Анализ операций коммерческих банков с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является комплексное исследование рынка банковских операций и услуг с драгоценными металлами и драгоценными камнями и разработка методических и практических рекомендаций по развитию рынка в современных условиях.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы банковских операций на рынке драгметаллов и драгоценных камней;
- выявить особенности правового регулирования деятельности коммерческих банков с драгоценными металлами;
- определить роль и изучить современное положение коммерческих банков на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней;
- рассмотреть виды банковских операций с драгоценными металлами и оценить их экономическую эффективность;
- рассмотреть проблемы и перспективы организации деятельности коммерческих банков на рынке драгоценных металлов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Теоретические аспекты функционирования коммерческого банка на рынке драгоценных металлов …………………………………………………
6
1.2 Понятие и виды аффинажных драгоценных металлов и драгоценных камней как объектов банковских операций ........................................................
6
1.2 Особенности правового регулирования деятельности коммерческих банков с драгоценными металлами и камнями ………………………………...
14
1.3 Роль и значение коммерческих банков на рынке драгоценных металлов и камней …………………………………………………………………………..
18
2 Анализ и оценка операций коммерческого банка на рынке драгоценных металлов ………………………………………………………………………….
30
2.1 Общая характеристика Сбербанка ………………………………………… 30
2.2 Общая характеристика операций коммерческого банка на рынке драгоценных металлов …………………………………………………………..
32
2.3 Анализ операций с драгоценными металлами на примере Сбербанка ...... 49
3. Перспективы развития банковских операций с драгоценными металлами в Российской Федерации ……………………………………………………....
67
3.1 Организация работы с драгоценными металлами в российском коммерческом банке …………………………………………………………...
67
3.2 Совершенствование государственного регулирования операций с драгоценными металлами ..……………………………………………………. 75
3.3 Проблемы налогообложения в сфере добычи и обращения драгоценных металлов………………………………………………………………………. 86
3.4 Проблемы деятельности коммерческих банков на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней и пути их разрешения …………………..... 90
Заключение ………………………………………………………………....... 96
Список использованных источников ………………………………………. 99
Приложение А Бухгалтерский баланс за 2009 г. ................................................ 103
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках за 2009 г. ..................................... 105

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 766.00 Кб (Скачать)

     Отменить  правила особого хранения и транспортировки  золота, устанавливаемые для субъектов частного бизнеса (индивидуальных предпринимателей и негосударственных организаций). Данный шаг позволит им самостоятельно оценивать необходимость использования специализированных сейфовых помещений и транспорта, снизить издержки при оперировании драгоценными металлами в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности.

     Кроме того, необходимость данной поправки обусловлена, прежде всего, иррациональностью применения особых требований по хранению и транспортировке золота в условиях рыночной экономики, где каждый субъект обладает правом самостоятельно распоряжаться собственным имуществом, иногда ограниченным национальными интересами. Поэтому данные требования относятся, скорее всего, к рудиментам планового экономического строя и не вписываются в рамки современной политики свободного рынка.[23]

     Для такого направления банковского  бизнеса, как ответственное хранение и транспортировка, реализация данного аспекта, скорее всего, приведет к снижению спроса со стороны клиентов на услуги аренды сейфовых помещений и транспортировки драгоценного металла, т.к. в большинстве случаев специализирующиеся на работе с золотом организации используют не собственные помещения и технику (ввиду высокой стоимости оборудования, организации

охраны  и автотранспорта), а предпочитают покупать данные услуги у банков, что позволяет избежать больших единовременных затрат.

     В принципе указанные ограничения  имеют несколько косвенные отношения к непосредственно банковскому бизнесу и направлены в большей степени механизм рынка, однако, учитывая тесную взаимосвязь между субъектами рыночных отношений необходимо принимать во внимание, что они в равной степени несут негативное влияние как на деятельность специализированных отраслей (прямо ограничивая их работу), так и на развитие соответствующих операций банков.

     Помимо  снятия рассмотренных ограничений  необходимо также закрепить в законодательных и нормативных актах ряд основополагающих терминов и определений существующих продуктов с применением золота в качестве финансового инструмента, а также ключевых моментов их развития в российских экономических условиях, среди которых основными являются:

     Обезличенные  металлические счета и вклады, которые по своей сущности отличаются от валютных только тем, что учет средств  на них ведется в единицах веса драгоценного металла. В большинстве случаев металлические счета открываются внесением эквивалента валюты в кассу банка, реже физических слитков. Отсутствие соответствующего определения ОМС в ГК РФ, в первою очередь, ограничивает инвестиционные интересы вкладчиков, на металлические депозиты которых не действуют нормы ФЗ «О страховании вкладов». Кроме того, определение ФЗ «О банках и банковской деятельности» такой банковской операции как «привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов» и отсутствие понятийного аппарата соответствующего инструмента в ГК РФ затрудняет его регулирование и может служить сдерживающим фактором при развитии и модернизации этого направления банковского бизнеса.

