Понятие о функциональных стилях языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:19, доклад

Описание работы

Проблема стиля, которую многие исследователи относят к числу центральных в лингвистической стилистике, решается ими по-разному.

Работа содержит 1 файл

СТИЛИ ЯЗЫКА.docx

— 94.02 Кб (Скачать)

  Детали  картины создаются с помощью  многочисленных определений, уточняющих признаки предметов (передовые облака, большие берёзы, сухая трава, растрёпанные крылья, огромная спиральная линия, ослепительная  молния, крупная капля, косой дождь, сильный ветер, волнистые облака, мелкий прямой дождь, блестящая зелень). Некоторые словосочетания повторяются, усиливая производимое впечатление (величественный гул, оглушительный треск, равномерный  шум дождя). Не менее эффективен прием  «нагнетания» – повторение одного и того же экспрессивно окрашенного  слова (мрачная фигура тучи, страшно-мрачная  сторона горизонта, мрачный характер окрестности).

  Описание  грозы носит ярко выраженный эмоциональный  характер, что еще более усиливается повествованием от первого лица: события преломляются через восприятие мальчика-рассказчика. Читателю передается настроение героя, выражаемое словами: Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Тревожные чувства тоски и страха увеличивались во мне вместе с усилением грозы; ...Кажется, весь свод небес рушится над нами...

  Субъективный  характер повествования усиливается  неоднократным использованием модальной  частицы как будто, указывающей  на то, что рассказчику важно не реалистическое воспроизведение описываемого, а передача личных впечатлений и  переживаний (как будто с намерением остановить нас, молния вспыхивает как  будто в самой бричке; гул, который, как будто поднимаясь всё выше...; вдруг как будто кто-то забарабанил  над нами).

  В тексте использованы различные изобразительно-выразительные  средства языка: эпитеты (белогрудые ласточки, величественный гул, робкий луч солнца); метафора (задрожала осиновая роща); сравнения (мелкий дождь, падающий, как  сквозь сито; дождь лил как из ведра); анафора (Но вот передовые  облака у же начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний  раз... Вот задрожала осиновая роща); параллелизм (поднимаясь всё выше и  выше, шире и шире); восклицания (Гнев Божий: Как много поэзии в этой простонародной мысли!..).

  Немалая роль отведена звуковой инструментовке – подбору звуков, воспроизводящих  природные явления и создающих  слуховой образ (например, повторение звука [р] в сочетаниях прерывистые  раскаты; треск грома; раскаты грома). Впечатление нарастания звуков создается  скоплением шипящих согласных в  причастиях (гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в  прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон). Синтаксический строй текста характеризуется преобладанием  сложных предложений: из 19 предложений  – 13 сложных и 6 простых. Среди сложных  предложений большую часть составляют сложносочиненные и бессоюзные сложные (сложноподчиненных только пять). Такое  соотношение между отдельными типами предложений объясняется тем, что  сложные предложения по сравнению  с простыми представляют собой более  удобную форму для создания цельной  картины, в пределах которой рисуются частные детали. В преобладании же сочинения предложений и бессоюзного  их соединения над подчинением сказывается, видимо, то, что условия описания не требовали выявления таких  сложных взаимоотношений, как причина  и следствие, условие и результат  и т.д. Достаточно было простого «нанизывания»  равноправных синтаксических единиц.

  В рассматриваемом отрывке проявляется  индивидуально-авторский стиль Л.Н. Толстого. Это, во-первых, частое использование в описании элементов разговорной речи. Таков оборот Бог знает откуда; употребление повелительного наклонения (императива) в значении условного наклонения (продолжись это состояние ещё четверть часа, я уверен, что умер бы от волнения, т.е. в значении «если бы это состояние продолжилось еще четверть часа...»). Во-вторых, для стиля Л. Толстого характерно повторение одних и тех же слов, служащее для подчеркивания каких-либо деталей в описании, создания своеобразной экспрессивной окраски (ср. также в романе «Воскресение»: Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов к тому дому на Канаве, в котором жила Mariette. Швейцар в необыкновенно чистом мундире отворил дверь в сени). 

  Текст 3

  Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой  силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны  столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К  этому прибавилось  ещё одно стихийное  бедствие: ливневый дождь местами  вызвал сильное наводнение. Нанесён некоторый  ущерб сельскому  хозяйству. Временно было прервано железнодорожное  и автомобильное  сообщение между  соседними районами. (Информационная заметка в газете.)

  Текст типичен для материалов газетной разновидности публицистического  стиля. Характерные его черты:

  1. «экономия» языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности;
  2. отбор слов и конструкций с установкой на их доходчивость (использование слов в прямом значении, преобладание простых синтаксических построений);
  3. наличие обороте в-клише (т.е. часто употребляемых выражений, речевых стандартов: как передаёт наш корреспондент);
  4. отсутствие элементов индивидуального авторского стиля.

  Текст 4

  Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над  районным центром  – городом Нижний Ломов и прилегающей  к нему сельской местностью пронеслась сильная  гроза, продолжавшаяся около часа. Скорость ветра достигала 30 ~ 35 метров в секунду. Причинён значительный материальный ущерб  собственности деревень Ивановка, Шепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным  данным, в сотни  тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание средней школы в деревне Буркова, для его восстановления понадобится капитальный ремонт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Bad затопила значительную площадь. Человеческих жертв не было. Образована специальная комиссия из представителей районной администрации, медицинских, страховых и других организаций для выяснения размеров причинённого стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему населению, О принятых мерах будет незамедлительно доложено. (Служебное донесение.)

  Этот  текст, как и предыдущий, характеризуется  «сухостью» изложения: в обоих сообщаются только факты, нигде не выражаются чувства  автора, не проявляется его индивидуальный стиль. Сближают их также сжатость, компактность изложения, употребление слов только в прямом значении, простой  синтаксический строй. Но текст 4 отличается большей точностью сообщения  – приведением конкретных названий, цифровых данных. В нем использованы слова и выражения, свойственные официально-деловому стилю (причинён значительный материальный ущерб, собственность  деревень, исчисляемый по предварительным  данным, имели место, капитальный  ремонт, значительная площадь, специальная  комиссия, принятые меры}, отглагольные существительные (восстановление, выяснение, оказание), официальные названия (районная администрация), выражения-клише (доводим  до Вашего сведения, будет незамедлительно  доложено).

  Текст 5

  Ну  и гроза прошла сегодня над нами.! Поверишь ли, я человек  не робкого десятка, и то испугался  насмерть.

  Сначала всё было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как  вдруг сверкнёт ослепительная  молния и бабахнет гром, да с такой  силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли- небо над нами на куски, которые вот-вот  обрушатся на мою  несчастную голову. А потом разверзлись  хляби небесные, в  придачу ко всему  наша безобидная речушка  вздулась, распухла и ну заливать своей  мутной водицей всё  окружающее. А совсем рядом, что называется – рукой подать, запылала наша школа. И стар и млад –  все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревёт  – вот страсти  какие! Здорово я  перепугался в  тот час, да, слава  Богу, всё скоро  кончилось. (Из частного письма.)

  Этот  текст обладает явными признаками разговорного стиля. В нем и разговорная  лексика и фразеология (человек  не робкого десятка – «смелый»; бабахнуть – «издать сильный, резкий звук»; вот-вот – «сейчас  же»; разверзлись хляби небесные – о сильном дожде; рукой подать – «совсем близко»; и стар и млад – «все без различия возраста»; толкутся – «находятся в давке»; орут – о людях; вот страсти какие – «о чем-то вызывающем страх, ужас; здорово испугался, слава Богу), и слова с оценочными суффиксами (силища, домишко, речушка, водица), и просторечная глагольная форма (повысыпали). Для синтаксиса текста характерно использование присоединительных союзов и конструкций (и то испугался; да с такой силищей), построение предложений по модели собрался было... как вдруг, употребление инфинитива в функции сказуемого (и ну заливать), использование вводного сочетания (поверишь ли). Текст очень эмоционален, включает восклицательные предложения. Следует указать, что в диалогической речи все эти признаки усиливаются и осложняются другими чертами разговорного стиля. 

