Биоэтика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:31, творческая работа

Описание работы

По мере развития медицинских технологий люди не только получают новые возможности, но и сталкиваются с новыми проблемами, как научного, так и этического характера. Поэтому именно в ХХ в. возникла новая наука – биоэтика, изучающая нравственные основы биологических и медицинских технологий. Одной из таких важных этических проблем медицинского характера уже более полувека является проблема трансплантации, т.е. пересадки человеческих органов.

Работа содержит 1 файл

Биоэтика..docx

— 36.14 Кб (Скачать)

 

Правительство Российской Федерации

 

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

«Национальный исследовательский университет  
«Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии
Кафедра интегрированных коммуникаций

 

 

Эссе

На тему:  «Биоэтика»

 

 

                      

                           Выполнила:

        

             

                                                                             

 

 

 

                                                        

                                                       

 

 

Москва – 2013

Введение

 

По мере развития медицинских  технологий люди не только получают новые  возможности, но и сталкиваются с  новыми проблемами, как научного, так  и этического характера. Поэтому  именно в ХХ в. возникла новая наука – биоэтика, изучающая нравственные основы биологических и медицинских технологий. Одной из таких важных этических проблем медицинского характера уже более полувека является проблема трансплантации, т.е. пересадки человеческих органов.

По определению Всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ), трансплантация - это пересадка живой или мёртвой ткани или органа между индивидами одного или разных видов (иногда употребляют термин «ксенотрансплантация»).1

На протяжении последних 60 лет трансплантацию человеческих органов, тканей и клеток начали практиковать во всем мире. Благодаря ей удалось спасти сотни тысяч жизней и значительно улучшить качество жизни множества людей. Постоянное усовершенствование медицинских технологий, особенно в преодолении отторжения трансплантатов, привело к увеличению спроса на них. При этом спрос всегда превышал предложение, несмотря на существенное увеличение масштабов предоставления органов от умерших доноров, а также увеличение в последние годы случаев использования органов от живых доноров.

Недостаток имеющихся  для пересадки трансплантатов не только оказывал содействие разработке во многих странах процедур и систем для увеличения их количества, но также  стимулировал рост незаконной торговли человеческими органами, особенно от живых доноров, которые не имеют  родственных связей с реципиентами.

Кроме того, упрощение международных коммуникаций привело к тому, что многие пациенты стали обращаться в медицинские центры других стран, предлагающих выгодные условия операции. То есть, по сути, началась эпоха не пересадки, а торговли человеческими органами, ознаменовавшаяся многими преступлениями против людей, всколыхнувшими мировую общественность. Что же предоставляет собой проблема пересадки органов с точки зрения современной биоэтики?

Преступления  в области трансплантация органов как грубое нарушение биоэтики

 

Среди вопиющих преступлений и нарушений биоэтики в области  трансплантологии можно назвать  ставшие всемирно известными скандалы с незаконной пересадкой человеческих органов в разных частях света. Впервые факт торговли органами был зафиксирован в Гватемале, при чем, речь шла о детских органах.2

В 1992 г. в РФ разгорелся скандал  о незаконной пересадке донорских  органов, которые брались у детей  из неблагополучных семей по ложным диагнозам.

Позже в 2006 г. увидела свет книга Д. Мэйтаса и Д. Килгура – «Кровавая жатва», в которой излагались факты почти узаконенной торговли органами в Китае. Китайское правительство не скрывало факт изъятия донорских органов у заключённых этой страны, но авторы утверждали, и как выяснилось небезосновательно, что в КНР ведётся торговля органами представителей преследуемого властями религиозного движения Фалуньгун. Согласно расследованию, проведённому авторами книги, в Китае действует разветвлённая система торговли человеческими органами, связанная с тюрьмами и трудовыми лагерями. При этом доноров убивают, а богатым клиентам из других стран предоставляется самый широкой «ассортимент» донорского материала.3

Не так давно суд, проходивший под эгидой миссии ЕС в Косове, признал пятерых подсудимых виновными в торговле человеческими органами. Одно из частных медицинских учреждений Косово торговало органами доноров из беднейших государств Европы и Азии: Молдовы, Казахстана, Турции в т.ч. России. До этого в Косово предположительно велась торговля органами убитых во время войны 1999 г. пленных сербов.4

В 2012-2013 гг. было зафиксированы  случаи убийства с целью незаконной торговли органами в Судане, Эфиопии, Эритрее, Иордании, Сомали, Ираке, Египте и Сирии, где происходили военные  и политические столкновения.5

Таким образом, торговля человеческими  органами превратилась в страшную международную индустрию. При этом данное явление сопряжённо с многими другими: торговля людьми, коррупция, злоупотребление властью, репрессии и пр. Страдают от этого не только жертвы – доноры, но и пациенты, которым пересаживают заражённые или больные органы, нередко с нарушением процедуры.

Мировое сообщество всячески пытается решить данную проблему. Изначально проблемы пересадки органов частично касались такие международные правовые акты, как Международный кодекс медицинской этики, Европейская Конвенция о защите прав и свобод человека и некоторые национальные законы, как например, Постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 15 сентября 1937 г. «О порядке проведения медицинских операций». Но со временем трансплантология стала не просто экзотической отраслью медицины, а ее повседневной, насущной частью. Поэтому Ассамблея здравоохранения в 1991 г. в резолюциях WHA40.13 (Основополагающие принципы пересадки человеческих органов) и WHA42.5 (Предотвращение торговли человеческими органами) впервые высказала обеспокоенность относительно коммерческой торговли органами человека и необходимости создания глобальных стандартов для трансплантации. На основании консультативного процесса Ассамблея здравоохранения в своей резолюции WHA44.25 (Трансплантация человеческих органов) утвердила Руководящие принципы ВОЗ относительно трансплантации человеческих органов. За последние 17 лет Руководящие принципы повлияли на профессиональные правила и практику, а также законодательство во всем мире. Учитывая изменения, состоявшиеся в практике и взглядах относительно трансплантации органов и тканей, на 57-й Сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2004 г. в резолюции WHA57.18 (Пересадка человеческих органов и тканей) было предложено продолжить изучение и сбор данных во всем мире о трансплантациях органов людей. А именно: о безопасности, качестве, эффективности и эпидемиологии аллогенной трансплантации (пересадка костного мозга), а также исследовать вопрос этики трансплантологии в целом. При этом особе внимание должно уделяться предоставлению трансплантатов живым донором, с тем, чтобы внести коррективы в Руководящие принципы относительно трансплантации органов человека.6

В РФ действует Закон «О трансплантации органов и (или тканей человека)» от 22.12.1992 г. №4180-1, изменённый 29.11.2007. Также проблема пересадки  органов в РФ частично регулируется Законом «Об основах здоровья граждан РФ» и некоторыми другими нормативно-правовыми актами.

Согласно им пересадка  органов или тканей от одного человека к другому может производиться  только в случае, если иным способом спасти жизнь пациенту невозможно и  при условии, что совершеннолетний донор предоставляет свой орган  или ткани добровольно. В целом  нужно сказать, что все национальные законодательства в области трансплантологии сводятся к следующим принципам:

- прижизненное донорство  допустимо в случае получения  осведомлённого и добровольного  согласия донора, в случае обеспечения  профессионального ухода за донорами  и надлежащей организации дальнейшего  наблюдения, а также при условии  добросовестного использования  критериев отбора доноров и  проведение контроля за этим процессом;

- все медицинские учреждения  и специалисты, которые связаны с процедурами трансплантации, не имеют права получать любую оплату, кроме заработной платы;

- распределение донорских  материалов должно производиться  гласно, открыто без каких-либо  финансовых побуждений, а лишь  согласно клиническим и этическим  требованиям. То есть получать донорские органы и ткани должны в первую очередь не те пациенты, которые готовы заплатить, а те, кто в этом больше всего нуждаются;

- все процедуры трансплантации  должны быть проверенными и  безопасными, как для пациента, так и для донора, если речь  идет о прижизненном донорстве;

- в отдельных случаях  органы и клетки могут браться  у умершего донора, но только, если он сам еще при жизни дал разрешение либо нет свидетельств его прижизненного нежелания стать донором после смерти. При этом врачи, установившие факт смерти, не имеют права изымать органы, ткани или клетки умершего человека.

Однако, именно посмертное донорство составляет главную проблему современной медицины и криминологии. В отдельных случаях бывает сложно установить, не была ли смерть донора насильственной, и дал ли он согласие на процедуру трансплантации. При этом в одних странах такое согласие и не требуется. В европейских странах каждый человек может стать донором после своей смерти и лишь в том случае, если при жизни он составил документ, в котором указал о своем нежелании быть донором, врачи не имеют права использовать его органы или ткани. В США же все наоборот – пересаживать органы умершего гражданина специалисты могут только с его письменного согласия, оставленного, когда он был жив.

Да и вообще сложно определить с какого момента наступает смерть человека? До 1967 года человека считали  мёртвым, когда останавливалось  ее сердце, пульс и он не реагировала  на раздражение. После 1967 года в Гарварде эти критерии переосмыслили. Теперь смерть человека констатируют с момента  смерти мозга, когда отмирает мозг, мозжечок и ствол главного мозга. Эту смерть считают необратимой, т.е. человек не сможет больше вернуться  к жизни.7

Другая сложность заключается в самой процедуре трансплантации с тем, чтобы она прошла законно без факта торговли человеческими органами. Во многих странах координируют проведение трансплантации специальные некоммерческие организации (центры), выступающие в качестве посредников между больными людьми и донорами. Эти организации принимают заявки от людей, нуждающихся в трансплантации, и в медицинских учреждениях отслеживают ситуации с потенциальными донорами.

Во многих странах мира практика пересадки органов от трупного донора основывается на идее права на тело человеком. Согласно либеральным и индивидуалистским видениям человеческого тела, распоряжаясь телом человека, государство незаконно присвоило себе право на его существование и жизнь. Существует право для индивида сохранять поле неприкосновенности, в которое государство не должно вмешиваться. Сильная либеральная политическая позиция и диктует презумпцию предыдущего несогласия, или, лучше говоря, проинформированного согласия, требует получения согласия родственников.

В то время как далеко не все люди дают своё согласие на посмертное донорство, а потребность в трансплантатах растёт, некоторые исследователи  предполагают ввести систему материального  стимулирования к донорству, например, выплачивать моральную компенсацию  лицам, внесённым в реестр доноров. Однако, на практике этот ход может оказаться рискованным, т.к. родственники добровольца после смерти могут решить, что на него оказывали давление и запретить пересадку.

Как было выяснено ранее, преступления в области трансплантологии наиболее часто затрагивают малозащищенные слои населения: заключённых, национальные и религиозные меньшинства, малообеспеченных людей, детей, лиц страдающих психическими отклонениями. Особую категорию составляют жертвы военных конфликтов, военнопленные. Следовательно, проблема нарушений биоэтики в области трансплантологии – это не столько юридическая, сколько социально-экономическая, культурная проблема. Инциденты торговли человеческими органами чаще имеют место в развивающихся или отстающих экономически странах, где населению не обеспечен должный уровень жизни и низка общая культура.

Для России, эта проблема не менее актуальна. Например, очень остро стоит вопрос усыновления иностранными гражданами российских детей – сирот, т.к. иностранцы неоднократно подозревались в торговле детьми, в т.ч. с целью донорства. К тому же в России очень плохо налажено взаимодействие медицинских учреждений с трансплантационными центрами, которые недостаточно финансируются государством, сказывается недостаточность нормативно-правового обеспечения и низкая правовая культура медицинских работников. В результате с одной стороны задерживается развитие трансплантологии, и страдают многие пациенты, с другой стороны, создаются предпосылки для торговли органами, подкрепляемые неэффективной и неадекватной работой правоохранительных органов и СМИ.

Наиболее остро сейчас стоит вопрос о презумпции несогласия – как главном проявлении этического аспекта трансплантации органов и тканей. В перспективе Европейская комиссия предлагает ввести систему маркировки и стандартизации органов и тканей для трансплантации, признавая что рынок человеческих органов все же сложился, невзирая на запрет, но теперь он требует декриминализации.

На мой взгляд проблема трансплантации органов – это комплексная этическая проблема, связанная не только с медицинскими ,биологическими технологиями, но и с нравственным сознанием общества. Так, традиционное христианство (католицизм, православие, отчасти протестантские церкви), в отличии от ислама и иудаизма признало трансплантацию человеческих органов возможной. Согласно официальной позиции Церкви принцип милосердия и любви разрешает трактовать трансплантацию как дар для тех людей, которые нуждаются в помощи. Чаще дарят что-то материальное. Но трансплантация органов дает возможность подарить больному человеку частичку себя, спасти его: отдать свою кровь для переливания или свой парный орган, чтобы кто-то мог жить. С этой точки зрения оправдано и посмертное донорство. Но нельзя забывать и о либеральных гуманистических ценностях, в т.ч. учитывать согласие донора на посмертную пересадку.

 

 

Заключение

 

Безусловно, в современном секуляризированном мире, мы не может брать за основу решения биоэтических проблем теологическую точку зрения. Однако, указанный выше подход и с философских позиций гуманизма выглядит очень продуктивным. Очевидно, трансплантация и донорство гуманны и необходимы человечеству. Но растущая индустрия трансплантологии дает миру новые «черные» рынки и несёт страшные последствия для человечества: гибнут люди, человеческая жизнь обесценивается, происходит моральная деградация.

Информация о работе Биоэтика