Профессиональная этика специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:50, лекция

Описание работы

этика административно-управленческого аппарата:
безусловно уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение
черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.

Работа содержит 1 файл

этика.doc

— 1.68 Мб (Скачать)

   Через 10 дней после визита социального работника мать мальчика позвонила в «Скорую помощь» и сообщила, что ребенок задыхается. Когда «Скорая помощь» прибыла, мальчик был без сознания. Спустя 12 часов Андрей умер в больнице, не приходя в сознание. В медицинском заключении о смерти ребенка было написано: «Смерть наступила в результате жестокого обращения».

  • Было ли достаточно подозрения соседки для вмешательства социального работника?
  • Когда наказание детей родителями можно считать насилием?
  • В каких случаях допустимо перемещение ребенка из семьи и возможно ли это без согласия родителей?

   Ситуационные задачи

   1. Вы -- социальный работник в крупном коррек- ционном учреждении для мальчиков. Местной комиссией по делам несовершеннолетних было принято решение поместить одного из подростков в приемную семью после его освобождения, до которого осталось две недели. Мальчик говорит вам, что хочет жить со своим отцом в другом городе, что сбежит из приемной семьи, если ему не позволят уехать домой. Вы знаете, что предыдущие возвращения подростка домой дважды закончились неудачно и что вряд ли сейчас мальчик сможет приспособиться к жизни с отцом. Кроме того, отец мальчика сообщил по телефону, что он хотел бы забрать сына, но затрудняется из-за возражений его новой жены.

  • Каковы ваши действия?
  • Какие рекомендации можно дать отцу?
 
   
  1. Девочка 15 лет, убегавшая из дома, несколько раз посещал вас по поводу планов относительно ее будущего ребенка -- она на четвертом месяце беременности. На этот раз она призналась вам, что пристрастилась к сильному наркотику. Вы выражаете свое беспокойство о возможном вреде для ее неродившегося ребенка, но она кажется безразличной к этому и не собирается бросать наркотики. Вы также знаете, что она достает деньги на героин проституцией и не посещает школу.
  • Каковы ваши действия?
  1. «Мне не хочется жить. Я одинока. У меня нет друзей. С родителями отношения жуткие. Техникум ненавижу. И для чего жить? Зачем? Когда все так плохо. Я уже пробовала закончить эти муки. Наглоталась таблеток. Ну и что? Откачали. А от этого еще противнее. Своим существованием обязана лишь своей бабушке, которую очень люблю. Она болеет. Как-то она сказала, что если со мной что-нибудь случится, то она не выживет. И только это удержало меня от последнего шага. Но, может быть, это желание покончить с собой пройдет? Я не знаю. Может быть, вы знаете, как заставить жить себя дальше?»
  • Сформулируйте основные этические правила взаимодействия социального работника и клиента в данной ситуации.
  1. В редакцию одного журнала пришло письмо следующего содержания: «Уважаемая редакция! Обязательно опубликуйте мое письмо, оно решает мою жизнь. Я влюбилась в Л. Ди Каприо. Жить без него не могу, хотя понимаю, что это безнадежно. Решила, что, если ничего не выйдет, покончу с собой. Помогите мне!»
  • Что должен предпринять социальный работник?
  1. На основе каких этических принципов вы будете строить свои отношения с клиентами, оказавшимися в следующих жизненных ситуациях:

   «Меня уводили за прогулы. Приехал в Прокуратуру России. Пусть они с моим делом разберутся. Ночую тут уже три года, добрые люди мне помогают, не дают с голоду умереть. Надежды не теряю: родился и жил с верой в коммунизм. До сих пор в партии состою и горжусь этим. Сейчас идет обновление в партии коммунистов в нашей стране и по всему миру. Земной шар без коммунизма существовать не будет».

   Старушка из Душанбе, в Москве около года: «На старости лет осталась без пенсии, приехала сюда хлопотать. Хожу от начальника к начальнику, а толку никакого нет. Когда ехала в Москву, у меня в Душанбе квартира была, а теперь боюсь лететь: что меня там ждет?.. Везде над нами издеваются. Недавно пьяный один уселся на мои продукты, я к милиционеру за помощью, а он мне отвечает: "Я бомжей не обслуживаю"».

   «Я за всю жизнь много где побывал. И на чердаках жить приходилось, и в подвалах. Забирали, работать отправили... А сюда уже года полтора на ночь прихожу -- тепло, да и не гонит никто. Милиционер только подошел, в книжку к себе записал для порядка».

4. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЭТНИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ

   Проанализируйте и обсудите следующую ситуацию, ответьте на вопросы.

   «К социальному педагогу обратились родители девочки, которая обучается в средней общеобразовательной школе, во втором классе.

Родители просили помочь разобраться в следующей ситуации: Аня второй год сидит за одной партой с Артуром, и лишь на второй год обучения выяснилось, что девочка часто выполняет различные просьбы ее одноклассника: подать ручку, убрать вещи не только свои, но и своего соседа за партой, на дежурстве выполнить ту работу, которая считается, по мнению Артура, чисто «женскими» обязанностями.

   Артур по национальности армянин, мальчик с хорошей репутацией (успеваемость, поведение, отношения с одноклассниками). Родители мальчика занимаются воспитанием ребенка, в семье соблюдаются национальные формы и методы воспитания».

  • На каких этических нормах должна строиться консультативная помощь социального работника родителям Ани?
  • Подумайте над проблемой возрождения национальных культурных традиций. Как этот процесс должен происходить в многонациональных регионах?

Какие этические принципы являются основополагающими в системе взаимоотношений между людьми разных национальностей?

   Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы.

   Татьяна Николаевна -- учительница в школе с большим опытом и стажем работы. В школе, где она работает, обучается большой контингент детей армянской национальности. Елена П. работает школьным социальным работником. Недавно Татьяна Николаевна попросила Елену помочь ей успокоить учеников в классе. Учительница пожаловалась социальному работнику, что раньше у нее не было такого количества проблем с учениками. Трудности, по ее мнению, возникли из-за детей армян.

   Елена не была уверена, что проблема вызвана только учениками (вероятно, учительница повела себя некорректно), но дала совет, как усадить учеников на места и успокоить.

  • Правильно ли поступил социальный работник в данной ситуации?
  • Какие обязанности у социального работника перед детьми, коллегами и обществом?
  • На основе каких этических принципов необходимо строить процесс взаимодействия социального работника и учителя?

Какие рекомендации может дать специалист учителю?

    1. Анализируя каждое из приведенных ниже высказываний и соответствующую ему модель реакции социального работника, попробуйте определить, какая ценность (или какие ценности) является главной для конкретной ситуации и что угрожает ее соблюдению.

   В качестве ориентира вы можете использовать таблицу, приведенную на странице 21.

Высказывания клиентов:

   а) Женщина (первая встреча со специалистом в центре семейного консультирования): «Перед тем, как я расскажу о моих проблемах в браке, мне необходимо сказать вам, что я по национальности лезгинка, вам что- нибудь известно о наших национальных обычаях? Я спрашиваю потому, что многие из возникших брачных проблем связаны с моральными устоями моей этнической группы».

   б) Женщина (беседа с социальным работником в миграционной службе): «Может быть, это звучит глупо, но мне кажется, что я вас не интересую как человек. У меня такое чувство, что я для вас просто представитель другой национальности, которого можно проанализировать».

   в) Мужчина (армянин по национальности, осужденный условно) обращается к социальному работнику: «Ты самодовольный болван. Ты говоришь, что хочешь помочь мне, но я не куплюсь на эту удочку. Ты не знаешь ничего о нашей жизни, для вас мы все «лица кавказской национальности», «торговцы и бездельники...»

Модели реакции:

   а) «Должна сознаться, я знаю совсем немного о культуре вашего народа. Понятно, что вы сомневаетесь, смогу ли я оценить из-за этого ваши проблемы. Хочу вас уверить, что постараюсь понять вас, если вы согласны помочь мне в некоторых вопросах, которыми я, возможно, не владею. Может, вам придется обучить меня немного, но ведь я хочу обучиться. Самое важное, что вы чувствуете в этой ситуации. Хотите ли вы делиться со мной своими проблемами при таких обстоятельствах? »

   б) «Такое впечатление, что у вас возникло неприятное чувство, что мне нет дела до вас как человека. Мне бы хотелось обсудить это с вами, поскольку я вовсе не так отношусь к вам, и мне неловка, что выглядит все иначе. Мне бы хотелось понять лучше, что в моем поведении могло привести вас к такому выводу».

в) «Было бы нечестно, если бы я сказал, что понимаю абсолютно все в том, что значит проживать в иноязычной группе. Но ты не прав, что я самодовольный и хочу обмануть тебя. Я заинтересован в тебе и хотел бы понять больше о тебе и твоей жизни. Как ты пришел к выводу, что я обманываю тебя?» 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица соотношений ценностей с факторами их реализации

    Ценности
Факторы, препятствующие реализации ценностей
Вера в самоценность и достоинство личности, в ее уникальность и не

повторим ость

Беспомощность и чрезмерная зависимость
Толерантность по отношению к иным культурным традициям, нормам взаимодействия Молчание и выход из контакта
Уверенность в возможности самоопределения и самостоятельного решения этносоциальных проблем клиента Агрессивное, замкнутое и угрюмое поведение манипуляционное поведение

Эксплутационное поведение

Доступ к необходимым ресурсам Самоунижение
Конфиденциальность Пассивное несогласие
 

   2. На основе каких моральных и нравственных принципов вы будете строить свои отношения с клиентами, оказавшимися в следующих жизненных ситуациях?

   а) «...Она разливала кофе, что-то время от времени рассказывала, сама задавала вежливые вопросы, а по лицу ее безостановочно лились слезы. Он, напротив, не переставал шутить, обильно источая кавказское жизнелюбие. Эти двое -- бакинская интеллигенция, муж и жена, она -- русская, он -- армянин. Два года назад у них была трехкомнатная квартира в центре азербайджанской столицы, уважение в бакинском обществе, круг близких людей...

Они бежали в Краснодар. Родные помогли прописаться и поселиться, так что им не пришлось беспокойными тенями слоняться в коридорах крайисполкома, выплакивая холодное общественное сочувствие и дежурную помощь. Они благополучные беженцы. Они не жалуются. И даже пытаются жить как жили: он -- сквозь иронию, она -- сквозь слезы..»

   б) «Я -- россиянка, все мои корни в России. Но теперь волей судьбы оказалась в Приднестровье, поехала за мужем. Брак наш распался 7 лет назад, и я оказалась совсем одна с двумя сыновьями в чужом городе. Мечтаем вернуться на родину, но становится страшно от мысли: а нужны ли мы там? Сейчас всем так трудно. Уже боимся всего. Жить как-то надо, а как -- не знаю».

   в) «Так случилось, что мне вместе с семьей пришлось уехать из Казахстана. В один день я стала вынужденной переселенкой. Не дай бог никому такое пережить, нигде мы оказались не нужны, у людей своих забот хватает, не до нас! Переехав, надеялись снять жилье на первых порах. Но до сих пор, уже год, живем в неблагоустроенной квартире -- тесной, холодной и сырой, по наружным стенам зимой течет вода. Вещи так и не распакованы, нервы у всех на пределе, со мной в доме никто не разговаривает, словно я не живой человек, а мебель. Сноха и ее мать откровенно меня выживают. Ждут не дождутся моей смерти, но что же делать, если мне 73 года, я еще неплохо себя чувствую?!»

г) Ольга Павловна, инженер-технолог, живет в небольшом поселке под Кишиневом. Вместе с мужем они более двадцати лет работали в Норильске. А когда вышли на пенсию, врачи посоветовали сменить климат. Так они несколько лет назад приехали в Молдову.

«Кто мог знать, что все так обернется? -- говорит Ольга Павловна. -- Прихожу с улицы в слезах. И думаю: за что? Я пришла в магазин за сахаром. Стою в очереди. И вдруг крик: "Сахар кончается, русским не давайте!" Или вот: сажусь в автобус и слышу от водителя: "Своим нет места, а тут еще и русские". До поезда далеко, и я униженно прошу: "Разрешите мне ехать, хотя бы на ступеньках". Водитель с издевкой называет цену, в несколько раз превышающую стоимость билета».

Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе