Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 20:29, курсовая работа
Цель – на основе теоретических аспектов диагностики кризисного состояния и антикризисного финансового управления предприятием провести анализ финансового состояния и антикризисного финансового управления предприятием и разработать мероприятия по выводу предприятия из кризиса.
Введение …………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты диагностики кризисного состояния и основы антикризисного финансового управления предприятием ………………….…6
1.1 Понятие и характеристика кризисного состояния предприятия ………….6
1.2. Сущность и методы антикризисного финансового управления предприятием ………………………………………………………………..17
1.3. Методика принятия антикризисных решений в условиях угрозы банкротства ………………………………………………………………….24
2 Анализ финансового состояния и антикризисного финансового управления СХПК «Марьянский» ……………………………………………31
2.1 Организационно-правовая и финансово-экономическая характеристика СХПК «Марьянский» ………………………………….…31
2.2 Анализ финансового состояния СХПК «Марьянский» ………………….37
2.2.1 Общая оценка финансового состояния СХПГ «Марьянский» 37
2.2.2 Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости и ликвидности предприятия 44
2.2.3 Анализ показателей деловой активности предприятия 51
2.2.4 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 54
2.3 Анализ процесса антикризисного финансового управления на предприятии …………………………………………………………………58
2.4 Совершенствование антикризисного финансового управления на предприятии ………………………………………………………………..61
3 Разработка мероприятий по выводу предприятия СХПК «Марьянский» из кризиса ……………………………………………………………………………70
Заключение ……………………………………………………………………….78
Список использованных источников ………………………………………….82
………………………………………………………………………..86
Третьим этапом разработки управленческих решений является выбор предпочтительных вариантов из множества альтернативных. Осуществить выбор и составить оптимальный перечень путей достижения конечной цели можно оценив производственные возможности предприятия и определив стадию жизненного цикла предприятия. Критерием принятия управленческого решения является стадия жизненного цикла предприятия и соответствующие ей критерии финансово-экономической стабильности.
Реализация программы по стабилизации финансово-экономического состояния предприятия – заключительный этап процесса разработки и принятия управленческих решений.
Оценка
финансово-экономической
–
объем продаж, цена единицы продукции,
себестоимость единицы
–
соотношение заемных и
– объем продаж, размер и структура оборотных и внеоборотных активов.
Система финансового управления предприятием является тем набором инструментов управления, которые в современных условиях необходимы каждой компании, желающей удержаться на рынке в условиях постоянного роста конкуренции. Стратегически мыслящий финансовый менеджер должен прогнозировать тенденции развития своей отрасли и те проблемы, которые будут возникать в связи с этим, и последовательно выстраивать пирамиду финансового управления предприятием, способную их решить.
Стратегия предприятия должна быть направлена на распределение финансовых ресурсов, которые поступают в его распоряжение или имеются у него с целью достижения высоких результатов своей деятельности и обеспечения финансовой устойчивости.
Таким образом, на основе разработанной финансовой стратегии необходимо обеспечить финансовую устойчивость предприятия, т.е. чтобы стабильно реализовывалась продукция, работы (услуги) предприятия, своевременно поступала оплата за нее от дебиторов, а полученных средств было бы достаточно для выполнения обязательств с бюджетом, поставщиками, кредиторами, работниками и т.п.
Оценка рыночных, кредитных и прочих видов риска является необходимым условием для принятия рациональных решений по управлению выявленными рисками.
Несмотря на отраслевую специфику сельского хозяйства, в котором работает СХПК «Марьянский», в большинстве секторов экономики используются во многом сходные механизмы снижения рисков, которые сводятся к четырем основным:
– страхованию или резервированию;
– хеджированию;
– диверсификации;
– избежанию (отказу от связанного с риском проекта) или минимизации (консервативному управлению активами и пассивами).
По
своей природе страхование
Таким образом, происходит передача большей части риска от страхователя к страховщику.
Для уменьшения последствий проявления риска возможно применение резервирование финансовых ресурсов на случай неблагоприятных изменений в деятельности СХПК «Марьянский». Создание резерва на покрытие непредвиденных расходов представляет собой один из способов управления рисками, предусматривающих установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость активов, и величиной средств, необходимых для ликвидации последствий проявления рисков.
Страхование или резервирование как таковое не ставит своей целью уменьшение вероятности проявления рисков, а нацелено преимущественно на возмещение материального ущерба от проявления рисков.
Таким образом, страхование основано на детерминистском подходе к возможным рискам, которые рассматриваются как данность, которой очень сложно, если вообще возможно, управлять. Этот подход лежит в основе регулирования рисков банковской деятельности со стороны государства. В то же время страхование рисков обязательно предполагает проведение определенных мероприятий по снижению вероятности наступления страховых событий, которые, однако, далеко не всегда достигают желаемой цели. Для страховании подходят массовые виды рисков, которым подвержены многие организации или индивиды, проявления которых не сильно коррелированны между собой, а вероятности проявления, которых известны с высокой степенью точности.
Из рассмотренных выше финансовых рисков в наибольшей степени этим требованиям удовлетворяет кредитный риск, поэтому страхование заемщиком своих обязательств в пользу кредитора становится все более распространенной формой обеспечения возвратности ссуд и является обязательным условием, например, при предоставлении ипотечных кредитов.
