Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:42, курсовая работа
Научный проект посвящен выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
Введение
Глава I. Теоретический подход к исследованию самооценки и агрессии в психологии.
1.1. Понятие агрессии и агрессивности: психологические аспект.
1.2. Самооценка как компонент самосознания: структура и проявления.
1.3. Специфика проявления агрессивности и самооценки в подростковом возрасте.
1.4. Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах.
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки и агрессии в подростковом возрасте
2.1. Особенности проявления агрессии и самооценки у подростков.
2.2. Анализ полученных результатов исследования.
2.3. Рекомендации для подростко
В зарубежной психологии, по концепции Э. Эриксона, возраст от 12 до 19 лет считается подростковый. И ему характерен психосоциальный кризис идентичности или ролевого смешение, при этом сильная сторона для этого периода - верность.
На международном симпозиуме по возрастной периодизации, проходившем в Москве в 1965 году, было принято, что подростковый возраст имеет различные возрастные рамки, зависящие от пола человека. Для молодых людей - 17-21 год, для девушек - 16-20 лет.
По Э.Ф. Зееру ранняя юность характеризуется возрастом от 15 до 18 лет. Основные потребности в этом периоде: самоутверждения, профессиональное самоопределение и общение с противоположным полом.
В данной курсовой работе я буду основываться на возрастную периодизацию, которая захватывает возрастные рамки юношеского возраста от 14 до 16 лет. Именно эти возрастные рамки, так или иначе, проявляются в концепциях следующих авторов: В.С. Мухиной, А.В. Мудрика и А.Е. Личко.
Важным условием развития
агрессии является не только социальное
научение как таковое, но и фрустрация,
возникающая при отсутствии родительской
любви и при постоянном применении наказаний
со стороны либо одного, либо обоих родителей.
Предупреждение
и искоренение агрессивного поведения
может быть осуществлено двумя путями:
либо надо оставлять без подкрепления,
без награды, либо за них надо активно
наказывать. Если родители не обращают
внимания на агрессивное поведение, оставляя
его без подкрепления, и если в то же время
совершаются другие (позитивные) поведенческие
акты, которые подкрепляются, то остающееся
без подкрепления агрессивное поведение
постепенно угасает.
В случае, когда речь
идет о подростковой агрессии,
позиция об игнорировании
Очевидно, это связано
с тем, что если родителями
проигнорированы акты агрессии
маленького ребенка, то в силу
замкнутости его круга общения
на семью оно действительно
останется неподкрепленным.
Активное наказание, как уже было отмечено ранее, также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Этот вывод согласуется также с теорией смещенной агрессии Миллера, в основе которой лежит представление о переносе агрессии на другой объект, разрядке агрессивного импульса на человека, атаковать которого менее опасно, хотя он и не является истинным источником возникновения агрессивного побуждения. При этом теория смещенной агрессии (Miller) утверждает, что выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:
1) силой побуждения к агрессии;
2) силой факторов, тормозящих данное поведение;
3) стимульным сходством потенциальной жертвы с фрустрировавшим агентом.
Многочисленные исследования
показывают, что агрессивные и
неагрессивные подростки имеют
различную степень
Последний факт, по моему
мнению, может быть проинтерпретирован
как еще одно проявление
Внутри
подросткового возраста, как у
мальчиков, так и у девочек
существуют возрастные периоды
с более высоким и более
низким уровнем проявления
Так, установлено (Ковалев П. А.), что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14—15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Сравнение степени
выраженности различных
В исследовании (Семенюк Л. М., 1996) было показано, что если у 10—11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14—15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14—15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.
Второе место по частоте
встречаемости в указанный возрастной
период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная. В более старшем возрасте (подростки 14—15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная
агрессия (которые представлены практически одинаково),
а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в
этом возрасте не является доминантной
формой проявления агрессии уже и у мальчиков.
Следует отметить также, что, независимо
от возраста, у мальчиков все формы агрессивного
поведения выражены больше, чем у девочек.
Уровень
выраженности агрессивных
Таким образом, оптимизация процесса выработки поведения у старшеклассников достигается за счет совершенствования содержания, обеспечивающего единство моральных и волевых качеств личности, и методики учебно-трудовой деятельности как ведущего средства воспитания.
1.4. Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах.
Подростковый
возраст - это граница между
детством и взрослой жизнью, связанная
с возрастом обязательного
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже [27;с.9].
Особое
положение подросткового
Рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.
Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста, как мы уже отмечали выше, - это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых [40;с.81].
Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.
Второй момент - окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.
Переходный возраст - самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.
Одна
из причин подросткового
Кризис
подросткового возраста - абсолютно
нормальное явление,
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя
Вторая - не
просто злобное и враждебное
поведение, но и желание
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
Учеными выделено несколько
групп факторов агрессивного поведения
человека в частности, биолого-генетические,
индивидуально-психологические