Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:52, контрольная работа

Описание работы

Здоровье населения и экономика тесно связаны друг с другом. Здравоохранение потребляет часть валового национального продукта. Экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояния существенно отражаются на состоянии здоровья населения. Здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда. Здоровье нации – это способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил. В этом заключается непреходящая экономическая ценность для общества. Старение населения, распространение острых и хронических заболеваний, инвалидизация, наносят ущерб производительным силам общества, сказываются на экономическом развитии стран.

Содержание

Введение
Основная часть. Межбюджетные отношения. Система межбюджетных отношений в России
Понятие и содержание межбюджетных отношений
Система межбюджетных отношений в РФ.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 70.21 Кб (Скачать)

Введение 

Основная  часть. Межбюджетные отношения. Система межбюджетных отношений в России

Понятие и содержание межбюджетных отношений

Система межбюджетных отношений  в РФ. 
 
 
 
 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВЕДЕНИЕ

     Здоровье  населения и экономика тесно  связаны друг с другом. Здравоохранение  потребляет часть валового национального  продукта. Экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояния существенно  отражаются на состоянии здоровья населения. Здоровье населения является критерием  качества народонаселения, с которым  связаны оценка уровня образования  и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда. Здоровье нации  – это способность к воспроизводству  трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил. В этом заключается непреходящая экономическая ценность для общества. Старение населения, распространение  острых и хронических заболеваний, инвалидизация, наносят ущерб производительным силам общества, сказываются на экономическом  развитии стран.

     Охрана  и укрепление здоровья населения  представляет собой многогранную систему  государственных, общественных, социально-экономических  и медицинских мероприятий, в  основе которых лежат профилактическая направленность, единство медицинской  науки и практики, широкое использование  достижений научно-технического прогресса, разработка и внедрение научно обоснованной системы мероприятий, осуществляемых органами государственного и местного самоуправления, позволяющих наиболее полно и результативно сочетать потребности населения в медицинской  помощи, лекарственным обеспечении  и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с экономическими возможностями  ее удовлетворения.

     Современное состояние здравоохранения в  России характеризуется недостаточным  ресурсным и финансовым обеспечением, низкой эффективностью деятельности лечебно-профилактических учреждений, неадекватным качеством  медицинской помощи при наличии  достаточной обеспеченности населения  врачебными кадрами и больничными  койками.

     Переход общероссийского и региональных комплексов на принципы рыночной экономики  в условиях либерализации цен, высокого уровня инфляции и дефицита государственного бюджета остро поставил проблему выживаемости здравоохранения, находящегося на бюджетном финансировании. Сегодня  здравоохранение переживает серьезный  кризис в связи с недостатком  финансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием  организационно-экономического механизма, адекватного рыночной экономике. В  этих условиях возрастает значение поиска адекватных форм социальной поддержки  здравоохранения, в том числе  реформирования организационно-хозяйственного механизма на принципах социальной рыночной экономики, обеспечивающих не только выживание данной сферы, но и  дальнейшее развитие в рыночной среде.

     В современных условиях рациональная стратегия не только развития, но и  функционирования здравоохранения  предполагает опережение качественных параметров изменений по сравнению  с количественными. В другом направлении  средства, вкладываемые в данную сферу, не дадут должного результата.

     В связи с этим, проблемы планирования и финансирования учреждений здравоохранения  являются весьма актуальными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Межбюджетные  отношения. Система  межбюджетных отношений  в РФ.  
1. Понятие и содержание межбюджетных отношений.
 

     Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. В результате такого взаимодействия складываются отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, которые особо  выделены в Бюджетном кодексе  РФ и называются межбюджетными.

     Межбюджетные  отношения - это отношения между  органами власти, преимущественно разных уровней, по разграничению на постоянной (без ограничения сроком) основе расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходов и в  максимально возможной степени  доходных источников, а также межбюджетному  регулированию: возможному распределению  некоторых налогов по временным (не менее чем на очередной финансовый год) нормативам отчислений между бюджетами  разных уровней и перераспределению  средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в  разных формах в целях обеспечения  доступа граждан на всей территории страны к получению бюджетных  услуг в объеме и качестве не ниже минимально необходимого уровня1.

     Потребность в таком регулировании возникает  в основном тогда, когда у органов  власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов не хватает по объективным причинам средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или  частично (по разделенным налоговым  ставкам или в процентных долях), для обеспечения минимально необходимых  расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями. 2

     Межбюджетное  регулирование осуществляется, как  правило, органами власти вышестоящего уровня путем вертикального (между  разными звеньями бюджетной системы) и горизонтального (в разрезе  бюджетов одного и того же звена  бюджетной системы) выравнивания бюджетной  обеспеченности территориальных образований, у которых она ниже минимально необходимого уровня. Термин "бюджетное  регулирование" может иметь расширительное толкование, учитывая регулирующее воздействие  через бюджетную систему на экономические  и социальные процессы в стране.

     Горизонтальное  выравнивание в некоторых странах (например, в Германии) происходит и  в порядке централизованного  изъятия (через соответствующий  расчетный (клиринговый) центр при  Министерстве финансов ФРГ, минуя федеральный  бюджет) по прогрессивной шкале в  форме отрицательных трансфертов  средств из бюджетов, где такая  обеспеченность выше среднего уровня, в пользу бюджетов, где она меньше этого уровня.

     Межбюджетное  регулирование не ограничивается выравниванием  бюджетной обеспеченности территориальных  образований, где она меньше минимально необходимого уровня. В его функции  входят также возмещение бюджетам дополнительных расходов или потерь доходов, вызванных  решениями, принятыми органами власти другого уровня, и возможное долевое  участие бюджетов вышестоящего уровня в расходах нижестоящих бюджетов, имея в виду стимулирование приоритетных (наиболее социально значимых) с  позиции вышестоящих органов  власти направлений расходования средств  этих бюджетов. 3

     В большинстве стран межбюджетное регулирование производится переводом  средств в разных формах непосредственно  из бюджета вышестоящего уровня в  соответствующие нижестоящие бюджеты. В отдельных странах (например, Австрии, Германии, Индии, России) для этой цели используются и совместные (общие) налоги, когда некоторые из них распределяются на временной основе (с определением срока не менее чем на очередной  финансовый год) между разными уровнями бюджетной системы.

     Межбюджетные  отношения могут быть и непосредственно  между бюджетами одного и того же уровня. Например, для объединения  финансовых ресурсов в целях решения  задач, имеющих взаимный интерес. В  России они пока не получили широкого применения. В редких случаях финансовая помощь оказывается из нижестоящих  в вышестоящие бюджеты.

     Исходя  из принципов бюджетного федерализма, можно определить следующие принципы межбюджетных отношений:

  • сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений;
  • четкое законодательное разграничение расходных полномочий между органами власти разных уровней и соответствующих им расходов, а также доходных источников (полностью или частично) между звеньями бюджетной системы;
  • максимально возможное разграничение на постоянной (без ограничения сроком) основе видов доходов (полностью или частично) в качестве закрепленных доходов между бюджетами разных уровней;
  • сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счет оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях;
  • равенство прав в межбюджетных отношениях субъектов Федерации с федеральным центром и муниципальных образований с органами власти субъектов Федерации;
  • применение в межбюджетном регулировании для всех субъектов Федерации, а внутри каждого из них для всех муниципальных образований единых методологии и критериев, учитывающих их индивидуальные и групповые особенности;
  • обязательность компенсации недостающих средств при увеличении расходов бюджетов или снижении их доходов, явившихся следствием решений, принятых органами власти другого уровня;
  • недопустимость изъятия или принудительной централизации в бюджеты другого уровня собственных доходов, закрепленных на постоянной основе, дополнительно полученных или сэкономленных бюджетных средств;
  • недопустимость изменения ранжировки территориальных образований по бюджетной обеспеченности в сопоставимых условиях при передаче им средств из вышестоящего бюджета в порядке межбюджетного регулирования;
  • взаимная ответственность органов власти разных уровней за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;
  • наличие достоверной информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета другого уровня;
  • относительная стабильность принятого к реализации механизма межбюджетных отношений;
  • ясность (прозрачность) и гласность межбюджетных отношений, простота расчетов4.

     Сравнение действующего механизма межбюджетных отношений с указанными выше принципами - требованиями бюджетного федерализма  к его построению позволяет улучшить организацию этих отношений, а также  обеспечить правильный выбор направлений  дальнейшего их совершенствования.

     Исходя  из теоретических предпосылок, реформа  межбюджетных отношений в России должна иметь основную конечную цель и сопутствующие цели. Основная конечная цель - создание необходимых исходных условий для сокращения чрезмерных различий в бюджетной обеспеченности территориальных образований, сбалансирования  региональными и местными органами власти своих территориальных бюджетов (в условиях заинтересованности и  ответственности в обеспечении  роста их собственных, закрепленных на постоянной основе и регулирующих доходных источников, рационального  и эффективного расходования бюджетных  средств) с целью реализации полномочий, возложенных на них, предоставления равных возможностей населению на всей территории страны в получении бюджетных  услуг в объеме и качестве не ниже предусмотренных государственными социальными стандартами.

     К сопутствующим целям относятся  следующие: четкое и обоснованное разграничение  расходных полномочий между уровнями власти; разграничение между уровнями бюджетной системы налогов и  других платежей (на постоянной основе, т.е. без ограничения сроком, полностью  или в качестве совместных налогов  в процентных долях, или по разделенным  налоговым ставкам); справедливое (на объективной основе) распределение  по вертикали бюджетной системы  совместных налогов по временным (с  указанием срока) нормативам, рассматриваемым  в качестве регулирующих налогов, перераспределение  средств в разных формах из бюджетов одного уровня бюджетной системы  в другой и выбор оптимальных  вариантов такого регулирования  на соответствующих этапах; определение  справедливого (на объективной основе) механизма перераспределения средств  между бюджетами одного и того же уровня исходя из принципа солидарности для оказания финансовой поддержки  беднейшим территориям. 

     2. Система межбюджетных отношений в РФ. 

     Бюджетная политика государства - главная составная  часть финансовой политики, поскольку  она определяет условия и принципы организации финансовых отношений  при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных  расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно  влияет на размеры и пропорции  централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую  структуру расходов бюджетов, но и  перспективы использования бюджетных  средств для развития экономики  и социальной сферы. Кроме того, бюджетная  политика предопределяет организацию  финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в  ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной  политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.

     В Российской Федерации разграничение  видов доходов (на постоянной основе) между уровнями бюджетной системы  обеспечивается через раздельные и  совместные налоги. А межбюджетное регулирование осуществляется прежде всего отчислением от регулирующих налогов (совместных налогов, которые "расщепляются" между уровнями бюджетной системы по временным  нормативам). Но с 2006 г. возможность применения таких нормативов в качестве дополнительных (дифференцированных) к единым процентным долям налогов, закрепляемым на постоянной основе, предусматривается только внутри субъектов РФ и лишь по налогу на доходы физических лиц взамен дотаций местным бюджетам, исчисленных (подушевым методом) на формализованной основе. Таким образом, в новом бюджетном законодательстве предпочтение отдается межбюджетному регулированию через безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам других уровней в разных формах. Они, согласно этому законодательству, рассматриваются как межбюджетные трансферты. К таким трансфертам отнесены и бюджетные кредиты из федерального бюджета субъектам РФ, предоставляемые на возмездной и возвратной основе5.

  Современную структуру бюджетной системы  Российской Федерации можно представить  на рисунке 1.

    

  Рис.1. Структура бюджетной системы  РФ

  Согласно  действующей редакции Кодекса, бюджетная  система РФ имеет 3 уровня, реально  в большинстве субъектов РФ существует 4 уровня. В субъектах РФ в составе  бюджетов районов имеются сметы  поселков и сельских администраций, в 24 субъектах созданы местные  бюджеты двух уровней, в 15 - существуют местные бюджеты на уровне поселений  и районные "государственные" бюджеты. Количество уровней бюджетной  системы должно соответствовать  количеству уровней публичной власти (установленных иными законами). Местные бюджеты делятся на бюджеты  двух типов (уровней) - бюджеты муниципальных  районов и бюджеты поселений (бюджет городского округа по составу доходов  и расходов примерно равнозначны  консолидированному бюджету района). В рамках реформы местного самоуправления с учетом формирования поселенческого уровня бюджетной системы РФ число  муниципальных бюджетов все время  увеличивается. Например, только в Ростовской области в 2010 г. к уже имевшимся 55 муниципальным образованиям добавилось еще 408 поселковых.

     Высокая степень самостоятельности бюджетов разных уровней и ответственности  органов власти за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспеченность предопределяет повышение их заинтересованности в наращивании налогового потенциала, своевременном и полном сборе  налогов, а также в эффективном  расходовании бюджетных средств. Такая  самостоятельность бюджетов характерна для классического бюджетного федерализма, так как она позволяет проводить  на региональном и местном уровнях  самостоятельную налогово-бюджетную  политику в пределах своей компетенции.

Информация о работе Бюджетная система РФ