Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:19, доклад
Проблема стиля, которую многие исследователи относят к числу центральных в лингвистической стилистике, решается ими по-разному.
В функции сказуемого нередко встречаются описательные (перифрастические)обороты, в которых логически выделяется не действие, а то, что с ним связано. Примерами таких оборотов могут служить словосочетания: брать на себя обязательства, вести борьбу (переговоры), выразить надежду (уверенность), находить применение, оказывать поддержку (помощь), питать надежду (ненависть), предпринимать шаги, принять меры (решение, участие), произвести осмотр, проявлять интерес и т.п.
Газетный текст часто начинается вводной конструкцией, указывающей на источник сообщения: Как сообщает наш корреспондент...; По данным Гидрометцентра...; По сообщениям из Парижа… и т.п.
Стилистическую
функцию нередко выполняют
В интересах добрососедства;
Строить быстро, хорошо, дёшево?,
Защищая интересы трудящихся;
Пусть сольются мысли и труд!;
Руководство? - Нет, излишняя опека.
.многие
публицистические жанры (очерк,
Лучшие
образцы публицистического
Ни шагу дальше! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца родины нашей – Москвы, гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле.
Встанем единой стеной против смертельного врага… Над Москвой нависла угроза…
Настанет час, когда мы перейдем к решающей фазе войны – наступательному удару по германскому фронту. Но чтобы перейти к этой фазе войны, нужно сейчас, и немедленно, остановить врага.
Ленинград нашел в себе величие духа. Ленинград сурово, организованно и твердо принял на себя чудовищный удар германских танковых и стрелковых корпусов. Ленинградцы, красноармейцы, балтийские моряки отбросили их и жестоко приостановили наступление. Сейчас здесь немецкий фронт, истекающий кровью, медленно начинает пятиться...
Ленинград с честью выполняет свой долг перед родиной, на подступах к нему враг захлебнулся в крови. Жребий славы и величия духа выпал на Москву...
Чёрная тень легла на нашу землю. Вот поняли теперь: что жизнь, на что она мне, когда нет моей родины?..
Нет, лучше смерть! Нет, лучше смерть в бою! Нет, только победа и жизнь!..
Красный воин должен одержать победу. Страшнее смерти позор и неволя. Зубами перегрызть хрящ вражеского горла – только так!.. Ни шагу назад!.. Ураганом бомб, огненным ураганом артиллерии, лезвиями штыков и яростью гнева разгромить германские полчища...
Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту ты несёшь в своём сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, ты его строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны.
Бессмертная слава погибшим за родину. Бессмертную славу завоюют себе живущие.
Лексико-стилистический и грамматико-стилистический анализ этого текста показывает, что подбор языковых средств в нем полностью подчинен одной задаче – созданию высокого, патетического тона и звучания, отвечающего чувствам гражданина-патриота. Для достижения этой цели использованы:
словосочетания книжной речи (величие духа, жребий славы, выполнить свой долг, выпало испытание};
эпитеты – прилагательные и причастия (чудовищный удар, смертельный враг, бессмертная слава, истекающий кровью немецкий фронт);
эпитеты-наречия (сурово принял на себя, жестоко приостановили);
метафоры (враг захлебнулся в крови; чёрная тень легла на нашу землю; ураганом бомб, огненным ураганом артиллерии, яростью гнева разгромить германские полчища);
синекдоха (красный воин должен одержать победу);
лексические повторы (дороже родины, дороже сердца родины; ни шагу дальше, ни шагу назад);
восклицательные предложения (Нет, лучше смерть!Нет, лучше смерть в бою! Нет, только победа и жизнь!);
вопросительные предложения (Что жизнь, на что она мне, когда нет моей родины?);
повелительные (императивные) предложения разных типов (Пусть трус и малодушный гибнет без славы; Встанем стеной против смертельного врага; Зубами перегрызть хрящ вражеского горла);
параллелизм конструкций (ты сильна, ты молода, ты добра);
инверсия (добро и красоту ты несёшь в своём сердце; его ты строишь своими руками – инверсированы прямые дополнения; сердце родины нашей – инверсировано согласованное определение);
риторическое обращение (Родина моя, тебе выпало трудное испытание).
Упражнение 3. Укажите стилистические черты газетной информации в приводимых заметках. Какие факты в них сообщаются? Какие лексические и синтаксические средства использованы? Индивидуализировано ли авторское изложение?
Клад фракийцев
СОФИЯ. (Соб. корр. «Известий».) Как крупнейшую археологическую находку века на территории Болгарии признали специалисты обнаруженный клад в селе Рогозен Врачанского округа примерно в ста километрах к северу от Софии.
По
заключению болгарских учёных, клад пролежал
в земле около 2400 лет и являет
собой самую крупную из известных
художественных коллекций фракийцев
– древнейших племён, населявших, в
частности, Балканы.
Индекс успеха
В
наши дни именно компьютерные компании
открывают список гигантов мирового
бизнеса. Ориентированная на страны
Центральной и Восточной
Престиж форума, который проводится на территории Чехии уже в седьмой раз, достаточно высок, поскольку привлекает элиту мирового компьютерного сообщества.
Индекс
успеха бурно развивающегося компьютерного
рынка в России и странах СИГ
напрямую зависит от эффективности
участия в подобного рода смотрах.
Любимая мать-отчизна
Зимней,
синеющей дымкой покрыты просторы нашей
Родины, ходят туманы над вечно
устремлёнными ввысь гордыми
вершинами величественных горных хребтов,
над древними морями и океанами,
омывающими родные берега Отчизны. Влажным,
ласково-мягким туманом повиты поля,
возделанные и взлелеянные
И
кажется в эту зимнюю ночь: только
чайки – над безднами наших
морей и океанов, только ястреб парит
над заснеженным морем
И кажется, что земля, извечная кормилица, притихла, задумалась и в тишине, как будущая мать, собирает жизнетворящие силы для новых свершений.
Но эта новогодняя тишина – кажущаяся тишина. Нет, ни на секунду не слабеет, не затихает могучий ритмический пульс страны!.. Чайки встречают и провожают корабли, пенящие воды всех океанов мира. Не молкнут в недрах земли орудия тех, кто разведывает и добывает родине уголь, нефть, руду. По широким артериям страны щедро течёт «чёрное золото», питая могучую промышленность родной земли; высятся и растут, вступают в дело новостройки, и ястреб описывает круги в кристально чистом морозном воздухе не над безлюдной зеленью озимей, а там, где не знающие устали руки тружеников полей уже накрепко ставят заслоны, не давая первому снегу бесплодно оседать в оврагах. <...>
На пороге нового года... наш народ-труженик стоит на вахте мира с засученными рукавами работников – подлинных хозяев земли...
Мир не отнять у тех, чьи руки держали оружие и воспалённые губы осушали слезы на щеках осиротевших детей, чьи глаза видели и навсегда запечатлели в памяти ужасы прошлой войны.
Мир и будущее навсегда наши! С Новым годом, великая труженица, до последнего нашего вздоха родная и любимая мать-отчизна! (По М. Шолохову.)
Вопрос
о месте литературно-
Вместе
с тем иногда отмечается своеобразие
этого стиля на фоне других. Так,
указывая, что стиль художественной
литературы не отграничен резко от
других языковых стилей, исследователи
находят, что в нем концентрируется
и в какой-то мере воспроизводится
все многообразие языковых стилей.
Эстетико-коммуникативная
Но есть и немало исследователей, которые исключают художественный стиль из системы функциональных стилей литературного языка,, указывая, что именно специфичность языка художественной литературы, его стилистическая «незамкнутость», неограниченность в отношении используемых в нем речевых средств препятствуют включению его в систему функциональных стилей. В частности, В.В. Виноградов указывал, что язык национальной художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями книжно-литературной и народно-разговорной речи. Он использует их, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразованном виде. Правомернее говорить об особых «стилях художественной литературы».
В обоснование излагаемой точки зрения указывается, что художественная литература широко пользуется и разговорной речью, что в ней могут употребляться (при наличии художественной мотивированности) и элементы нелитературного языка: диалектные, жаргонные, профессиональные и т.д.
Эти крайние точки зрения можно примирить, если:
1) признать, что языку художественной литературы присуща не только эстетическая функция, которая является его монополией, но и функция коммуникативная;
2)
учитывать, что его
3)
наконец, вспомнить, что
При
этих условиях возможно говорить о
художественном стиле или, точнее, имея
в виду невозможность создания в
наше иремя, при огромном богатстве
и разнообразии литературных жанров,
единого всеобщего