Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:38, реферат
В основе биоэтики лежат представления о недостаточности одностороннего медицинского истолкования телесного благополучия как цели врачевания. Насущной необходимостью является междисциплинарный диалог медиков с представителями широкого круга гуманитарных наук и диалог с пациентами и представителями общественности. Только так может быть адекватно выражена и понята многоплановая природа человеческого страдания и на этом основании выработана современная регулятивная идея блага и как цели врачевания для отдельного индивида, и как цели общественного здравоохранения в целом.
1. Биоэтика.
1.1.Возникновение
биоэтики.
Достижения научно-технического прогресса
в биомедицине не только практически расширили
возможности в области биомедицины, но
и повлияли на традиционные представления
о добре и зле, благе пациента, представления
о начале и конце жизни человека, и соответственно,
дали еще один дополнительный стимул развитию
биоэтики.
По мнению американского философа А.Джонсена
(A.Jonsen) рождение биоэтики можно датировать
1961 – началом публичных дискуссий вокруг
деятельности этического комитета при
Центре «Искусственная почка» в г.Сиетл,
который занимался отбором первых пациентов
для искусственного гемодиализа. Комитет
был прозван в прессе – «божественный»,
поскольку доступ к только что появившимся
(и поэтому бывшим в ограниченном количестве)
аппаратам искусственной почки означал
для пациентов шанс выжить, тогда как те,
кому комитетом было отказано в лечении,
были фактически обречены на скорую смерть.
Создатели первого этического комитета
по сути совершили фундаментальное «открытие».
Традиционно врачи решали вопросы жизни
и смерти у постели больного, считая себя
единственно компетентными в этом деле.
В Сиетле возникло понимание, что распределение
дефицитного ресурса (доступа к аппарату
искусственной почки) – это не только
медицинская, но и моральная проблема
(в данном случае – проблема справедливости).
Для ее корректного разрешения недостаточно
только врачебных знаний и опыта. Однако
в современном обществе, где люди поклоняются
разным богам, отдают предпочтение разным,
постоянно спорящим друг с другом философским
системам, нет общепризнанных «экспертов»
по разрешению моральных проблем.
Ответом на эту сложную ситуацию стало
создание этического комитета – совещательного
органа при медицинском центре, на заседаниях
которого медики, богословы, юристы, психологи,
представители общественности совместно
искали наиболее морально обоснованный
подход к разрешению конкретных ситуаций.
Кого подключить к аппарату – стареющую
голливудскую звезду или подростка? Успешного
бизнесмена или добропорядочную домохозяйку?
Местного политика или богатого иностранца?
На подобные вопросы не может быть дано
универсального ответа. Каждый случай
уникален, и, чтобы разобраться в нем, необходимо
принять в расчет и медицинские, и этические,
и психологические, и правовые, и финансовые
и многие другие аспекты возникшей ситуации,
которые можно учесть только в совместном
обсуждении.
В основе биоэтики лежат представления
о недостаточности одностороннего медицинского
истолкования телесного благополучия
как цели врачевания. Насущной необходимостью
является междисциплинарный диалог медиков
с представителями широкого круга гуманитарных
наук и диалог с пациентами и представителями
общественности. Только так может быть
адекватно выражена и понята многоплановая
природа человеческого страдания и на
этом основании выработана современная
регулятивная идея блага и как цели врачевания
для отдельного индивида, и как цели общественного
здравоохранения в целом. Первой исследовательской
организацией, начавшей систематическое
междисциплинарное обсуждение моральных
проблем современной медицины, стал созданный
в 1969 врачем-психиатром Виллардом Гейлином
и философом Дэниэлом Кэллахеном «Хейстингский
центр» (Institue of Society, Ethics and the Life Sciences). В
1971 был создан Институт этики Кеннеди
(с 1979 года – часть Джорджтаунского университета),
который создал первые образовательные
курсы для врачей, философов и представителей
других специальностей.
Сложные биоэтические проблемы затрагивают
многие стороны развития современных
сообществ. Поэтому для их решения создан
особого рода социальный институт этических
комитетов, который представляет собой
многоуровневую сеть общественных, государственных
и международных организаций. Этические
комитеты существуют при научно-исследовательских
организациях и больницах, профессиональных
объединениях (врачебных, сестринских,
фармацевтических), государственных органах,
международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ,
Совет Европы и др.).
Существенную роль в деятельности этих
комитетов играют представители общественности,
связанные с правозащитным движением
различных групп пациентов. Роль общественности
в развитии биоэтики отражена во многих
законодательных актах. Примером может
служить Конвенция Совета Европы О защите
прав и достоинства человека в связи с
использованием достижений биологии и
медицины: Конвенция о правах человека
и биомедицине (1996), первоначально называвшаяся
Конвенция по биоэтике. 28 статья Конвенции
формулирует требование, выражающее специфику
биоэтического стиля мышления: «Стороны
должны позаботиться о том, чтобы фундаментальные
проблемы, связанные с прогрессом в области
биологии и медицины (в особенности социально-экономические,
этические и юридические аспекты) были
подвергнуты широкому общественному обсуждению
и стали предметом надлежащих консультаций...».
Экспертное знание не отвергается (в этом
смысл требования «надлежащих консультаций»),
но уравнивается в правах с суждением
«общественности».
Биоэтика дает интеллектуальное обоснование
и социальное оформление публичному процессу,
в котором вырабатываются социально признанные
границы человеческого существования.
Вопрос о том, что значит быть человеком,
неслучайно является одним из центральных
в академических исследованиях. От его
решения зависит содержание моральной
позиции в конкретных ситуациях. К примеру,
в основе моральных конфликтов по проблеме
аборта лежит не вопрос о праве нарушать
заповедь «Не убий!», но вопрос о том –
признается или не признается оплодотворенная
яйцеклетка, зародыш или нерожденный плод
в качестве «человека». Если признается,
то право на жизнь принадлежит ему в полном
объеме; если – нет, то он являются частью
тела матери, которую можно столь же просто
изъять, как хирургически изымается из
организма опухоль или воспалившейся
червеобразный отросток. В ожесточенной
интеллектуальной и политической публичной
конфронтации вокруг признания или непризнания
нерожденных человеческих существ в качестве
«людей» формируется социально признанная
граница начала собственно человеческого
существования, того момента, с которого
нерожденное существо, рассматривается
уже не как часть женского тела, с которой
женщина вправе поступить по своему усмотрению,
но как социально признанный субъект моральных
отношений.
Аналогичным образом, в публичных дебатах
вокруг проблемы «дефиниции смерти» и
моральных проблем трансплантологии формируется
социально признанная граница конца собственно
человеческого существования – того момента,
переходя который человек теряет основной
объем прав субъекта морального сообщества.
С этого момента он признается обществом
в качестве «трупа», от которого, к примеру,
при определенных условиях можно забрать
еще бьющееся сердце или иной орган для
пересадки другому человеку. В центре
дискуссии опять же оказывается вопрос
о социальном признании или непризнании
в качестве человека существа с погибшим
мозгом, но еще бьющимся сердцем.
3 декабря 1967 южноафриканский хирург Кристиан
Барнард первым в мире пересадил сердце
от одного человека другому. Он спас жизнь
неизлечимому больному, изъяв бьющееся
сердце от женщины, мозг которой был необратимо
поврежден в результате автомобильно»й
катастрофы. Общественная реакция на это
революционное событие оказалась полярной.
Одни превозносили Барнарда как изобретателя
метода спасения сотен тысяч неизлечимых
больных. Другие обвинили его в убийстве.
Ведь он изъял еще бьющееся сердце! Прервал
одну жизнь, чтобы спасти другую! Имел
ли он на это право? Было ли это убийством,
или человек, у которого погиб мозг, фактически
уже мертв, несмотря на то – бьется или
не бьется его сердце?
С исторической точки зрения биоэтика
и началась как широкая общественная дискуссия
по поводу сложнейшего морального выбора
на границе между жизнью и смертью в парадоксальных
ситуациях, постоянно порождаемых прогрессом
современных биомедицинских технологий.
В биоэтических дискуссиях границы человеческого
существования постоянно подвергаются
критическому пересмотру, что делает их
нестабильными. Одновременно возникает
набирающая силу тенденция различения
«человеческого сообщества» и «морального
сообщества». Многочисленные группы и
движения сторонников прав животных настойчиво
добиваются пересмотра «антропоцентричной»
морали и признания в качестве основополагающей
–«патоцентрической» модели (включающей
всех живых существ, способных переносить
боль) или даже биоцентрической модели,
объемлющей всю живую природу. Особо активно
это обсуждается в связи с проектами создания
трансгенных животных для ксенотрансплантаций
(пересадки органов от животных человеку).
Во многих странах мира биоэтика стала
академической дисциплиной. Ее преподают
главным образом на философских и медицинских
факультетах университетов. В России биоэтика
включена в программу обязательного медицинского
образования с 2000. Курсы биоэтики читаются
на философских факультетах. В настоящее
время издаются десятки специализированных
журналов, регулярно публикующих материалы
по биоэтике. В России статьи по проблемам
биоэтики регулярно публикует журнал
«Человек». C 2000 выходит журнал «Медицинское
право и этика». В США вышло два издания
четырехтомной «Encyclopedia of Bioethics» (1979 и 1995).
С 1993 организована Международная Биоэтическая
Ассоциация, проводящая всемирные биоэтические
конгрессы.
^ 1. 2. Причины
возникновения биоэтики
Формирование биоэтики обусловлено прежде
всего теми грандиозными изменениями,
которые произошли в технологическом
перевооружении современной медицины,
кардинальными сдвигами в медико-клинической
практике, которые нашли свое выражение
в успехах генной инженерии, трансплантации
органов, биотехнологии, поддержании жизни
пациента. Все эти процессы обострили
моральные проблемы, встающие перед врачом,
перед родственниками больных, перед медперсоналом.
Существуют ли пределы, и каковы они в
поддержании жизни смертельно больного
человека? Допустима ли эвтаназия? С какого
момента следует считать наступление
смерти? С какого момента зародыш можно
считать живым существом? Допустимы ли
аборты? Или аборты есть убийство живых
существ? Таковы лишь некоторые из тех
вопросов, которые встают перед врачом,
а также и перед широкой общественностью
в условиях невиданного оснащения современной
медицины. БИОЭТИКА как исследовательское
направление междисциплинарного характера
сформировалось в кон. 60-х -- нач.70-х гг.Термин
"БИОЭТИКА" предложен В. Р. Поттером
в 1969 г.Трактовка ее разнородна. Прежде
всего биоэтику пытаются отождествлять
с биомедицинской этикой, ограничив ее
содержание этическими проблемами отношений
"врач -- пациент".Более широкое понимание
биоэтики включает в себя ряд аксиологических,
социальных проблем и проблем, связанных
с системами здравоохранения и с отношением
человека к животным и растениям. Кроме
того ,термин"биоэтика" указывает
на то, что она ориентируется на исследования
живых существ независимо от того, находят
ли они свое применение в терапии или нет.
Иными словами, биоэтика ориентируется
на достижения современной биологии при
обосновании или решении моральных коллизий,
возникающих в ходе научных исследований.
^ 1. 3. Направления
биоэтики
В узком смысле понятие биоэтика обозначает
весь круг этических проблем во взаимодействии
врача и пациента. Неоднозначные ситуации,
постоянно возникающие в практической
медицине как порождение прогресса биологической
науки и медицинского знания, требуют
постоянного обсуждения как в медицинском
сообществе, так и в кругу широкой общественности.
В широком смысле термин биоэтика относится
к исследованию социальных, экологических,
медицинских и социально-правовых проблем,
касающихся не только человека, но и любых
живых организмов, включенных в экосистемы,
окружающие человека. В этом смысле биоэтика
имеет философскую направленность, оценивает
результаты развития новых технологий
и идей в медицине и биологии в целом.
^ 1. 4. Ключевые
вопросы биоэтики
Вопрос о приемлемости добровольного
ухода из жизни становится всё более актуальным
— по мере того, как растут технические
возможности сохранения «жизни тела»
— при вполне возможной «смерти мозга».
Недавняя смерть Ясира Арафата стала следствием
не только отключения систем поддержания
функций организма, но и результатом договоренности
в переговорах между женой Арафата и представителями
ООП.
^ Пересадка
органов
Основная статья: Трансплантация
Гомотрансплантация и аллотрансплантация
• Прижизненное изъятие органов
В России прижизненное изъятие органов
(в основном почки) допускается только
от ближайших родственников, с обоюдного
согласия участников.
• Использование органов от умерших людей
Чем раньше будет пересажен орган погибшего
от каких-либо причин донора, тем выше
шансы на успех операции. Однако процедура
фиксации смерти и её критерии до сих пор
остаётся предметом дискуссий.
В России принята практика, при которой,
если человек или его родственники не
высказывались прямо против возможности
использования органов после смерти, считается
потенциальным донором.
