Профессиональная этика специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:50, лекция

Описание работы

этика административно-управленческого аппарата:
безусловно уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение
черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.

Работа содержит 1 файл

этика.doc

— 1.68 Мб (Скачать)

д) Рассказывает немолодая учительница из Тбилиси: «Мы с мужем оба педагоги. Двадцать лет учили детей в тбилисских школах. Представить не могли, что можем дожить до такого. Вот случай со мной. Я всю ночь стояла в очереди за хлебом. Утром передо мной протискивается молодой человек. Я сделала ему замечание: "Вы же здесь не стояли!" И что вы думаете? Он закричал: "Убирайся в свою Россию и там указывай! Скажи еще спасибо, что тебя здесь терпят!"» 

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

   Вопросы для размышления

   1. Проанализируйте следующее высказывание и ответьте на вопросы.

   «Народная мудрость гласит, когда хочешь узнать цену человеку, поставь его перед чужой радостью и чужой бедой -- не ошибешься, увидишь, что он за человек. Будет радоваться вместе с чужой радостью или зальется желчью черной зависти? Будет он горевать над чужим несчастьем или злорадствовать? Или пройдет равнодушно и мимо чужой радости, и мимо черной беды, раз она не его?»

      - Какой элемент нравственной культуры личности отражен в народной мудрости?

      - Достаточно ли для оценки облика человека знать этот элемент?

    1. Дайте анализ приведенному ниже утверждению.

   «Ведь даже преступника, заслуживающего суровейшего из всех наказаний, нельзя оскорблять, нельзя задевать его личное достоинство, нельзя использовать выражения, унижающие его человеческое "Я". Наказание -- да! Но не грубость!..»

      - Согласны ли вы с автором?

      - Можно ли говорить о достоинстве человека, совершившего преступление?

      - Дайте определение понятию «достоинство человека».

      2. Дайте ответы на следующие вопросы:

      - Что вы вкладываете в.понятие «профессиональный долг» ?

      - Чем отличается понятия «долг» от понятия «честь» ?

      - «Профессиональная совесть» -- охарактеризуйте это понятие в связи с вашей профессией.

      - Что такое «профессиональная мораль»?

Что является решающим фактором в профессиональной деятельности социального работника, когда в определенной ситуации нужно сделать выбор между профессиональным долгом и долгом совести? 

   Проблемные ситуации

   Ситуация А. К вам на прием пришел очень возбужденный клиент, внешне неряшливо одетый, допускающий резкие выражения в адрес каких-то чиновников из органов местного самоуправления (муниципалитета) .

   Как вы поступите? Какими правилами вы будете руководствоваться в процессе беседы с таким клиентом социальной службы? Как вы будете вести себя в начале беседы?

   Возможные варианты:

  • Выйду из-за стола и сделаю несколько шагов навстречу.
  • Улыбнусь, постараюсь быть приветливым, доброжелательным.
  • Прерву клиента и постараюсь изменить его психологическое состояние.

      - Поинтересуюсь, как клиент добрался до учреждения социального обслуживания.

  • Поздороваюсь с клиентом и поставлю ему стул, предложу место, где он может поставить свои вещи.
  • Представлюсь клиенту и спрошу его имя, отчество.
  • Организую «естественную» паузу, чтобы клиент мог выговориться, прийти в себя и освободиться от напряжения и беспокойства.
  • Систематически буду поддерживать клиента -- «так-так», «да-да» и т. п. и уточнять его проблему.
  • Выражу сочувствие и сострадание.
  • Буду говорить просто, честно, доступно, уважительно; проведу разъяснительную беседу.
  • В период беседы с клиентом воздержусь от разговора с коллегами по работе и не буду отвечать на телефонные звонки.
  • Во время беседы буду избегать снисходительных замечаний, нравоучений, морализаторства и иронии.

   Ситуация Б. В последнее время специалистам по социальной работе все чаще приходится обращаться с клиентами, которые не видят выхода из трудной жизненной ситуации. Они фаталистически смотрят на жизнь и не разделяют веры специалиста в рациональные подходы к решению проблем клиента, выхода из трудной жизненной ситуации.

   Встречая таких клиентов, специалист по социальной работе вынужден решать не только чисто профессиональные технологические задачи; перед ним встает и более серьезная проблема -- внедрение в сознание и психологию клиента ценностей и установок, детерминирующих веру клиента в возможные положительные перемены его жизнедеятельности. В этом большую роль играют моральные ценности, составляющие основу взаимодействия между социальным работником и клиентом.

   Предлагается насколько вариантов построения процесса взаимоотношения между субъектами социальной деятельности. Какие вы выберете и почему? Подумайте и обоснуйте свой выбор.

  1. Буду использовать такие ценности, как открытость, честность, сотрудничество.
  2. Буду стоять на нейтральных моральных позициях, которые господствуют в обществе.
  3. Буду стремиться к реализации заявленных желаний клиента.
  4. Постараюсь перепроверить желания клиента.
  5. Постараюсь отделить интересы клиента от интересов других людей.
  6. Постараюсь убедить клиента, если это необходимо, в необходимости ограничения собственной свободы ради свободы других.
  7. Постараюсь объяснить клиенту, что границы реального и нереального подвижны и переменчивы.
  8. Подведу клиента к самостоятельному выбору решения своей проблемы.
  9. Продумаю вопрос -- в каких границах клиент у можно предоставить право на решение этических проблем.
  10. В случае необходимости допускаю возможность манипулирования поведением клиента, но про- умываю средства смягчения эффекта манипулиро- ания.
  11. Буду обращать внимание клиента на необходимость проявления ответственности за свое положение.
  12. Буду нацеливать клиента на осознание собственных ценностей и соотнесение их с его поступк ами.
  13. Постоянно и осторожно буду развивать у кли- нта способности делать осознанный и целенаправ- енный выбор этических ценностей для решения жизненных проблем.
  14. Буду переключать внимание клиента с одной ценности на другие, не отказываясь при этом от ос- новополагающих принципов этики (не исключая ком- ромиссов).
  15. Буду проявлять твердость, прямоту, настойчивость.
  16. В сложнейших ситуациях буду придерживаться принципов морального реализма.
  17. Буду использовать в своей работе моральные авторитеты.
  18. Совместно с клиентом буду искать альтернативы.
 

   Ситуация В. В районный отдел образование поступило письмо следующего содержания:

«У меня растет сын. Антон всегда отличался от других детей. Он никогда не принимал участия в массовых мероприятиях. В детском саду прятался где-нибудь в углу.

   Но, что интересно, задолго до утренника уже знал весь репертуар праздника. Дома рисовал, лепил, рассказывал наизусть то, что дети делали на занятиях. Он боялся толпы. Как он относился к сверстникам? Я, пожалуй, назвала бы его отношение агрессивным. Но агрессивность эта какая-то жалкая, защитная. Чувствует, что кто-то недоброжелателен к нему, он лупит этого мальчишку за слова, за косые взгляды.

   Однако самые большие беды начались в школе. Антон сначала боялся отвечать в классе, не читал вслух, не писал диктанты, контрольные вместе со всем классом. Но те же контрольные один на один с учителем выполнял на "4" и "5". Необычайное поведение Антона школьная администрация объясняла просто: "Ребенок психически не здоров. Ему место во вспомогательной школе".

   Мой мальчик всегда остро чувствует недоброжелательное отношение к себе, у него поразительная способность воспринимать настроение другого человека. Он стал бояться ходить в школу. "Почему?" -- спрашиваю я его каждое утро. Ответ всегда один: "Мне там плохо". Я отводила его в школу и уговаривала, упрашивала... Но дальше становилось все хуже. Сын ожесточился, враждебно стал относиться к одноклассникам и старшим. Вдобавок ко всем бедам его в школе стали бить.

Врачи считают, что интеллект у мальчика в норме и он может обучаться в массовой школе. А педагоги считают, что ребенок психически нездоров, ему место во вспомогательной школе. Инди в и дуальное обучение мне не по карману. Живем вдвоем, только на мою зарплату. Где выход -- не знаю. Сейчас Антон остается на второй год во втором классе, и что-то нужно решать. Оформлять сына в школу-интернат не хочу. Это еще большее зло для мальчика. Как он будет без меня, без моей защиты каждый день?!

   Учиться Антон может, ведь он задания выполняет на "4" и "5". Ума не приложу, что делать? Врачам наши проблемы безразличны, учителям -- лишь бы избавиться от неудобного ученика. Кто же нам поможет?»

Вы социальный работник, которому поручили разобраться в данной ситуации

      - На основе каких нравственных принципов вы будете строить свои отношения с субъектами данной ситуации?

      - Сформулируйте основные этические правила взаимоотношения социального работника с клиентом и его социальным окружением.

      -  Какие обязанности у вас, как у специалиста, перед мальчиком и его мамой, коллегами? Перед обществом?

Смоделируйте различные ситуации по разрешению проблемы (беседа с мамой Антона; разговор с учителем и социальным работником школы, в которой учится Антон; социально-педагогический совет и др.) 
 

   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Антология исследования культуры. Т. 1. -- СПб.: Университетская книга, 1997.
      2. Антология социальной работы в России. В 5 т. Т. 1 / Сост. М.В. Фирсов -- М., 1994.
      3. Антология социальной работы в России и на Ставрополье. Вып. I. / Сост. М.Н. Коныгина, Т.Ф. Мас- лова, Н.П. Клушина. -- Ставрополь: СКСИ; Ставрополь- сервисшкола, 2002. -- 320 с.
      4. Антология социальной работы в России и на Ставрополье. Вып. II. / Сост. М.Н. Коныгина, Н.В. Овсянникова, B.C. Ткаченко, В.К. Шаповалов. -- Ставрополь: СевКавГТУ; Ставропольсервисшкола, 2004. -- 528 с.
      5. Антология социальной работы в России и на Ставрополье: Документы и практикумы. Вып. III. / Сост. М.Н. Коныгина, В.К. Шаповалов, Н.П. Клушина: Науч.-док. изд. -- Ставрополь; Сервисшкола, 2006. -- 396 с.
      6. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. -- М.: Феникс, 2001. -- 208 с.

ПРАКТИКУМ ПО ПРОШШАЛЬНО-амчшим иышонм ьицлнлипиппшпш

      1. Бушелева Б.В. Этика и этикет общения. -- Петропавловск-Камчатский, 1993.
      2. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. -- М., 2001.

Всеобщая декларация прав человека. -- М., 1994.

      1. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость, этикет. -- М., 1992.
      2. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. -- Ростов-на-Дону, 1996.
      3. Григорьев С.И. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. -- М., 1994. --170 с.
      4. Говоренкова Т.М. Благотворительность и общественное призрение, или Как было в России до «советского обеспечения». -- Краснодар, 2004.
      5. ГрушевицкаяТ.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А. П. Садохина. -- М.: Юнити-Дана, 2002.
      6. Горлова Е.Б., Красса С.И. Русская арготическая фразеология. --Ставрополь, 2001.
      7. Гусейнов А.А. Этика: Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. -- М., 1998.
      8. Дружинин В.Ф., Этика: Курс лекций: [Учебное пособие для вузов] / В.Ф. Дружинин, Л.А. Демина. -- М.: Экзамен, 2005. -- 221 с.
      9. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. Системный подход: Учебное пособие. -- Новгород, 2003.
      10. История социальной работы в России: Учебно- метод. материалы для студентов / Сост. М.Н. Коныги- на. -- Ставрополь, 1998. -- 21 с.
      11. Кодекс социального работника // Национальное объединение социальных работников. -- М., 1998.
      12. Коныгина М.Н. Практикум по этике социальной работы: Материалы для студентов 1 курса специальности 022100 «Социальная работа». -- Ставрополь, 1999.
      13. Коныгина М.Н. Этика социальной работы: Учебно-методические материалы для студентов 1 курса специальности 022100 «Социальная работа». -- Ставрополь, 1999.
      14. Коныгина М.Н. Этический кодекс специалиста по социальной работе в этнокультурной среде //

Материалы научно-практической конференции. Вып. 1. -- Ставрополь, 1999.

      1. Коныгина М.Н. Личность субъекта социально- помогающей деятельности: Монография. -- Ставрополь: Сервисшкола, 2006. -- 164 с.

Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе