Профессиональная этика специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:50, лекция

Описание работы

этика административно-управленческого аппарата:
безусловно уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение
черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.

Работа содержит 1 файл

этика.doc

— 1.68 Мб (Скачать)
  • Ваши действия, стиль поведения и взаимоотношения с клиентом.
    1. Ваша подопечная заказывает продукты, от которых, узнав об их стоимости, отказывается.
  • Ваша линия поведения. Как построить процесс общения с клиентом в данной ситуации?
  1. Пожилой человек -- тихий, малообщительный, большую часть времени лежит в постели, аппетит снижен, жалуется на угнетенно-подавленное состояние. Говорит, что на душе тяжесть, но не может себя заставить чем-либо заняться.
  • Какова должна быть дальнейшая тактика социального работника?
  • Как построить первичный процесс общения с клиентом, о чем необходимо говорить с ним?
 
 
 
   
  1. Ваша подопечная, прожив трудную жизнь, не выбрасывает старые ненужные вещи, превратила квартиру в склад старых вещей.
  • Как быть? Смоделируйте ситуацию по решению данной проблемы, в которой участвуют следующие субъекты: социальный работник, соседи и ваша клиентка.
  1. Старые люди ночью плохо спят, бродят по квартире, перекладывают вещи, «спорят» с соседями, днем жалуются на плохое самочувствие.
  • Какие рекомендации вы можете дать: а) самому пожилому человеку, б) его социальному окружению?
  • Что необходимо учитывать в процессе беседы с каждой из названных категорий клиентов?
  1. Ваша подопечная обвиняет вас в присвоении денег, выделенных ею для приобретения продуктов.
  • Каковы ваши действия?
  1. Ваша подопечная требует от вас оказание услуг, не входящих в перечень обязательных.
  • Ваша тактика.
  • Как можно построить при выбранном вами решении процесс общения с клиентом?
  1. Ваша подопечная завещала вам жилье, но в дальнейшем обвинила вас в том, что вы ее вынудили это сделать.
  • Какова ваша позиция?
  1. Подопечная ложно обвинила вас в краже вещей, которые впоследствии были ею найдены.
  • Захотите ли вы в дальнейшем обслуживать ее?
  • Если вы принимаете решение передать клиента на обслуживание другому социальному работнику, какова будет ваша тактика поведения?

2. ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

   Вопросы для размышления

  1. Согласны ли вы с подобными высказываниями:

   «В нашей стране бесполезно говорить о независимой жизни людей с ограниченными возможностями».

   «Умственно отсталые дети должны быть изолированы от здоровых детей. Такой подход будет более гуман 
 

   ным и по отношению к ребенку с ограниченными возможностями, и по отношению к здоровым детям».

  1. Что является основой для достойной независимой жизнедеятельности инвалида в обществе: состояние экономики страны или общественная система ценностей?
  2. Проанализируйте следующее положение и ответьте на вопросы.

   «Душевнобольные дети часто используются при краже в квартирах, они легко проникают в комнату через форточку. Но нервно-психические расстройства у детей не причина преступлений. Просто такие люди легче поддаются воздействию криминогенной ситуации.

   Инвалиды чаще, чем другие группы населения, становятся жертвами насилия и преступления».

  • Почему люди с ограниченными возможностями легче поддаются воздействию криминогенных факторов?
  • В чем первопричина асоциального поведения некоторых инвалидов?
  • Почему инвалиды чаще, чем другие категории населения, становятся  жертвами преступлений?

 

       
 
 
 

   
  • Каковы, на ваш взгляд, пути социальной защиты инвалидов от воздействия криминогенных факторов?

   4. Проанализируйте следующее высказывание и ответьте на вопросы: «Душевнобольным ведома та же настоящая и чистая любовь, что и нам».

  • А как полагаете вы?

   Для размышления предлагаются подобные жизненные ситуации:

   Любовь в «палате» №6

   Ей было 32 года, она была симпатичной, незамужней и... страдала шизофренией, из-за чего уже более десяти лет кочевала из клиники в клинику. Он был на четыре года старше ее, женат и работал главным врачом психиатрического стационара, в котором она оказалась в период очередного обострения болезни -- агрессивная, полная злобы. В главного врача она влюбилась с первого взгляда и, более того, увидев однажды его сына, решила, что это ее ребенок (а он, что удивительно, и впрямь был на нее похож). Дня не проходило, чтобы она не выразила как-то любовь к главному врачу (старалась до него дотронуться, погладить) и «своему сыночку» (например, передавала ему какие-то угощения). Узнав номер телефона своего возлюбленного, она стала по вечерам звонить ему домой, заводя разговор на «семейную» тему. Настоящая его жена относилась к этому спокойно -- она сама работала в области психиатрии...

   Скованные одной маниейЭти двое больных тоже были преисполнены злобой на весь мир и вели себя крайне агрессивно, не уживаясь не в своих собственных семьях, ни в психиатрических стационарах. Это было неудивительно, ведь природа сильно их обделила: оба были «це- ребральниками», страдали органическими нарушениями мозга и эпилепсией, умственной слабостью. Познакомились они в больнице, и... вспыхнула горячая, взаимная, причем очень альтруистическая, любовь. Они всячески заботились друг о друге, делали друг другу подарки, она перешивала ему одежду... На этом фоне врачи стали отмечать исчезновение гораздо терпеливей к окружающим, чего  
 

   раньше достичь не удавалось. Выписавшись из больницы, они создали семью и, насколько известно, до сих по живут хорошо, хоть и очень бедно, но счастливо и мирно.

   Специалисты считают, что всему виной -- не только особая психобиологическая связь, возникшая между людьми, которые страдают одним и тем же психическим заболеванием, но и гормональный выброс, связанный с переживанием чувства любви.

   Еще одна пара сошлась на основе общего, так сказать, «увлечения». И он и она уже более десяти лет были одержимы бредовыми идеями и манией преследования. Они были уверены, что за ними постоянно следят и управляют их сознанием спецагенты, слышали «голоса» в своей голове, поэтому могли напасть на прохожих, били машины. Познакомившись и поделившись своими тайнами, они обнаружили полное единомыслие, впоследствии горячо полюбили друг друга, поженились и... стали вместе бороться против «общих врагов», разрабатывать совместную защиту от «излучения со спутников ГКБ» (например, затягивали фольгой окна). Зато в остальном стали жить совершенно нормальной жизнью и даже получили высшее образование.

   Аналогичные случаи подтолкнули медиков к созданию смешанных отделений. Например, в женском отделении поставили десять мужских коек, а в мужском -- десять женских. Результат, как говорится, превзошел ожидания. Женщины стали следить за собой, делать прически, красить губы, ногти, стали хорошо выглядеть. Мужчины тоже стали опрятнее, подтянутее. Нет, повального разврата и групповых оргий не случалось, но свадьбы стали играть одну за другой. Люди нашли друг друга...

  • Гуманны ли эксперименты подобного рода?
  • Каковы могут быть дальнейшие последствия, ведь это все же больные люди?
  • Ваша профессиональная моральная позиция в подобных ситуациях?

   Этические дилеммыЗадание 1. У вас есть возможность оказать социальную помощь (отправить за границу на лечение) только  
 
 

   одному клиенту. Какое решение вы примете, рассматривая следующие ситуации:

   «На территории школы, в которой учится наш единственный сын, -- пишет А.Н. Громова, -- стоит трансформаторная будка. Она была открыта, и Рома решил в ней спрятаться, когда играл с ребятами в прятки. Тут-то и случилось непоправимое: сына обеими руками притянуло к щиту высокого напряжения. Исход плачевный: Роме ампутировали обе руки и на правой ноге удалили четыре пальца. Мы с ним долго лежали в областной больнице. Наш врач хлопотал, чтобы мальчика отправили за границу на протезирование, но своими силами добиться этого невозможно. Мы с мужем очень переживаем за будущее сына. Каким оно будет?»

   «Никогда не чувствовала себя так одиноко. Мне чуть больше 30, дочкам -- 11 и 5. Все в моей жизни рухнуло. Сначала потеря мужа -- спился. Пыталась сохранить семью, а в ответ -- ложь, лицемерие, рукоприкладство. Стала инвалидом второй группы по зрению. Врачи говорят, что зрение восстановить можно, но нужна дорогостоящая операция за рубежом. На работе от меня избавились -- не нужны больные работники. Вот так и осталась я одна-одинешенька в этом огромном мире. Много видела и слышала о жизни инвалидов в других странах. Они могут работать. А у нас под любым предлогом стараются отказать в работе. А я ведь медработник, окончила курсы массажа, и вся моя вина в том, что у меня зрение 10%. Никто не хочет понять, что я должна растить детей. Разве возможно это на одну лишь пенсию? Понимаю, что не одной мне так тяжело».

   Задание 2. Проанализируйте следующие ситуации и ответьте на вопросы.

   А) Наташа М. -- восьмилетняя девочка, младшая среди четырех своих братьев и сестер. Последние три года она живит в специализированным интернате для детей, страдающих болезнью Дауна. По мнению психиатра, девочка имеет среднюю степень нарушения развития.Родители Наташи работают и сдают часть своего дома. Они посешают левочтал пдя r мргсттт д ппглолиио полтора года девочка проводит один выходной день в месяц дома. Наташа и родители с нетерпением ждут этого дня. Работники интерната пришли к выводу, что Наташа может опять жить дома, и сообщили об этом родителям. Социальные работники были убеждены, что, живя дома, девочка будет чувствовать себя лучше. Согласившись с социальными работниками, родители все же высказали сомнение, так как постоянное пребывание Наташи в доме может утомлять других детей.

  • С какой дилеммой столкнулись специалисты при решении данной проблемы?
  • Почему возникли противоречия между решением профессионалов и поведением родителей девочки?
  • Как лучше поступить социальному работнику в возникшей ситуации?

   Б) «То, о чем я поведаю сейчас, я никому и никогда не говорил, боюсь рассказывать об этом, но у меня нет другого выхода.

   Мне нужно найти человека, который бы понял меня...

   Случилось так, что в прошлом году меня обокрали в поезде. Забрали все, что было: одежду, ценные вещи.

   Из-за болезни ног я нигде не могу устроиться на работу. Инвалидность не дают. Замкнутый круг, живи как хочешь. Я думал, сойду с ума... Здесь у меня отец, но он живет своей семьей, да и не воспитывал меня 21 год. Как тяжело жить, когда знаешь, что в глаза тебе якобы рады, а внутри... Да что там говорить, это нужно все пережить, почувствовать на своей шкуре. У меня нет никакой поддержки, и я знаю, что не могу долго оставаться обузой в семье отца. Что мне делать, как жить дальше? Ходить с шапкой в руках?

   Идти воровать? Один мужчина интеллигентной наружности за хорошую плату предложил войти с ним в половой контакт. У меня не было выбора... Это не страшнее, чем лишить себя жизни, но мерзко, отвратительно.

   Теперь это постоянно преследует меня, не дает покоя. Я не перестаю анализировать свою жизнь, свои ошибки, и с каждым днем все назойливее вывод о никчемности моей жизни, о ее пустоте. Почему так жесток мир? Сплошь и рядом душевное безразличие, каждый замкнут в себе. Кругом вроде столько лиц -- с гримасами понимания, радости, сочувствия. Но стоит пристальней всмотреться в эти лица, и сразу в глаза бросаются спрятанные черствость, жестокость, безразличие и озлобленность. И тогда чувствуешь себя отшельником. Мечусь, как рыба в пересыхающем озере, в надежде найти спасительное русло, которое вывело бы в просторные воды. Я заблудился в жизни, я не знаю, как жить дальше. Я не могу иметь детей, у меня лимфостаз. Врачи сказали, что 95 % вероятности того, что у меня будут такие же дети. Вот почему я не завожу знакомств с девушками. Я уже стал бороться с самим собой. Мне плохо».

  • Какова должна быть тактика социального работника?
  • Какие этические принципы должны стать основополагающими в социальной работе с данным клиентом?
  • Как построить первичный процесс общения с клиентом, о чем необходимо говорить с ним?

Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе