Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:50, лекция
этика административно-управленческого аппарата:
безусловно уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение
черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.
В) Больных СПИДом детей родители часто прячут от всех. Стараясь сохранить свое инкогнито, они отказываются даже от положенных льгот.
Пятилетняя девочка чуть не задохнулась в результате приступа, пока ее мама в отчаянии бегала в поисках телефона, чтобы вызвать «неотложку». К соседям ведь позвонить не зайдешь и диагноз вслух не скажешь.
Ситуационные задачи
1. Работая в социальной службе города, вы проверяете деятельность домов-интернатов. Двое ваших подопечных, проживающих в одном из интернатов, оба в возрасте 20 лет, сообщают вам, что они хотят пожениться. Администрация учреждения категорически протестует, аргументируя тем, что умственно отсталые люди могут, поженившись, родить ребенка, за которым не смогут нормально ухаживать. Кроме того, директор интерната подчеркивает, что там нет комнат для проживания супружеских пар и, если эти двое поженятся, им придется покинуть учреждение.
3. ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С КЛИЕНТАМИ ГРУППЫ РИСКА
Вопросы для размышления
«На первый план среди поводов к самоубийству вышли проблемы социальные, то есть в первую очередь, отношения в семье, в частности отношения между уже пожилыми родителями и детьми. Евгений Александрович (руководитель отделения института Скли- фосовского) рассказал, что участились случаи попыток самоубийства среди стариков-родителей, не желающих становиться обузой собственным детям. Но есть еще одна категория самоубийц -- так называемая демонстративно-шантажная группа -- люди, которые на самом деле отнюдь не стремятся уйти из жизни. Они лишь хотят напомнить о себе, добиться участия, жалости, доказать что-то окружающим их людям. Если обратиться к статистике последних двух лет, то видно, что в прошлом году демонстративно-шантажные самоубийства составляли 70 % процентов от общего числа самоубийств, а в этом году -- 50 %. Как это ни ужасно, самоубийства будут всегда. Вопрос только в том, в каком количестве и что служит истинной причинной, из-за которой человек решается на шаг: несчастная любовь или общий кризис, из которого он не видит выхода...»
Дайте анализ приведенным высказываниям и сформулируйте свою точку зрения.«Бомжами становятся по разным причинам. Человек вернулся из зоны, а его квартира занята. Дети не принимают. На работу не устроиться. Куда им идти, как не на вокзал? А там местные бродяги научат, как прожить. Мне рассказывали, как сотрудник Самарского приемника-распределителя подобрал молодую бомжиху, отмыл ее, одел, женился. Но однажды он услышал: "Дорогой, я хочу жить на свалке! Мне нравится этот запах!" -- и ушла».
«Почему вы решили, что я бомж? Я не бродяжничаю, а путешествую. Куда хочу, туда и иду, а деньги всегда можно достать... Надоест, вернусь домой. А родом я, как и вы, из России».
-- Нужно ли говорить о социальной реабилитации данной категории населения? А может, большинству бомжей действительно нравится их образ жизни? Каково ваше мнение, как будущего специалиста по социальной работе, о данной проблеме?
Этические дилеммы
Задание 1. Проанализируйте жизненные ситуации (А и Б) и подумайте над ответами на следующие вопросы: Какую моральную позицию заняли бы вы по отношению к молодым мамам? Смогли бы вы оказывать социальную помощь и поддержку молодой «маме», которая выбросила своего новорожденного ребенка (первая ситуация) ?
А)
«У ученицы одного из ПТУ города Луганска,
15-летней Татьяны С., родовые схватки начались
прямо в
электричке. Ей пришлось сойти и родить ребенка в ...женском туалете на вокзале станции. Но растить ребенка вообще-то не входило в планы Татьяны, и, недолго думая, она выбросила новорожденного малыша в окно туалета. Через несколько минут "маму" задержали сотрудники милиции. Ребенка спасти не удалось».
Б) «Десять лет назад история Марины потрясла село. Вот уж деревенским кумушкам было о чем посудачить. Девчонка в 14 лет, сама еще ребенок, родила дочку. Кто-то сочувствовал, жалел, а в основном обмусоливал невесть откуда берущиеся подробности. Потом надоело, другие темы появились для обсуждения у колодца, другие события произошли. Но сколько выстрадала тогда Марина -- ничем не измеришь. За каждым шагом следили пристально -- попробуй оступись.
Такое клеймо -- на всю жизнь. Как она выстояла, где нашла силы?
Позже Марина вышла замуж. Будущего мужа почти не знала. Пришли, посватали -- и все, никаких проблем. Как в XIX веке.
-- У мамы, кроме меня, много детей, а тут еще и мы с Наташей. Не хотелось обременять. Шла замуж, как в омут прыгала, но живем неплохо, и, я считаю, поступила тогда правильно, -- рассказывает Марина».
Задание 2. Каждый социальный работник в своей профессиональной деятельности руководствуется не только нравственными требованиями, но и требованиями административного характера, опирается на существующий закон. Проанализировав следующие ситуации, определите, всегда ли эти требования совпадают? Приоритет каких требований превыше всего в деятельности социального работника?
В территориальный центр социальной помощи семье и детям поступило письмо от заключенной М. В нем говорится, что заявительница во время отбывания наказания в колонии строгого режима неоднократно направляла письма в разные инстанции (разным должностным лицам) с одной просьбой -- сообщить ей, где находится ее пятилетняя дочь. И далее писала, что у нее никого нет, осталась одна дочь, ее последняя надежда...
Территориальный
центр социальной помощи семье и детям
направил письмо в Управление социальной
защиты
населения, на территории которого проживала заявительница. Был получен ответ. В нем говорилось, что осужденная М. совершила тягчайшее преступление и осуждена на 8 лет, а ее дочь находится в семейном детском доме. В то же время сообщалось, что мать не лишена родительских прав. При этом обращалось внимание работников центра на то, что нецелесообразно сообщать осужденной матери, где находится ее дочь, так как ей хорошо и она уже стала забывать свою осужденную недостойную мать.Перед специалистом по социальной работе, которому было поручено разобраться в этой проблеме и ответить осужденной М., встал вопрос: как поступить? Разумеется, специалист по социальной работе мог бы направить письмо заявительницы М. в прокуратуру области с просьбой ответить на поставленный вопрос заявительницы. Однако он поступил иначе...
Задание
3. Проанализируйте приведенные ниже
ситуации и ответьте на вопросы.а) Лиза
С. -- миловидная девочка 13 лет, употребляет
алкоголь, пробовала наркотики и несколько
раз убегала из дому. Родители обратились
за помощью к социальному работнику. На
первый взгляд они казались приветливыми
и терпеливыми. Однако, по мнению социального
работника, который последние четыре недели общался с Лизой, проблемы были именно в них. На пятой встрече с девочкой в конце разговора специалист почувствовал, что Лиза стала откровенной и начала очень эмоционально рассказывать о причинах своих проблем. По расписанию на каждого клиента отводилось по 15 минут, а визиты Лизы затягивались уже до часа. Оказалось, что отчим девочки и ее старший брат не раз пытались вступить с ней в половой контакт. Когда она рассказывала об этом матери, та посоветовала ей забыть о случившемся. Это и было причиной побегов. Социальный работник понимал, что нельзя ограничивать время разговора с девочкой только из-за того, что должен прийти другой клиент.
б) Ольга Петровна -- социальный работник в начальной школе. Ирина С. -- девятилетняя девочка, она -- приемный ребенок в семье и очевидно нуждается в участии. Одноклассники считают Иру милой и доброй девочкой. Учитель воспринимает ее как трудного ребенка. Трудные дети в школе, как правило, направляются на консультацию к социальному работнику, так как у учителя мало времени на работу с такими учениками. Ольга Петровна предположила, что учитель спровоцировал конфликтную ситуацию в классе (Ирина стала «козлом отпущения»), и решение проблемы видела в работе с учителем, а не с ребенком. Тем не менее завуч школы отверг эту стратегию, так как в школе сложилась традиция занятий социальных работников с детьми и их родителями, учителя же выступают как коллеги, а не объект социальный работы.
в) Несколько месяцев назад Галина Н. сообщила, что подозревает жестокое обращение с ребенком в семье ее соседа этажом выше. Глава семья Александр С., по ее мнению, постоянно бьет своего двухлетнего сына Андрея. Несколько вечеров подряд она слышала сильный шум. Мальчика Галина Н. встречает очень редко и каждый раз видит на нем синяки и ссадины. Андрей выглядит очень грустным.
Социальный работник отметила это в своем отчете, но не предприняла никаких мер. Через месяц после этого разговора мать Андрея привела сына в больницу для оказание экстренной помощи. У мальчика были многократные переломы, которые, как сказала его мать, он получил в результате падения с лестницы. Наблюдающий мальчика врач не поверил в эту историю и в соответствии с законом сообщил о случившемся в управление здравоохранения. Подозрение врача -- жестокое обращение с ребенком.
Для выяснения обстоятельств заявления врача в квартиру семьи С. был направлен социальный работник. После разговора с родителями социальный работник заключил, что прямой угрозы жизни ребенка не существует.
Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе