Профессиональная этика специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:50, лекция

Описание работы

этика административно-управленческого аппарата:
безусловно уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение
черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.

Работа содержит 1 файл

этика.doc

— 1.68 Мб (Скачать)
   
Задания для самостоятельной работы Формы контроля
1 Составить

а) библиографический обзор по курсу;

б) словарь по основным понятиям дисциплины

Материалы
2 Обосновать соотношение понятий «мораль», «нравственность», «профессии он альная мораль». Дать содержательную характеристику понятию «профессионально- этические основы социальной работы» Собеседование
 

   Литература

   Основная

    1. Дружинин В.Ф. Демина А.А. Этика: Курс лекций: [Учебное пособие для вузов]. -- М.: Экзамен, 2005.
    2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. -- Минск.: ТетраСистем, 2001.
    3. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
    4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заве-

   5.Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. -- М., 2004.

   Дополнительная

      1. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. -- Дубна: Феникс, 2001.
      2. Подготовка социальных работников в университете Манитобы (Канада): Справочное руководство для преподавателей и менеджеров. -- Виннипег (Канада); Ставрополь (Россия): Ставропольсервисшкола, 2002.
      3. Коныгина М.Н. Формирование готовности будущего специалиста социальной работы к социально- помогающей деятельности в этнокультурной среде: Монография. -- Ставрополь: СевКавГТУ, 2006.
      4. Попов Л.А. Этика: Курс лекций. -- М., Центр, 1998. -- 159 с.
      5. Этика социальной работы // Социальная работы. Вопросы и ответы. -- М., 1997.

2. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

   2.1. Деонтология социальной работы

   Деонтология (от греч. «deonthos» -- должный) -- учение о должном поведении, поступках, образе действий. Термин «деонтология» был введен в XVIII в. английским философом И. Бентамом. Первоначально И. Бентам вкладывал в это понятие довольно узкое религиозно-нравственное содержание, имея в виду долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, а затем употребил его для обозначения теории нравственности в целом.В настоящее время «деонтология» применяется в качестве термина, обозначающего должное поведение, поступки и действия отдельной личности или специа- религиозным обязанностям, а учение. Учение о должном является основополагающим при формировании профессиональных систем.

   Деонтология социальной работы -- это комплекс норм, установок и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и соц. институтами, перед коллегами и перед клиентом соц. работы.

   Применительно к социальной работе «деонтология» рассматривает профессиональные, правовые и морально-этические правила, составляющие понятие профессионального долга социального работника.

   Долг -- понятие, выражающее обязанности и нравственные задачи человека, социальной группы или общества. По своему содержанию категория долга носит конкретно-исторический и личностный характер. Долг служит выражением нравственной позиции человека, его убеждений и ценностных ориентаций. Это не исключает и общественного содержания понятия долг. Исполнение долга служит главным критерием оценки и самооценки человека. Понятие «долг» выступает как выражение нравственной задачи, ставшей внутренне принимаемым обязательством и императивом действия и поведения человека.

   Достижение социальной справедливости -- образование для всех членов общества условий для реализации своих возможностей и удовлетворение жизненных потребностей; вознаграждение, которое получается людьми и их разными объединениями со стороны общества и его институтов, согласно их делам, поступкам, характеру жизнедеятельности.

   Профессиональный долг специалиста социальной работы -- превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу конкретного специалиста, сформулированную применительно к частным ситуациям, но базирующихся на общенормативных требованиях профессиональной деятельности в области социальной работы. 
 
 
 
 
 

тер, т. к. они относятся к разнообразным требованиям и задачам.

   Профессиональный долг выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней моральной необходимости следования выполнению своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой внешними, по отношению к личности специалиста интересами. Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник поступает: свободно, так как система нравственных нормативов не является универсальной и специалист может выбрать те, которые в наибольшей степени отвечают внутренним устремлениям и представлениям о «добре» и «благе»; сознательно, так как решение поступать так или иначе принимает сам специалист; добровольно, когда чувство долга становится убеждением и мотивацией деятельности.

   Осознание социальным работником своего профессионального долга включает в себя:

  • стремление к высокому профессионально-квалификационному уровню;
  • четкое знание своих профессиональных обязанностей и добросовестное их выполнение;
  • соблюдение нормативно-правовой базы;
  • понимание необходимости высокой организованности и сознательной дисциплины при выполнении профессиональных обязанностей;
  • наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга.

   Типы профессиональных взаимоотношений в социальной работе с позиции деонтологии отражают должностное поведение и ответственность перед субъектами профессионального взаимодействия.

   1. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством (ответственность за принятие нестандартных решений в определенных неформальных ситуациях).

   Данный тип профессиональной ответственное- осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель.

