Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Содержание

Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 141.98 Кб (Скачать)

Бюджетная система должна функционировать стабильно, без  резких изменений в бюджетном  устройстве, в бюджетном процессе, в бюджетных процедурах и отношениях. Это основывается на принципе последовательности, означающем необходимость соблюдения органами государственного управления ранее принятых решений в области  бюджетных отношений.

В определенные моменты у  государства возникает необходимость  первоочередного развития отдельных  отраслей экономики или сфер деятельности. В связи с этим разрабатываются  приоритетные направления социально-экономического развития страны или регионов. Исходя из этого, понятие принципа приоритетности в бюджетной системе означает осуществление бюджетного процесса в соответствии с данными приоритетными направлениями.

Функционирование бюджетной  системы, начиная от разработки бюджета  и заканчивая его исполнением, подчиняется  требований необходимости достижения определенных действенных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных  программ, с использованием оптимального объема бюджетных ресурсов. Это соответствует  содержанию принципа эффективности, который  требует обеспечение наилучших  результатов в использовании  утвержденного объема бюджетных  средств.

Каждый участник бюджетного процесса обязан неукоснительно выполнять  все требования бюджетного законодательства. Поэтому в бюджетной системе  действует принцип ответственности, означающий привлечение участников бюджетного процесса к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, государственными учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном  процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих  органов власти), во-вторых, связаны  с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения и  межбюджетные связи складываются по поводу формирования, распределения  и перераспределения финансовых ресурсов. Свое назначение и практическое воплощение они проявляют через  бюджетную систему. Бюджетная система - это совокупность бюджетов разных уровней, межбюджетных взаимоотношений  и бюджетного устройства государства.

Бюджетное устройство - это  организация государственного бюджета  и бюджетной системы страны, организационные  формы взаимосвязи ее звеньев. Понятие  бюджетного устройства включает в себя структуру бюджетной системы, бюджетную  классификацию, принципы построения бюджетной  системы и бюджетов. Бюджетное  устройство определяется формой государственного устройства страны и основывается на юридических нормах, определяющих компетенцию  центральных и местных органов  власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению республиканского бюджета и местных бюджетов, распределению доходов и расходов - все это составляет звенья бюджетной системы. Взаимосвязь звеньев бюджетной системы реализуется через механизм межбюджетных отношений.

Федеративному устройству государства  присуща трехзвенная бюджетная  система. Под такой системой понимается наличие центрального бюджета (союзного, федерального), бюджетов членов федерации (республик, штатов, земель) и местных  бюджетов. В унитарных государствах применяется двухзвенная бюджетная  система: центральный (республиканский) бюджет и местные бюджеты. При  этом в федеративных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в бюджеты членов федерации, в свою очередь, бюджеты членов федерации  своими доходами и расходами не входят в федеральный бюджет. Аналогично, местные бюджеты в унитарных  государствах своими доходами и расходами  не входят в республиканский бюджет, т.е. являются самостоятельными.

В бюджетных системах как  унитарного, так и федеративного  государства возможна различная  степень обособления и самостоятельности  бюджетов, но, как правило, за центральным  бюджетом сохраняется определенная регулирующая роль по отношению к  низовым бюджетам "в зависимости  от уровня централизации управления социально-экономическими процессами. В Республике Казахстан, поскольку  она является унитарным государством, применяется двухзвенная бюджетная  система - республиканский бюджет и  местные бюджеты.

В государствах с федеративным устройством бюджетное устройство основывается на принципах бюджетного федерализма. Федерализм как способ управления органично сочетает интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивая  единство и целостность страны при  соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в  их компетенцию. Отсюда бюджетный федерализм можно определить как отношения  между федеральной властью и  властями национально - государственных  и административно-территориальных  субъектов по поводу оптимального, научно обоснованного распределения  доходов бюджета каждого уровня и финансирования их затрат. Бюджетный  федерализм базируется:

-на сочетании интересов,  обеспечивающих высокую степень  самостоятельности территориальных  бюджетов при сохранении ведущей  роли федерального бюджета;

-на наличии трехзвенной  бюджетной системы и равенстве  прав бюджетов каждого звена;

-на применении единых  для всех субъектов государства  критериев расчета объемов средств,  выделяемых из федерального бюджета  в целях выравнивания развития  регионов и оказания им финансовой  помощи.

Централизация доходов на федеральном уровне производится для  выполнения общегосударственных экономических  и социальных программ, обеспечения  устойчивости государственных финансов, а также перераспределения финансовых ресурсов между регионами. Распределению  доходов между бюджетами предшествует разграничение их расходов в соответствии с компетенцией или полномочиями, возложенными на каждый уровень власти. Для достижения наибольшего экономического и социального эффекта расходы  должны быть, как правило, максимально  приближены к той административно-территориальной  единице, в интересах которой  они осуществляются.

Бюджетное устройство Республики Казахстан соответствует унитарной  форме государственного устройства, при которой административно-территориальные  единицы страны не имеют ни автономии, ни государственности. Все они подчиняются  действующим, единым законодательным  актам, единым органам власти, централизованному  управлению политическими, экономическими и. социальными процессами. Бюджетное устройство, соответственно, определяется действующими в стране основными законодательными актами, ролью и значением бюджета в экономических и социальных процессах.

Отношения, складывающиеся в бюджетном процессе между вышестоящими и нижестоящими бюджетами, принято  называть межбюджетными отношениями. Система межбюджетных отношений  включает в себя отношения не только между республиканским бюджетом и бюджетами регионов Республики Казахстан, но и внутри регионов - между  областными (городскими) и районными  бюджетами. Основой межбюджетных отношений  является четкое разграничение функций  и полномочий уровней государственного управления, единство и прозрачность методов распределения поступлений  и расходов между уровнями бюджетов.

Межбюджетные отношения  основываются на определенных принципах. В Бюджетном кодексе РК изложены следующие принципы межбюджетных отношений:

- равенство во взаимоотношениях  нижестоящих бюджетов с вышестоящими  бюджетами;

- эффективное распределение  поступлений с учетом соблюдения  следующих критериев их разграничения:

а)за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не за висящие от воздействия внешних факторов;

б)налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

в)налоги, имеющие перераспределительный характер и не равномерное размещение налоговой базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетной системы;

г)при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдается тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

д)налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

- выравнивание уровней  бюджетной обеспеченности административно-территориальных  единиц;

- обеспечение предоставления  местными исполнительными органами  одинакового уровня государственных  услуг;

- максимальные эффективность  и результативность предоставления  государственных услуг - закрепление  государственных услуг за тем  уровнем государственного управления, который может обеспечить наиболее  эффективные и результативные  производство и предоставление  государственных услуг;

- максимальное приближение  уровня предоставления, государственной  услуги к ее получателям - передача  исполнения услуг на возможно  более низкий уровень бюджетной  системы с целью лучшего учета  потребностей их получателей  и повышения качества государственных  услуг;

- ответственность каждого  уровня бюджета за эффективное  и целевое использование полученных  официальных трансфертов и кредитов.

В практике существуют различные  формы регулирования межбюджетных отношений, которые определяются с  учетом налогового потенциала каждого  из уровней бюджетов, результатов  оценки объективных потребностей регионов, утвержденных натуральных норм. Согласно Бюджетному кодексу РК, формы регулирования  межбюджетных отношений устанавливаются  в соответствии со среднесрочной  фискальной политикой.

Формами регулирования межбюджетных отношений между республиканским  и областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, бюджетом столицы являются официальные трансферты и бюджетные кредиты. Межбюджетные отношения между областным бюджетом и районными бюджетами, бюджетами  городов областного значения регулируются официальными трансфертами, бюджетными кредитами и нормативами распределения  доходов.

Механизм трансфертов  применяется для обеспечения  единой методологии бюджетного регулирования  и устранения субъективного подхода  к формированию межбюджетных отношений. Трансферты рассчитываются на основе нормативно-долевого метода, позволяющего осуществлять горизонтальное выравнивание бюджетных доходов территорий и  оказывать им финансовую помощь по единым для всех правилам.

В соответствии с Бюджетным  кодексом бюджет республики формируется  по новой структуре, которая включает в себя следующие разделы:

1. Доходы:

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления;

- поступления от продажи  основного капитала;

- поступления официальных  трансфертов.

2.Затраты.

3.Операционное сальдо.

4.Чистое бюджетное кредитование:

- бюджетные кредиты;

- погашение бюджетных  кредитов.

5. Сальдо по операциям  с финансовыми активами:

- приобретение финансовых  активов;

- поступления от продажи  финансовых активов государства.

6.Дефицит (профицит) бюджета.

7.Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

- поступление займов;

- погашение займов;

- движение остатков бюджетных  средств.

По приведенной выше структуре  осуществляются утверждение бюджетов и составление отчетов об их исполнении. При этом под доходами бюджета  понимаются налоговые и другие обязательные, невозвратные платежи, официальные  трансферты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе. Причем доходы не имеют целевого назначения, кроме официальных трансфертов.

Под затратами бюджета  понимаются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе. Они используются для обеспечения деятельности государственных  учреждений, на оплату товаров, работ  и услуг, необходимых для реализации государственной политики, в качестве денежных выплат физическим лицам и  субсидии юридическим лицам. К затратам бюджета относятся также официальные  трансферты, поскольку они являются выплатами из одного уровня бюджета  в другой и в Национальный фонд РК.

Разницу между доходами и  затратами бюджета принято называть операционным сальдо. При этом, если затраты бюджета превышают его  доходы, то имеет место отрицательное  операционное сальдо и, наоборот, превышение доходов бюджета над затратами  образует положительное операционное сальдо. Отрицательное операционное сальдо допускается при наличии  в затратах бюджета бюджетных  программ развития и его предельный размер определяется среднесрочной  фискальной политикой государства.

В настоящее время вместе с безвозмездным бюджетным финансированием  используется бюджетное кредитование посредством выдачи бюджетных кредитов. В отличие от бюджетного финансирования такие кредиты выдаются на условиях возвратности и возмездности, но проценты по ним или не взимаются, или они значительно ниже, чем по кредитам банков, Поэтому бюджетные кредиты занимают как бы промежуточное место между кредитами банков и бюджетными ассигнованиями. В связи с этим в структуре бюджета выделяется понятие чистого бюджетного кредитования как разница между бюджетными кредитами и их погашением.

Сальдо по операциям с  финансовыми активами представляет собой разницу между затратами  на приобретение финансовых активов  и поступлениями от реализации финансовых активов государства. Под приобретением  финансовых активов понимаются расходы  бюджетных средств на покупку  в государственную собственность  долей участия и ценных бумаг  юридических лиц, включая международные  организации. Поступления от продажи  финансовых активов представляют собой  доходы бюджета от продажи долей  участия и ценных бумаг юридических  лиц, включая международные организации, находящиеся в государственной  собственности, в оперативном управлении либо хозяйственном ведении государственных  предприятий.

Под бюджетным дефицитом  понимается превышение расходов бюджета  над его доходами, а если доходы бюджета превышают его расходы, то тогда имеет место понятие  бюджетного профицита. Величина дефицита (профицита) бюджета равна операционному  сальдо за минусом чистого бюджетного кредитования и сальдо по операциям  с финансовыми активами. Бюджетный  дефицит как финансовое явление  не обязательно относить к событиям чрезвычайного или исключительного  характера, поскольку практически  в мире нет ни одного государства, которое не сталкивалось бы с проблемой  преодоления этого явления.

Информация о работе Бюджетная система