Ценности
тесно взаимосвязаны с принципами и нормами
поведения. Определяя нормативное поведение,
ценности наполняют содержательной характеристикой
принципы.
- при решении проблемы
клиента социальный
работник
должен поступать
с позиции целесообразности, возможности,
а также взаимозависимости между интересами
клиента и его социальным окружением (обществом);
- при необходимости
социальный работник обязан незамедлительно ставить
клиента в известность о любых фактах
и обстоятельствах, которые препятствуют
выполнению им профессиональных обязанностей
на должном уровне;
- специалист может
приниматься за осуществление социальных
услуг лишь в том случае, если он обладает
необходимыми знаниями и умениями, имеет
достаточный опыт для выполнения конкретной
практической деятельности (оказание
социально-психологических услуг; педагогической
поддержки; юридической консультации;
социально-бытовой помощи и др.);
- если социальный
работник не обладает должными знаниями,
умениями и практическим опытом в конкретной
сфере деятельности и не в состоянии приобрести
их в течение разумного промежутка времени,
он обязан отказаться
от предоставления услуг клиенту, сообщив
ему причину отказа и направив (с согласия
клиента) своего подопечного к другому
специалисту;
- при необходимости,
заручившись согласием клиента, социальный
работник может
обращаться за консультацией к другим
специалистам (психологи, медики, юристы
и др.);
- занимаясь исследовательской
деятельностью, специалист может вовлекать своих клиентов
в данную деятельность только с их разрешения,
строго соблюдая правила конфиденциальности
(в ситуации использования диагностических
данных проблемы клиента в научных целях
исследователя) ;
- социальный работник не должен
вступать с клиентом в сексуальную связь,
занимать деньги v клиента или одалживать
их ему.
- Приоритетное
значение выполнения функций социальной
работы в ситуации совмещения специалистом
социальной работы других видов деятельности
предполагает выполнение следующих норм:
- социальный работник
обязан информировать
о любых своих сторонних интересах или
любых других обязанностях, которые могут
повлиять на его профессиональное отношение
с клиентом;
- ситуация, при
которой специалист совмещает социальную
работу с другим видом деятельности, членством
в другой организации,
не должна препятствовать
выполнению профессионального долга перед
клиентом;
- социальный работник должен
ставить в известность клиента и представителей
профессионального сообщества (коллеги,
руководство) о возможных негативных изменениях
в его практической деятельности, вызванных
сторонними интересами специалиста и
дополнительными обязанностями, которые
не связаны с профессиональной деятельностью;
- социальный работник
не должен осуществлять
с клиентом совместный бизнес;
- в ситуации совмещения
частной практики и работы в государственных
учреждениях социальной защиты населения
социальный работник не должен использовать
свое служебное положение для поиска и
привлечение клиентов для своей частной
практики.
- Соблюдение
разумных интересов клиента
заключается в том, что:
- руководствуясь
в первую очередь интересами клиента,
специалист обязан
учитывать интересы, возможности и потребности
социального окружения клиента, общественные
ценности и нормы;в
ходе планирования возможных методов
воздействия на ситуацию социальный работник
обязан руководствоваться
пожеланиями, мотивами и планами клиента.
Исключение составля- ента окажутся нереализованными,
необоснованными или вредоносными для
самого клиента или других людей. Только
при этом условии социальный работник
имеет право вносить соответствующие
коррективы в свою деятельность;
- социальный работник
должен помочь клиенту
разобраться в разумной обоснованности
возникающих потребностей, оказать помощь
в удовлетворении потребностей, которые
не противоречат социальным ценностям
и нормам;
- социальный работник должен
пытаться убедить клиента изменить его
точку зрения, если она является объективно
иррациональной, ведет к негативным последствиям
для клиента и его социального окружения.
- Уважение прав
клиента на принятие самостоятельного
решения на любом этапе совместной деятельности
(взаимодействие между клиентом и социальным
работником) предполагает соблюдение
следующих норм:
- выполняя профессиональные
обязанности, социальный работник должен соблюдать Всеобщую декларацию
прав человека (1948 г.), Декларацию прав
ребенка (1959 г.), конституционное право
и другие правовые документы;
- социальный работник
обязан включить
клиента в совместное планирование предстоящей
деятельности по решению проблемы клиента,
обсуждение выполняемых действий и корректировку
основных направлений социальной работы;
- социальный работник
должен информировать
клиента о его праве на получение консультаций
и профессиональной помощи у другого специалиста
на любом этапе работы по решению проблемы
клиента.
- Отсутствие
предрассудков и предубеждений в отношении
клиента. В профессиональном взаимодействии
принятие клиента таким, каков он есть,
предполагает соблюдение следующих норм:социальный
работник должен относиться к клиенту
и его социальному окружению с ува- ущемлять
их индивидуальность, достоинство, не
нарушать их права;
- в процессе выполнения
своих функциональных обязанностей специалист
не должен дискредитировать своих клиентов
по расовой и нацио
- нальной принадлежности,
вероисповеданию, семейному положении,
возрасту, социально- экономическому и
политическому статусу, состоянию здоровья,
физических возможностей и внешнего вида;
- социальный работник
должен выявлять
и документально подтверждать любые проявления
дискриминации, а также стремиться к их
устранению;
- по возможности
социальный работник должен осуществлять профессиональное
общение с клиентом и его социальным окружением
на том языке, который выбирает клиент
(в ситуации работы с представителем иноязычной
группы);
- определяя направления
социальной работы с конкретным клиентом,
сферу предоставления социальных услуг
и виды деятельности, специалист должен достаточно объективно
оценить возможности клиента (физические,
умственные), его мотивацию, физические
и умственные способности.
