Профессиональная этика специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:50, лекция

Описание работы

этика административно-управленческого аппарата:
безусловно уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение
черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.

Работа содержит 1 файл

этика.doc

— 1.68 Мб (Скачать)

  Дополнительная

    1. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной аботы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заве- ений. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
    2. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная еабилитация: Учебное пособие. -- М., 2004.
    3. Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, моти- ы и психологические установки в профессиональ- ой подготовке социальных работников // Российский :урнал социальной работы. 1997. № 1. С. 115-- 124.

      2.3. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работникаПрофессиограмма специалиста отражает требова- ия к личности и деятельности специалиста и включа- г знания, умения и нравственные качества, позволя- щие успешно выполнять профессиональные функции профессиональный долг. В профессиограмме специ- правленность его личности, которая и становится системообразующим компонентом профессиограммы.

   Направленность личности -- психологическое свойство личности, система ее потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающих смыслообра- зующих мотивов, выражающихся в жизненных целях человека, его установок, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.

   На рис. 1 представлены структурные компоненты профессиограммы специалиста социальной работы и показана их системная взаимообусловленность.

Рис. 1. Профессиограмма специалиста социальной работы

 
 

   Профессионально-этическая направленность личности как системообразующий компонент профессиограммы специалиста социальной работы включает:

  • осознание и личностное принятие ценностей и норм данной деятельности;
  • осмысление значимости гуманистической эти- 
 
 

    -- принятие творческого характера труда, активной моральной позиции субъектов деятельности.

   Ценности социальной работы по их предметному содержанию могут быть подразделены на ценности самодостаточного и инструментального типов (В.А. Слас- тенин).

   Ценности самодостаточного типа классифицируются как «ценности-цели в себе» (Н.Б. Шмелева) и включают следующие компоненты:

  • многоплановый, поли функциональный характер социальной работы;
  • приобретаемые в последние годы статус и значимость этой профессии;
  • высокая ответственность перед людьми и обществом;
  • самоутверждение себя как профессионала- мастера;
  • гуманность и желание помочь человеку и др.

   К ценностям самодостаточного типа относится

социальная значимость профессии; ответственность перед обществом, клиентом, профессией; творческий характер труда; престижность; возможность самоутверждения и др.

   Ценности инструментального типа служат средством достижения ценностей-целей. К ним относятся: соответствие способностей личности специалиста характеру профессиональной деятельности, профессиональный рост, продвижение по службе и др. Ценности инструментального типа включают ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания и ценности- умения. Они формируются в процессе профессионального становления специалиста социальной работы, формирования его аксиологического «Я».

   Аксиологическое «Я» -- это ценности конкретного человека. Как системное образование аксиологическое «Я» содержит не только познавательные (знания, умения), но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль внутреннего ориентира, направленность личности.

   Типология ценностей по аксиологическому «Я»: 

   1. Ценности, связанные с утверждением личное- ной среде (общественная значимость труда социального работника, престижность деятельности социального работника).

    1. Ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие круг общения, -- коммуникативные ценности (общение с клиентами, коллегами, референтными людьми, обмен духовными ценностями).
    2. Ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально значимых творческих способностей, приобщение к мировой культуре, постоянное самосовершенствование).
    3. Ценности, позволяющие осуществить самореализацию (возможность принести «благо» людям, например, помочь социально неблагополучным семьям).
    4. Ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможность получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост, т. е. социальный пакет).

   Ценностные ориентации субъекта социально-помогающей деятельности являются важнейшей характеристикой личности специалиста, обуславливающей эффективность его деятельности и отражающей действительное отношения профессионала к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность.

   Гуманистическая ценностная ориентация, направленность на человека как на высшую ценность является основой этики профессионального общения в социальной работе. Такое общение является межличностной связью, позволяющей удовлетворить человеческую потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Цель гуманистического общения социального работника с клиентом основана на восприятии последнего как личности с развитым чувством собственного достоинства и заключается не в поддержании социальных связей, подобно некоему ритуалу, не в манипулятив- ном изменении партнера, а в совместном изменении представлений обоих партнеров, определяемом глубиной общения, стремлением согласовать тезаурусы в той  
 
 

степени, в которой это позволяют жизненный опыт, знания и духовность (Н.А. Рыбакова).

   Гуманистическими ценностями профессии социального работника являются также творческий характер данной деятельности и активная моральная позиция ее субъекта.

   Профессиональное творчество специалиста социальной работы предполагает наличие у специалиста комплекса общих качеств, характеризующих творческую личность вне зависимости от рода деятельности, эрудированности, чувства нового, способности к анализу, гибкости и широты мышления, активности, способности личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок и т. д.

   Помимо перечисленных качеств творческой личности существуют качества, без которых невозможна конкретная творческая деятельность профессионала. К таким качествам относятся профессиональная наблюдательность, способность к распределению внимания, умение передавать другим накопленные знания, понимать точку зрения другого, его интересы и потребности, проектировать развитие его личности с учетом конкретной среды обитания, использовать полученные знания этикета (этноэтикета) различных социокультурных групп в развитии коммуникативных умений и др.

   Творчество становится самостоятельным мотивом деятельности в том случае, если оно осознается и переживается личностью. Овладение творчеством как личностной ценностью предполагает развитие активной позиции субъекта деятельности. Критерии проявления активности в профессиональной деятельности специалиста включают соотношение в поведении и деятельности инициативы и ответственности. 

   В процессе решения социальной проблемы клиента специалист часто сталкивается с ситуациями морального конфликта и нравственной дилеммы. Умение правильно оценить проблему клиента, при- тивную позицию является условием успешного разрешения проблемы и результативности профессиональной деятельности.

   Активная моральная позиция и ответственность в профессиональной деятельности позволяет специалисту заранее предусмотреть возможные последствия своей  
 

   деятельности, предвидеть трудности, определить необходимые условия для достижения поставленной цели.

   Творческая активность в процессе деятельности, моральная ответственность перед ее субъектами есть свойство и результат высокого уровня профессионально-этического развития специалиста.

   Творчество, активная моральная позиция отражают ценностный аспект этической ответственности перед профессией, клиентом, коллегами и обществом. Признание ценности моральной ответственности активизирует внутренние резервы личности специалиста, стимулирует творческий поиск путей его дальнейшего профессионального развития (приобретение профессиональных знаний, совершенствование умений и навыков, развитие нравственных качеств личности специалиста).

   Ценности-знания и ценности-умения как составляющие профессионально-этической направленности личности специалиста социальной работы (социального работника)

   Ценностная ориентация личности специалиста социальной работы включает и его направленность на систему ценностей-знаний и ценностей-умений. Эти знания составляют основу профессиональной компетентности, позволяющей выполнять профессиональный долг и профессиональные обязанности специалисту, достигать целей и идеалов в социальной работе.

   В группу ценностей знаний входят прежде всего знания в области гуманитарных и социально-экономических наук (философии, истории, экономике, права, культурологии, педагогике и др.), общих математических и естественно-научных дисциплин (математике и  
 
 

   информатике, концепциях современного  естествознания и др.), требования к определенному  уровню знаний по циклу общепрофессиональных дисциплин (теории социальной работы, технологии социальной работы, истории социальной работы, психологии, психодиагностике, конфликтологии, педагогике, социологии, профессионально-этическим основам социальной работы и др.).

   В особую группу ценностей-знаний входят знания этических основ профессионального взаимодействия, особенностей деятельности в конкретном социокультурном пространстве, этикета конкретной социальной (национальной) группы, с которой взаимодействует специалист социальной работы, ценностно-норматив- ного содержания культуры (языковый, материальный, соционормативный, этнопсихологический компоненты); этические нормы межкультурного общения в конкретном многонациональном регионе; нравственные качества личности специалиста (этнотолерантность, гуманность, справедливость, моральная ответственность и др.).

   В систему инструментальных ценностей входят ценности-умения. Профессиональные умения -- это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане профессиональных действий, направленных на выполнение профессионального долга и профессиональных обязанностей.

   Этико-аксиологический компонент профессиональных умений представляется следующим содержанием базовых умений специалиста социальной работы.

   Гностические умения: изучать клиента и его проблему во взаимосвязи с социокультурным окружением; изучать специфику моральных норм и принципов жизнедеятельности в конкретном регионе, этические нормы межкультурного взаимодействия; изучать особенности ценностно-нормативного содержания региональной культуры; изучать специфику социокультурной среды конкретного региона, анализировать и оценивать опыт профессиональной деятельности в конкретной социокультурной среде; оценивать свой профессиональный рост и развитие, контролировать свое поведение и соотносить его с этическими правилами и стандар- 
 
 

   Коммуникативные умения: умение устанавливать контакт с носителями разных культурных традиций; умение использовать гуманистический потенциал этики представителей разных социокультурных групп; умение выбора оптимальных способов поведения по отношению к представителям различных культур (отбор информации, композиционное построение диалога, построение вербального или невербального общения в связи с конкретной ситуацией).

   Конструктивные умения: прогнозировать развитие личности в конкретной социокультурной среде, моделировать ситуацию развития личности с учетом диагностики среды обитания; регулировать взаимозависимость в системе «личность -- культура -- общество».

Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе