Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:20, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы
Для покрытия бюджетного дефицита государство использует различные способы (например, денежная эмиссия, внутренние и внешние заимствования). Бюджетным кодексом РК предусмотрено финансирование дефицита бюджета (обеспечение покрытия дефицита) за счет заимствования и свободных остатков бюджетных средств. Величина финансирования дефицита бюджета соответствует значению дефицита и определяется как превышение суммы полученных займов, движения остатков бюджетных средств над суммой погашения основного долга по займам. Использование профицита бюджета означает расходование профицита бюджета, средств займов, свободных остатков бюджетных средств на погашение основного долга по займам. Его объем определяется как превышение суммы погашения основного долга по займам над суммой полученных займов и движения остатков бюджетных средств.
Под бюджетным процессом понимается деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюджетов, по организации исполнения бюджетов и обеспечению контроля их исполнения, регламентируемая законодательством. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны. В Республике Казахстан бюджетный процесс представляет собой последовательное и регламентированное осуществление органами центральной и местной государственной власти, участниками бюджетного процесса деятельности по разработке и рассмотрению проектов бюджетов, Национального фонда, утверждению и исполнению бюджетов и фонда, а также по контролю их исполнения.
Организация бюджетного процесса
суверенного государства
- единства, выражающегося
в единой правовой базе, единой
бюджетной классификации, в
- самостоятельности, когда
каждый участник бюджетного
- сбалансированности, сущность
которой заключается в
Соблюдение требований вышеназванных
принципов должно обеспечить устойчивость
бюджета и необходимые
Согласно Бюджетному кодексу, бюджет формируется на основе среднесрочного плана социально-экономического развития РК и программ развития территорий с учетом ежегодного послания Президента РК к народу Казахстана. Другим важным моментом, также отраженным в Бюджетном кодексе, является регламентирование функций государственной власти в управлении финансовыми ресурсами, включая организацию бюджетного процесса. Эти функции проявляются:
-во взаимодействии
-во взаимодействии бюджетов
разных уровней и
-в совершенствовании
налогово-фискальных
-в определении источников
и размеров отчислений во
-в установлении структуры и размера поступлений доходов в бюджеты и расходов из бюджетов;
-в определении размера дефицита (профицита) республиканского бюджета;
-в сбалансированности местных бюджетов;
-в оценке состояния
и динамики государственного
долга с учетом его погашения
и влияния на финансовые
На протяжении всех стадий бюджетной деятельности по организации бюджетного процесса решаются следующие основные задачи:
-определение доходов
бюджета по отдельным
-установление расходов
бюджета по целевому и
-согласование бюджета
с общей программой финансовой
стабилизации, направленной на преодоление
инфляционных тенденций в
-сокращение и ликвидация
бюджетного дефицита за счет
экономически оправданных
-осуществление бюджетного
регулирования в целях
-повышение роли
-контроль финансовой
деятельности юридических лиц
и доходов физических лиц при
выполнении ими налоговых
Организация бюджетного процесса
начинается с подготовки на предстоящий
финансовый год уполномоченным органом
по бюджетному планированию, каковым
в нашей республике является Министерство
экономики и бюджетного планирования,
основных направлений бюджетной
политики, а также проекта
В случае одобрения представленных
документов Правительство республики
принимает постановление, которым
устанавливается порядок, сроки
формирования проекта бюджета центральными
государственными органами, организациями,
содержащимися за счет бюджетных
средств, и представления его
в уполномоченный орган. Все участники
бюджетного процесса руководствуются
Правилами составления и
Содержанием бюджетного процесса,
который основывается на бюджетном
устройстве страны и бюджетных правах,
определяются его этапы (стадии) деятельности.
В целом осуществление
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
На первом этапе формирования
бюджета в целях определения
объемов денежных - средств, необходимых
для выполнения органами центральной
и местной государственной
Работа по составлению
проекта бюджета - одного из важных
этапов бюджетного процесса - начинается
задолго до начала предстоящего бюджетного
года. В Республике Казахстан непосредственная
работа по составлению бюджета начинается
с ежегодного обращения Президента
страны с Посланием к народу Казахстана,
в котором определяются общие
направления социально-
Проект бюджета
Поскольку составление проектов
бюджетов целиком и полностью
возлагается на Правительство РК
и соответствующие
На следующем этапе одобренный высшим и местными исполнительными органами (Правительством РК и соответствующими акиматами) проект бюджета для рассмотрения и утверждения поступает в представительные органы (Парламент Республики Казахстан и соответствующие маслихаты). Здесь проект бюджета рассматривается в специальных комитетах и комиссиях, где детально анализируются статьи бюджета, вносятся коррективы и дается заключение. Затем проект бюджета обсуждается на заседаниях палат Парламента (мажилисе и сенате). Утверждается республиканский бюджет на совместном заседании палат Парламента, местные бюджеты - на заседаниях маслихатов. На этом этапе бюджетного процесса принимается закон о бюджете на предстоящий финансовый год.
Этап исполнения бюджета
заключается в получении
- целевого использования
бюджетных средств, согласно
- своевременности, который
требует своевременного в
- равномерного исполнения
бюджета, который требует
- единства кассы, по
которому все финансовые
Последний этап бюджетного процесса, осуществляемый после завершения бюджетного года, - это составление отчета об исполнении бюджета, который формируется специальными органами - центральным уполномоченным органом по исполнению республиканского бюджета и соответствующими органами на местах по исполнению местных бюджетов. Отчет представляется в представительные органы власти, которые его утверждают в установленном порядке.
При составлении, утверждении
и исполнении бюджета уполномоченные
органы должны исходить из необходимости
сокращения дефицита бюджета и обязаны
руководствоваться принципом
Вместе с тем надо различать
природу возникновения
Сбалансированность бюджета
достигается на основе использования
различных способов покрытия бюджетного
дефицита. Основным источником покрытия
дефицита бюджета являются внутренние
и внешние заимствования, поскольку
использование другого способа -
денежной эмиссии - может привести к
росту и развитию инфляционных процессов.
Государственное заимствование
Правительством РК и местными исполнительными
органами осуществляется в целях
финансирования дефицита республиканского
и местных бюджетов и ограничивается
установленной в Бюджетном