Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:55, реферат
На данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и командной экономикой. В смешанной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.
Введение 4
1.Представления о роли государства в экономике. 5
1.1.Кейнсианство. 5
1.2.Монетаризм. 7
2.Смешанная экономика. Понятие. Характеристика. 11
3.Функции государства в смешанной экономике. Инструменты
реализации функций. 16
3.1.Правовое регулирование экономики. 16
3.2.Финансовое регулирование. 17
3.3.Государственное предпринимательство. 19
3.4.Социальное регулирование. 21
3.5.Стабилизационная функция государства. 22
3.6.Распределительная функция. 23
4.Особенности смешанной экономики в России 24
5.Противоречия регулирования смешанной экономики.
Достоинства смешанной экономической системы. 26
Заключение 29
Библиографический список 30
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Амурский государственный университет
(ГОУВПО «АмГУ»)
Кафедра: Эт и ГУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Активная роль государства в смешанной экономике
по дисциплине Экономическая теория
Исполнитель
студент группы 839
Руководитель
доцент
Нормоконтроль
доцент
Благовещенск 2009
РЕФЕРАТ
Работа 31 с., 21 источник.
Смешанная экономика, кейнсианство, монетаризм, государство, рыночный механизм, государственное регулирование, социальная направленность, инструменты регулирования экономики.
Каждое государство пытается достигнуть экономической, социальной и политической стабильности. Первостепенными являются задачи построения крепкого общества и развитой экономической системы, но поскольку социальная стабильность во многом зависит от состояния экономики, правительство страны уделяет экономической системе особое внимание.
В данной работе характеризуется смешанная экономика, исследуются её преимущества и недостатки, а так же поднимается вопрос о границах вмешательства государства в экономику, его функциях в смешанной экономической системе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Представления о роли государства в экономике. 5
1.1.Кейнсианство.
1.2.Монетаризм.
2.Смешанная экономика. Понятие. Характеристика. 11
3.Функции государства в смешанной экономике. Инструменты
реализации функций.
3.1.Правовое регулирование экономики.
3.2.Финансовое регулирование.
3.3.Государственное предпринимательство.
3.4.Социальное регулирование.
3.5.Стабилизационная функция государства. 22
3.6.Распределительная функция.
4.Особенности смешанной экономики в России
5.Противоречия регулирования смешанной экономики.
Достоинства смешанной экономической системы.
Заключение
Библиографический список
Введение
На данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и командной экономикой. В смешанной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.
Однако существует много других причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, среди этих причин можно выделить наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве; наличие внешних эффектов; необходимость создания законодательной базы для функционирования всей системы и др. Однако, чрезмерное вмешательство государства может стать поводом серьёзной стагнации и, как следствие, множества социальных и экономических проблем.
Поскольку подобная экономическая система широко распространена во многих странах, возникает острая необходимость в установлении конкретных рамок роли государства. Такая необходимость делает данную работу актуальной и современной, так как её целью было установление основных характеристик функций государства в смешанной экономике, инструментов воздействия на неё, а так же освещение ряда трудностей и противоречий в управлении такой экономической системой.
1.Представления о роли государства в экономике. Кейнсианство. Монетаризм
В западной экономической науке существует несколько направлений, характеризующих роль государства в экономике. Между ними есть общность и различия. Общее состоит в том, что они исходят из важности рыночной экономики. Различия заключаются в неодинаковых точках зрения на экономическую роль государства. Кейнсианцы, придерживаются концепции смешанной экономики. Монетаристы, сторонники теории рациональных ожиданий и экономики предложения обосновывают тезис о невмешательстве государства в экономику или минимизации такого вмешательства.
1.1 Кейнсианство.
Со времен Сэя и Рикардо экономисты утверждали, что предложение само порождает спрос. Все продавцы неизбежно являются покупателями. Закон Сэя провозглашал, что рыночная экономика по своей природе самостоятельно обеспечивает сбалансированность спроса и предложения. Кризисы невозможны. Не существует препятствий к достижению полной занятости. До Кейнса экономисты исходили из того, что теория производства и занятости может быть построена на основе натурального обмена. Деньги же никакой самостоятельной роли в экономике не играют. Дж. М. Кейнс существенно изменил течение экономической мысли Запада. Он сделал вывод, что рыночная экономика внутренне неустойчива. Утверждают, что для Дж. М. Кейнса деньги ничто (а для сторонников монетаризма- деньги все). Между тем его главный труд называется "Общая теория занятости, процента и денег". Оценка Кейнсом неустойчивости рыночной экономики не могла появиться без признания роли денег /2,c.128/. Кейнс предполагал, что государство будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций. Оно также будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению. Помимо необходимости централизованного контроля для достижения согласованности между склонностью к потреблению и побуждением инвестировать, оснований для социализации экономики нет. Кейнс выступал против системы государственного социализма, которая охватила бы большую часть экономической жизни общества. Кейнс считал налоги важным методом регулирования экономики, а следовательно, и необходимым изменение налоговых ставок в зависимости от экономической ситуации.
До Кейнса экономисты полагали, что государство должно поступать, как глава семьи: расходы должны быть равны доходам. Соответственно государственный бюджет должен балансироваться ежегодно. Кейнсианцы обосновали принцип балансирования бюджета на протяжении цикла. В период рецессии бюджет сводится с дефицитом, в период подъема - с избытком доходов над расходами. Но в течение цикла бюджет должен быть сбалансирован. В конце 80-х годов идея сбалансированности бюджета на протяжении цикла была признана ошибочной, создающей угрозу инфляции. Экономисты вновь признали важность ежегодного балансирования бюджета. Дж. Кейнс предложил использовать кредитно-денежную политику для регулирования экономики прежде всего через изменения ставки процента. Правда, он писал, что относится несколько скептически к возможности успеха чисто денежной политики, направленной на регулирование ставки процента. В условиях Великой депрессии (1929-1933 гг.) денежная политика была недостаточна для возрождения экономики. Но нельзя Кейнсу приписывать недооценку денежной политики вообще. Современные кейнсианцы в отличие от монетаристов признают важность и бюджетной, и кредитно-денежной политики /14,c.380/.
1.1 Монетаризм.
Как отмечалось, кейнсианцы считают, что рыночная система внутренне нестабильна и требует необходимости государственного вмешательства. Монетаристы имеют другую исходную позицию. Они считают, что рынок сам по себе способен обеспечить стабильность и экономический рост.
Великая депрессия 1929-1933 гг. натолкнула Дж. Кейнса на вывод о том, что капитализм перестает быть саморегулируемой системой и нуждается в государственном вмешательстве. Главный теоретик монетаризма американский экономист М. Фридмен в противоположность этому доказывал, что экономическая стабильность требует сокращения государственного вмешательства в экономику, а не его увеличения. По мнению М. Фридмена, Великая депрессия, так же как и другие периоды ужасной безработицы, были вызваны ошибками государственного регулирования экономики, а не противоречиями, внутренней нестабильностью частной экономики. В 1930-1931 гг. Федеральная резервная система США действовала так неумело, что умеренную рецессию превратила в экономическую катастрофу /11/. Соответственно в современных условиях правительственные меры образуют главное препятствие для экономического роста в США. Тарифы и другие ограничения международной торговли, тяжелое налоговое бремя, меры по регулированию экономики, фиксация цен и заработной платы искажают направления движения ресурсов, стимулируют их неправильное использование. Вплоть до начала 70-х годов монетаризм оставался в тени. Его научность и серьезность ставились под сомнение. Совершенно неожиданно в 70-80-е годы монетаризм превращается в модное направление экономической мысли. Рейганомика и тэтчеризм формировались в соответствии с идеями М. Фридмена. Монетаризм - это концепция развития зрелой рыночной экономики с хорошо отработанным денежным хозяйством. Монетаристы - сторонники конкурентного капитализма, предполагающего организацию экономической деятельности на основе частных предприятий, действующих на свободном рынке./18, c.23,24/
М. Фридмен называет свой образ мышления либерализмом или консерватизмом. Монетаризм выступает против централизованного контроля над экономической деятельностью. Тем не менее существование свободного рынка не устраняет необходимость во вмешательстве государства. Последнее выступает посредником между субъектами рыночных отношений, принимает законы и следит за их соблюдением. Рынок значительно уменьшает количество вопросов, которые требуют политических решений, и тем самым минимизирует степень прямого участия правительства в регулировании экономики. Некоторые сферы экономики не могут развиваться на основе рыночных отношений или могут функционировать только ценой огромных издержек. Речь идет о так называемой технической монополии и "эффекте соседа". Техническая монополия представлена частной монополией, публичной монополией и публичным регулированием. По мнению М. Ф.0гдмена, все три формы оказывают отрицательное воздействие и приходится выбирать из этих зол наименьшее. Какая же из них является наименьшим злом? В этом вопросе мнения экономистов разделились. Для Фридмена наименьшее зло - частная, для американского экономиста Г. Симона - публичная монополия, западно-германского экономиста В. Ойкена - публичное регулирование."Эффект соседа" - действия индивидов, оказывающих воздействие на других индивидов. Это воздействие нелегко компенсировать, а также получить возмещение за ущерб или оплату позитивного воздействия./2, c. 130-138/
Таким образом, государство должно решить проблемы технической монополии, "эффекта соседа", содействовать конкуренции и обеспечить здоровую финансовую систему. Главными направлениями правительственной деятельности, которые способствуют стабильности экономики, является денежная и фискальная политика. Итак, монетаризм выходит на передний край в 70-80-е годы как отражение бед бюрократизации экономики, ослабления рыночного механизма и конкуренции. Монетаризм предложил шоковую терапию для западных стран, которая в известных пределах оздоровила экономику. Однако господство монетаризма в 70-80-е годы не было полным. В теории и практике наблюдался синтез кейнсианства и монетаризма. В 90-е годы наметился возврат к кейнсианству.
Монетаризм считает, что денежной системой должен управлять закон,
а не люди. Специальное законодательство дает возможность населению осуществлять контроль над денежной политикой. В то же время оно предотвращает подчинение денежной политики сиюминутным прихотям и капризам властей. Монетаристы критикуют широко распространенное убеждение, что увеличение бюджетных расходов стимулирует развитие экономики, а уменьшение их ведет к рецессии. Кейнсианцы, по их мнению, игнорируют другие аспекты изменений. Монетаристы считают ядром своей концепции свободный рынок. Но так ли он свободен? Существуют различные структуры рынка: совершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция и т. д. Все структуры, кроме первой, предполагают контроль фирмы над ценами. Кейнсианцы из этого делают вывод об утрате в известных пределах способности рыночной экономики к саморегулированию. Нарушение функций рынка монополистическими и олигополистическими структурами вызывает необходимость государственного вмешательства. Монетаристы обходят это затруднение, доказывая, что степень монополизации рынка в экономической литературе преувеличивается. По мнению М. Фридмена, существует несколько направлений, по которым дается завышенная оценка роли монополий: 1) смешение абсолютного и относительного размеров. Предприятие становится более крупным абсолютно. Предполагается, что и доля его на рынке растет. В действительности объем рынка может возрастать еще быстрее; 2) монополия привлекает больше внимания со стороны средств массовой информации, чем конкуренция; 3) есть тенденция переоценивать роль крупного производства по сравнению с малым; 4) переоценивается роль обрабатывающей промышленности. Данные о ее монополизации распространяются на всю экономику. Между тем на обрабатывающую промышленность приходится только 1/4 производства и занятости. Существует тенденция переоценивать значимость монополии труда. Профсоюзы охватывают лишь около 1/4 рабочего населения. Многие из них неэффективны./14, c. 384/
Информация о работе Активная роль государства в смешанной экономике