Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:54, доклад
Биоэтика представляет собой сложный феномен современной культуры, возникший в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого столетия в США. Термин «биоэтика» предложил в 1970 г. американский онколог Ван Ренсселер Поттер. Он призвал объединить усилия представителей гуманитарных наук и естествоиспытателей (прежде всего биологов и врачей) для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни людей.
На каком основании
может строиться
Если личного
опыта общения с конкретным врачом
или медицинским центром нет,
то его можно получить от других
пациентов. Это происходит через
простое общение пациентов, оказавшихся
в одной палате или одной очереди
на прием к врачу. Подобного рода
информацию можно получить в многочисленных
организациях, защищающих права больных
определенными заболеваниями (раком,
метаболическими заболеваниями, астмой,
алкоголизмом и наркоманией, психическими
расстройствами, диабетом и др.). В
этих организациях, основанных на принципах
взаимопомощи, можно получить сведения,
которые помогут сделать выбор
пациента более рациональным. Новым
источником информации является Интернет.
В Москве, к примеру, через Интернет
можно обменяться мнением о качестве
обслуживания в различных роддомах
(и даже о конкретных врачах), расценках
за те или иные виды услуг, обстановке
в палатах и т.д.
Иными словами,
в условиях многовариантности методов
лечения и неоднозначности экспертных
заключений рациональный самостоятельный
выбор пациентом своего блага строится
на его критической способности оценивать
различные источники информации, отличать
достоверное мнение от рекламы и саморекламы.
В этом выборе пациент и реализует себя
как автономную личность.
Принцип справедливости.
Уважать в конкретном человеке личность
означает также относиться к нему
справедливо. Этот вопрос - один из наиболее
болезненных. Войны, революции, социальные
и межличностные конфликты постоянно
возникают из-за того, что люди по-разному
понимают справедливость и считают, что
к ним относятся несправедливо. Справедливые
отношения между людьми при распределении
благ или тягот должны находить выражение
в законах и других общепринятых в конкретном
обществе нормах. В них закреплены права
отдельных граждан и организаций на доступ
к определенным и ограниченным общественным
ресурсам (в нашем случае — ресурсам здравоохранения).
Однако нормы
и законы устанавливаются людьми,
и они сами могут быть оценены
как несправедливые, т.е. как защищающие
интересы одних социальных групп
и нарушающие интересы других. Например,
если врач не оказывает пациенту гарантируемую
законом помощь, требуя дополнительного
вознаграждения, он поступает несправедливо.
Если же законодатель декларативно гарантирует
всему населению бесплатную медицинскую
помощь и одновременно устанавливает
оплату за высококвалифицированный
труд врача ниже, чем за труд уборщицы
в метро (как это имеет место
в России), то и его можно назвать
несправедливым. Сложное переплетение
этих двух форм несправедливости образует
центральный и наиболее болезненный
конфликт современного российского
здравоохранения.
Как морально оценивать
и обеспечивать справедливость законов?
Для этого существует два моральных
правила. Одно обращено к тому, кто
принимает участие в создании
закона и его обсуждении с точки
зрения справедливости. Другое указывает
на то, как с моральной точки
зрения должна быть обеспечена процедура
обсуждения закона и его принятия.
Основным требованием,
которое предъявляется к
Важным условием
здесь является требование беспристрастности.
Каждому рассуждающему о
Второе моральное
правило оценивает
Законы регулируют
отношения между людьми в самом
общем виде. Основная масса реальных
отношений оформляются
Руководствуясь
принципом справедливости, в конкретных
ситуациях можно определять уместность
и соразмерность применения нередко
вступающих в конфликт друг с другом
требований — равенства, учета индивидуальных
потребностей или индивидуальных заслуг
при распределении дефицитных ресурсов
здравоохранения и возможных
тягот.
Четыре описанных
принципа определяют самые общие
условия отношения к пациенту
как к личности. Известную помощь
в их реализации оказывает соблюдение
следующих четырех правил биоэтики.
Правило правдивости
гласит: в общении с пациентами
необходимо правдиво, в доступной
форме и тактично информировать
их о диагнозе и прогнозе болезни,
доступных методах лечения, их возможном
влиянии на образ и качество жизни
пациента, о его правах. Выполнение
этого правила необходимо для
обеспечения автономии
Правило неприкосновенности
частной жизни (приватности) предполагает:
без согласия пациента врач не должен
собирать, накапливать и распространять
(передавать или продавать) информацию,
касающуюся его частной жизни. Элементами
частной жизни являются факт обращения
ко врачу, информация о состоянии здоровья,
биологических, психологических и иных
характеристиках, о методах лечения, привычках,
образе жизни и т.д. Это правило защищает
частную жизнь граждан от несанкционированного
ими вторжения чужих людей — в том числе
врачей или ученых.
По правилу
конфиденциальности (сохранения врачебной
тайны), без разрешения пациента запрещено
передавать «третьим лицам» информацию
о состоянии его здоровья, образе
жизни и личных особенностях, а
также о факте обращения за
медицинской помощью». Его можно
считать составной частью правила
неприкосновенности частной жизни.
Правило добровольного
информированного согласия предписывает:
любое медицинское
Кратко описанные
выше принципы и правила биоэтики
лежат в основании сложной
системы прав пациентов и обязанностей
врачей (общества в целом).