Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:20, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы
Налоги, сборы, пошлины могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие, играть антимонопольную и антиинфляционную роль, регулировать доходы отдельных групп населения, стимулировать определенную экономическую деятельность или заставляют отказаться от нее.
Налоговыми поступлениями,
по определению, являются налоги и другие
обязательные платежи в бюджет, установленные
Законом РК «О налогах и других
обязательных платежах в РК» (Налоговым
кодексом Республики Казахстан). Экономическое
содержание налоговых поступлений
обуславливается составляющими
их основу налогами, которые, участвуя
в перераспределении
В соответствии с Бюджетным кодексом РК в состав налоговых поступлений всех видов бюджетов включены следующие виды налогов:
1.Корпоративный подоходный налог.
2.Индивидуальный подоходный налог.
3.Налог на добавленную стоимость.
4.Акцизы.
5.Налог на сверхприбыль.
6.Рентный налог на
7.Бонусы.
8.Роялти.
9.Социальный налог.
10. Земельный налог.
11. Единый земельный налог.
12. Налог на транспортные средства.
13. Налог на имущество.
14. Доля Республики Казахстан по разделу продукции.
К налоговым поступлениям
относятся также различные
В Бюджетном кодексе РК определенные виды налоговых поступлений закреплены за соответствующим уровнем бюджетной» системы. За республиканским бюджетом закрепляются такие налоговые поступления, которые имеют наиболее важное фискальное и экономическое значение. Это обусловливается необходимостью использования в государственных интересах функций налогов как финансовой категории, поскольку фискальная функция налогов предопределяет создание объективных предпосылок для вмешательства государства в экономические отношения. Тем самым у государства появляется возможность, используя экономическую (регулирующую) функцию налогов, существенного влияния на процессы, происходящие в экономике страны, на воспроизводство, на накопление капитала, на платежеспособный спрос населения.
Основу налоговой политики государства представляет использование государством налогов и их функций для, воздействия на экономические процессы. Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Налоговый механизм законодательно закрепляется в Налоговом кодексе. Через налоговую политику и налоговый механизм проявляется роль налогов в деятельности государства и в жизни общества. В зависимости от экономической политики государства изменяется роль и значение налоговых поступлений, меняется механизм, происходит их обновление и совершенствование.
Под неналоговыми поступлениями
понимаются обязательные, невозвратные
платежи в бюджет, установленные
Бюджетным, кодексом, кроме предусмотренных
в Налоговом кодексе платежей:
Эти платежи не относятся к
поступлениям от продажи основного
капитала, но в составе неналоговых
поступлений учитываются также
гранты и деньги, переданные в бюджет
на безвозмездной основе (кроме официальных
трансфертов). В отличие от налоговых
поступлений неналоговые
Неналоговые поступления принято классифицировать: а) по территориальному признаку; б) по методам формирования и взимания; в) по конкретным основаниям для взимания платежей. По первому признаку различают неналоговые поступления, подлежащие зачислению в бюджет определенного уровня (в доходы республиканского, областного или районного бюджета). По второму признаку выделяют обязательные и добровольные платежи. По третьему признаку неналоговые поступления подразделяются на конкретные виды в зависимости от формирующего платеж основания (например, поступления от реализации товаров государственными учреждениями, финансируемыми из бюджета).
Перечень неналоговых
поступлений устанавливается
В составе доходов
Немаловажное значение в
составе государственного бюджета
имеет определение соотношений
поступлений от предприятий нефтяного
и не нефтяного секторов экономики.
Это обусловливается
Планирование доходов
республиканского и местных бюджетов
и поступлений в бюджет, направляемых
в Национальный фонд Республики Казахстан,
является процессом разработки предложений
по определению объемов
Прогнозирование поступлений бюджета осуществляется уполномоченным органом по бюджетному планированию на основе среднесрочного плана социально-экономического развития республики или региона и среднесрочной фискальной политики на предстоящий трехлетний период.
Прогнозирование поступлений
доходов в бюджет, поступлений, направляемых
в Национальный фонд Республики Казахстан,
на предстоящий год производится
в соответствии с Кодексом Республики
Казахстан «О налогах и других
обязательных платежах в бюджет» (Налоговым
Кодексом), Бюджетным Кодексом Республики
Казахстан, Указом Президента Республики
Казахстан «О Концепции формирования
и использования средств
Основными принципами прогнозирования поступлений доходов бюджета являются:
-принцип преемственности
- планирование республиканского
и местных бюджетов, поступлений
в бюджет, направляемых в Национальный
фонд Республики Казахстан, с
соблюдением направлений
-принцип приоритетности
- планирование республиканского
и местных бюджетов с
-принцип обоснованности
– планирование доходов
-принцип снижения зависимости
расходов от нефтяных
-принцип единого подхода
к формированию расчетов
-принцип объективности
– правильность определения
Для осуществления прогнозирования
с наибольшей вероятностью совпадения
планируемых и фактических
Налоги, объемы которых складываются
под непосредственным влиянием динамики
макроэкономических показателей, выявляются
в ходе корреляционного анализа,
определяющего зависимость
Основной задачей
Для расчета функциональных
взаимосвязей между поступлениями
от конкретного вида налогов и
различными макроэкономическими
Необходимая информация для
осуществления корреляционного
и регрессионного анализа требует
наличия экономических
Применение регрессионных уравнений никоим образом не отрицает использования других методов расчета объемов налоговых поступлений.
Основными источниками формирования государственного бюджета продолжают оставаться корпоративный подоходный налог, таможенные платежи и налоги, налог на добавленную стоимость на товары внутреннего производства, поступления за использование природных и других ресурсов и индивидуальный подоходный налог.
При формировании местных
бюджетов основными доходными
2.2 Формирование расходов бюджета
Осуществление функций государства возможно только при их материальном опосредовании, поскольку деятельность государства связана с прямыми расходами государственных средств. Расходы показывают конкретную величину затрат. Совокупность конкретных видов государственных расходов всех уровней бюджетов, взаимосвязанных между собой, представляет собой систему расходов бюджета любого государства. Построение системы расходов основывается на принципах целевого направления средств, режима экономии и безвозвратности расходования государственных средств.
Государственные расходы
должны осуществляться строго по целевому
назначению - по направлениям, предусмотренным
бюджетом. Принцип безвозвратности
средств используется в основном
к финансированию социальной сферы,
а когда речь идет о финансировании
развития экономики, то имеет место
результативное инвестирование, т.е. действует
принцип возвратности выделяемых бюджетных
ассигнований, которые рассматриваются
при этом как производительные расходы
бюджета. Принцип соблюдения режима
экономии представляет собой систему
форм и методов снижения расходов
бюджета, которые позволяют осуществлять
наибольшую результативность и эффективность
использования бюджетных
Система расходов государственного
бюджета обусловлена рядом
Государственными расходами являются затраты государства на обеспечение своего бесперебойного функционирования, удовлетворение потребностей членов общества, которые покрываются из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Все эти расходы государства в подавляющей части финансируются за счет средств, концентрируемых в государственном бюджете. Расходы государственного бюджета по роли в общественном воспроизводстве можно подразделить на две группы затрат: а) по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличению производственных фондов; б) по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества.