Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Содержание

Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 141.98 Кб (Скачать)

К первой группе относятся  расходы государственного бюджета, направляемые на финансирование экономики. K второй группе относятся затраты  бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий, образования, науки, обороны  и управления государством.

Соотношение между этими  группами расходов определяет эффективность  бюджета. Чем выше уровень затрат, направляемых на развитие конкурентоспособной  экономики, и, соответственно, ниже уровень  потребительских затрат бюджета, тем  эффективнее использование бюджетных  средств! При этом эффективность  расходования бюджетных средств  зависит от методики формирования расходов государственного бюджета, которая, в  свою очередь, зависит, от проводимой государством социальной политики и сложившейся  в данный момент социально-экономической  ситуации.

Особенности формирования расходов по видам бюджетов заключаются в  сущности их предназначений. При формировании расходов по видам бюджетов учитываются  такие основные факторы: а) разграничение  функций между органами управления; б) подчиненность учреждений; в) границы  деятельности учреждений; г) целесообразность отнесения расходов на данный бюджет. Расходы между уровнями бюджетной  системы распределяются в соответствии с Бюджетным кодексом Республике Казахстан.

Расходы республиканского бюджета  формируются для финансирования следующих направлений:

-государственные услуга общего характера;

-оборона, общественный  порядок, безопасность;

-правовая, судебная, уголовно-исполнительная  деятельность;

-образование;

-здравоохранение;

-социальная помощь и  социальное обеспечение;

-культура, спорт, туризм  и информационное пространство;

-сельское, водное, лесное, рыбное  хозяйство и охрана окружающей  среды, земельные отношения;

-промышленность, недропользование, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность;

-транспорт и коммуникации;

-регулирование экономической  деятельности;

-прочие направления.

Аналогичные направления  расходования бюджетных средств, но имеющих значение для соответствующих  административно-территориальных единиц, формируются на уровне нижестоящих  бюджетов. Формирование расходов местных  бюджетов регулируется Бюджетным кодексом, нормативно-правовыми актами, решениями  маслихатов соответствующих административно-территориальных единиц. Местные органы власти наделены полномочиями по использованию экономической и финансовой базы территорий. Экономическую базу каждой отдельной административно-территориальной единицы составляют собственное имущество и переданные им объекты, которые являются источниками доходов для удовлетворения социально-экономических потребностей местного населения. Финансовая база представляет финансовые ресурсы, состоящие из собственных бюджетных средств и официальных трансфертов из вышестоящих бюджетов.

Состав и формирование расходов каждого уровня бюджетной  системы определяется действующими законодательными актами, наличием конкретных объектов на соответствующей административно-территориальной  единице, которые необходимо финансировать, и затратами для обеспечения  их жизнедеятельности.

Лимит расходов республиканского и местных бюджетов формируется  соответствующими уполномоченными  органами по бюджетному планированию для текущих бюджетных программ и для бюджетных программ развития. Основой определения лимита расходов бюджета служат прогнозные показатели бюджета, показатели приоритетных направлений  расходования бюджетных средств, предельно  допустимый размер отрицательного операционного сальдо, показатели, установленные Среднесрочной фискальной политикой и макроэкономические показатели, определенные Среднесрочными планами развития республики и регионов. Рассмотренные и одобренные бюджетной комиссией в срок до 5 июля текущего финансового года лимиты расходов бюджетов, доводятся затем до каждого администратора бюджетных программ уполномоченными органами по бюджетному планированию.

При расчете лимита расходов бюджета для текущих бюджетных  программ учитываются:

-общая сумма затрат  на текущие бюджетные программы,  включая объемы бюджетных субвенций  и изъятий, которая не должна  превышать объем доходов соответствующего  бюджета;

-утвержденные натуральные  нормы;

-объем текущих бюджетных  программ текущего финансового  года;

-определенные в Среднесрочной  фискальной политике увеличения  или сокращения расходов бюджета;

-завершающиеся в текущем  финансовом году текущие бюджетные  программы (их исключение).