  Научный стиль 

  Научный стиль принадлежит к числу  книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий  функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий  отбор языковых средств, тяготение  к нормированной речи.

  Возникновение и развитие научного стиля связано  с эволюцией различных областей научных знаний, многообразных сфер деятельности человека. На первых порах  стиль научного изложения был  близок к стилю художественного  повествования. Так, научные труды  Пифагора, Платона и Лукреция отличались особым эмоциональным восприятием  явлений. Отделение научного стиля  от художественного произошло в  александрийский период, когда в  греческом языке, распространившем свое влияние на весь тогдашний культурный мир, стала создаваться научная  терминология. Впоследствии она пополнилась  за счет латыни, ставшей интернациональным  научным языком европейского средневековья.

  В эпоху Возрождения ученые стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению  природы. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал  Кеплера, а Декарт находил, что стиль  научных доказательств Галилея  чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало строго логичное наложение Ньютона.

  В России научный язык и стиль начал  складываться в первые десятилетия  XVIII в., когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века, благодаря работам М.В. Ломоносова и его учеников, формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно язык науки сложился во второй половине XIX в.

  Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера  наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная  статья, доклад, учебник и т.д.), что  дает возможность говорить о специфике  стиля в целом. Вместе с тем  вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике по характеру  изложения заметно отличаются от текстов по филологии, философии  или истории. Научный стиль имеет  свои разновидности (подстили): научно-популярный, научно-деловой, научно-технический (производственно-технический), научно-публицистический, учебно-научный.

  Стиль научных работ определяется, в  конечном счете, их содержанием и  целями научного сообщения – по возможности точно и полно  объяснить факты окружающей действительности, показать причинно-следственные связи  между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д. Научный  стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной  системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности выражения  при сохранении насыщенности содержания.

  О языке ученых нередко говорят, что  он отличается «сухостью», лишен элементов  эмоциональности и образности. Такое  мнение носит чрезмерно обобщенный характер: нередко в научных работах, в частности полемических, используются эмоционально-экспрессивные и изобразительные  средства языка, которые, будучи, правда, дополнительным приемом, на фоне чисто  научного изложения заметно выделяются и придают научной прозе большую  убедительность. Приведем два примера.

  Знаменитый  русский хирург Н.И. Пирогов в  одной из научных работ писал:

  Подобно каллиграфу, который  разрисовывает по бумаге сложные фигуры одним и тем  же росчерком пера, умелый оператор может  придать разрезу  самую различную  форму, величину и  глубину одним  и тем же взмахом  ножа... Как скоро  вы привели этот лоскут в плотное соприкосновение  с окровавленными краями кожи, жизнь  его изменяется, он, подобно растению, пересаженному на чужую почву, вместе с новыми питательными соками получает и  новые свойства. Он, как чужеядное  растение, начинает жить за счёт другого, на котором прозябает: он, как новопривитая ветка, требует, чтобы  его холили и тщательно  оберегали, пока он не породнится с тем  местом, которое хирург назначает ему  на всегдашнее пребывание.

  В современной работе по радиофизике  приводится такое образное сравнение:

  Мощность  отражённого сигнала  при радиолокации планет ничтожно мала. Представьте себе, что чайник кипятку вылили в океан, а где-нибудь за тысячи километров вычерпнули из моря стакан воды. По идее вылитый кипяток «немного» нагрел Мировой океан. Так вот. избыточная тепловая энергия в произвольно вычерпнутом стакане морской воды того же порядка, что и энергия принятого сигнала, отражённого от Венеры.

  Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами, в частности  интернациональными: в среднем терминологическая  лексика обычно составляет 15 – 25 процентов  общей лексики, использованной в  работе. Приведем два примера грамматических определений из школьных учебников:

Информация о работе Понятие о функциональных стилях языка