Профессиональная этика специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:50, лекция

Описание работы

этика административно-управленческого аппарата:
безусловно уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение
черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.

Работа содержит 1 файл

этика.doc

— 1.68 Мб (Скачать)

   Организаторские умения: организовывать жизнедеятельность клиента во взаимосвязи с социокультурным окружением; привлекать общественность, специалистов различных ведомств, учреждений, организаций (на местном и республиканском уровне) для решения этносоциальной проблемы клиента; организовывать, планировать и контролировать работу, вести четкие и лаконичные записи.

   Под профессионально-этическими качествами специалиста социальной работы понимаются свойства личности, в основе которых лежит осознание и принятие нравственных ценностей и норм социальной работы, реализуемых в профессиональной деятельности.

   Овладение профессионально-этической культурой предполагает развитие следующих личностных качеств специалиста:

  • гуманистическая направленность;
  • личная и социальная ответственность;
  • доброта и справедливость;
  • чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
  • терпимость, вежливость и способность эмпа- тии;
  • готовность понять других и прийти к ним на помощь;
  • эмоциональная устойчивость;
  • личная адекватность и социальная адаптивность.
 

 

 
 

    Вопросы для обсуждения

    1. Ценностные ориентации субъекта социально- помогающей деятельности.
    2. Ценностная составляющая профессионально- этической направленности социального работника.
    3. Этико-аксиологический компонент профессиональных знаний и профессиональных умений.
    4. Базовые ориентиры профессионально-личностного развития специалиста социальной работы.
   
Задания для самостоятельной работы Формы контроля
1 Составить идеальную модель профессионально значимых качеств личности специалиста социальной работы Конспект
2 Подобрать диагностические методики (опросники, анкеты, тесты и др.), позволяющие исследовать сформирован- ность профессионально важных качеств практикующего социального работника (студента, обучающегося по специальности «Социальная работа») П едагогич еская копилка
3 Написать сочинение на тему: «Моя будущая профессия» Содержание сочинения
 

   Литературе

   Основная

      1. Высшие нравственные ценности // Этика: Учебное пособие и практикум / Под ред. И. А. Зеленковой, Е.В. Беляевой. -- М., 1998.
      2. Коныгина М.Н. Личность субъекта социально- помогающей деятельности: Монография. -- Ставро-
 
 
 

 

 
 
 

   
      1. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
      2. Сластенин В .А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

   Дополнительная

        1. Подготовка социальных работников в университете Манитобы (Канада): Справочное руководство для преподавателей и менеджеров. -- Виннипег (Канада); Ставрополь (Россия): Ставропольсервисшкола, 2002.
        2. Резник С.Д, Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. пособие. -- М., 2002.
        3. Курбатов В.И., Поручник И.Ф. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.
        4. Шмелева Н.Б. Личность специалиста социальной работы // Работник социальной службы. 2000. № 4.

   2.4. Прорссионально-зтическая культура социального работника

   Профессионально-этическая культура специалиста социальной работы (социального работника) представляется как система сформированных, профессионально значимых качеств личности, основанных на нормах нравственности и отражающих готовность к осуществлению профессиональной деятельности в конкретном социокультурном пространстве, трансляции этических ценностей, норм поведения, существующих в данном регионе.

   Основными компонентами профессионально-этической культуры личности специалиста выступают: нравственное сознание, моральная позиция, нравственное поведение, нравственные привычки, нравственный самоконтроль, а также профессионально-

   Литература

   Основная

          1. Высшие нравственные ценности // Этика: Учебное пособие и практикум / Под ред. И.А. Зеленковой, Е.В. Беляевой. -- М., 1998.
          2. Коныгина М.Н. Личность субъекта социально- помогающей деятельности: Монография. -- Ставрополь: Сервисшкола, 2006.
          3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Киба- нова. -- М., 2004.
          4. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
          5. Шмелева Н.Б. Личность специалиста социальной работы // Работник социальной службы. 2000. № 4. С. 33.
          6. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. -- М., 1998.

   Дополнительная

            1. Кибанов Г.И. Основы управления персоналом: Учебник. -- М., 2002.
            2. Подготовка социальных работников в университете Манитобы (Канада): Справочное руководство для преподавателей и менеджеров. -- Виннипег (Канада); Ставрополь (Россия): Ставропольсервисшкола, 2002.
            3. Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. пособие. -- М., 2002. 

ПРАКТИКУМ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ЭТИЧЕСКИМ ОСНОВАМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

■ 1. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

   Вопросы для размышления

              1. Проанализируйте приведенные ниже высказывания. Что вы понимаете под конфликтом поколений?

   «Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети».

            (В. А. Сухомлинский )

   «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь с ними»

              (Фалес)

              1. Что лежит в основе этических проблем, возникающих между молодым поколением и пожилыми людьми?

   Этические дилеммы

   Задание 1. Проанализируйте письма читателей газеты «Вечерний Ставрополь» и ответьте на вопросы.

   Жить с матерью невмоготу

   Я не понимаю, почему у нас на всех углах во всеуслышание кончат, что если црдппов- ппполллтх, родителей в дом престарелых, то он негодяй, и это в конечном счете безнравственно. Но если в жизни складывается такая ситуация, что жить с родными под одной крышей не представляется возможным, то почему это плохо? Я люблю свою мать, несмотря на то что она по природе своей тиран с большой буквы. Но когда вам уже за сорок и вас постоянно тыкают носом в то, что вы неправильно сели, встали, легли, приготовили, сделали, и так -- до бесконечности, то вряд ли это может выдержать психика здорового человека. А в нашей семье это так и получалось. И совсем не надо искать в моем поступке какой-то корыстной заинтересованности, эгоизма и т. д.

   Если один имеющийся на неделе выходной я проводила не с ней, то это была обида на трое суток. Ну  
 

   как нам можно было жить вместе? Ну почему на Западе старики сами уходят в дома престарелых, находят там себе друзей, единомышленников, свой круг общения и считают это вполне нормальным? Гак живет весь мир. У нас же...

   Я регулярно навещаю ее. И все равно, по ее словам, я дрянная дочь, которая просто избавилась от нее, тгобы жить в свое удовольствие.

          (Е. Федотова, Ставрополь)

   Брошенные родители как брошенные дети

       Совершенно случайно на днях проезжала мимо \,ома престарелых, и настолько меня потрясли выра- кения лиц пожилых людей, которые там живут, что эасстроилась до слез. Ну как можно при живых детях Зыть отданными туда? Я никогда не могу понять этих великовозрастных детишек, которым родители посвятили всю жизнь, а они избавились от заботы о них подобным образом.Я, муж, двое детей и моя мать (отец умер 5 лет 1азад) живем в двухкомнатной «хрущевке». Мамочка >чень сильно болеет. Я постоянно за ней ухаживаю. i даже не могу себе представить, что мне по каким-то >бстоятельствам придется отдать ее в чужие руки. Это гжасно -- на закате лет оказаться в казенном доме, без 1нуков, детей, общения с ними. Моя близкая подруга выйти замуж, избранник был без квартиры, но с матерью будущей жены жить не желал. Они устранили это препятствие. Никогда не забуду лицо тети Люси, ее матери, когда она теребила подол платья своей дочери и умоляющим голосом просила: «Доченька, может, я как-нибудь на кухоньке, в коридорчике, может быть, поживу, но не сдавай меня туда». Но, увы! Чужой человек, с которым она, кстати, развелась через год спустя, оказался ближе родной матери.

          (М. Пироненко, Ставрополь)

  • Какую личную моральную позицию заняли бы вы в подобных жизненных ситуациях?
  • Чем отличается профессиональная моральная позиция специалиста от личной моральной позиции?
 
 

   Задание 2. Проанализируйте следующие ситуации и ответьте на вопросы.

   А) Татьяна А. -- социальный работник с пожилыми людьми. Она организовала группу добровольцев, которые навещали одиноких пожилых людей, выявляя тех, кто нуждался в дополнительной помощи. Один из добровольцев сообщил о пожилом мужчине -- Иване Яковлевиче, который живет в холодном и сыром помещении и прикован к постели. Ивану Яковлевичу иногда помогает его 79-летний сосед. Когда сосед забывал прийти, что случалось достаточно часто, Иван Яковлевич на несколько дней оставался без еды.

   Последний раз медицинская помощь была ему оказана несколько лет назад. Визит социального работника очень обрадовал Ивана Яковлевича, и он ждал его в следующий раз.

   Татьяна вскоре опять навестила своего клиента. Она рассказала ему о специальном доме-интернате для пожилых людей, о сервисной, медицинской, психологической помощи, которая там оказывается. Клиент отказался от услуг, ссылаясь на тяжелое материальное положение и нежелание переезжать в дом для престарелых.

   Социальный работник объяснила все плюсы и минусы сложившейся ситуации, определила воемя.

чем она может помочь в дальнейшем. Иван Яковлевич понял, что у него есть время и он может принять решение сам. В конце разговора он спросил у социального работника совета, что, по ее мнению, будет лучшим решением проблемы.

  • Означает ли это, что Иван Яковлевич дал согласие воспользоваться предложением?
  • Что означает его просьба рекомендовать лучший вариант?
  • Насколько удачным был путь предоставления информации?
  • Должна ли была Татьяна, учитывая неопытность клиента в данном вопросе, взять ответственность на себя?
  • Можно ли действительно уберечь клиента от всех отрицательных моментов?

   Б) Михаил Борисович -- 77-летний мужчина, который живет один уже четыре года с тех пор, как умерла его жена. Несколько месяцев назад он серьезно заболел, и его взрослые дети наняли сиделку. 
 
 

   Алевтина Сергеевна (40 лет) -- сиделка Михаила Борисовича, стала его подругой. Она переехала в его дом и сообщила всем, что они через несколько месяцев поженятся. Дети были очень расстроены таким поведением отца, так как они считали его стариком. Сын нанял адвоката, который должен был объявить о недееспособности Михаила Борисовича и о возможном его переезде в дом для престарелых. Дети также обратились с просьбой к социальному работнику не обращать внимания на поведение отца, так как старый человек не может решать, что для него лучше.

  • Представьте продолжение истории. Каковы действия социального работника?
  • С какой этической дилеммой столкнется специалист в процессе решения данной проблемы?

   Ситуационные   задачи1. Посещая пожилого человека, клиента социального обеспечения, вы обнаруживаете, что его здоровье ухудшилось, память стала хуже, появились симптомы старческого склероза. Хотя в том же районе проживают две его замужние дочери, по состоянию его квартиры видно, что он долгое время жил в плохих условиях и нуждается в присмотре и уходе. Вы обсуждаете с ним это, но он резко отрицает любые предложения о переезде в дом престарелых.

Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе