Анализ операций коммерческих банков с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является комплексное исследование рынка банковских операций и услуг с драгоценными металлами и драгоценными камнями и разработка методических и практических рекомендаций по развитию рынка в современных условиях.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы банковских операций на рынке драгметаллов и драгоценных камней;
- выявить особенности правового регулирования деятельности коммерческих банков с драгоценными металлами;
- определить роль и изучить современное положение коммерческих банков на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней;
- рассмотреть виды банковских операций с драгоценными металлами и оценить их экономическую эффективность;
- рассмотреть проблемы и перспективы организации деятельности коммерческих банков на рынке драгоценных металлов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Теоретические аспекты функционирования коммерческого банка на рынке драгоценных металлов …………………………………………………
6
1.2 Понятие и виды аффинажных драгоценных металлов и драгоценных камней как объектов банковских операций ........................................................
6
1.2 Особенности правового регулирования деятельности коммерческих банков с драгоценными металлами и камнями ………………………………...
14
1.3 Роль и значение коммерческих банков на рынке драгоценных металлов и камней …………………………………………………………………………..
18
2 Анализ и оценка операций коммерческого банка на рынке драгоценных металлов ………………………………………………………………………….
30
2.1 Общая характеристика Сбербанка ………………………………………… 30
2.2 Общая характеристика операций коммерческого банка на рынке драгоценных металлов …………………………………………………………..
32
2.3 Анализ операций с драгоценными металлами на примере Сбербанка ...... 49
3. Перспективы развития банковских операций с драгоценными металлами в Российской Федерации ……………………………………………………....
67
3.1 Организация работы с драгоценными металлами в российском коммерческом банке …………………………………………………………...
67
3.2 Совершенствование государственного регулирования операций с драгоценными металлами ..……………………………………………………. 75
3.3 Проблемы налогообложения в сфере добычи и обращения драгоценных металлов………………………………………………………………………. 86
3.4 Проблемы деятельности коммерческих банков на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней и пути их разрешения …………………..... 90
Заключение ………………………………………………………………....... 96
Список использованных источников ………………………………………. 99
Приложение А Бухгалтерский баланс за 2009 г. ................................................ 103
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках за 2009 г. ..................................... 105

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 766.00 Кб (Скачать)

     Проблема  налогообложения предприятий золотодобывающей отрасли также является одной  из превалирующих в сфере развития отечественного рынка золота. Недоработки  системы налогообложения в части  налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на прибыль существенно осложняют расширение бизнеса средних и небольших золотодобывающих компаний и в целом золотодобычу в стране.

     Необходимо  введение дифференцированной ставки (НДПИ) в зависимости от горно-геологических и экономических условий освоения месторождений золота (аналогичные изменения уже прорабатываются соответствующими ведомствами в отношении нефтедобычи), что поможет снизить налоговую нагрузку на предприятия золотодобывающей отрасли и в некоторой степени способствовать повышению рентабельности золотодобычи.

     Кроме того, рационально вернуться к  существовавшей ранее практике налоговых  льгот, по которым предприятия, расположенные  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним краям, подлежат освобождению от уплаты налога на часть прибыли (дохода), направляемой на их техническое переоснащение. Данная мера является одной из важных составляющих дальнейшего развития золотой отрасли посредством увеличения доли капитальных вложений производственного назначения.

     К банковскому бизнесу реформы налогообложения золотодобывающих предприятий имеют косвенное значение и связаны больше с повышением рентабельности и кредитоспособности потенциальных заемщиков и основных поставщиков физического золота, которое, как уже рассматривалось ранее, играет немаловажную роль в предпринимательской деятельности российских коммерческих банков.

     Со  стороны бизнеса основным звеном, оказывающим наибольшее воздействие на сферу золота, являются коммерческие банки. Согласно официальной информации и пресс-релизов кредитных организаций, в настоящее время продолжается активный рост объемов операций с золотом, совершаемых российскими коммерческими банками.

     В сложившихся условиях банковское сообщество напрямую заинтересовано в росте отечественной золотодобычи и развитию этого сегмента экономики страны. Сегодня банки имеют значительные потенциал расширения операций с золотом при использовании большинства инструментов, применяемых зарубежными кредитными организациями. Дальнейшее развитие российского нормативно-правового аппарата законодательства и пересмотр фискальной политики государства позволит увеличить спектр финансовых инструментов, основанных на золоте, как финансовом активе, создав, таким образом, предпосылки для повышения эффективности российского банковского бизнеса.

     Для выхода России на лидирующие позиции  в мире по добыче золота и становления  конкурентоспособного отечественного рынка драгоценных металлов необходимо наладить взаимодействие государственной политики в сфере золота с устремлениями российского бизнеса, обусловленными тенденциями развития национальной рыночной экономики.

     Таким образом, в среде отечественного бизнеса необходимо скоординировать усилия всех заинтересованных участников рынка золота (где банки занимают превалирующие позиции) в таких направлениях как сокращение теневого оборота золота на территории РФ, создания организованной торговой площадки (биржи) золота и других драгоценных металлов, а также формировании единой концепции дальнейшего развития конкурентоспособности отечественного бизнеса на международном экономическом пространстве. 
 

     3.4 Проблемы деятельности коммерческих банков на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней и пути их разрешения 

     Банковское  сообщество и сегодня активно  поддерживает развитие отрасли, осуществляя  кредитование, торговые операции и ведение металлических счетов.

     Участникам  российского рынка драгоценных  металлов следует добиваться пересмотра подходов, заложенных в законодательстве о драгоценных металлах, имея в  виду, что два базовых положения  законодательства нуждаются в корректировке. Первое из них – это приоритетное право государства на покупку золота (пп.5,6 ст.2 Федерального закона “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”), второе – отнесение драгоценных металлов к валютным ценностям (п.4 ст.1 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”). Последнее положение привело к возбуждению немалого числа уголовных дел по факту незаконного совершения сделок или нарушения порядка совершения сделок с драгоценными металлами. Законодательство о недрах тоже имеет определенные недостатки, но по сравнению с законодательством о драгоценных металлах оно более продумано и не содержит концептуальных недоработок. В связи с тем, что время легких денег закончилось, участникам рынка драгоценных металлов следует подумать об использовании более сложных технологий привлечения инвестиций, для чего требуется другое – более совершенное законодательство.

     На  сегодняшний день очень актуален вопрос налогообложения проводимых на межбанковском рынке операций с драгоценными металлами в слитках, в частности применение налоговой льготы по уплате НДС, предусмотренной подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которой реализация драгоценных металлов налогоплательщиками банкам не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации.

     В нынешних условиях коммерческие банки не имеют реальной возможности повлиять на незаконные схемы финансирования, обеспечивающие теневой оборот драгоценных металлов («черные» и «серые»), и создать вместо них законные и вполне прозрачные финансовые схемы. Об этом не может быть и речи при существующих правово-нормативных барьерах, не говоря уже о ничем не оправданных для банков рисках в будущем.

     Вместе  с тем замещение незаконных финансовых схем прозрачными схемами по инициативе и с помощью банковского сообщества путем вытеснения незаконного оборота драгоценных металлов в правовое поле могло бы быть реальным при других, более благоприятных условиях. Такие условия можно было бы сформировать в России с помощью банковского сообщества при поддержке государства, большого бизнеса и, особенно, регионов, а также активном участии гражданского общества.

     Эффективность государственной поддержки здесь, по-видимому, во многом будет зависеть от позиции и практики банковского  сообщества и большого бизнеса в  организации противодействия незаконному обороту драгоценных металлов. То есть от того, сумеют ли банки совместно с крупными компаниями оказать близким им по производственным интересам средним и малым предприятиям такую помощь в развитии, которая вызвала бы у теневого бизнеса добровольный отказ от «черных» и «серых» схем.

     Не  исключено, что в этом случае возможно применение франчайзинговых, лизинговых, венчурных и других схем кредитования, приемлемых для юридических лиц. Массовое предпринимательство, скорее всего, не впишется в эти схемы  без законодательного введения процедур персонального банкротства, без достаточно ответственных гарантий региональных и муниципальных властей, а также действенного контроля со стороны гражданского общества.

     В связи с этим следует стремиться активизировать совместную деятельность государственных, коммерческих, общественных, информационных, научных и образовательных структур, а также заинтересованных частных лиц, направленную на дальнейшую либерализацию российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных, технических, медицинских и других изделий из них.

     По  словам Владимира Таранкова, для  успешного развития отечественного рынка драгоценных металлов необходимо устранить отдельные противоречия в законодательстве, нормативной  базе федеральных органов исполнительной власти и Банка России.

     Первая  проблема – вопрос налогового законодательства. Нужно отменить 18-процентный НДС  при продаже металлов в слитках  промышленному потребителю и  гражданам. Сбор не только необоснованно  завышает цену на металл, но и блокирует развитие банковских операций на рынке промышленного потребления, препятствует реализации продуктов населению, выводит золото в теневой оборот. По нашим оценкам, законодательная отмена этого положения позволит увеличить объемы продаж банковских проектов в драгоценных металлах с 1 до 3 млрд. долл.

     Вторая  проблема – нормативные и лицензионные документы Банка России, которые  лишь декларируют право банков совершать  операции с обезличенным драгметаллом. Нормативные базы, регламентирующей подобнее операции, в стране нет. А новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и вовсе исключил драгоценные металлы из числа валютных ценностей. Проблема только усугубляется. Необходима ревизия нормативной базы по золоту на предмет ее соответствия новым реалиям и международной практике. Внутренний рынок драгоценных металлов имеет высокий потенциал, который необходимо правильно и рационально использовать.

     Следует обратить особое внимание на острую необходимость  внесения в действующее законодательство норм, позволяющих успешно завершить процесс формирования на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней условий, согласованных странами «восьмерки». Помимо решения других вопросов, это позволило бы резко сократить теневой оборот, предоставив возможность участвующим в нем социальным слоям взамен совершаемых ими криминальных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями другие, вполне законные экономические возможности для деловой активности и достойного жизнеобеспечения.

     С этой целью в отрасли необходимо обеспечить экономическую свободу, сняв противоречащие Гражданскому кодексу и другим действующим законодательным актам неправомерные запреты, создав необходимые условия для развития среднего и малого бизнеса, а также существенного сокращения теневого оборота драгоценностей, легализации связанных с ним финансовых средств.

     Решение этих задач в первую очередь зависит  от государства — законодательной  и законоприменительной деятельности органов, регулирующих в России развитие рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Радикально изменить положение можно лишь при наличии политической воли на высшем государственном уровне и объединении заинтересованных сил гражданского общества.

     В этом отношении крайне важна роль самих участников рынка. Кому, как не им, лучше всего известно, что в настоящее время теневой оборот драгоценных металлов, драгоценных камней, технических, ювелирных, медицинских и других изделий массового спроса, а также оборот связанных с ними финансовых средств осуществляется по всей территории России. Это один из заметных сегментов теневой экономики, оказывающий негативное влияние на рост производства и социальную сферу. И именно от участников теневого рынка, в конечном счете, зависит, что делать — выходить на свет или оставаться в тени.

     Не  вызывает сомнений необходимость максимального  привлечения человеческого фактора  к участию в решении проблемы сокращения теневого оборота драгоценных  металлов и драгоценных камней. При  этом важен и учет исторических особенностей, стимулирующих теневой оборот в экономике России. Все это так или иначе предопределяет целевую установку на анализ сложившейся проблемной ситуации и поиск путей ее решения.

     Существенное  сокращение теневого оборота достигается  не только путем изменений в законодательстве, но и в результате применения новых финансовых схем со стороны банков и регионов.

     Таким образом, в целом проблема драгоценных металлов как финансового актива и инструмента банковской деятельности особенно актуальна в периоды оживления ценовой конъюнктуры на драгоценные металлы и инвестиционного интереса широкого круга финансовых институтов, в результате чего деятельность банков на этом рынке значительно активизируется, однако процесс расцвета рынка обладает временными рамками, т.к. рынок золота достаточно волатилен и подвержен действию геополитических факторов. Между тем, работа банка с промышленными потребителями и производителями золота будет актуальна и при отрицательной ценовой динамике рынка, когда инвестиционная привлекательность золота начнет проигрывать другим финансовым инструментам рынка капиталов.

 

     

Заключение 

     Рынок драгоценных металлов и драгоценных  камней в России начал формироваться  в 90-х годах. Деятельность банков на рынке драгоценных металлов и  драгоценных камней приобретает  все большую активность, что свидетельствует об актуальности в нынешний момент исследования данной работы.

     Можно сказать, что в России на сегодня  сформировался новый рынок драгоценных  металлов. Начал более активно  формироваться на только первичный, но и «вторичных» рынок обращения лицензий на добычу золота. За последние два года изменилась мотивация участия банков на рынке золота.

Информация о работе Анализ операций коммерческих банков с драгоценными металлами и драгоценными камнями