Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:50, лекция
этика административно-управленческого аппарата:
безусловно уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение
черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.
Дополнительная
2.3. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работникаПрофессиограмма специалиста отражает требова- ия к личности и деятельности специалиста и включа- г знания, умения и нравственные качества, позволя- щие успешно выполнять профессиональные функции профессиональный долг. В профессиограмме специ- правленность его личности, которая и становится системообразующим компонентом профессиограммы.
Направленность личности -- психологическое свойство личности, система ее потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающих смыслообра- зующих мотивов, выражающихся в жизненных целях человека, его установок, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.
На рис. 1 представлены структурные компоненты профессиограммы специалиста социальной работы и показана их системная взаимообусловленность.
Рис. 1. Профессиограмма специалиста социальной работы
Профессионально-этическая направленность личности как системообразующий компонент профессиограммы специалиста социальной работы включает:
-- принятие творческого характера труда, активной моральной позиции субъектов деятельности.
Ценности социальной работы по их предметному содержанию могут быть подразделены на ценности самодостаточного и инструментального типов (В.А. Слас- тенин).
Ценности самодостаточного типа классифицируются как «ценности-цели в себе» (Н.Б. Шмелева) и включают следующие компоненты:
К ценностям самодостаточного типа относится
социальная значимость профессии; ответственность перед обществом, клиентом, профессией; творческий характер труда; престижность; возможность самоутверждения и др.
Ценности инструментального типа служат средством достижения ценностей-целей. К ним относятся: соответствие способностей личности специалиста характеру профессиональной деятельности, профессиональный рост, продвижение по службе и др. Ценности инструментального типа включают ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания и ценности- умения. Они формируются в процессе профессионального становления специалиста социальной работы, формирования его аксиологического «Я».
Аксиологическое «Я» -- это ценности конкретного человека. Как системное образование аксиологическое «Я» содержит не только познавательные (знания, умения), но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль внутреннего ориентира, направленность личности.
Типология
ценностей по аксиологическому «Я»:
1. Ценности, связанные с утверждением личное- ной среде (общественная значимость труда социального работника, престижность деятельности социального работника).
Ценностные ориентации субъекта социально-помогающей деятельности являются важнейшей характеристикой личности специалиста, обуславливающей эффективность его деятельности и отражающей действительное отношения профессионала к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность.
Гуманистическая
ценностная ориентация, направленность
на человека как на высшую ценность является
основой этики профессионального общения
в социальной работе. Такое общение является
межличностной связью, позволяющей удовлетворить
человеческую потребность в понимании,
сочувствии, сопереживании. Цель гуманистического
общения социального работника с клиентом
основана на восприятии последнего как
личности с развитым чувством собственного
достоинства и заключается не в поддержании
социальных связей, подобно некоему ритуалу,
не в манипулятив- ном изменении партнера,
а в совместном изменении представлений
обоих партнеров, определяемом глубиной
общения, стремлением согласовать тезаурусы
в той
степени, в которой это позволяют жизненный опыт, знания и духовность (Н.А. Рыбакова).
Гуманистическими ценностями профессии социального работника являются также творческий характер данной деятельности и активная моральная позиция ее субъекта.
Профессиональное творчество специалиста социальной работы предполагает наличие у специалиста комплекса общих качеств, характеризующих творческую личность вне зависимости от рода деятельности, эрудированности, чувства нового, способности к анализу, гибкости и широты мышления, активности, способности личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок и т. д.
Помимо перечисленных качеств творческой личности существуют качества, без которых невозможна конкретная творческая деятельность профессионала. К таким качествам относятся профессиональная наблюдательность, способность к распределению внимания, умение передавать другим накопленные знания, понимать точку зрения другого, его интересы и потребности, проектировать развитие его личности с учетом конкретной среды обитания, использовать полученные знания этикета (этноэтикета) различных социокультурных групп в развитии коммуникативных умений и др.
Творчество
становится самостоятельным мотивом деятельности
в том случае, если оно осознается и переживается
личностью. Овладение творчеством как
личностной ценностью предполагает развитие
активной позиции субъекта деятельности.
Критерии проявления активности в профессиональной
деятельности специалиста включают соотношение
в поведении и деятельности
инициативы и ответственности.
В процессе решения социальной проблемы клиента специалист часто сталкивается с ситуациями морального конфликта и нравственной дилеммы. Умение правильно оценить проблему клиента, при- тивную позицию является условием успешного разрешения проблемы и результативности профессиональной деятельности.
Активная
моральная позиция и ответственность в профессиональной деятельности
позволяет специалисту заранее предусмотреть
возможные последствия своей
деятельности, предвидеть трудности, определить необходимые условия для достижения поставленной цели.
Творческая активность в процессе деятельности, моральная ответственность перед ее субъектами есть свойство и результат высокого уровня профессионально-этического развития специалиста.
Творчество, активная моральная позиция отражают ценностный аспект этической ответственности перед профессией, клиентом, коллегами и обществом. Признание ценности моральной ответственности активизирует внутренние резервы личности специалиста, стимулирует творческий поиск путей его дальнейшего профессионального развития (приобретение профессиональных знаний, совершенствование умений и навыков, развитие нравственных качеств личности специалиста).
Ценности-знания и ценности-умения как составляющие профессионально-этической направленности личности специалиста социальной работы (социального работника)
Ценностная ориентация личности специалиста социальной работы включает и его направленность на систему ценностей-знаний и ценностей-умений. Эти знания составляют основу профессиональной компетентности, позволяющей выполнять профессиональный долг и профессиональные обязанности специалисту, достигать целей и идеалов в социальной работе.
В
группу ценностей знаний входят прежде
всего знания в области гуманитарных и
социально-экономических наук (философии,
истории, экономике, права, культурологии,
педагогике и др.), общих математических
и естественно-научных дисциплин (математике
и
информатике, концепциях современного естествознания и др.), требования к определенному уровню знаний по циклу общепрофессиональных дисциплин (теории социальной работы, технологии социальной работы, истории социальной работы, психологии, психодиагностике, конфликтологии, педагогике, социологии, профессионально-этическим основам социальной работы и др.).
В особую группу ценностей-знаний входят знания этических основ профессионального взаимодействия, особенностей деятельности в конкретном социокультурном пространстве, этикета конкретной социальной (национальной) группы, с которой взаимодействует специалист социальной работы, ценностно-норматив- ного содержания культуры (языковый, материальный, соционормативный, этнопсихологический компоненты); этические нормы межкультурного общения в конкретном многонациональном регионе; нравственные качества личности специалиста (этнотолерантность, гуманность, справедливость, моральная ответственность и др.).
В систему инструментальных ценностей входят ценности-умения. Профессиональные умения -- это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане профессиональных действий, направленных на выполнение профессионального долга и профессиональных обязанностей.
Этико-аксиологический компонент профессиональных умений представляется следующим содержанием базовых умений специалиста социальной работы.
Гностические
умения: изучать
клиента и его проблему во взаимосвязи
с социокультурным окружением; изучать
специфику моральных норм и принципов
жизнедеятельности в конкретном регионе,
этические нормы межкультурного взаимодействия;
изучать особенности ценностно-нормативного
содержания региональной культуры; изучать
специфику социокультурной среды конкретного
региона, анализировать и оценивать опыт
профессиональной деятельности в конкретной
социокультурной среде; оценивать свой
профессиональный рост и развитие, контролировать
свое поведение и соотносить его с этическими
правилами и стандар-
Коммуникативные умения: умение устанавливать контакт с носителями разных культурных традиций; умение использовать гуманистический потенциал этики представителей разных социокультурных групп; умение выбора оптимальных способов поведения по отношению к представителям различных культур (отбор информации, композиционное построение диалога, построение вербального или невербального общения в связи с конкретной ситуацией).
Конструктивные умения: прогнозировать развитие личности в конкретной социокультурной среде, моделировать ситуацию развития личности с учетом диагностики среды обитания; регулировать взаимозависимость в системе «личность -- культура -- общество».
Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе