы по проверке платежеспособности своих контрагентов, ведению бухгалтерского учета в отношении своих требований и заинтересованы, по возможности, в наиболее быстром получении денег по своим счетам.
Факторинговая компания становится собственником неоплаченных платежных документов и берет на себя риск их неоплаты (хотя кредитоспособность должников предварительно проверяется). В соответствии с договором она обязуется платить сумму переуступленных ей платежных требований независимо от того, оплатили ли свои долги контрагенты поставщика. Вследствие этого поставщик знает точную дату оплаты своих требований и может планировать совершение своих платежей. Благодаря факторингу достигается ускорение оборачиваемости средств в расчетах. Авансирование факторинговой компанией поставщика позволяет ему обходиться без кредитов банка.
В основе факторинговых
операций лежит так называемое «дисконтирование
фактур» — покупка фактор-
Как показывает практика, клиентами факторинговых компаний выступают, как правило, мелкие и средние торгово-промышленные компании, торговые агенты, дилеры и т.п., рассчитывающиеся обычно по открытому счету. Подавляющая часть клиентов — поставщики товаров сравнительно небольшой единичной стоимости (готовая одежда, обувь, мебель, ковры, бытовая электроника, компоненты для ЭВМ, химикаты).
Применение факторингового обслуживания наиболее эффективно для малых и средних предприятий, имеющих перспективы увеличения объемов производства и сталкивающихся с проблемой временной нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и трудностей, связанных с производственным процессом. Преимущество такой формы услуг заключается в увеличении ликвидности, а достаточно высокий уровень ликвидности является предпосылкой для быстрого роста предприятия. Именно при быстро растущем обороте предприятие обязано аккумулировать ликвидные средства в больших объемах, чтобы погасить счета своих поставщиков, оплатить заработную плату и предоставить своим клиентам тот же самый срок платежа, что и их конкуренты.
Стоимость факторинговых услуг состоит из двух составных элементов.
Во-первых, платы за управление, т.е. комиссии за собственное факторинговое обслуживание – ведение бухгалтерского учета, страхование от появления сомнительных долгов и т.д. Размер данной платы рассчитывается как процент от общей стоимости купленных счетов, и его величина значительно варьируется в зависимости от масштабов и структуры производственной деятельности поставщика, оценки компанией объема работ, степени кредитного риска, кредитоспособности покупателей, а также от специфики и коньюктуры рынка финансовых услуг той или иной страны. В большинстве стран он находится в пределах 0,5 – 3,0 %. При наличии регресса делается скидка на 0,2 – 0,5 %. Плата за учет (дисконтирование) счетов-фактур составляет 0,1 – 1,0 % отфактурованных поставок.
Во-вторых, платы за учетные операции, которая взимается факторинговой компанией с суммы средств, предоставляемых поставщику авансом (в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований), за период со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Ее ставка обычно на 2 – 4 % превышает банковскую ставку, используемую при краткосрочном кредитовании клиентом с аналогичным оборотом и кредитоспособностью, что обусловлено необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска факторинговой компании [16, с. 35].
Операция международного факторинга представляет собой трехстороннее правоотношение, в котором участвуют:
Несмотря на то, что операция международного факторинга предполагает наличие трех субъектов - поставщика, фактора и должника, сторонами по договору факторинга являются лишь поставщик и фактор, должник же, участвуя в данной операции, не участвует в договоре и не может повлиять на его содержание. Это объясняется тем, что должнику все равно, кому исполнять свое обязательство, поскольку обязательство, по которому передается право требования, не носит личного характера.
Исходя из изложенного выше можно вывести следующие правовые особенности договора международного факторинга:
1. Договор международного
факторинга является
2. В силу предпринимательского
характера договора
3. Фактор не несет ответственности за неисполнение договора поставщиком перед покупателем.
4. Договор международного факторинга является сложной сделкой, включающей в себя элементы договора займа (для скрытого факторинга) или уступки требования (для открытого факторинга), агентского договора, договора поручения (для скрытого факторинга), а также подряда (возмездного оказания услуг).
5. Международный характер
договора факторинга следует
из факта нахождения в разных
государствах поставщика и
Факторинговые договора можно классифицировать по следующим признака: по территории действия, по форме заключения договора, по условиям платежа, по объему оказываемых услуг. Классификацию договоров факторинга рассмотрим на нижеследующей схеме [21, с. 17]:
Классификация факторинговых операций
Рис. 1.1. Классификация факторинговых операций
Первоначально факторинговые
сделки по своей правовой природе
были ближе к агентским договорам
(договорам комиссии или поручения
в континентальной системе
Такое различие в правовой природе сделок, оформляющих операции по факторингу, обусловлено тем, что под термином «факторинг» понимаются два вида сделок, близких с экономической точки зрения, но отличающихся по правовой природе: «открытый факторинг» и «скрытый факторинг».
Под скрытым (конфиденциальным) факторингом (англ.: confidential factoring, undisclosed factoring) обычно понимается сделка, в силу которой лицо, поставляющее товар, выполняющее работу или оказывающее услугу (поставщик), передает другому лицу (фактору) права на будущую выручку от реализации поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг), оставаясь стороной в сделке с покупателем (заказчиком). То есть при скрытом факторинге должника вообще не ставят в известность о заключении договора факторинга, фактор оплачивает требования поставщика и вступает во взаимоотношения с должником от имени поставщика; фактор при взыскании суммы с должника (покупателя, заказчика) действует от имени и по поручению поставщика. В международной практике скрытым факторингом признаются и отношения, когда сам поставщик осуществляет получение денежных средств с покупателя (заказчика), а факт кредитования поставщика, равно как и наличия самого факторингового договора, не раскрывается третьим лицам.
При «скрытом» («тихом») факторинге клиент заключает договор со своим фактор-банком, регулярно его информирует обо всех заключенных сделках и присылает копии всех экспортных счетов. Контрагенты экспортера не ставятся об этом в известность. Фактор-банк выплачивает своему клиенту, как правило, 80% суммы счета. После получения денег по счету покупателя, клиент рассчитывается с фактор-банком. Но если покупатель не оплатил счет (обычно в течение 60 дней после истечения срока), экспортер информирует его об уступке («цессии») долговых обязательств (платежных требований) фактор-банку. Банк, со своей стороны, принимает все меры для оплаты счета, вплоть до предъявления иска к покупателю.
Информация о работе Факторинг в системе кредитования внешней торговли