   Дилемма -- необходимость выбора между двумя исключающими друг друга положениями. Как правило, выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен. Главный источник моральных затруднений -- конфликт ценностей и интересов.

   Дилеммы в социальной работе чаще обусловлены следующими противоречиями:

  • расхождение личных и профессиональных ценностей социального работника;
  • различие религиозных взглядов социального работника и клиента;
  • несоответствие этнокультурных традиций участников социального действия;
  • несовпадение мнений социального работника и других участников социального процесса и др.

   Не соответствующее стандартам поведение в профессиональном взаимодействии, квалифицируется как неподобающее поведение, которое и является предметом дисциплинарных разбирательств. Под дисциплинарное разбирательство попадают должностные проступки и халатность. Должностные проступки и халатность означают поведение или действия социального работника, осуществляемые в ходе исполнения им непосредственных обязанностей, которые подпадают под определение «неподобающее поведение» и не соответствуют общепринятым стандартам практической социальной работы, а также влекут за собой нанесение вреда клиенту или усугубление его положения. Сюда относятся действия социального работника, результатом которых становятся оскорбления, обман, намеренное введение в заблуждение, дискредитация, нарушение условий контракта, нарушение прав человека, злонамеренное судебное преследование, неправомерное лишение гипбплы 
 

   Вопросы для обсуждения

    1. Деонтологические проблемы в социальной работе.
    2. Сущность и содержание должных отношений в практике социального работника.
    3. Этическая дилемма и моральный конфликт в социальной работе.
    4. Ценность профессионального долга и должного поведения.
    5. Долг социального работника как посредника в решении этносоциального конфликта.
   
Задания для самостоятельной работы Формы контроля
1 Подготовить рефераты по следующим темам:
  • Проблемы профессионального и личного выбора в деятельности специалиста социальной работы.
  • Основные деонтологические принципы и особенности решения этической дилеммы.
  • Должностные проступки и халатность в поведении социального работника
Реферат
2 Сделать подборку статей из периодической печати по проблемам «нравственные конфликты», «этические дилеммы». Педагогиче екая копилка
3 Используя материалы, представленные в приложении пособия (см. прил. 3), подготовить «круглый стол» по проблеме: «Этические дилеммы и моральные конфликты в деятельности специалиста социальной работы в поли культу Р- План работы

«круглого

стола»

 

   Литература

   Основная

      1. Всеобщая декларация прав человека // Литературная газета. 1989. 25 января.
      2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. -- Минск.: ТетраСистем, 2001.
      3. Кодекс социального работника // Национальное объединение социальных работников. -- М., 1998.
      4. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К.( Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. -- ML: ИНФРА-М, 2006.
      5. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. -- М., 2004.
      6. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гу- манит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

   Дополнительная:

        1. Подготовка социальных работников в университете Манитобы (Канада): Справочное руководство для преподавателей и менеджеров. -- Виннипег (Канада); Ставрополь (Россия): Ставропольсервисшко- ла, 2002.
        2. Технологии социальной работы: Учебник Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. -- М.: ИНФРА-М, 2002.
        3. Шмелева Н.Б. Личность специалиста социальной работы // Работник социальной службы. -- 2000. № 4.
        4. Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. пособие. -- М., 2002.
        5. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. -- М., 2004.

   2.2. Ценностно-нормативная основа этики социальной работы

   Ценностно-нормативная основа этики социальной ного) поведения специалиста социальной работы (социального работника).

   В зависимости от их принадлежности к материальной или духовной сфере человеческой культуры ценности различаются на материальные и идеальные; оттого, какие качества в них люди ценят и реализуют в своей  
 
 

   предметной деятельности на предметные и субъектные; от той социальной группы, которая является носителем той или иной ценности на общечеловеческие, национальные, конфессиональные, региональные, профессиональные.

   Ценности социальной работы как социально-зна- чимые ценности представляют собой совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность социального работника, направленную на гармонизацию отношений в системе «общество -- личность».

   Профессиональные ценности социальной работы ориентируют социального работника, специалиста социальной работы на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, на профессиональную ответственность за свою деятельность. Основополагающие ценности в социальной работе отражены в следующих положениях:

          1. Личность является главной заботой общества.
          2. Личности в обществе взаимосвязаны.
          3. Личности имеют общественные обязанности друг перед другом.
          4. Люди имеют право на свободы до тех пор, пока они не посягают на право других.
          5. Каждый человек уникален и с рождения представляет значимость и ценность.
          6. Существенным атрибутом демократического общества является реализация каждой личностью своего полного потенциала и принятия на себя полной ответственности через активное участие в жизни общества.
          7. Общество ответственно за то, чтобы каждое препятствие на пути к активной самореализации индивида было преодолено и предотвращено.

Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе