Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 20:29, курсовая работа
Цель – на основе теоретических аспектов диагностики кризисного состояния и антикризисного финансового управления предприятием провести анализ финансового состояния и антикризисного финансового управления предприятием и разработать мероприятия по выводу предприятия из кризиса.
Введение …………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты диагностики кризисного состояния и основы антикризисного финансового управления предприятием ………………….…6
1.1 Понятие и характеристика кризисного состояния предприятия ………….6
1.2. Сущность и методы антикризисного финансового управления предприятием ………………………………………………………………..17
1.3. Методика принятия антикризисных решений в условиях угрозы банкротства ………………………………………………………………….24
2 Анализ финансового состояния и антикризисного финансового управления СХПК «Марьянский» ……………………………………………31
2.1 Организационно-правовая и финансово-экономическая характеристика СХПК «Марьянский» ………………………………….…31
2.2 Анализ финансового состояния СХПК «Марьянский» ………………….37
2.2.1 Общая оценка финансового состояния СХПГ «Марьянский» 37
2.2.2 Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости и ликвидности предприятия 44
2.2.3 Анализ показателей деловой активности предприятия 51
2.2.4 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 54
2.3 Анализ процесса антикризисного финансового управления на предприятии …………………………………………………………………58
2.4 Совершенствование антикризисного финансового управления на предприятии ………………………………………………………………..61
3 Разработка мероприятий по выводу предприятия СХПК «Марьянский» из кризиса ……………………………………………………………………………70
Заключение ……………………………………………………………………….78
Список использованных источников ………………………………………….82
………………………………………………………………………..86
Знания о возможности кризиса, его проявлениях в жизнедеятельности системы на любом из перечисленных этапов развития организации, являются основой для разработки менеджментом мероприятий по предотвращению или смягчению отрицательных и усилению положительных последствий. Практика показывает, что все кризисы неодинаковы, и зависят не только от состояния экономической системы, на фоне которой они возникают, но и от своей сути, которая определяется условиями реализации основных целей предприятия, на котором возникает кризисная ситуация. Если принять во внимание, что цели долгосрочного функционирования любого предприятия, в конечном итоге сводятся к обеспечению конкурентоспособности и поддержанию финансовой устойчивости, то от того, достижение какой из этих целей находится под угрозой, зависит форма кризиса.
Выход из кризисного состояния может быть как мгновенным (ступенчатым) в результате разовой акции (дефолт, объявление банкротом, поглощение, смена профиля деятельности, дробление и др.), так и продолжительным по времени в ходе эволюционных преобразований. Преодоление кризиса предполагает нейтрализацию его негативных последствий: ущерба уровню доверия предприятия, степени его надежности в глазах клиентов и партнеров: «если не управлять ситуацией по восстановлению доверия, имидж компании может быть разрушен в течение нескольких дней или часов, а на его восстановление потратятся годы»; утраты лояльности сотрудников - кризис показывает персоналу уровень подготовленности собственного руководства, умение управлять в сложных ситуациях; снижения объема продаж; падения прибыли; изменения в ассортименте товаров или услуг компании; снижения уровня производительности труда персонала.
Управление предприятием - комплексный процесс, включающий управление персоналом, управление производством, управление финансами, управление инвестициями, управление продвижением товара на рынок и другие под-процессы. Соответственно, каждый из перечисленных видов управления сосредоточен на одном каком-либо аспекте деятельности. В свою очередь антикризисный менеджмент, как разновидность управления предприятием, в отличие от перечисленных видов управления, охватывает все элементы деятельности предприятия в совокупности и выполняется параллельно общему управлению. И в этом, как нам кажется, проявляется его важнейшая особенность. Другой особенностью антикризисною управления является его предмет, который представляет собой профилактические меры финансового оздоровления предприятия, а не развития объекта управления вообще.
По своей сущности цель антикризисного управления состоит в подготовке базовых условий для последующего старта развития и совершенствования деятельности хозяйствующего субъекта. С точки зрения системного подхода это своего рода управление-связка одновременно между всеми видами управления вообще и между отживающими и прогрессивными формами и методами всех его аспектов, выступающее в качестве необходимого условия для повышения эффективности деятельности данного субъекта.
Как составная часть управления деятельностью предприятия в целом антикризисный менеджмент представляет собой систему элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятия от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства.
Как правило, каждое предприятие, столкнувшееся с угрозой кризиса, вольно самостоятельно выработать технологию своего поведения в целях недопущения кризиса или ликвидации его последствий. «Любое предприятие должно упорядочить механизмы, которые окажут помощь при ожидании, осмыслении, изучению и перепроектировке организационных процедур». Действительно, никто кроме руководства и квалифицированного персонала не владеет подробной информацией о состоянии дел предприятия, об особенностях бизнеса, к которому данное предприятие относится. К тому же, полная и всесторонняя осведомленность о положении дел является обязательным условием и гарантом успеха мероприятий, направляемых на борьбу с кризисом. Тем не менее, сочетание плана действий предприятия с грамотно реализуемой процедурой антикризисного управления повышают эффективность мероприятий по борьбе с кризисом.
На рисунке 2 приведена обобщенная структура процесса антикризисного управления.
Рисунок
2 – Обобщенная структура процесса антикризисного
управления
Все элементы данной структуры несут в себе три последовательные цели: профилактика кризиса, самостоятельное лечение предприятия от кризиса, успешное окончание процедуры банкротства.
Целью антикризисного управления является обеспечение бесперебойного функционирование предприятия с наибольшей эффективностью, к основным задачам антикризисного управления можно отнести:
Кризис - это многогранное, зачастую непредсказуемое явление, последствия которого могут оказаться как разрушительными для предприятия, так и, наоборот, способствующими обновлению, укреплению его позиций. На возникновение кризиса могут влиять многочисленные причины, связанные напрямую с деятельностью предприятия, или никак от нее независящие. Не всегда активные меры, принимаемые менеджментом предприятия для ликвидации кризиса, оправдывают себя.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Для
более подробного анализа финансово-
- Анализ соответствия целей, задач и стратегии предприятия реальному положению дел по их достижению для того, чтобы в случае отклонения вовремя вернуться к заданному курсу.
- Анализ организационной структуры предприятия, призванный дать ответ на вопрос, соответствует ли структура организации целям быстрого изменения функций ее подразделений и сотрудников в случае кризиса.
- Анализ состояния производства и реализации продукции, а также устойчивости производства, необходимый для определения степени состоятельности предприятия.
- Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции.
- Анализ конкурентоспособности продукции, которая характеризуется степенью удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной на данном рынке, нужный для понимания привлекательности продукции предприятия потребителям.
- Анализ наличия и эффективности использования производственных ресурсов.
- Анализ финансового состояния предприятия.
- Анализ эффективности управления финансовыми ресурсами.
- Оценка финансового результата деятельности.
Сигналы
о вероятности наступления
Антикризисная политика - генеральное направление деятельности руководства предприятия, совокупность принципов, методов, форм организационного поведения, направленных на сохранение, укрепление и улучшение финансового и технико-экономического состояния предприятия, на формирование механизма управления, способного своевременно реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка с учетом стратегии предприятия.
Неотъемлемой составляющей антикризисной политики является антикризисное планирование. Основные причины, по которым предприятия должны осуществлять антикризисное планирование, следующие:
- кризисные ситуации возникают в каждой организации;
- многие кризисы могут быть предотвращены или смягчены до того, как они причиняют существенный ущерб;
- правильно подготовленная организация в случае наступления кризиса действует более целенаправленно, решительно и эффективно;
- когда происходит кризис, нужно принять множество решений и проделать большую работу, значительную часть которой можно проделать заранее;
- вклад персонала организации в принятие антикризисных решений может быть большим, если создать для этого необходимые условия.
Кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия. В зависимости от глубины кризиса и характера применяемых процедур процесс антикризисного управления может протекать либо активно, либо пассивно. Так, в случае возникновения негативных тенденций временного характера в активном функционировании системы антикризисного управления нет необходимости. В условиях устойчивого экономического спада, который сопровождается хронической неплатежеспособностью предприятия, оно активизируется по мере усугубления ситуации. Поэтому существуют различные типы политики его осуществления: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивой ситуации, минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений, подготовка к кризису и минимизация его последствий. В своей основе антикризисная политика заключается в разработке тактических и стратегических мер, направленных на преодоление проявившихся негативных тенденций и поддержание устойчивого развития предприятия в долгосрочной перспективе. В зависимости от полученных в ходе диагностики результатов, выявивших «узкие» места в финансово-производственной деятельности предприятия, и принимаются конкретные решения. В числе тактических (оперативных) мероприятий могут быть намечены следующие: сокращение отдельных видов расходов; повышение цен на некоторые виды продукции; использование выявленных на первом этапе внутренних резервов; изменение объемов производства и ассортимента выпускаемой продукции; активизация маркетинговых исследований; закрытие подразделений; сокращение персонала и т.д. К стратегическим мероприятиям относятся такие как: повышение доли предприятия на рынке (достижение лидерства); географическая, вертикальная и горизонтальная диверсификацию производства; модернизация производства на качественно новой технологической основе и др.
Таким
образом, поведение предприятия в условиях
кризисной ситуации и агрессивной внешней
среды является динамично изменяющимся.
При этом даже незначительное управляющее
воздействие может привести к изменению
траектории его развития и перевести в
новую стадию: либо экономического оздоровления,
либо финансового краха (банкротства).
Информация о работе Диагностика кризисного состояния и антикризисное финансовое управление