6. Максимальная честность
и объективность, полная информированность
клиента о предпринимаемых специалистом
социальной работы (специалистами социальных
служб) действиях предполагает соблюдение
следующих норм поведения:
- социальный работник
должен информировать
клиента о предпринимаемых специалистом
действиях, которые направлены на решение
проблемы клиента (раскрывать основное
содержание предоставляемых услуг и осуществляемых
в профессиональной деятельности практических
шагов);по первой просьбе
социальный работник должен информировать клиента
об уровне своей компетенции, полученном
образовании и при- рыми владеет специалист
и которые подтверждены специальным документом
(диплом, сертификат, удостоверение и др.);
- социальный работник
по первому требованию обязан предоставить информацию
о профессиональной компетенции специалистов,
которые задействованы в решении проблемы
клиента (профессиональный статус, образование,
опыт работы, знания и опыт работы в конкретной
деятельности и др.);
- социальный работник
не должен скрывать от клиента правдивую
информацию, которая является важной для
жизнедеятельности клиента, его социального
окружения;
- социальный работник обязан
сообщать клиенту негативные результаты
совместной социальной работы;
- социальный работник обязан
соблюдать право клиентов на ознакомление
с их личными делами;
- в случае, если
социальный работник отказывает клиенту
в его праве ознакомиться с личным делом,
он обязан информировать
клиента о его праве требовать пересмотра
данного решения на основании соответствующих
положений устава агентства, общей политики
осуществления социальной работы или
любых других нормативных документов.
7. Доброжелательность,
бескорыстие, деликат- юсть во взаимодействии
социального работника и -лиента (его социального
окружения) заключаются в ;ыполнении следующих
норм:
- социальный работник
не должен выражать
свое мнение, высказывать собственные
суждения и заключения, давать оценку
ситуации и ее возможному исходу до тех
пор, пока его мнение, оценка и суждения
не получат достоверного подтверждения
(документальное подтверждение, наблюдения,
диагностические исследования и др.);контакт социального работника
с окружением клиента не должен возникать
лишь в чрезвы- нимать срочные меры, он
должен быть постоянным
на протяжении всего периода работы с
клиентом;
- специалист
должен четко разграничивать
заявления и действия (советы, пожелания
и др.), совершаемые им в качестве частного
лица, и заявления и действия, предпринимаемые
в качестве официального представителя
социального учреждения (социальной службы,
агентства);
- социальный работник
не должен использовать
профессиональные отношения с клиентом
для
решения
личный целей, получения взятки, личной
выгоды, прибыли;
- указывая на ошибки
и недостатки клиента, его поступков, социальный
работник должен
это делать деликатно и вежливо в соответствующей
обстановке и в определенной ситуации;
- специалист социальной
работы должен
видеть в социальном окружении своего
клиента не только объект воздействия,
но и своего союзника в решении проблем
клиента, т. е. субъект социальной работы.
Конфиденциальность
как базовый принцип этики социальной
работы
Конфиденциальность (от лат. confidintia -- доверие)
-- этический принцип, в соответствие с
которым социальный работник или другой
представитель этой профессии не имеет
права раскрыть информацию о клиенте без
согласия последнего. В особых случаях
социальные работники могут быть обязаны
юридическим путем раскрыть определенным
представителям власти некоторую информацию
(например, угроза применить силу, совершение
преступлений, подозрение в жестоком обращение
с ребенком), которые ведут за собой возбуждение
судебного преследования.
Данный
принцип базируется на положениях о том,
что все, что касается условий жизнедеятельности
клиента и его социального окружения,
личностных качеств и проблем, а также
проблем его близких, является конфиденциальной
информацией. Исходным и основным источником
информации является непосредствен-
Основная
- Дружинин В.Ф.
Демина А.А. Этика: Курс лек- щй: [Учебное
пособие для вузов]. -- М.: Экзамен, 2005.
- Зеленкова И.Л.,
Беляева Е.В. Этика. -- Минск.: "етраСистем,
2001.
- Медведева Г.П.
Этика социальной работы: Учеб. [особие
для студентов высш. учеб. заведений. --
М.: уманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Подготовка социальных
работников в универ- итете Манитобы (Канада):
Справочное руководство дя преподавателей
и менеджеров. -- Виннипег (Ка- [ада); Ставрополь
(Россия): Ставропольсервисшкола, 002.
- Сластенин В.А.,
Чижакова Г.И. Введение в пе- агогическую
аксиологию: Учеб. пособие для студ. ысш.
учеб. заведений. -- М.: Издательский центр
Академия», 2003.