Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:50, лекция
этика административно-управленческого аппарата:
безусловно уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение
черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.
д) Рассказывает
немолодая учительница из Тбилиси: «Мы
с мужем оба педагоги. Двадцать лет учили
детей в тбилисских школах. Представить
не могли, что можем дожить до такого. Вот
случай со мной. Я всю ночь стояла в очереди
за хлебом. Утром передо мной протискивается
молодой человек. Я сделала ему замечание:
"Вы же здесь не стояли!" И что вы думаете?
Он закричал: "Убирайся в свою Россию
и там указывай! Скажи еще спасибо, что
тебя здесь терпят!"»
5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вопросы для размышления
1. Проанализируйте следующее высказывание и ответьте на вопросы.
«Народная мудрость гласит, когда хочешь узнать цену человеку, поставь его перед чужой радостью и чужой бедой -- не ошибешься, увидишь, что он за человек. Будет радоваться вместе с чужой радостью или зальется желчью черной зависти? Будет он горевать над чужим несчастьем или злорадствовать? Или пройдет равнодушно и мимо чужой радости, и мимо черной беды, раз она не его?»
- Какой элемент нравственной культуры личности отражен в народной мудрости?
- Достаточно ли для оценки облика человека знать этот элемент?
«Ведь даже преступника, заслуживающего суровейшего из всех наказаний, нельзя оскорблять, нельзя задевать его личное достоинство, нельзя использовать выражения, унижающие его человеческое "Я". Наказание -- да! Но не грубость!..»
- Согласны ли вы с автором?
- Можно ли говорить о достоинстве человека, совершившего преступление?
- Дайте определение понятию «достоинство человека».
2. Дайте ответы на следующие вопросы:
- Что вы вкладываете в.понятие «профессиональный долг» ?
- Чем отличается понятия «долг» от понятия «честь» ?
- «Профессиональная совесть» -- охарактеризуйте это понятие в связи с вашей профессией.
- Что такое «профессиональная мораль»?
Что является
решающим фактором в профессиональной
деятельности социального работника,
когда в определенной ситуации нужно сделать
выбор между профессиональным долгом
и долгом совести?
Проблемные ситуации
Ситуация А. К вам на прием пришел очень возбужденный клиент, внешне неряшливо одетый, допускающий резкие выражения в адрес каких-то чиновников из органов местного самоуправления (муниципалитета) .
Как вы поступите? Какими правилами вы будете руководствоваться в процессе беседы с таким клиентом социальной службы? Как вы будете вести себя в начале беседы?
Возможные варианты:
- Поинтересуюсь, как клиент добрался до учреждения социального обслуживания.
Ситуация Б. В последнее время специалистам по социальной работе все чаще приходится обращаться с клиентами, которые не видят выхода из трудной жизненной ситуации. Они фаталистически смотрят на жизнь и не разделяют веры специалиста в рациональные подходы к решению проблем клиента, выхода из трудной жизненной ситуации.
Встречая таких клиентов, специалист по социальной работе вынужден решать не только чисто профессиональные технологические задачи; перед ним встает и более серьезная проблема -- внедрение в сознание и психологию клиента ценностей и установок, детерминирующих веру клиента в возможные положительные перемены его жизнедеятельности. В этом большую роль играют моральные ценности, составляющие основу взаимодействия между социальным работником и клиентом.
Предлагается насколько вариантов построения процесса взаимоотношения между субъектами социальной деятельности. Какие вы выберете и почему? Подумайте и обоснуйте свой выбор.
Ситуация В. В районный отдел образование поступило письмо следующего содержания:
«У меня растет сын. Антон всегда отличался от других детей. Он никогда не принимал участия в массовых мероприятиях. В детском саду прятался где-нибудь в углу.
Но, что интересно, задолго до утренника уже знал весь репертуар праздника. Дома рисовал, лепил, рассказывал наизусть то, что дети делали на занятиях. Он боялся толпы. Как он относился к сверстникам? Я, пожалуй, назвала бы его отношение агрессивным. Но агрессивность эта какая-то жалкая, защитная. Чувствует, что кто-то недоброжелателен к нему, он лупит этого мальчишку за слова, за косые взгляды.
Однако самые большие беды начались в школе. Антон сначала боялся отвечать в классе, не читал вслух, не писал диктанты, контрольные вместе со всем классом. Но те же контрольные один на один с учителем выполнял на "4" и "5". Необычайное поведение Антона школьная администрация объясняла просто: "Ребенок психически не здоров. Ему место во вспомогательной школе".
Мой мальчик всегда остро чувствует недоброжелательное отношение к себе, у него поразительная способность воспринимать настроение другого человека. Он стал бояться ходить в школу. "Почему?" -- спрашиваю я его каждое утро. Ответ всегда один: "Мне там плохо". Я отводила его в школу и уговаривала, упрашивала... Но дальше становилось все хуже. Сын ожесточился, враждебно стал относиться к одноклассникам и старшим. Вдобавок ко всем бедам его в школе стали бить.
Врачи считают, что интеллект у мальчика в норме и он может обучаться в массовой школе. А педагоги считают, что ребенок психически нездоров, ему место во вспомогательной школе. Инди в и дуальное обучение мне не по карману. Живем вдвоем, только на мою зарплату. Где выход -- не знаю. Сейчас Антон остается на второй год во втором классе, и что-то нужно решать. Оформлять сына в школу-интернат не хочу. Это еще большее зло для мальчика. Как он будет без меня, без моей защиты каждый день?!
Учиться Антон может, ведь он задания выполняет на "4" и "5". Ума не приложу, что делать? Врачам наши проблемы безразличны, учителям -- лишь бы избавиться от неудобного ученика. Кто же нам поможет?»
Вы социальный работник, которому поручили разобраться в данной ситуации
- На основе каких нравственных принципов вы будете строить свои отношения с субъектами данной ситуации?
- Сформулируйте основные этические правила взаимоотношения социального работника с клиентом и его социальным окружением.
- Какие обязанности у вас, как у специалиста, перед мальчиком и его мамой, коллегами? Перед обществом?
Смоделируйте
различные ситуации по разрешению проблемы
(беседа с мамой Антона; разговор с учителем
и социальным работником школы, в которой
учится Антон; социально-педагогический
совет и др.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРАКТИКУМ ПО ПРОШШАЛЬНО-амчшим иышонм ьицлнлипиппшпш
Всеобщая декларация прав человека. -- М., 1994.
Материалы научно-практической конференции. Вып. 1. -- Ставрополь, 1999.
Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе