Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:42, курсовая работа
Научный проект посвящен выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
Введение
Глава I. Теоретический подход к исследованию самооценки и агрессии в психологии.
1.1. Понятие агрессии и агрессивности: психологические аспект.
1.2. Самооценка как компонент самосознания: структура и проявления.
1.3. Специфика проявления агрессивности и самооценки в подростковом возрасте.
1.4. Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах.
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки и агрессии в подростковом возрасте
2.1. Особенности проявления агрессии и самооценки у подростков.
2.2. Анализ полученных результатов исследования.
2.3. Рекомендации для подростко
По знаку коэффициент корреляции может быть положительным и отрицательным. Положительный коэффициент корреляции свидетельствует о прямой зависимости, а отрицательный коэффициент корреляции – об обратной.
Коэффициенты корреляции
характеризуются силой и
Формула коэффициента линейной корреляции Пирсона выглядит следующим образом:
(10)
Вычислим коэффициент корреляции между показателями агрессии и самооценки у представителей группы школьников 9 х классов.
Сформулирует нулевую и альтернативную гипотезы.
Н0 – корреляция между показателями агрессии и самооценки значимо не отличается от нуля (является случайной).
Н1 – корреляция между показателями агрессии и самооценки значимо отличается от нуля (является неслучайной).
Решение представить в виде таблицы.
№ п/п |
xi |
xi-Mx |
(xi-Mx)2 |
yi |
yi-My |
(yi-My)2 |
(xi-Mx) (yi-My) |
1 |
159 |
-7 |
49 |
47 |
-11 |
121 |
77 |
2 |
160 |
-6 |
36 |
49 |
-9 |
81 |
54 |
3 |
172 |
6 |
36 |
65 |
7 |
49 |
42 |
4 |
160 |
-6 |
36 |
57 |
-1 |
1 |
6 |
5 |
171 |
5 |
25 |
68 |
10 |
100 |
50 |
6 |
163 |
-3 |
9 |
50 |
-8 |
64 |
24 |
7 |
164 |
-2 |
4 |
59 |
1 |
1 |
-2 |
8 |
166 |
0 |
0 |
68 |
10 |
100 |
0 |
9 |
175 |
9 |
81 |
63 |
5 |
25 |
45 |
10 |
170 |
4 |
16 |
54 |
-4 |
16 |
-16 |
n=10 |
Mx= 166 |
292 |
My= 58 |
558 |
280 |
Вывод: корреляционную связь между показателями веса и роста можно оценить как сильную положительную.
Исследование проводилось с 40 подростками в возрасте 14-15 лет мужского и женского пола, 20 учеников - 9 «А» из них 10 девочек и 10 мальчиков и 20учеников -9 «Б» 10 мальчиков и 10 девочек и все учащиеся лицея им. М. Коцюбинского.
К подросткам были применены рассмотренные выше методики. В итоге были выявлены следующие результаты:
1. Опросник «Басса-Дарки»
Обследование проводилось индивидуально. Испытуемым предлагалось на 75 утверждений ответить «да» или «нет» (см. приложение 1). Результаты фиксировались в бланке ответов. Ответы оценивались по восьми шкалам. По числу совпадений с ключом подсчитывались индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. Суммирование индексов 1, 2, 7 дало нам общий индекс агрессивности, а сумма индексов 6 и 5 — индекс враждебности. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращалось внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
В результате анализа полученных результатов нами выявлено, что у 12-и испытуемых из различных групп индекс агрессивности превышает норму (31-27 баллов), т.е. превышает величину равную 21 плюс-минус 4. У остальных 28-х испытуемых индекс агрессивности не превышает нормальные показатели.
У тех же 28-х испытуемых показатели индекса враждебности не превышают нормы, у 12-и испытуемых – показатели выше нормы и составляют от 19 до 14 баллов, что в значительной степени превышает показатели нормы. (см. диарпмма 1; приложения 4)
Также было выявлено, что взрывы агрессивности у 5–х испытуемых носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер, т.к. по семи и более вопросам у них по три очка и менее чем по семи вопросам – по одному очку.
Из беседы с учащимися данного класса было определено, что в данной группе не приемлют жестокого и агрессивного поведения и стараются всячески избавиться от таких учащихся, которые являются его носителями.
Коэффициент корреляции рангов считался исходя из d2 по формуле, приведенной в описанной методике. Для 20 выборов эта формула выглядела следующим образом: r = 0,00075* У d 2 .
Параметры высоты самооценки:
от (- 0,2) до 0 - нереалистично низкая
0 – 0,2 - низкая
0,25 – 0,3 - ниже среднего
0,31 – 0,6 - средняя
0,61 – 0,65 - выше средней
0,66 – 0,8 - высокая
более 0,81 - нереалистично высокая
Вывод: Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что в среднем коэффициент ранговой корреляции в испытуемой группе равен 0,43 баллам, что также соответствует среднему уровню самооценки. Как нам известно заниженная или завышенная самооценка будет тогда, когда она расходится с оценками от 0,4 и далее. Например, если средний балл оценок больше среднего балла испытуемого, имеет место неадекватно заниженная самооценка, это и происходит в нашем случае, испытуемые подростки недооценивают себя, думают о себе хуже, чем они есть на самом деле. Это отрицательно сказывается на формировании черт характера. Устойчивыми чертами характера у такого подростка становятся неуверенность, безынициативность, повышенное чувство тревоги, большая зависимость от окружающих его людей, стеснительность, замкнутость, чувство страха и опасности, подозрительность, обидчивость и т.д. Что и требовалось доказать.
2.3. Рекомендации для подростков.
Формирование самооценки
- характерная особенность
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях - учебных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.
Рекомендации для поднятия самооценки подростку:
1. Помни, что Ты – это самая большая ценность, люби и принимай себя таким, какой ты есть.
2. Уважайте в себе личность, воспитывай в себе чувство достоинства, хвалите, поощряйте, одобряйте себя, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг себя.
3. Отмечайте даже незначительные свои достижения.
4. Четко обозначьте для себя
словами негативные чувства. По
Рекомендации для поднятия самооценки родителям:
1. Чувства подростков неминуемо приводят их к действиям. К каким? Это во многом зависит от их родителей. Позади неприемлемых действий стоят негативные чувства, причем поступок может быть совершен в подростковом возрасте, а чувства, спровоцировавшие его, могут быть заложено в раннем, чуть ли не младенческом возрасте.
2. Помочь подростку избежать опасного поведения и повысить его самооценку можно двумя способами: удовлетворять те интересы ребенка, которые приемлемы, и помогать ему объяснять, называть свои негативные чувства.
3. Кроме того, подростки должны четко знать, что есть три момента, ограничивающие их деятельность:
Подростки имеют право:
Дети не обязаны:
Всё выше перечисленное достаточно большой арсенал для борьбы с низкой самооценкой. Самое трудное - осмелиться сделать это, нарушить тот образ, который привычен для вас самих и, как вы считаете, для окружающих. Для того чтобы быть собой, а не привычным, удобным для себя и окружающих человеком, требуется смелость. Не сравнивайте себя с другими. Помните, что каждый человек неповторим и ценен просто потому, что он - это он, уникальная, своеобразная личность. Он, безусловно, достоин любви многих, но в первую очередь, прежде всего, - самого себя.
Запомните: первый и последний учитель жизни - это сама жизнь, и надо отдавать себя этой жизни безбоязненно и безраздельно.
Вряд ли найдется человек, который бы утверждал, что в обществе, где ломаются привычные устои в экономике и сознании, не происходит нарастание агрессивности этого общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия "молодеет" с каждым годом. И родителям в таких условиях повседневной жизни трудно определиться, на что должны быть направлены их усилия, чтобы социализировать подростка в мире, полном насилия и агрессии.
Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.
Для обуздания демона насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Наиболее эффективными из них следует признать национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегрировать свой агрессивный потенциал и выражать его социально-приемлемыми способами. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например национальных героев или жизнеутверждающих кумиров.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.
Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Свои отношения с окружающими его сверстниками подросток строит по принципу значимости в сообществе, группе. Подростковые сообщества, которые являются основной формой взаимодействия и коммуникаций, могут являться основной предпосылкой возникновения агрессивного поведения у подростков.