     Производные финансовые инструменты (деривативы), некоторые из которых, в настоящее время активно используются отечественными банками и финансовыми организациями, в т.ч. торгуются на РТС (фьючерсы). Право на совершение сделок с драгоценными металлами посредством использования производных финансовых инструментов (опционов, свопов, фьючерсов и др.) для банков установлено Положением «О совершении кредитными организациями операций на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами». Однако регулирование использования деривативов на золото (и другие драгоценные металлы) российскими кредитными организациями производится фактически с применением только международной банковской практики без учета российского законодательства, поскольку определения этих инструментов и нормы их применения в нем отсутствует. Данное обстоятельство значительно осложняет процесс решения спорных вопросов по производным финансовым инструментам на внебиржевом рынке и является примером относительной недоработанности некоторых аспектов российского законодательства в сравнении с принятой международной практикой.

     Дополнение  соответствующих нормативных актов  РФ понятиями, связанными с рынком срочных сделок (производных финансовых инструментов и деривативов) позволит установить и конкретизировать определенные нормы и правила для их совершения на территории страны. При этом в ходе разработки необходимых изменений и дополнений в законодательные акты необходимо учитывать как международные нормы права и практику экономически развитых стран, так и особенности современной российской экономики.

     Одним из существенных аспектов, составляющих правовое обеспечение сферы золота, является необходимость внесения поправок в нормативные акты Федеральной  службы по финансовым рынкам (ФСФР), которые  позволят организовывать на территории РФ паевые инвестиционные фонды, специализирующиеся на инвестициях в золото и другие драгоценные металлы, аналогичные западным Gold exchange-traded funds (GETFs). При этом актуальность решения данного вопроса может быть определена как созданием специализированных ПИФов инвестиций в драгоценные металлы, так и разрешением существующим размещать привлеченные средства в металлические активы.

     В настоящее время в нормативных  актах ФСФР не предусматривается  использования в качестве активов  ПИФов драгоценных металлов, что в большей мере обусловлено сравнительной молодостью отечественного рынка.

     Предыдущий  цикл восходящего мирового ценового тренда на драгоценные металлы пришелся на 80-е гг. прошлого века, когда спектр инструментов, используемых странами с рыночной экономикой, начал значительно расширяться, определяя необходимость внесения соответствующих доработок в международные и национальные нормативно-правовые акты. В связи с тем, что этот период для России был связан с дореформенной плановой экономикой, соответствующие тенденции эволюции экономики свободного рынка не нашли отражения на территории современной РФ. Глобальные реформы национальной экономики 90-х гг. совпали с периодом ценового спада на золото, что обусловило несущественный интерес к золоту со стороны отечественных инвесторов. Соответственно подобные изменения в законодательстве не обладали необходимой актуальностью. Поэтому, если в настоящее время за рубежом используются более широкий инструментарий «золотых» инструментом, чем в России, то данное обстоятельство рационально считать как естественные обстоятельства развития отечественной экономики, которые в свое время будут преодолены.

     Актуальность  предполагаемых изменений связана с повышением интереса у широких масс российских инвесторов к активам в золоте. Соответственно доработка законодательства в данном случае продиктована естественными потребностями рынка, вызванными в процессе эволюции российской экономики.

Кроме того, существующие проблемные вопросы  в большей мере негативно влияют на развитие золотодобычи, а, следовательно, поступление физического золота в банки, которым нередко для формирования металлических пассивов в физическом металле приходится обращаться в зарубежные банки за полученим займов в золоте.

     В качестве логического итога вопроса о реформировании национального законодательства в сфере золота рационально отметить, что ввиду широкого спектра нормативно-правовых документов и государственных органов, обладающих функциями контроля и регулирования обращения драгоценного металла, процесс внесения необходимых изменений и дополнений требует значительного времени на разработку и согласование со связанными государственными инстанциями. Поэтому назрела существенная необходимость пересмотра функций и полномочий соответствующих государственных структур по регулированию и контролю обращения и экспорта золота, но, прежде всего, рационально определить значение золота в структуре национальной финансовой системы и государственных финансах.

     Таким образом, для российских коммерческих банков перспективы проведения данных реформ определены, прежде всего, расширением возможностей организации и развития, новых в отечественной финансовой системе направлений банковского бизнеса, связанных с золотом, как финансовым инструментом. Вместе с тем намечаются возможности освоения рынка золота банками, которые ранее активно не работали с драгоценными металлами, что может оказать позитивное влияние на всю инфраструктуру финансового рынка. 
 

