Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Содержание

Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 141.98 Кб (Скачать)

Государственный бюджет играет ведущую и организующую роль в  перераспределении стоимости общественного  продукта между подразделениями  экономики, территориями, секторами  и т.д. Через бюджетные взаимосвязи  регулируется финансовое состояние  экономики, перераспределяются финансовые ресурсы по территории страны, обеспечивается изменение воспроизводственной  структуры общественного продукта. С помощью бюджета формируются  конечные пропорций между фондами  потребления и накопления в составе  Национального дохода страны.

Роль бюджета как экономического стимула реализуется через соответствующий  бюджетный механизм. Благодаря этому  механизму становится возможным  практическое использование объективно существующих - отношении в интересах развития экономики. Бюджетный механизм представляет собой комплекс специально разработанных и применяемых государством форм организации бюджетных отношений, а также способов, приемов, методов, обеспечивающих перераспределение финансовых ресурсов между сферами общественной деятельности, отраслями экономики и территориями страны.

Объективной основой бюджетного механизма являются распределительные  отношения, составляющие экономическое  содержание государственного бюджета. Внутренняя структура самого бюджета  как экономической категории  предопределяет и наличие разных звеньев в бюджетном механизме.

Структура бюджетного механизма  отражает такие группы бюджетных  отношений, как доходы, расходы, межбюджетные взаимосвязи, и соответственно им включает в себя разные формы и методы перераспределения  денежных средств между подразделениями  экономики. Поэтому в бюджетном  механизме в зависимости от форм проявления бюджетных отношений можно выделить следующие структурные звенья: методы мобилизации в распоряжение государства денежных средств; формы и порядок составления бюджета и предоставления бюджетных средств различным сферам деятельности; способы внутрибюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов и маневрирования ими.

Названные звенья бюджетного механизма в свою очередь содержат соответствующие элементы. Так, бюджетный  механизм мобилизации денежных средств, характеризующийся налоговым и  неналоговым методами поступления  финансовых ресурсов, получает свое выражение  в конкретных видах доходов (налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог  на имущество и т.д.). Механизм предоставления бюджетных средств учреждениям, предприятиям и организациям реализуется  на основе различных принципов и  с помощью различных форм наделения  бюджетными деньгами. Механизм внутрибюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов характеризуется также закреплением части бюджетных средств за соответствующими звеньями бюджетной системы и разными способами бюджетного регулирования.

Каждому структурному звену  и элементу бюджетного механизма  присущи свои функциональные особенности, обусловленные теми задачами, для  решения которых они предназначены. Несмотря на относительную самостоятельность, элементы и звенья бюджетного механизма  функционируют как единое целое, и именно взаимосвязанное действие всех структурных звеньев и элементов  обеспечивает слаженное функционирование бюджетного механизма в целом.

Таким образом, государственный  бюджет активно используется государством для управления экономикой. Он играет существенную роль в усилении концентрации денежных средств на важнейших направлениях социально-экономического развития, в  совершенствовании отраслевой и  территориальной структуры экономики  в соответствии с социально-экономическим  развитием, в ускорении интенсификации производства, в проведении режима экономии в использовании всех видов  ресурсов. При этом государственный  бюджет во всех формах своего проявления и использования выступает в  качестве инструмента управления экономикой и оказывает интегрированное  воздействие на общественное производство и как финансовый документ, и как  экономический рычаг, и как стимул.

1.2 Бюджетная система  Республики Казахстан

Бюджетная система – важная составляющая часть всей финансовой системы государства. Бюджетная  система как экономическая категория  представляет собой совокупность финансовых отношений государства с юридическими, физическими лицами и регионами  по формированию и использованию  централизованного денежного фонда  – бюджетов, методов и способов их формирования и исполнения, а  также совокупность органов управления этими отношениями. Другими словами, под бюджетной системой понимается совокупность бюджетов всех уровней  и Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетного процесса и бюджетных отношений, основанных на экономических отношениях и правовых нормах.