Лимиты расходов бюджета  для текущих бюджетных программ определяются и доводятся до каждого  администратора этих программ. Для  бюджетных программ развития лимит  расходов определяется без распределения  между администраторами программ и  рассчитывается как разница между  общим прогнозным объемом всех расходов бюджета и общим объемом лимита расходов бюджета на текущие бюджетные  программы.

Администраторы бюджетных  программ в сроки, устанавливаемые  Правительством Республики Казахстан, вносят в уполномоченный орган по бюджетному планированию бюджетные  заявки. Бюджетная заявка - это совокупность документов, необходимых для обоснования  бюджетных программ и определения  сумм их финансирования при разработке бюджета, составляемая и представляемая администратором бюджетных программ ежегодно. Основной целью составления  бюджетных заявок является выбор  бюджетных программ на прогнозируемый период на базе количественной и финансовой информации о необходимых ресурсах и результатах выполнения программы, а также последующая оценка эффективности  и результативности бюджетных программ.

Бюджетная заявка составляется на основе среднесрочного плана социально-экономического развития области (города), государственных, отраслевых и региональных программ на соответствующий период. Данные бюджетной заявки должны отражать реальную и полную информацию о программе, собранную на основе объективных  характеристик данной программы. Администраторы бюджетных программ составляют бюджетную  заявку в пределах лимитов расходов для текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития, перечня  и объемов финансирования из соответствующего бюджета инвестиционных проектов, определенных соответствующей бюджетной комиссией. Администратор республиканской  или местной бюджетной программы  составляет только одну бюджетную заявку.

Бюджетная заявка состоит  из четырех частей:

-перечень бюджетных программ (подпрограмм) и суммы затрат  по ним;

-пояснительная записка  к каждой бюджетной программе;

-проект паспорта каждой  бюджетной программы, включенной  в бюджетную заявку.

Ежегодная бюджетная заявка должна содержать информацию по установленной  форме об отчетных данных за истекший год, плановых показателях на текущий  год и прогнозных показателях  на предстоящий трехлетний период. В случае наличия замечаний и  предложений при рассмотрении бюджетной  заявки соответствующей бюджетной  комиссией, а также в случае изменения  проекта республиканского (местного) бюджета в Парламенте (маслихате) данные заявки подлежат уточнению на каждом этапе рассмотрения.

Бюджетная заявка является основой для составления плана  финансирования программ (подпрограмм) и сводного плана финансирования. Бюджетная заявка подписывается  руководителем администратора программ. В бюджетной заявке указывается  фамилия, имя, отчество, должность, рабочий  телефон ответственного исполнителя  соответствующего администратора программ.

Бюджетная политика в области  реструктуризации расходов основывается на оценке относительной эффективности  участия государства в различных  отраслях экономики и на сокращении финансирования за счет бюджетных средств  несвойственных и нецелесообразных направлений участия государства. Это дает возможность концентрации бюджетных средств на комплексном решении приоритетных направлений развития экономики с одновременным выполнением текущих обязательств государства.

Создание действенной  системы экономического и бюджетного планирования, оптимизация и унификация программных документов, разработка методики их оценки будет способствовать установлению четкой взаимосвязи мероприятий, предусмотренных бюджетными программами, с расходами бюджета, повышению  эффективности использования бюджетных  средств.

Использование натуральных  норм - минимальных натуральных показателей  потребления необходимых материальных и нематериальных благ - взамен практики применения усредненного норматива  текущих затрат на одного работника  по группам государственных органов  позволит также повысить качество планирования расходов бюджета.

На основе Среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007-2009 годы и в соответствии с государственными и отраслевыми программами в  качестве приоритетных бюджетных расходов в среднесрочном периоде определены:

- реформирование и развитие  здравоохранения;

- развитие образования;

- дальнейшее углубление  социальных реформ;

- индустриально-инновационное  развитие;

- развитие аграрного сектора;

- реализация новой жилищной  политики;

- развитие города Астаны.

Бюджет города Астаны на 2007 год утвержден в объеме 164,7 млрд. тенге, в т.ч. 91,4 млрд. тенге – трансферты из республиканского бюджета. Рост расходов бюджета по сравнению с 2006 года составил в целом 32 млрд. тенге. В структуре бюджета программы развития составляют 106,5 млрд. тенге, текущие программы – 52,2 млрд. тенге или соответственно 65% и 35%.

В ходе формирования проекта  бюджета на 2008 год администраторам  бюджетных программ следует обратить внимание на следующие моменты.

В соответствии с Бюджетным  кодексом цели и задачи бюджетных  программ должны соответствовать действующим  государственным, отраслевым и региональным программ. Указанные программы должны рассматриваться и утверждаться в соответствии с Правилами утвержденными  постановлением Правительства Республики Казахстан в установленном законодательством  порядке и сроки.

Однако настоящий порядок  не всегда соблюдается разработчиками программ.

Имеют место случаи внесения на одобрение акиматом и утверждения маслихатом региональных программ по истекшему году. Так, например региональные программы «Столичная культура 2006-2008 годы» и «Программа здорового образа жизни, и профилактика заболеваний города Астаны на 2006-2008 годы».

2.3 Процесс исполнения  бюджета

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и  своевременного поступления налогов  и других платежей в целом и  по каждому источнику, а также  финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в  течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Государство  заинтересовано в увеличении ресурсов за счет повышения эффективности  производства и услуг в отраслях экономики и сферах деятельности, соблюдения режима экономии средств, а  также более полного привлечения  налоговых средств.

Исполнение республиканского бюджета начинается после его  утверждения на совместном заседании  палат Парламента РК не менее чем  в двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года. Правительство  РК по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организуют порядок исполнения бюджета в  соответствии с утвержденными постановлением Правительства РК «Правилами исполнения республиканского и местных бюджетов». Эта стадия бюджетного процесса включает в себя исполнение бюджета по поступлениям и по расходам.

Немаловажное значение при  исполнении бюджета имеет правильное и экономически обоснованное распределение  всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета. Такое распределение  бюджетных средств осуществляется по росписи доходов и расходов. Роспись - это основной оперативный  план распределения расходов - доходов  бюджета по подразделениям бюджетной  классификации, в котором проставляются  сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств. В течение года в соответствии с утвержденной бюджетной росписью потребители бюджетных средств - администраторы бюджетных программ - получают бюджетные средства, выделяемые на цели, предусмотренные бюджетными программами.

Исполнение местных бюджетов осуществляется на основании поквартальной  разбивки по росписи доходов и  расходов областного бюджета, бюджетов городов республиканского и областного значения и бюджетов районов, которые  составляются в пределах сумм утвержденных бюджетов.

Все операции текущего финансового  года, связанные с зачислением  поступлений в бюджет и осуществлением платежей из бюджета, должны завершиться 31 декабря этого же финансового  года, поскольку поступления после  этой даты относятся к поступлениям нового финансового года, а неиспользованные на эту дату средства - аннулируются, кроме случаев, предусмотренных  законодательством.

Сумма превышения доходов  над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий  бюджет и изъятью не подлежит, используется по усмотрению соответствующего органа государственной власти. Потери в  доходах и излишние расходы из вышестоящих бюджетов не компенсируются, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

Непосредственная работа по исполнению бюджета проводится центральным  и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета, каковым является Министерство финансов РК, его структурные  подразделения и соответствующие  органы на местах.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РК, Кодексом об административных правонарушениях РК, Налоговым кодексом РК уполномоченные органы по исполнению бюджета осуществляют исполнение бюджета  по поступлениям. Суть этого процесса заключается в организации и  проведении комплекса мероприятий  по обеспечению полноты и своевременности  зачисления поступлений в бюджет, утвержденных на соответствующий финансовый год Законом о республиканском  бюджете или решением маслихата о местном бюджете. При этом все поступления в бюджет в национальной валюте зачисляются на Единый казначейский счет (ЕКС) в соответствии с утвержденными кодами классификации доходов Единой бюджетной классификации.

Информация о работе Бюджетная система