     3.3 Проблемы налогообложения в сфере добычи и обращения драгоценных металлов 

     На  сегодняшний день очень актуален вопрос налогообложения проводимых на межбанковском рынке операций с драгоценными металлами в слитках, в частности применение налоговой  льготы по уплате НДС, предусмотренной  подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которой реализация драгоценных металлов налогоплательщиками банкам не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации.

     Перспективы развития банковского бизнеса также связаны с налогообложением в сфере добычи и обращения драгоценных металлов. Политика налогообложения добычи и операций купли-продажи драгоценных металлов представляет собой один из рычагов регулирования и воздействия на рынок драгоценных металллов страны, а также активность его субъектов. В настоящее время назрела существенная необходимость государственного компромисса в части снижения налогового бремени и изменении существующих подходов к налогообложению золотодобывающих предприятий, промышленных потребителей и населения. Данное обстоятельство позволит

повысить  инвестиционную привлекательность золота и в немалой степени будет способствовать повышению объемов реализуемого банками золота.

     Рассматривая  нормы государственного регулирования  рынка золота, отражающиеся в особенностях фискальной политики государства, рационально выделить следующие проблемные аспекты: обременение всего оборота при реализации банковских слитков НДС, организации льгот и дифференцированного подхода к взиманию налогов с предприятий золотодобывающей отрасли. С одной стороны, налоги являются основной составляющей доходов бюджета, от объема поступивших налоговых выплат зависит возможность реализации национальных программ целевого финансирования и экономического благосостояния государства в целом. Однако, с другой стороны, они представляют финансовое бремя субъектов бизнеса, для которых на определенных этапах деятельности высокие или экономически не обоснованные налоги могут отразиться снижением эффективности функционирования и даже банкротства субъектов хозяйствования, что соответственно повлечет снижение налоговых поступлений бюджета.

     Одним из ключевых моментов налогообложения, как известно, является дифференцированный подход и поиск оптимальной фискальной политики, при которой достигается  необходимое сочетание планируемых налоговых поступлений со снижением налогового обременения на слаборазвитые и развивающиеся направления бизнеса. Стоит принимать во внимание, что в определенных ситуациях снижение налоговых ставок или введение льгот может стимулировать развитие бизнеса и способствовать росту доходов бюджета, а повышение вызывает обратный процесс, что фактически и произошло при изменении базы для исчисления НДС.

     НДС при реализации физических слитков  золота, в сущности, явился причиной необоснованного удорожания драгоценного металла и, как следствие, снижение банками его продаж и соответственно налоговых поступлений. В настоящее время можно только предполагать, насколько данное обстоятельство повлияло на рост теневого оборота и организации серых схем взаимодействия между банками и промышленными потребителями драгоценных металлов. С вступлением в силу второй части Налогового кодекса НДС начал взиматься со всей стоимости слитка драгоценного металла, когда как ранее он исчислялся только с разницы между ценой приобретения и реализацией слитка, что было менее обременительно для покупателей металла. Действующая практика налогообложения с совокупной стоимости драгоценного металла фактически «блокирует развитие банковских операций на рынке промышленного потребления и реализацию ряда банковских продуктов населению». В настоящее время промышленным предприятиям при возможности получения кредита более выгодно получать сырьевой металл не посредством его приобретения у банка, а через схемы металлического кредитования (займы в золоте), при использовании которых не возникает базы по исчислению НДС.

     Для населения крайне невыгодно приобретение слиткового золота в качестве объекта инвестирования сбережений, исходя из надбавки к цене слитка (рыночная цена металла плюс комиссионное вознаграждение банка) 18% НДС, который соответственно не возвращается при его обратной реализации. Основным стимулом приобретения драгоценных металлов в таких обстоятельствах служит приобретение слитков в качестве подарка. Кроме банковских слитков под ставку НДС попадают также памятные монеты, однако их продажи на сегодняшний момент повышаются в основном за счет коллекционирования и приобретения в качестве подарков. Инвестиционные монеты не облагаются НДС, поэтому часто вместо слитков используются частными ювелирами в качестве сырья для изготовления драгоценностей.

     В целом приведенные факты позволяют  сформировать мнение о низкой эффективности  существующего подхода применения НДС к операциям с золотом и необходимости принятия кардинальных мер в части применения пониженной ставки либо полной отмены налога при реализации золота промышленным потребителям и населению. Данные меры должны оказать существенный стимул к повышению интереса частных и корпоративных инвесторов к физическому золоту (противопоставив его доллару и евро) и увеличить реализацию металла коммерческими банками, а, следовательно, несколько реанимировать данное направление банковского бизнеса на внутреннем рынке страны. В совокупности этот шаг позволит сделать выгодной реализацию золота внутри страны и соответственно расширить его оборот.

Информация о работе Анализ операций коммерческих банков с драгоценными металлами и драгоценными камнями