Понятие о функциональных стилях языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:19, доклад

Описание работы

Проблема стиля, которую многие исследователи относят к числу центральных в лингвистической стилистике, решается ими по-разному.

Работа содержит 1 файл

СТИЛИ ЯЗЫКА.docx

— 94.02 Кб (Скачать)

  В функции сказуемого нередко встречаются  описательные (перифрастические)обороты, в которых логически выделяется не действие, а то, что с ним  связано. Примерами таких оборотов могут служить словосочетания: брать  на себя обязательства, вести борьбу (переговоры), выразить надежду (уверенность), находить применение, оказывать поддержку (помощь), питать надежду (ненависть), предпринимать  шаги, принять меры (решение, участие), произвести осмотр, проявлять интерес  и т.п.

  Газетный  текст часто начинается вводной  конструкцией, указывающей на источник сообщения: Как сообщает наш корреспондент...; По данным Гидрометцентра...; По сообщениям из Парижа… и т.п.

  Стилистическую  функцию нередко выполняют заголовки  статей, корреспонденций, информационных заметок, отличающиеся разнообразием  синтаксических структур (номинативные заголовки, неопределенно-личные предложения, императивные безличные предложения, двусоставные предложения, неполные предложения, предложные и беспредложные словосочетания ответы-вопросы и т.д.):

      В интересах добрососедства;

      Строить быстро, хорошо, дёшево?,

      Защищая интересы трудящихся;

      Пусть сольются мысли и  труд!;

      Руководство? - Нет, излишняя опека.

  .многие  публицистические жанры (очерк,  фельетон, памфлет, полемическая  статья) характеризуются свободным  использованием ресурсов национального  языка, включая его изобразительно-выразительные  средства (эпитеты, метафоры, различные  стилистические Фигуры). Нередко  произведения публицистики отличаются  большой эмоциональной насыщенностью,  проникнуты пафосом высоких с  гражданских чувств, и сила их  воздействия органически связана  с яркостью и образностью языка.  Примером такого стиля может  служить знаменитое «Письмо к  Гоголю» В.Г. Белинского.

  Лучшие  образцы публицистического стиля  многих русских писателей характеризуются  эмоциональностью и яркой образностью, в частности, статья А.Н. Толстого периода  Великой Отечественной воины  «Москве угрожает враг»:

  Ни  шагу дальше! Пусть  трус и малодушный, для кого своя жизнь  дороже родины, дороже сердца родины нашей  – Москвы, гибнет без славы, ему  нет и не будет  места на нашей  земле.

  Встанем единой стеной против смертельного врага… Над Москвой нависла  угроза… 

  Настанет  час, когда мы перейдем к решающей фазе войны  – наступательному  удару по германскому  фронту. Но чтобы  перейти к этой фазе войны, нужно  сейчас, и немедленно, остановить врага.

  Ленинград нашел в себе величие  духа. Ленинград сурово, организованно и  твердо принял на себя чудовищный удар германских танковых и стрелковых корпусов. Ленинградцы, красноармейцы, балтийские моряки отбросили  их и жестоко приостановили  наступление. Сейчас здесь немецкий фронт, истекающий кровью, медленно начинает пятиться...

  Ленинград с честью выполняет  свой долг перед родиной, на подступах к  нему враг захлебнулся  в крови. Жребий славы  и величия духа выпал на Москву...

  Чёрная  тень легла на нашу землю. Вот поняли теперь: что жизнь, на что она мне, когда нет моей родины?..

  Нет, лучше смерть! Нет, лучше смерть в  бою! Нет, только победа и жизнь!..

  Красный воин должен одержать победу. Страшнее смерти позор и неволя. Зубами перегрызть хрящ вражеского горла – только так!.. Ни шагу назад!.. Ураганом бомб, огненным ураганом артиллерии, лезвиями штыков и яростью гнева разгромить германские полчища...

  Родина  моя, тебе выпало трудное  испытание, но ты выйдешь  из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту  ты несёшь в своём  сердце. Ты вся в  надеждах на светлое  будущее, ты его строишь  своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны.

  Бессмертная слава погибшим за родину. Бессмертную  славу завоюют  себе живущие.

  Лексико-стилистический и грамматико-стилистический анализ этого текста показывает, что подбор языковых средств в нем полностью  подчинен одной задаче – созданию высокого, патетического тона и звучания, отвечающего чувствам гражданина-патриота. Для достижения этой цели использованы:

  словосочетания  книжной речи (величие духа, жребий славы, выполнить свой долг, выпало испытание};

  эпитеты – прилагательные и причастия (чудовищный удар, смертельный враг, бессмертная  слава, истекающий кровью немецкий фронт);

  эпитеты-наречия (сурово принял на себя, жестоко приостановили);

  метафоры (враг захлебнулся в крови; чёрная тень легла на нашу землю; ураганом бомб, огненным ураганом артиллерии, яростью  гнева разгромить германские полчища);

  синекдоха (красный воин должен одержать победу);

  лексические повторы (дороже родины, дороже сердца родины; ни шагу дальше, ни шагу назад);

  восклицательные предложения (Нет, лучше смерть!Нет, лучше смерть в бою! Нет, только победа и жизнь!);

  вопросительные  предложения (Что жизнь, на что она  мне, когда нет моей родины?);

  повелительные (императивные) предложения разных типов (Пусть трус и малодушный гибнет без славы; Встанем стеной против смертельного врага; Зубами перегрызть хрящ вражеского горла);

  параллелизм конструкций (ты сильна, ты молода, ты добра);

  инверсия (добро и красоту ты несёшь в  своём сердце; его ты строишь своими руками – инверсированы прямые дополнения; сердце родины нашей – инверсировано  согласованное определение);

  риторическое  обращение (Родина моя, тебе выпало трудное  испытание).

  Упражнение 3. Укажите стилистические черты газетной информации в приводимых заметках. Какие факты в них сообщаются? Какие лексические и синтаксические средства использованы? Индивидуализировано ли авторское изложение?

  Клад  фракийцев

  СОФИЯ. (Соб. корр. «Известий».) Как крупнейшую археологическую находку века на территории Болгарии признали специалисты обнаруженный клад в селе Рогозен Врачанского округа примерно в ста километрах к северу от Софии.

  По  заключению болгарских учёных, клад пролежал в земле около 2400 лет и являет собой самую крупную из известных  художественных коллекций фракийцев  – древнейших племён, населявших, в  частности, Балканы. 

  Индекс  успеха

  В наши дни именно компьютерные компании открывают список гигантов мирового бизнеса. Ориентированная на страны Центральной и Восточной Европы, с 13 по 17 Октября в Брно пройдёт  Международная ярмарка компьютерных технологий.

  Престиж форума, который проводится на территории Чехии уже в седьмой раз, достаточно высок, поскольку привлекает элиту  мирового компьютерного сообщества.

  Индекс  успеха бурно развивающегося компьютерного  рынка в России и странах СИГ  напрямую зависит от эффективности  участия в подобного рода смотрах. 

  Любимая мать-отчизна

  Зимней, синеющей дымкой покрыты просторы нашей  Родины, ходят туманы над вечно  устремлёнными ввысь гордыми  вершинами величественных горных хребтов, над древними морями и океанами, омывающими родные берега Отчизны. Влажным, ласково-мягким туманом повиты поля, возделанные и взлелеянные трудовыми  руками наших людей. "Мелкой" изморозью, серебряным бисером светится каждый листок озими, воронёной сталью отливает каждый пласт поднятой под зябь земли... <...>

  И кажется в эту зимнюю ночь: только чайки – над безднами наших  морей и океанов, только ястреб парит  над заснеженным морем крестьянских полей, только клёкот орлиный над  вышними отрогами наших недоступных  гор...

  И кажется, что земля, извечная кормилица, притихла, задумалась и в тишине, как будущая мать, собирает жизнетворящие  силы для новых свершений.

  Но  эта новогодняя тишина – кажущаяся  тишина. Нет, ни на секунду не слабеет, не затихает могучий ритмический  пульс страны!.. Чайки встречают  и провожают корабли, пенящие  воды всех океанов мира. Не молкнут  в недрах земли орудия тех, кто  разведывает и добывает родине уголь, нефть, руду. По широким артериям страны щедро течёт «чёрное золото», питая могучую промышленность родной земли; высятся и растут, вступают в дело новостройки, и ястреб описывает круги в кристально чистом морозном воздухе не над безлюдной зеленью озимей, а там, где не знающие устали руки тружеников полей уже накрепко ставят заслоны, не давая первому снегу бесплодно оседать в оврагах. <...>

  На  пороге нового года... наш народ-труженик стоит на вахте мира с засученными  рукавами работников – подлинных  хозяев земли...

  Мир не отнять у тех, чьи руки держали  оружие и воспалённые губы осушали  слезы на щеках осиротевших детей, чьи глаза видели и навсегда запечатлели  в памяти ужасы прошлой войны.

  Мир и будущее навсегда наши! С Новым  годом, великая труженица, до последнего нашего вздоха родная и любимая мать-отчизна! (По М. Шолохову.)

  Стили художественной литературы

  Вопрос  о месте литературно-художественного  стиля в системе функциональных стилей русского языка решается учеными  по-разному. Многие из них отводят  художественному стилю равноправное место среди других стилей. Его  «право» на существование в этой системе мотивируется тем, что он участвует в выполнении языком его  социальной функции воздействия, что  художественная литература тоже является «сферой» использования языка, (хотя и не вполне соотносительной с  другими сферами, связанными с общественной деятельностью людей), что эстетическая функция представляет собой одну из форм функционирования языка и  т.д. Приводятся и другие доводы в  пользу полноправного включения  художественно-беллетристического стиля  в число функциональных языковых стилей.

  Вместе  с тем иногда отмечается своеобразие  этого стиля на фоне других. Так, указывая, что стиль художественной литературы не отграничен резко от других языковых стилей, исследователи  находят, что в нем концентрируется  и в какой-то мере воспроизводится  все многообразие языковых стилей. Эстетико-коммуникативная функция  художественного стиля связана  с особым способом выражения мыслей, что заметно отличает этот стиль  от других. Эстетическая функция языка  художественной литературы отнюдь не является дополнительной. Основываясь  на коммуникативной функции, в поэтическом  творчестве она занимает первое место.

  Но  есть и немало исследователей, которые  исключают художественный стиль  из системы функциональных стилей литературного  языка,, указывая, что именно специфичность  языка художественной литературы, его  стилистическая «незамкнутость», неограниченность в отношении используемых в нем  речевых средств препятствуют включению  его в систему функциональных стилей. В частности, В.В. Виноградов указывал, что язык национальной художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями книжно-литературной и народно-разговорной речи. Он использует их, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразованном виде. Правомернее говорить об особых «стилях художественной литературы».

  В обоснование излагаемой точки зрения указывается, что художественная литература широко пользуется и разговорной  речью, что в ней могут употребляться (при наличии художественной мотивированности) и элементы нелитературного языка: диалектные, жаргонные, профессиональные и т.д.

  Эти крайние точки зрения можно примирить, если:

  1) признать, что языку художественной  литературы присуща не только  эстетическая функция, которая  является его монополией, но и  функция коммуникативная;

  2) учитывать, что его стилистическая  незамкнутость не препятствует  ему иметь какие-то общие черты,  которые воспринимаются именно  как черты художественной литературы;

  3) наконец, вспомнить, что разные  стили находятся в активном  взаимодействии, но при этом элементы  одного стиля не механически  воспроизводятся в другом стиле,  а преломляются в нем в соответствии  с его спецификой.

  При этих условиях возможно говорить о  художественном стиле или, точнее, имея в виду невозможность создания в  наше иремя, при огромном богатстве  и разнообразии литературных жанров, единого всеобщего художественного  стиля, говорить о стилях художественной литературы, объединенных значительной общностью, но не лишенных индивидуального  своеобразия. (Употребляя термин «художественный  стиль», будем учитывать, что понятие  стиля в этом случае имеет несколько  иное содержание, чем в применении к остальным функциональным стилям.)

Информация о работе Понятие о функциональных стилях языка