В Республике Казахстан в  соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года № 548-11, введенного в  действие с 1 января 2005 года, в бюджетную  систему включены следующие виды и уровни бюджетов:

-республиканский бюджет;

-областной бюджет, бюджет  города республиканского значения, столицы;

-бюджет района (города  областного значения).

По бюджетному законодательству все виды и уровни бюджетов являются самостоятельными. В структуре бюджетной  системы страны рассматриваются  также Чрезвычайный государственный  бюджет и Национальный фонд Республики Казахстан.

Центральное место в бюджетной  системе страны республиканский  бюджет, который на соответствующий  финансовый год утверждается законом  Республики Казахстан. Бюджетный кодекс Республики Казахстан определяет республиканский  бюджет как централизованный денежный фонд, который формируется за счет налоговых и других поступлений  и предназначен для финансового  обеспечения функций центральных  органов государственной власти, а также для реализации общереспубликанских  направлений государственной политики.

Аналогичные определения  даны в Бюджетном кодексе областному бюджету, бюджету города республиканского значения, столицы, бюджету района (города областного значения). В отличие  от республиканского бюджета они  предназначены для финансового  обеспечения функций местных  государственных органов и реализации государственной политики в соответствующем  регионе и районе.

Под чрезвычайным государственным  бюджетом понимается такой бюджет, который формируется на основе республиканского и местных бюджетов и вводится и вводится в случаях чрезвычайного  или военного положения в республике. Такой бюджет вводится в действие и прекращает свое действие на основании  Указа Президента Республики Казахстан  о введении и отмене чрезвычайного  или военного положения на территории страны.

Основой Национального фонда  Республики Казахстан служат финансовые активы государства, аккумулированные на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном банке  Республики Казахстан, а также активы в виде иного имущества, кроме  нематериальных активов. Средства этого  фонда предназначены для обеспечения  стабильного социально-экономического развития государства, накопления финансовых активов и иного имущества, снижения зависимости экономики от сырьевого  сектора и воздействия неблагоприятных  внешних факторов.

Функционирование бюджетной  системы основывается на следующих  группах финансовых отношений:

- государства с предприятиями  в процессе формирования централизованных  денежных фондов;

- государства с организациями  и учреждениями непроизводственной  сферы, находящимися на бюджетном  финансировании;

- государства с населением  по поводу формирования доходов  бюджета и выплата различных  компенсаций, а также оказания  социальной поддержки малообеспеченным  гражданам;

- между институтами финансово-банковской  системы (Минфином, Национальным  банком и др.);

- государства с зарубежными  странами по формированию централизованных  денежных фондов и др.

Все эти формы финансовых отношений регулируются и совершенствуются государством, которым и осуществляется управление ими на основе разработанных  принципов и правовых норм. В нашей  республике бюджет принимается в  виде закона и, как правило, такой  акт состоит из текста бюджетного акта и приложений.

Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах  единства, полноты, реалистичности, транспарентности, самостоятельности, последовательности, приоритетности, ответственности, эффективности и результативности. Причем главными принципами являются единство и самостоятельность, которые в тоже время выступают основными принципами организации бюджетного процесса. В Бюджетном кодексе Республики Казахстан дается понятие каждого из перечисленных выше принципов бюджетной системы.

Принцип единства означает степень организационно-экономической  централизации бюджетной системы. Наиболее полно принцип единства проявлялся в бюджетной системы СССР. В настоящее время этот принцип ослаблен в связи с обретением самостоятельности местных органов власти и передачей им части прав по распоряжению финансовыми ресурсами. Тем не менее, принцип единства выражается в существовании общей системы, единообразии государственных расходов. Этот принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования, его взаимосвязь с социально-экономическим прогнозированием. Задачей принципа единства бюджета является установление эффективного контроля со стороны законодательного (представительного) органа – Парламент – за движением бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной  системы обеспечивается единой правовой базой, построением бюджета по единой бюджетной классификации, использованием единых процедур осуществления бюджетного процесса, единством форм бюджетной  документации, необходимой для статистической и финансовой информации, единой денежной системой, а также единой социально-экономической  и налоговой политики. Соблюдение данного принципа должно нивелировать зачастую встречающееся стремление к созданию привилегированных статей бюджета при его разработке и  утверждении.

Принцип полноты означает отражение в бюджетах и в Национальном фонде доходов и расходов в  их полном объеме на основе объективных  и достоверных показателей, предусмотренных  законодательство Республики Казахстан. При этом не допускается зачеты взаимных требований с использованием бюджетных  средств, а также уступок прав требований по бюджетным средствам. Правительство не должно иметь каких-либо доходов и расходов, кроме тех, что предусмотрены бюджетом. С принципом полноты бюджета связаны понятия бюджета-брутто и бюджета-нетто. Бюджет-брутто отражает все финансовые операции государства по доходам и по расходам. В отличие от этого, бюджет-нетто включает в себя только остатки по статьям бюджета, т.е. поступления по отдельным статьям за вычетом затрат на получение данных доходов.

В мировой практике данный принцип в настоящее время  считается менее целесообразным, поскольку следование ему перегружает  бюджет расходами, которые могут  быть выделены автономно с самостоятельными источниками доходов. В Казахстане же принят централизованный способ формирования государственных финансовых средств, поэтому с 1998 года ликвидированы  внебюджетные фонды: пенсионный, социального  страхования, дорожный, содействия занятости  населения.

Под принципом реалистичности понимается соответствие принятых показателей  бюджета утвержденным параметрам и направлениям среднесрочной фискальной политики и среднесрочного плана социально-экономического развития республики и регионов. Поэтому реалистичность показателей бюджетов достигается на основе объективной оценки состояния экономики, объемов производства и основывается на макроэкономических показателях плана социально-экономического развития Республики Казахстан и регионов на среднесрочный период.

Принцип реалистичности необходим  для предотвращения и устранения фальсификации отчетов об исполнении бюджетов. Он предусматривает правдивое  отражение финансовых операций государства, соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений. Реалистичность определяется обоснованностью расчетов всех источников доходов и направлений  расходов, базирующихся на показателях  прогнозов и программ развития и  подкрепленных наличием бюджетных  резервов.

Принцип транспарентности бюджетной системы требует публикации в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов по их исполнению. Это дает возможность каждому члену общества ознакомиться с предстоящими доходами и расходами государства, в особенности с основными направлениями расходования средств, в том числе на социальную сферу, размерами дефицита и способами его покрытия (сокращение расходов, увеличение доходов, займы). Более емко понятие принципа транспарентности можно охарактеризовать как обязательное опубликование нормативно правовых актов в области бюджетного законодательства, бюджетов и отчетов об их исполнении, а также другой информации о фискальной политике, открытость бюджетного процесса, проведение государственного финансового контроля.

Условиями нормального и  эффективного функционирования низовых  – местных – бюджетов являются самостоятельность и сбалансированность. Под принципом самостоятельности  бюджетов понимается формирование их доходной части за счет собственных  источников, в пределах которых определяются направления их использования и  расходования. Соблюдение этого принципа обеспечивается установлением стабильного  распределения поступлений между  бюджетами разных уровней и определением направлений их расходования, наделением всех уровней государственного управления правом самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс в рамках бюджетного законодательства.

Этот принцип значительно  расширяет права местных представительных и исполнительных органов власти в использовании и расходовании финансовых ресурсов на региональном уровне, поскольку допускается изъятие  доходов, дополнительно полученных в процессе исполнения местных бюджетов, и свободных остатков нижестоящих  бюджетов в вышестоящий бюджет, а  также возложение на местные бюджеты  дополнительных расходов без обеспечения  их соответствующими ресурсами.

Самостоятельность бюджетов обеспечивают закрепленные законом  источники доходов всех звеньев  бюджетной системы и право  использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами страны. Сбалансированность бюджетов всех уровней может являться необходимым требованием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении  бюджетов соответствующими органами власти и управления могут устанавливаться  предельные размеры дефицитов бюджетов.

Информация о работе Бюджетная система