Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:42, курсовая работа
Научный проект посвящен выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
Введение
Глава I. Теоретический подход к исследованию самооценки и агрессии в психологии.
1.1. Понятие агрессии и агрессивности: психологические аспект.
1.2. Самооценка как компонент самосознания: структура и проявления.
1.3. Специфика проявления агрессивности и самооценки в подростковом возрасте.
1.4. Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах.
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки и агрессии в подростковом возрасте
2.1. Особенности проявления агрессии и самооценки у подростков.
2.2. Анализ полученных результатов исследования.
2.3. Рекомендации для подростко
Содержания:
Введение
Глава I. Теоретический подход к исследованию самооценки и агрессии в психологии.
1.1. Понятие агрессии и агрессивности: психологические аспект.
1.2. Самооценка как компонент самосознания: структура и проявления.
1.3. Специфика проявления агрессивности и самооценки в подростковом возрасте.
1.4. Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах.
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки и агрессии в подростковом возрасте
2.1. Особенности проявления агрессии и самооценки у подростков.
2.2. Анализ полученных результатов исследования.
2.3. Рекомендации для подростков.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Введение
Научный проект посвящен выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
Мы исследуем: Проблему самооценки и агрессии в подростковом возрасте. Актуальность исследования: В последнее время в Республике Молдова наблюдается рост подростковой агрессии: вандализм, жестокость, насилие, межличностная агрессия. Тему агрессии называют сегодня «интригующей», а сам двадцать первый век «веком беспокойства и насилия».
Внедрение западной культуры
привело в Молдове к Объектом исследования являются ребята подросткового возраста 14-16 лет. Цель исследования: Изучение и выявления взаимосвязи типологических и характерологических особенностей подростков с их агрессивностью, а также определение психологических закономерностей влияния социума на личность ребят 14-16 лет и их агрессивное поведение. Гипотеза: самооценка влияет на проявление агрессии в подростковом возрасте. Задачи теоретической части исследования: 1. Рассмотреть теоретический анализ литературы с целью выявления основных постулатов, служащих фундаментом для теоретического анализа эмпирических данных собственного исследования. 2. Рассмотреть методологическую основу исследования. Задачи эмпирической части исследования:
В своей работе я опиралась на положения З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, А. Басса, А. Бандуры, К. Роджерса, Г.А. Андреевой, О.Ю. Михайловой и др. Методология и методика научного исследования. 1. За основу исследования уровня агрессии была взята методика А. Басса – А. Дарка. Созданный американскими психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. одноимённый опросник – одна из наиболее часто применяемых методик для исследования уровня агрессивности. А. Басс разграничивает понятия «враждебность» и «агрессия». Он определяет враждебность как скрытно – вербальную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства и негативные оценки людей и событий, а агрессию как ответ, содержащий стимулы, способность причинить вред другому существу. 2. За основу исследования самооценки была использована методика исследования самооценки личности С.А. Будасси. Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Тем не менее, проблема исследования: Самооценка и форма проявления агрессии у подростков продолжает, оказывает, негативное действие на благополучие всего общества, в виду недостаточной изученности данного вопроса и отсутствия достаточного набора способа по ее преодолению. Исходя из существующей проблемы, мной были определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи. Предметом исследования являются особенности агрессивного поведения подростков в условиях подростковых сообществ. Выборка: 40 испытуемых, 20 учеников - 9 «А» из них 10 девочек и 10 мальчиков и 20учеников -9 «Б» 10 мальчиков и 10 девочек и все учащиеся лицея им. М. Коцюбинского.
Глава I. Теоретический подход к исследованию самооценки и агрессии в психологии.
1.1. Понятие агрессии и |
Понятие
aggredi (агрессивный) происходит от
слова adgradi, которое в буквальном
смысле означает gradus – шаг, ad –
на, то есть получается что-то
вроде «двигаться на», «наступа
Существовало и существует множество точек зрения, что считать агрессией.
В настоящее время большинство психологов принимают следующее определение:
АГРЕССИЯ - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. [8,18].
Некоторые авторы [8,18] агрессию рассматривают как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями как гнев, злость; с мотивами, как желание оскорбить, навредить; с установками, как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость, гнев вовсе не являются необходимым условием нападения на других, применением силы.
Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой поведения, обращения. Она характеризуется следующими особенностями:
1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное целенаправленное причинение вреда жертве.
2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.
3. Жертва должна обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения. Агрессия (от лат.aggredi - нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, или ущерба, или на уничтожение другого человека, или группы людей.
В значительной части агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, злости, ненависти. Она разделяется на:
Агрессия представляет собой совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной агрессии.
оскорбления.
Это могут быть:
а). Многочисленные отпоры;
б). Отрицательные отзывы и критические замечания;
в). Выражение отрицательных эмоций – недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;
г). Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий;
д). Оскорбления, упреки обвинения;
е). Угрозы, вымогательства, принуждения.
Проблемы насилия, агрессии стали объектом исследования многих теоретических направлений. Следует отметить, что ни одна из теорий не может дать полные и всеобъемлющие ответы на эти вопросы, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.
1.2. Самооценка как компонент самосознания: структура и проявления.
Существенное
отличие человека как вида
от животных состоит в его
способности рассуждать и
Сознание - это высшая форма развития и проявления психики человека. Сознание осуществляет мысленное построение действий, контроль и управление поведением человека, определяет его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Содержательно сознание включает в себя совокупность знаний о мире и о себе самом. Последнее трактуется как самосознание.
При изучении
феномена самосознания
1. взаимообусловленность сознания и самосознания;
2. механизмы самосознания;
3. функции самосознания;
Самосознание
предполагает осознание своего
«Я» во всем многообразии
В психологической
науке принято следующее
«Образ «Я» - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:
1) познавательный (когнитивный) -- знание себя, самосознание;
2) эмоционально - оценочный -- ценностное отношение к себе;
3) поведенческий
-- особенности регуляции
Самооценка - непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Различают текущую и личностную самооценку:
Самооценка может быть заниженной, завышенной адекватной и неадекватной. В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.
Низкая самооценка имеет много форм проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них - результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).
Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих. Различают неадекватную завышенную самооценку - переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку - недооценку себя субъектом.
Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
Основы самовосприятия закладываются в детстве и могут оказывать влияние на весь дальнейший ход жизни.
1.3. Специфика проявления агрессивности и самооценки в подростковом возрасте.
Прежде
чем приступать к рассмотрению
психологических особенностей
Н.П. Гундобина предполагает, что юношеский возраст идентичен подростковому, и он характеризуется как пубертатный период. Для мальчиков - от 13 до 17 лет, для девочек - от 11 до 15 лет[24].