Профессиональная этика специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:50, лекция

Описание работы

этика административно-управленческого аппарата:
безусловно уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение
черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.

Работа содержит 1 файл

этика.doc

— 1.68 Мб (Скачать)

    Ценности тесно взаимосвязаны с принципами и нормами поведения. Определяя нормативное поведение, ценности наполняют содержательной характеристикой принципы.  
     
     
     
     
     
     

  • при решении проблемы клиента социальный

    работник должен поступать с позиции целесообразности, возможности, а также взаимозависимости между интересами клиента и его социальным окружением (обществом);

  • при необходимости социальный работник обязан незамедлительно ставить клиента в известность о любых фактах и обстоятельствах, которые препятствуют выполнению им профессиональных обязанностей на должном уровне;
  • специалист может приниматься за осуществление социальных услуг лишь в том случае, если он обладает необходимыми знаниями и умениями, имеет достаточный опыт для выполнения конкретной практической деятельности (оказание социально-психологических услуг; педагогической поддержки; юридической консультации; социально-бытовой помощи и др.);
  • если социальный работник не обладает должными знаниями, умениями и практическим опытом в конкретной сфере деятельности и не в состоянии приобрести их в течение разумного промежутка времени, он обязан отказаться от предоставления услуг клиенту, сообщив ему причину отказа и направив (с согласия клиента) своего подопечного к другому специалисту;
  • при необходимости, заручившись согласием клиента, социальный работник может обращаться за консультацией к другим специалистам (психологи, медики, юристы и др.);
  • занимаясь исследовательской деятельностью, специалист может вовлекать своих клиентов в данную деятельность только с их разрешения, строго соблюдая правила конфиденциальности (в ситуации использования диагностических данных проблемы клиента в научных целях исследователя) ;
  • социальный работник не должен вступать с клиентом в сексуальную связь, занимать деньги v клиента или одалживать их ему.
 
 
 
 
 
 
   
    1. Приоритетное значение выполнения функций социальной работы в ситуации совмещения специалистом социальной работы других видов деятельности предполагает выполнение следующих норм:
  • социальный работник обязан информировать о любых своих сторонних интересах или любых других обязанностях, которые могут повлиять на его профессиональное отношение с клиентом;
  • ситуация, при которой специалист совмещает социальную работу с другим видом деятельности, членством в другой организации, не должна препятствовать выполнению профессионального долга перед клиентом;
  • социальный работник должен ставить в известность клиента и представителей профессионального сообщества (коллеги, руководство) о возможных негативных изменениях в его практической деятельности, вызванных сторонними интересами специалиста и дополнительными обязанностями, которые не связаны с профессиональной деятельностью;
  • социальный работник не должен осуществлять с клиентом совместный бизнес;
  • в ситуации совмещения частной практики и работы в государственных учреждениях социальной защиты населения социальный работник не должен использовать свое служебное положение для поиска и привлечение клиентов для своей частной практики.
  1. Соблюдение разумных интересов клиента заключается в том, что:
  • руководствуясь в первую очередь интересами клиента, специалист обязан учитывать интересы, возможности и потребности социального окружения клиента, общественные ценности и нормы;в ходе планирования возможных методов воздействия на ситуацию социальный работник обязан руководствоваться пожеланиями, мотивами и планами клиента. Исключение составля- ента окажутся нереализованными, необоснованными или вредоносными для самого клиента или других людей. Только при этом условии социальный работник имеет право вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
  • социальный работник должен помочь клиенту разобраться в разумной обоснованности возникающих потребностей, оказать помощь в удовлетворении потребностей, которые не противоречат социальным ценностям и нормам;
  • социальный работник должен пытаться убедить клиента изменить его точку зрения, если она является объективно иррациональной, ведет к негативным последствиям для клиента и его социального окружения.
  1. Уважение прав клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместной деятельности (взаимодействие между клиентом и социальным работником) предполагает соблюдение следующих норм:
  • выполняя профессиональные обязанности, социальный работник должен соблюдать Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Декларацию прав ребенка (1959 г.), конституционное право и другие правовые документы;
  • социальный работник обязан включить клиента в совместное планирование предстоящей деятельности по решению проблемы клиента, обсуждение выполняемых действий и корректировку основных направлений социальной работы;
  • социальный работник должен информировать клиента о его праве на получение консультаций и профессиональной помощи у другого специалиста на любом этапе работы по решению проблемы клиента.
  • Отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента. В профессиональном взаимодействии принятие клиента таким, каков он есть, предполагает соблюдение следующих норм:социальный работник должен относиться к клиенту и его социальному окружению с ува- ущемлять их индивидуальность, достоинство, не нарушать их права;
  • в процессе выполнения своих функциональных обязанностей специалист не должен дискредитировать своих клиентов по расовой и нацио
  • нальной принадлежности, вероисповеданию, семейному положении, возрасту, социально- экономическому и политическому статусу, состоянию здоровья, физических возможностей и внешнего вида;
  • социальный работник должен выявлять и документально подтверждать любые проявления дискриминации, а также стремиться к их устранению;
  • по возможности социальный работник должен осуществлять профессиональное общение с клиентом и его социальным окружением на том языке, который выбирает клиент (в ситуации работы с представителем иноязычной группы);
  • определяя направления социальной работы с конкретным клиентом, сферу предоставления социальных услуг и виды деятельности, специалист должен достаточно объективно оценить возможности клиента (физические, умственные), его мотивацию, физические и умственные способности.

   6. Максимальная честность и объективность, полная информированность клиента о предпринимаемых специалистом социальной работы (специалистами социальных служб) действиях предполагает соблюдение следующих норм поведения:

  • социальный работник должен информировать клиента о предпринимаемых специалистом действиях, которые направлены на решение проблемы клиента (раскрывать основное содержание предоставляемых услуг и осуществляемых в профессиональной деятельности практических шагов);по первой просьбе социальный работник должен информировать клиента об уровне своей компетенции, полученном образовании и при- рыми владеет специалист и которые подтверждены специальным документом (диплом, сертификат, удостоверение и др.);
  • социальный работник по первому требованию обязан предоставить информацию о профессиональной компетенции специалистов, которые задействованы в решении проблемы клиента (профессиональный статус, образование, опыт работы, знания и опыт работы в конкретной деятельности и др.);
  • социальный работник не должен скрывать от клиента правдивую информацию, которая является важной для жизнедеятельности клиента, его социального окружения;
  • социальный работник обязан сообщать клиенту негативные результаты совместной социальной работы;
  • социальный работник обязан соблюдать право клиентов на ознакомление с их личными делами;
  • в случае, если социальный работник отказывает клиенту в его праве ознакомиться с личным делом, он обязан информировать клиента о его праве требовать пересмотра данного решения на основании соответствующих положений устава агентства, общей политики осуществления социальной работы или любых других нормативных документов.

  7. Доброжелательность, бескорыстие, деликат- юсть во взаимодействии социального работника и -лиента (его социального окружения) заключаются в ;ыполнении следующих норм:

  • социальный работник не должен выражать свое мнение, высказывать собственные суждения и заключения, давать оценку ситуации и ее возможному исходу до тех пор, пока его мнение, оценка и суждения не получат достоверного подтверждения (документальное подтверждение, наблюдения, диагностические исследования и др.);контакт социального работника с окружением клиента не должен возникать лишь в чрезвы- нимать срочные меры, он должен быть постоянным на протяжении всего периода работы с клиентом;
 
 
 
 
 
 
 
  • специалист должен четко разграничивать заявления и действия (советы, пожелания и др.), совершаемые им в качестве частного лица, и заявления и действия, предпринимаемые в качестве официального представителя социального учреждения (социальной службы, агентства);
  • социальный работник не должен использовать профессиональные отношения с клиентом для

    решения личный целей, получения взятки, личной выгоды, прибыли;

  • указывая на ошибки и недостатки клиента, его поступков, социальный работник должен это делать деликатно и вежливо в соответствующей обстановке и в определенной ситуации;
  • специалист социальной работы должен видеть в социальном окружении своего клиента не только объект воздействия, но и своего союзника в решении проблем клиента, т. е. субъект социальной работы.

   Конфиденциальность как базовый принцип этики социальной работы

   Конфиденциальность (от лат. confidintia -- доверие) -- этический принцип, в соответствие с которым социальный работник или другой представитель этой профессии не имеет права раскрыть информацию о клиенте без согласия последнего. В особых случаях социальные работники могут быть обязаны юридическим путем раскрыть определенным представителям власти некоторую информацию (например, угроза применить силу, совершение преступлений, подозрение в жестоком обращение с ребенком), которые ведут за собой возбуждение судебного преследования.

   Данный принцип базируется на положениях о том, что все, что касается условий жизнедеятельности клиента и его социального окружения, личностных качеств и проблем, а также проблем его близких, является конфиденциальной информацией. Исходным и основным источником информации является непосредствен- 

      Литература

  Основная

  1. Дружинин В.Ф. Демина А.А. Этика: Курс лек- щй: [Учебное пособие для вузов]. -- М.: Экзамен, 2005.
  2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. -- Минск.: "етраСистем, 2001.
  3. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. [особие для студентов высш. учеб. заведений. -- М.: уманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Подготовка социальных работников в универ- итете Манитобы (Канада): Справочное руководство дя преподавателей и менеджеров. -- Виннипег (Ка- [ада); Ставрополь (Россия): Ставропольсервисшкола, 002.
  5. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в пе- агогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. ысш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр Академия», 2003.

Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе