Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:20, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы
Бюджетная система должна функционировать стабильно, без резких изменений в бюджетном устройстве, в бюджетном процессе, в бюджетных процедурах и отношениях. Это основывается на принципе последовательности, означающем необходимость соблюдения органами государственного управления ранее принятых решений в области бюджетных отношений.
В определенные моменты у
государства возникает
Функционирование бюджетной системы, начиная от разработки бюджета и заканчивая его исполнением, подчиняется требований необходимости достижения определенных действенных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ, с использованием оптимального объема бюджетных ресурсов. Это соответствует содержанию принципа эффективности, который требует обеспечение наилучших результатов в использовании утвержденного объема бюджетных средств.
Каждый участник бюджетного
процесса обязан неукоснительно выполнять
все требования бюджетного законодательства.
Поэтому в бюджетной системе
действует принцип
Финансовые отношения, складывающиеся
у государства с предприятиями,
государственными учреждениями и населением,
называются бюджетными. Специфика этих
отношений как части финансовых
состоит в том, что они, во-первых,
возникают в распределительном
процессе, непременным участником которого
является государство (в лице соответствующих
органов власти), во-вторых, связаны
с формированием и
Бюджетные отношения и межбюджетные связи складываются по поводу формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов. Свое назначение и практическое воплощение они проявляют через бюджетную систему. Бюджетная система - это совокупность бюджетов разных уровней, межбюджетных взаимоотношений и бюджетного устройства государства.
Бюджетное устройство - это организация государственного бюджета и бюджетной системы страны, организационные формы взаимосвязи ее звеньев. Понятие бюджетного устройства включает в себя структуру бюджетной системы, бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов. Бюджетное устройство определяется формой государственного устройства страны и основывается на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению республиканского бюджета и местных бюджетов, распределению доходов и расходов - все это составляет звенья бюджетной системы. Взаимосвязь звеньев бюджетной системы реализуется через механизм межбюджетных отношений.
Федеративному устройству государства
присуща трехзвенная бюджетная
система. Под такой системой понимается
наличие центрального бюджета (союзного,
федерального), бюджетов членов федерации
(республик, штатов, земель) и местных
бюджетов. В унитарных государствах
применяется двухзвенная
В бюджетных системах как
унитарного, так и федеративного
государства возможна различная
степень обособления и
В государствах с федеративным
устройством бюджетное
-на сочетании интересов,
обеспечивающих высокую
-на наличии трехзвенной бюджетной системы и равенстве прав бюджетов каждого звена;
-на применении единых
для всех субъектов
Централизация доходов на
федеральном уровне производится для
выполнения общегосударственных
Бюджетное устройство Республики
Казахстан соответствует
Отношения, складывающиеся
в бюджетном процессе между вышестоящими
и нижестоящими бюджетами, принято
называть межбюджетными отношениями.
Система межбюджетных отношений
включает в себя отношения не только
между республиканским бюджетом
и бюджетами регионов Республики
Казахстан, но и внутри регионов - между
областными (городскими) и районными
бюджетами. Основой межбюджетных отношений
является четкое разграничение функций
и полномочий уровней государственного
управления, единство и прозрачность
методов распределения
Межбюджетные отношения основываются на определенных принципах. В Бюджетном кодексе РК изложены следующие принципы межбюджетных отношений:
- равенство во взаимоотношениях
нижестоящих бюджетов с
- эффективное распределение
поступлений с учетом
а)за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не за висящие от воздействия внешних факторов;
б)налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;
в)налоги, имеющие перераспределительный характер и не равномерное размещение налоговой базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетной системы;
г)при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдается тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;
д)налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;
- выравнивание уровней
бюджетной обеспеченности
- обеспечение предоставления
местными исполнительными
- максимальные эффективность
и результативность
- максимальное приближение
уровня предоставления, государственной
услуги к ее получателям - передача
исполнения услуг на возможно
более низкий уровень
- ответственность каждого
уровня бюджета за эффективное
и целевое использование
В практике существуют различные
формы регулирования
Формами регулирования межбюджетных
отношений между
Механизм трансфертов применяется для обеспечения единой методологии бюджетного регулирования и устранения субъективного подхода к формированию межбюджетных отношений. Трансферты рассчитываются на основе нормативно-долевого метода, позволяющего осуществлять горизонтальное выравнивание бюджетных доходов территорий и оказывать им финансовую помощь по единым для всех правилам.
В соответствии с Бюджетным кодексом бюджет республики формируется по новой структуре, которая включает в себя следующие разделы:
1. Доходы:
- налоговые поступления;
- неналоговые поступления;
- поступления от продажи основного капитала;
- поступления официальных трансфертов.
2.Затраты.
3.Операционное сальдо.
4.Чистое бюджетное
- бюджетные кредиты;
- погашение бюджетных кредитов.
5. Сальдо по операциям с финансовыми активами:
- приобретение финансовых активов;
- поступления от продажи
финансовых активов
6.Дефицит (профицит) бюджета.
7.Финансирование дефицита
(использование профицита)
- поступление займов;
- погашение займов;
- движение остатков бюджетных средств.
По приведенной выше структуре осуществляются утверждение бюджетов и составление отчетов об их исполнении. При этом под доходами бюджета понимаются налоговые и другие обязательные, невозвратные платежи, официальные трансферты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе. Причем доходы не имеют целевого назначения, кроме официальных трансфертов.
Под затратами бюджета
понимаются бюджетные средства, выделяемые
на невозвратной основе. Они используются
для обеспечения деятельности государственных
учреждений, на оплату товаров, работ
и услуг, необходимых для реализации
государственной политики, в качестве
денежных выплат физическим лицам и
субсидии юридическим лицам. К затратам
бюджета относятся также
Разницу между доходами и
затратами бюджета принято
В настоящее время вместе
с безвозмездным бюджетным
Сальдо по операциям с
финансовыми активами представляет
собой разницу между затратами
на приобретение финансовых активов
и поступлениями от реализации финансовых
активов государства. Под приобретением
финансовых активов понимаются расходы
бюджетных средств на покупку
в государственную
Под бюджетным дефицитом
понимается превышение расходов бюджета
над его доходами, а если доходы
бюджета превышают его расходы,
то тогда имеет место понятие
бюджетного профицита. Величина дефицита
(профицита) бюджета равна операционному
сальдо за минусом чистого бюджетного
кредитования и сальдо по операциям
с финансовыми активами. Бюджетный
дефицит как финансовое явление
не обязательно относить к событиям
чрезвычайного или