Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:42, курсовая работа
Научный проект посвящен выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
Введение
Глава I. Теоретический подход к исследованию самооценки и агрессии в психологии.
1.1. Понятие агрессии и агрессивности: психологические аспект.
1.2. Самооценка как компонент самосознания: структура и проявления.
1.3. Специфика проявления агрессивности и самооценки в подростковом возрасте.
1.4. Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах.
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки и агрессии в подростковом возрасте
2.1. Особенности проявления агрессии и самооценки у подростков.
2.2. Анализ полученных результатов исследования.
2.3. Рекомендации для подростко
Следует признать, что
в силу ряда причин социальное воздействие
на личность с выраженным агрессивным
поведением часто оказывается малоэффектив
Причины,
по которым молодые люди
Основными
факторами, определяющими
В
подростковом возрасте одним
из видов отклоняющегося
Непременным
условием делинквентного
Для
понимания ранней подростковой
агрессии важное значение
Специальные исследования, проведенные
по этому поводу, показали, что
действительно молодые люди, чья
самооценка находится в
Отсюда
возникает необходимость в
Литература.
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.: 2002
2. Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии / враждебности Екатеринбург 2003
3. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М.: 2001
4. Бурлачук Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. Серия «Мастера психологии».
5. Бэрон Р. Ричардсон Д., Агрессия. СПб: 2000.
6. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. - СПб.: Питер, 2008. Серия «Практическая психология».
7. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988.
8. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
9. Кон И.С. Открытие «Я». - М., Политиздат, 1978.
10. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. Серия «учебное пособие».
11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Издательство «Речь», 2007.
12. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. Серия «мастера психологии».
13. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1989.
14. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
16. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: 2003.
17. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Р.С. Немов. - 5-е изд. _ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
18. Паренс Г. «Агрессия наших детей». М: 2003
19. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1988.
20. Прусова Н.В. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Прусова, И.А. Пивоварова, Т.В. Ножкина. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «Курс лекций»).
21. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. №5. 2003
22. Реан. А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
23. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая деятельность детей и подростков: Учеб пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
24. Соколова Е.Т. самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 2002.
25. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб: Питер, 2008.
26. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1988.
27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
28. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.
Приложения
Таблица №1: Категории агрессии по А. Бассу.
№ |
Тип агрессии |
Примеры |
1 |
ФИЗИЧЕСКАЯ Активная - прямая |
Применение силы по отношению к другому человеку, нанесение телесных повреждений, избиение, нанесение ударов холодным оружием, ранение при помощи огнестрельного оружия. |
2 |
Активная - непрямая |
Агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо . |
3 |
Пассивная - прямая |
Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью. |
4 |
Пассивная - прямая |
Отказ от выполнения необходимых задач: отказ освободить территорию во время демонстрации. |
1 |
ВЕРБАЛЬНАЯ Активная - прямая |
Словесное оскорбление, критика, унижение другого человека. |
2 |
Активная - непрямая |
Распространение злостной клеветы, сплетен о другом человеке. |
3 |
Пассивно - прямая |
Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на вопросы. |
4 |
Пассивная - непрямая |
Отказ дать определенные словесные пояснения, объяснения. |
Рис. 1. Уровень агрессии между братьями и сестрами в зависимости от вмешательства родителей в ссоры детей.
Приложения
Таблица №2 Социальные ситуации и соответствующие им типы агрессивного поведения (в % от общего числа опрошенного)
Тип агрессии ("Мне доводилось...") |
Тип ситуации (%) | |||||||||||
Я никогда так не поступал
|
Антипатия к человеку |
Плохое настроение |
Нетрезвое состояние |
Когда человек случайно обругал меня |
Когда человек намеренно обругал меня |
Когда человек случайно толкнул/ударил меня |
Когда человек намеренно толкнул/ударил меня |
Когда человек чем-то мешал мне/моим друзьям |
В компании друзей |
Когда мне приказывали так поступить |
Какая-то другая ситуация | |
Обругать (оскорбить) |
4 |
16 |
34 |
6 |
8 |
67 |
9 |
48 |
17 |
3 |
4 |
15 |
Распространять сплетни, слухи |
49 |
27 |
4 |
4 |
2 |
8 |
1 |
2 |
9 |
14 |
1 |
17 |
Отказываться от общения с кем-то (демонстративно не разговаривать с ним) |
10 |
36 |
23 |
1 |
7 |
27 |
2 |
16 |
12 |
2 |
2 |
27 |
Молча наблюдать за тем, как знакомого мне человека незаслуженно ругают, оскорбляют |
59 |
13 |
1 |
1 |
1 |
6 |
1 |
4 |
5 |
4 |
2 |
20 |
Специально толкнуть или ударить кого-то, причинив ему физическую боль |
43 |
7 |
5 |
7 |
2 |
11 |
5 |
39 |
8 |
1 |
0 |
13 |
Подговорить другого толкнуть или ударить кого-то третьего |
81 |
7 |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
6 |
3 |
2 |
0 |
7 |
Вести себя так, чтобы физически помешать другому человеку достичь своих целей |
54 |
17 |
3 |
2 |
1 |
4 |
0 |
3 |
13 |
2 |
0 |
19 |
Отказываться выполнять просьбу или указание другого человека |
7 |
50 |
37 |
5 |
9 |
22 |
4 |
16 |
17 |
2 |
18 |
31 |
Нет агрессии |
19 |
36 |
87 |
80 |
19 |
84 |
27 |
52 |
79 |
75 |
34 |
Приложения
Таблица 3 Классификация коэффициентов корреляции по силе
Сильная |
r >0,70 |
Средняя |
0, 50 < r < 0,69 |
Умеренная |
0,30 < r < 0,49 |
Слабая |
0,20< r < 0,29 |
Очень слабая |
r < 0,19 |
Таблица
4. Классификация коэффициентов
Высокозначимая корреляция |
r соответствует уровню высокой статистической значимости p≤0,01 |
Статистически значимая корреляция |
r соответствует уровню статистической значимости p≤0,05 |
Незначимая корреляция |
r не достигает уровня статистической значимости p>0,1 |
Бланк МСЛ
Результаты представлены нами в виде диаграммы 1.