Активная роль государства в смешанной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:55, реферат

Описание работы

На данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и командной экономикой. В смешанной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.

Содержание

Введение 4
1.Представления о роли государства в экономике. 5
1.1.Кейнсианство. 5
1.2.Монетаризм. 7
2.Смешанная экономика. Понятие. Характеристика. 11
3.Функции государства в смешанной экономике. Инструменты
реализации функций. 16
3.1.Правовое регулирование экономики. 16
3.2.Финансовое регулирование. 17
3.3.Государственное предпринимательство. 19
3.4.Социальное регулирование. 21
3.5.Стабилизационная функция государства. 22
3.6.Распределительная функция. 23
4.Особенности смешанной экономики в России 24
5.Противоречия регулирования смешанной экономики.
Достоинства смешанной экономической системы. 26
Заключение 29
Библиографический список 30

Работа содержит 1 файл

Активная роль государства в смешанной экономике (1).doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Хотя размеры государственных доходов постоянно растут, величина государственных расходов растёт ещё быстрее. Эта диспропорция объясняется направлениями государственного бюджета в современном обществе:

                 субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, оказывать поддержку предприятиям, попадающим в критическую ситуацию

                 финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения

                 государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующее прирост дополнительного спроса /12,c.17-18/

     Размеры затрат по каждому из названных направлений способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.

      В настоящее время государство обладает широким «набором» эффективных финансовых регуляторов:

1) Налоги – обязательные государственные сборы. Именно справедливость и рациональность налогообложения придают экономике цивилизационный характер. Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.

2)Инвестиции. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнёрам. Цель государственной инвестиционной политики – структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста./15, c.250/

3)Дотации – денежные суммы, выделяемые из госбюджета для  преодоления отраслевых кризисов. За счёт дотации государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные товары.

4) Учётная ставка – разница между номиналом ценных бумаг и размером их досрочной оплаты. Назначая её, Центральный банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность./15, c.252/

5) Регулирование цен. Государство вправе установить предельные цены на продукцию предприятий-монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы.

 

3.3 Государственное предпринимательство.

Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги, экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов./17, c.42/

В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-комерческих операциях.

Государственный сектор занимает свою нишу в экономике, которая не привлекает частных предпринимателей, руководствующихся мотивами коммерческой выгоды. Государство позволяет сделать рыночную экономику экологически безопасной, гарантирует осуществление социально-экономических прав человека, организует поступательное движение  научно-технического прогресса, сглаживает структурные и региональные диспропорции, обеспечивает эффективное развитие международных экономических отношений./15, c.127/

Рыночный механизм не в состоянии охватить все сферы экономической системы и подчинить их функционирование своим законам. В экономике любой страны, как известно, имеются такие отрасли и сферы, которые или не могут развиваться по рыночным законам или эффективность действия последних в таких сферах оказывается недостаточной. Как свидетельствует мировой опыт, это относится к производству так называемых общественных товаров и услуг, к регулированию внешних факторов. Как бы не оценивалась проблема вмешательства государства в экономику, общепризнано, что функции по регулированию внешних эффектов и снабжению населения общественными товарами должно выполнять государство. Во всех развитых странах государство берёт на себя развитие таких сфер, как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление и удовлетворение общественных потребностей в услугах этих отраслей.

Роль государства в удовлетворении потребностей в общественных товарах и услугах отнюдь не сводится к тому, чтобы их обязательно производить в государственном секторе. Наряду с собственным производством государство может стимулировать их производство и на предприятиях частного сектора, закупая их у последних.

Особенно возрастает в современных условиях роль государства в связи с необходимостью обеспечения экологической безопасности общества. Вовлекая всё больше природных ресурсов в хозяйственный оборот, частные предприятия не возмещают всех затрат, связанных с эксплуатацией природных ресурсов, перекладывая тем самым часть собственных затрат на общество/16, c.125/. Более того, руководствуясь только законами рынка, они не останавливаются и перед коммерческой эксплуатацией невоспроизводимых национальных ресурсов. И только вмешательство государства, во-первых, позволяет обеспечить полное возмещение предприятиями всех затрат, связанных с использованием природных ресурсов, во-вторых, предотвращает вовлечение в хозяйственный оборот невоспроизводимых природных богатств, несущее угрозу здоровью и жизни человека./9, c. 74-76/

 

3.4 Социальное регулирование.

Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются почти все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть, гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.

В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие направления социальной защиты:

1) Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительно социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий.

2)Обеспечение занятости. Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне».

3)Индексация фиксированных доходов, т.е. частичное возмещение государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары./20, c.7-9/

Экономическая роль государства в социальной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.

Например, одно из наиболее распространенных проблем - недостаточная занятость населения. Эту проблему государство  можно решить созданием новых рабочих мест, развитием малого бизнеса, потому что, как показывает опыт, наибольшее число рабочих мест обеспечивает именно мелкое предпринимательство (индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских (крестьянских) хозяйств).

 

3.5 Стабилизационная функция государства.

Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. . Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно: 1) разработать и принять специальное антимонопольное законодательство; 2) сформировать системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно-организационные методы. /6, c.277/

В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма.

 

3.6 Распределительная функция.

Среди функций, выполняемых государством во всех без исключения странах с смешанной экономикой, большое место занимает распределительная функция. Она направлена на ликвидацию большого разрыва в доходах различных социальных групп населения, который может возникать, и возникает в результате действия механизмов саморегуляции, присущих рыночной экономике/18, c.25/. Специфика действия этих механизмов такова, что часть населения вообще не может обеспечить достойный уровень существования, сложившийся на данный период времени и учитывающий традиции данного общества. Для обеспечения всем членам общества достойной жизни, а тем самым для поддержания в обществе атмосферы спокойствия и равновесия и недопущения социальных конфликтов и потрясений государство выполняет распределительную функцию. Изымая часть доходов различными, достаточно хорошо отработанными методами, государство затем распределяет их в пользу нуждающихся. В частности, повышает доходы малоимущим слоям населения, выдает беднякам продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям, создает систему обучения и переквалификации безработных, обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги здравоохранения и обучения. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство. Но государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов, т.к. неравенство доходов – это обязательное условие эффективного функционирования экономики. /12, 14-15/

 

 

4.ОсоБЕННОСТИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИИ.

 

 

Как известно, в начале девяностых годов в России был осуществлен переход к рыночной экономике: появились свободные цены и частная собственность, государство ликвидировало монополию на торговлю. Однако, рыночные институты  были крайне слабы. Власти не провели радикальных либеральных реформ в экономике, В результате чего в стране распространились неравные условия ведения бизнеса. По уровню экономической свободы Россия оказалась на одном из последних мест в мире.

В начале 2000-х, по окончании экономического кризиса, начали претворяться в жизнь различные либеральные реформы. По сравнению с предыдущим десятилетием преобразования оказались довольно последовательными. была введена низкая плоская шкала подоходного налога, создан обновленный Трудовый кодекс, который охватывал почти все сферы трудовых отношений, также были реформированы такие сферы как энергетика ЖКХ, бюджет страны впервые стал профицитным. Данные реформы позволили рыночному механизму функционировать достаточно слажено, хотя роль государства в экономике также выросла В 2003 году реформы в экономике изменили курс на укрепление роли государства и усиление его позиций в экономической системе. Но данное изменение политико-экономического курса позволило стране развиваться дальше, пусть даже во многом из-за высоких цен на энергоресурсы./1, c/15/

На  двенадцатом международном экономическом форуме первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов выступил с заявлением, что государство будет уменьшать своё воздействие на экономику. Он заявил, что важным аспектом развития является ограничение избыточного вмешательства государства в экономику. "Последние годы многие опять начали верить, что государство способно устранять все провалы рынка, забывая его особенности генерировать свои собственные провалы", - заметил Шувалов. Однако, провалы государственного регулирования оказываются гораздо более болезненными, чем рыночные. "Государство реагирует на кризисы гораздо медленнее, нежели экономический объект под воздействием рыночных сигналов", - отметил Шувалов./19, с.12/

Но это вовсе не говорит о том, что государство намерено играть роль только наблюдателя. Не исключено, что в России могут появиться новые госкорпорации - для регулирования тех сфер, где рыночные агенты самостоятельно действовать не могут. Но работать они будут абсолютно открыто, по правилам корпоративного управления. Так же было отмечено что формированием в России национальной инновационной системы должно заниматься государство. На данном этапе мы нецелесообразно отказываться от главенствующей роли государства в создании национальной инновационной системы. Поскольку на сегодняшний день только государство способно обеспечить комплексность и сбалансированность этого процесса./19, с. 13/

В связи с финансовым кризисом, правительству пришлось скорректировать политику в сторону увеличения влияния государства на экономику страны. Так например, были увеличены пошлины на ввоз автомобилей, что по прогнозам правительства должно было повысить интерес к автомобилям отечественного производства. Так  же в критически важных отраслях промышленности увеличилась доля государства, что в свою очередь автоматически увеличило зависимость этих предприятий от правительства. По мнению некоторых аналитиков, для выхода из кризиса нужно не только увеличить влияние государства на экономику, но и реформировать практически всю систему государственного устройства. Эти реформы являются необходимыми, так как их основная направленность – борьба с коррупцией и уменьшение зависимости экономики России от цен на энергоресурсы.

5.Противоречия регулирования смешанной экономики. Достоинства смешанной экономической системы

 

 

Модель смешанной экономики  является оптимальным вариантом для многих стран, в том числе и России, но это вовсе не значит, что такая система не имеет недостатков. Так из основного достоинства такой системы - социальная направленность, вытекает её основной недостаток- торможение рыночного механизма из-за чрезмерного вмешательства государства. Таким образом, выявляется фундаментальное противоречие смешанной экономики, её главная проблема./18, c.24/ Для стабильного функционирования экономики государству необходимо ограничивать своё воздействие на рынок, однако, недостаточность  этого воздействия может вызвать сложную социальную обстановку, что, в конечном итоге, приведёт к серьёзным нарушениям в экономической системе.

Информация о работе Активная роль государства в смешанной экономике