Хеджирование предназначено для снижения возможных потерь вложений вследствие рыночного риска и реже кредитного риска. Хеджирование представляет собой форму страхования от возможных потерь путем заключения уравновешивающей сделки. Как и в случае страхования, хеджирование требует отвлечения дополнительных ресурсов. Совершенное хеджирование предполагает полное исключение возможности получения какой-либо прибыли или убытка по данной позиции за счет открытия противоположной или компенсирующей позиции. Подобная двойная гарантия, как от прибылей, так и от убытков, отличает совершенное хеджирование от классического страхования.
Хеджирование рыночных рисков осуществляется путем проведения забалансовых операций с производными финансовыми инструментами. С форвардами, фьючерсами, опционами и свопами. Кроме того в настоящее время существуют такие инструменты хеджирования кредитных рисков, к которым относятся, например, кредитные свопы.
Диверсификация является способом уменьшения совокупной подверженности риску за счет распределения средств между различными активами, цена или доходность которых слабо коррелированы между собой. Сущность диверсификации состоит в снижении максимально возможных потерь за одно событие, однако при этом одновременно возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать.
Диверсификация является одним из наиболее популярных механизмов снижения рыночных и кредитных рисков при формировании портфеля финансовых активов и портфеля банковских ссуд соответственно.
Следует помнить, что диверсификация эффективна только для уменьшения несистематического риска (т.е. риска, связанного с конкретным инструментом), в то время как систематические риски, общие для всех рассматриваемых инструментов (например, риск циклического спада экономики), не могут быть уменьшены путем изменения структуры портфеля.
Управление активами и пассивами преследует цель тщательной балансировки наличных средств, вложений и обязательств, с тем чтобы свести к минимуму изменения чистой стоимости. В этом случае не возникает необходимости в отвлечении ресурсов для образования резерва, внесения страхового платежа или открытия компенсирующей позиции.
Управление активами и пассивами направлено на избежание чрезмерного риска путем динамического регулирования основных параметров портфеля или проекта. Данный метод нацелен на регулирование подверженности рискам в процессе самой деятельности, в отличие от хеджирования, основанного на нейтрализации риска. Динамическое управление активами и пассивами предполагает наличие оперативной и эффективно действующей обратной связи между центром принятия решений и объектом управления.
Управление активами и пассивами наиболее широко применяется в банковской практике для контроля за рыночными, главным образом валютными и процентными, рисками.
Таким образом, стратегическая цель руководства СХПК «Марьянский», заинтересованного в долгосрочном функционировании предприятия при дефиците денежных ресурсов должна заключаться в реализации механизмов по снижению риска банкротства. С помощью предлагаемой системы классификации обязательств по вышеперечисленным признакам возможно выделить обязательства, которые подлежат первоочередному исполнению, то есть являются «важными», а также обязательства, исполнение которых можно отложить (пролонгировать), либо изменить способ исполнения обязательств.
Алгоритм принятия управленческого решения по исполнению обязательств по оплате товаров (работ, услуг) в условиях дефицита денежных ресурсов следующий.
В результате внедрения такой системы управления обязательствами на регулярной основе возможно существенно снизить риск банкротства СХПК «Марьянский» и улучшить структуру обязательств за счет:
– сокращения доли просроченных обязательств путем пролонгации сроков действия договора либо замены обязательства по оплате товаров (работ, услуг) на заемное обязательство (например, оформление коммерческого кредита);
– сокращение доли денежных обязательств на основе разработки зачетных схем;
– исполнения в первоочередном порядке обязательств перед ключевыми кредиторами в целях формирования просроченных обязательств, в первую очередь перед неключевыми кредиторами с минимальным уровнем штрафов и пеней.
Поясним работу изложенного выше механизма реализации эффективной стратегии исполнения обязательств по оплате товаров (работ, услуг) в условиях дефицита денежных ресурсов на примере.
На
1 февраля 2008 года предприятие имеет следующие
денежные обязательства по оплате товаров
(работ, услуг), подлежащих исполнению
(таблица 12).
Таблица 12 – Обязательства СХПК «Марьянский» в первом квартале 2008 года, подлежащие исполнению
Кредитор срок исполнения | 01.01.08 | 15.01.08 | 01.02.08 |
Предприятие «Кубаньдор» | 10 000 | 5 000 | 8 000 |
Предприятие «Прогресс» | 15 000 | 16 000 | 12 000 |
Предприятие «Восход» | 10 000 | 3 000 | 1 000 |
Предприятие «Заря» | 2 000 | 4 000 | 8 000 |
Итого | 37 000 | 28 000 | 29 000 |
Как видим, просроченные обязательства на 31 января 2008 года составили 65000 тыс. руб. (37 000 тыс. руб. + 28 000 тыс. руб.), к ним необходимо прибавить непросроченные обязательства, которые согласно договорам и счетам на оплату подлежат исполнению 1 февраля 2008 года на сумму 29 000 тыс. руб. Всего денежных ресурсов в распоряжении предприятия — 80 000 тыс. руб. Таким образом, просроченные обязательства на 1 февраля 2008 года составят 14 000 тыс. руб. (29 000 тыс. руб. + 65 000 тыс. руб. – 80 000 тыс. руб.) Цель — снизить уровень просроченных обязательств, а также сформировать «благоприятную» структуру просроченных обязательств.
Информация о работе Диагностика кризисного состояния и антикризисное финансовое управление