Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:50, лекция
этика административно-управленческого аппарата:
безусловно уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение
черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.
№ | Задания для самостоятельной работы | Формы контроля |
1 | Составить
а) библиографический обзор по курсу; б) словарь по основным понятиям дисциплины |
Материалы |
2 | Обосновать соотношение понятий «мораль», «нравственность», «профессии он альная мораль». Дать содержательную характеристику понятию «профессионально- этические основы социальной работы» | Собеседование |
Литература
Основная
5.Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. -- М., 2004.
Дополнительная
2. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1. Деонтология социальной работы
Деонтология (от греч. «deonthos» -- должный) -- учение о должном поведении, поступках, образе действий. Термин «деонтология» был введен в XVIII в. английским философом И. Бентамом. Первоначально И. Бентам вкладывал в это понятие довольно узкое религиозно-нравственное содержание, имея в виду долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, а затем употребил его для обозначения теории нравственности в целом.В настоящее время «деонтология» применяется в качестве термина, обозначающего должное поведение, поступки и действия отдельной личности или специа- религиозным обязанностям, а учение. Учение о должном является основополагающим при формировании профессиональных систем.
Деонтология социальной работы -- это комплекс норм, установок и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и соц. институтами, перед коллегами и перед клиентом соц. работы.
Применительно к социальной работе «деонтология» рассматривает профессиональные, правовые и морально-этические правила, составляющие понятие профессионального долга социального работника.
Долг -- понятие, выражающее обязанности и нравственные задачи человека, социальной группы или общества. По своему содержанию категория долга носит конкретно-исторический и личностный характер. Долг служит выражением нравственной позиции человека, его убеждений и ценностных ориентаций. Это не исключает и общественного содержания понятия долг. Исполнение долга служит главным критерием оценки и самооценки человека. Понятие «долг» выступает как выражение нравственной задачи, ставшей внутренне принимаемым обязательством и императивом действия и поведения человека.
Достижение социальной справедливости -- образование для всех членов общества условий для реализации своих возможностей и удовлетворение жизненных потребностей; вознаграждение, которое получается людьми и их разными объединениями со стороны общества и его институтов, согласно их делам, поступкам, характеру жизнедеятельности.
Профессиональный
долг специалиста социальной работы
-- превращение требований нравственности,
в равной мере относящихся ко всем людям,
в личную задачу конкретного специалиста,
сформулированную применительно к частным
ситуациям, но базирующихся на общенормативных
требованиях профессиональной деятельности
в области социальной работы.
тер, т. к. они относятся к разнообразным требованиям и задачам.
Профессиональный долг выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней моральной необходимости следования выполнению своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой внешними, по отношению к личности специалиста интересами. Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник поступает: свободно, так как система нравственных нормативов не является универсальной и специалист может выбрать те, которые в наибольшей степени отвечают внутренним устремлениям и представлениям о «добре» и «благе»; сознательно, так как решение поступать так или иначе принимает сам специалист; добровольно, когда чувство долга становится убеждением и мотивацией деятельности.
Осознание социальным работником своего профессионального долга включает в себя:
Типы профессиональных взаимоотношений в социальной работе с позиции деонтологии отражают должностное поведение и ответственность перед субъектами профессионального взаимодействия.
1. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством (ответственность за принятие нестандартных решений в определенных неформальных ситуациях).
Данный тип профессиональной ответственное- осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель.
Дилемма -- необходимость выбора между двумя исключающими друг друга положениями. Как правило, выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен. Главный источник моральных затруднений -- конфликт ценностей и интересов.
Дилеммы в социальной работе чаще обусловлены следующими противоречиями:
Не
соответствующее стандартам поведение
в профессиональном взаимодействии, квалифицируется
как неподобающее поведение, которое и является предметом
дисциплинарных разбирательств. Под дисциплинарное
разбирательство попадают должностные
проступки и халатность.
Должностные проступки и халатность означают поведение или
действия социального работника, осуществляемые
в ходе исполнения им непосредственных
обязанностей, которые подпадают под определение
«неподобающее поведение» и не соответствуют
общепринятым стандартам практической
социальной работы, а также влекут за собой
нанесение вреда клиенту или усугубление
его положения. Сюда относятся действия
социального работника, результатом которых
становятся оскорбления, обман, намеренное
введение в заблуждение, дискредитация,
нарушение условий контракта, нарушение
прав человека, злонамеренное судебное
преследование, неправомерное лишение
гипбплы
Вопросы для обсуждения
№ | Задания для самостоятельной работы | Формы контроля |
1 | Подготовить рефераты
по следующим темам:
|
Реферат |
2 | Сделать подборку статей из периодической печати по проблемам «нравственные конфликты», «этические дилеммы». | Педагогиче екая копилка |
3 | Используя материалы, представленные в приложении пособия (см. прил. 3), подготовить «круглый стол» по проблеме: «Этические дилеммы и моральные конфликты в деятельности специалиста социальной работы в поли культу Р- | План работы
«круглого стола» |
Литература
Основная
Дополнительная:
2.2. Ценностно-нормативная основа этики социальной работы
Ценностно-нормативная основа этики социальной ного) поведения специалиста социальной работы (социального работника).
В
зависимости от их принадлежности к материальной
или духовной сфере человеческой культуры
ценности различаются на материальные
и идеальные; оттого, какие качества в
них люди ценят и реализуют в своей
предметной деятельности на предметные и субъектные; от той социальной группы, которая является носителем той или иной ценности на общечеловеческие, национальные, конфессиональные, региональные, профессиональные.
Ценности социальной работы как социально-зна- чимые ценности представляют собой совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность социального работника, направленную на гармонизацию отношений в системе «общество -- личность».
Профессиональные ценности социальной работы ориентируют социального работника, специалиста социальной работы на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, на профессиональную ответственность за свою деятельность. Основополагающие ценности в социальной работе отражены в следующих положениях:
Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе