Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:42, доклад
Налогово - бюджетные взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России как федерального государства.
ВВЕДЕНИЕ
Налогово - бюджетные
взаимоотношения между
В первом вопросе
контрольной работы кратко описана
эволюция бюджетной системы РФ, принципы
ее функционирования и правовые основы.
В третьей части первого
1 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
1.1 Эволюция бюджетной
системы
Бюджетная система
Российской Федерации - совокупность бюджетов
всех уровней и государственных
внебюджетных фондов, которая регулируется
нормами права и основана на экономических
отношениях и государственном устройстве
РФ. Она состоит из бюджетов трех
уровней:
I уровень - федеральный
бюджет и бюджеты
Развитие бюджетной
системы началось еще IV- VII вв, с момента
образования княжеств, когда основным
источником княжеской казны были
военная добыча, выкуп или дань,
собираемая с народа. Вначале они
носили натуральную форму (птица, скот,
меха, мед и др. товары), а затем
приобрели и денежную.
Первое устойчивое
государственное образование
Начиная с ХIII в
единицей обложения . на Руси являлись
соха, двор, тягло. Все собранные
средства расходовались на содержание
войска, строительство городов - крепостей,
содержание аппарата управления и семьи
князя - феодала. С образованием Московского
княжества (ХVв.) начала складываться двухзвенная
бюджетная система, состоящая из
княжеской казны и местных
бюджетов. Доходы составляли посошная
подать, таможенные, соляные, кабацкие
и другие сборы. С местного населения
собирались денежные и натуральные
сборы: конское пятно (за клеймение),
тамга (за продажу товара), весче (за
взвешивание), гостиное (за пользование
торговым помещением) и др. За счет казны
содержались царские
С укреплением Московского
княжества в ХVIIв. были введены
откупы, стрелецкая подать, оброки с
лавок, кузниц, мастерских, мельниц, с
народов Урала, Поволжья и Сибири
стал собираться ясак (мехами). В 1722 году
стрелецкая подать была заменена на подушную
подать (взималась со всех лиц мужского
пола).
В начале ХIХв. в результате
реформ Петра I Россия была разделена
на 9 губерний, губернии на 50 провинций,
которые разделялись на уезды. Был
создан ряд министерств, в губерниях
- казенные палаты, в уездах - казначейства.
Казенные палаты распределяли налоги
на население, вели учет поступлений
и расходов, выдавали средства на мероприятия.
В ходе реформ в 1861 году
были созданы органы местного самоуправления
- земства. Мирские повинности были
переоформлены в земские, подушная
подать с мещан заменена на поземельный
налог, для кочевников введена кибиточная
подать, введен акциз на производство
спиртных напитков, промысловый налог.
В 1862 году впервые
были разработаны правила
После февральской
революции в 1917 г. бюджетная система
пришла в расстройство. Доходы и
расходы формировались на основании
иностранных займов. В январе 1918
правительство составило первый советский
бюджет на полгода. Конституцией 1918 г.
было установлено федеральное устройство
и заложены основы бюджетного устройства.
Предусматривалось разделение государственного
и территориальных бюджетов, которые формировались
за счет: поступлений от налогов, устанавливаемыми
губернскими, уездными, городскими советами;
надбавок в размере 40% к подоходному налогу;
доходов от местных предприятий и имущества;
ссуд и пособий из государственного бюджета.
Однако в условиях военного времени реальными
были только ежемесячные бюджеты.
К концу 1920г. произошло
слияние государственного и территориальных
бюджетов. По окончании гражданской
войны утверждались квартальные
и годовые бюджеты. С образованием
СССР в состав государственного бюджета
вошли бюджеты союзных
1.2 Принципы функционирования
бюджетной системы, ее
К общим принципам,
характеризующим бюджет, можно отнести
следующие принципы:
- принцип единства
бюджетной системы - означает
единство законодательства, организации,
функционирования, документации и
отчетности, санкций за нарушение,
единый порядок исполнения, формирования
доходов и расходов.
- принцип разграничения
доходов, расходов и
- принцип самостоятельности
- право и обязанность органов
государственной власти и
- принцип равенства
бюджетных прав субъектов РФ -
определение бюджетных
- принцип полноты
отражения - означает, что все
доходы, расходы и источники
- принцип сбалансированности
- означает, что объем расходов
должен соответствовать объему
доходов, уменьшенных на суммы
выплат из бюджета.
- принцип результативности
и эффективности - означает, что
при составлении и исполнении
бюджетов необходимо достигать
наилучших результатов.
- принцип общего
покрытия расходов бюджетов - расходы
бюджетов не могут быть
- принцип прозрачности
- означает обязательное
- принцип достоверности
- означает надежность
- принцип адресности
и целевого характера - означает,
что бюджетные средства
- принцип подведомственности
расходов - получатели бюджетных
лимитов вправе получать
- принцип единства
кассы - означает зачисление всех
поступлений и выплат с
Бюджетные отношения
в государстве осуществляются на
базе определенных правовых норм, совокупность
которых образует бюджетное право.
1.3 Бюджетное право,
его источники, субъекты и
Отношения, возникающие
в процессе образования, распределения
и использования бюджетов государства
и местных бюджетов, чрезвычайно
разнообразны и сложны. Они возникают
в процессе установления бюджетной
системы, распределения доходов
и расходов между отдельными видами
бюджетов, закрепления прав РФ и
ее субъектов, а также в процессе
составления и утверждения
В основе бюджетной
системы РФ лежит бюджетное
Основным источником
бюджетного права в РФ являются:
1) Конституция РФ;
2) Бюджетный кодекс
Российской Федерации (БК РФ) от
31.07.1998 № 145-ФЗ.
3) Налоговый кодекс
РФ.
4) законы, принятые
на соответствующий год: ФЗ
«о федеральном бюджете», Законы
субъектов РФ о бюджете
5) Законы, регулирующие
бюджетные отношения:
Особое место в
бюджетном праве занимают нормы,
которые подразделяются на материальные
нормы и процессуальные. Бюджетные
материальные нормы закрепляют структуру
бюджетной системы РФ, перечень доходов
и расходов бюджетов, распределение
их между различными бюджетами и
т.д. к бюджетным процессуальным
нормам относятся нормы, регламентирующие
порядок составления, рассмотрения,
утверждения и исполнения бюджетов
государства и местных
2 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2.1 Понятие, принципы,
этапы и направления
Межбюджетные отношения
- это отношения между органами
государственной власти РФ, субъектов
РФ и местного самоуправления. Они
строятся на следующих принципах:
ь сбалансированность
интересов всех участников межбюджетных
отношений;
ь самостоятельность
бюджетов всех уровней;
ь законодательное
разграничение расходных
ь объективное перераспределение
средств между бюджетами для
выравнивания уровня бюджетной обеспеченности
регионов и муниципальных образований;
ь единство бюджетной
системы;
ь равенство всех
бюджетов.
Отличительной чертой
в РФ является предоставления субъектам
право самостоятельно формировать
свои отношения с местными органами
власти. Федеральные органы власти
заинтересованы в том, чтобы общая
стратегия развития бюджетной системы
была поддержана субъектами.