Наиболее сложным вопросом остаётся доверие
к службам, обеспечивающим изъятие органов
(контроль за отсутствием злоупотреблений
— потенциально опасными считаются прецеденты
доведения больных доноров до смерти,
неоказание должной помощи потенциальному
донору, и даже изъятие органов у здоровых
людей, под предлогом тех или иных искусственно
навязанных врачом операций).
Ксенотрансплантация
Пересадка органов от животных может подвергаться
негативной оценке со стороны отдельных
религиозных конфессий или их представителей.
В частности, по тем или иным соображениям,
для мусульман или иудеев неприемлемыми
могут быть ткани и органы свиньи, а для
индуистов — коровы.
^ 2. Среда
обитания человека и определение его качества
2. 1. Понятие
среды обитания.
Среда обитания человека подразделяется
на производственную и непроизводственную
(бытовую).
Основным элементом производственной
среды является труд, который в свою очередь
состоит из взаимосвязанных и взаимосвязывающих
элементов, составляющих структуру труда:
С - субъектов труда, М - "машины " -
средств и предметов труда; ПТ - процессов
труда, состоящих из действий как субъектов,
так и машин, ПрТ - продуктов труда как
целевых, так и побочных в виде образующихся
вредных и опасных примесей в воздушной
среде и т.п., ПО производственных отношений
(организационных, экономических, социально-психологических,
правовых по труду : отношений, связанных
с культурой труда, профессиональной культурой,
эстетической и т.д.). Элементы непроизводственной
среды : природная среда в виде географо-ландшафтных
(Г-Л), геофизических (Г), климатических
(К) элементов, стихийных бедствий (СБ),
в том числе пожаров от молний и др.природных
источников, природных процессов (ПП) в
виде газовыделений из горных пород и
т.п. может проявляться как в непроизводственной
форме (сфере), так и производственной,
особенно в таких отраслях народного хозяйства
как строительство, горной промышленности,
геологии, геодезии и других.
Человек находится в теснейшей связи со
всеми элементами среды обитания в процессе
своей деятельности.
Интерес к среде своего обитания был свойственен
человеку всегда. И это понятно, так как
от качества этой среды зависело не только
благополучие семьи, рода, племени, но
и само его существование.
В средние века господство схоластики
и богословия ослабило интерес к изучению
природы. Однако в эпоху Возрождения, Ренессанса
великие географические открытия снова
возродили биологические исследования
натуралистов.
^ 2. 2. Среда
обитания человека.
Среда обитания, окружающая современного
человека, включает в себя природную среду,
искусственную среду, созданную человеком
и социальную среду.
Каждый день, живя в городе, прогуливаясь,
работая, обучаясь, человек удовлетворяет
широчайший круг потребностей. В системе
потребностей человека (биологических,
психологических, этнических, социальных,
трудовых, экономических) можно выделить
потребности связанные с экологией среды
обитания. Среди них — комфорт и безопасность
природной среды, экологически комфортное
жилище, обеспеченность источниками информации
(произведениями искусства, привлекательными
ландшафтами) и другие.
Естественные или биологические потребности
— это группа потребностей, обеспечивающая
возможность физического существования
человека в условиях комфортной среды,
— это потребность в пространстве, хорошем
воздухе, воде и т.д., наличие подходящей,
привычной для человека среды. Экологизация
биологических потребностей связана с
необходимостью создания экологичной,
чистой городской среды и поддержание
хорошего состояния естественной и искусственной
природы в городе. Но в современных больших
городах вряд ли можно говорить о наличии
достаточного объема и качества нужной
каждому человеку среды.
По мере роста промышленного производства
выпускалось все больше разнообразных
изделий и товаров, и вместе с тем резко
возрастали загрязнения среды. Окружающая
человека городская среда не соответствовала
нужным человеку исторически сложившимся
сенсорным воздействиям: города без каких-либо
признаков красоты, трущобы, грязь, стандартные
серые дома, загрязненный воздух, резкий
шум и т.д.
Но все же, можно уверенно констатировать,
что в результате индустриализации и стихийной
урбанизации окружающая человека среда
постепенно стала «агрессивной» для органов
чувств, эволюционно приспособленных
за многие миллионы лет к естественной
природной среде. По существу, человек
сравнительно недавно оказался в городской
среде. Естественно, за это время основные
механизмы восприятия не смогли приспособиться
к измененной визуальной среде и изменениям
в воздухе, воде, почве. Это не прошло бесследно:
известно, что люди, живущие в загрязненных
районах города более склонны к различным
заболеваниям. Наиболее часто распространены
сердечнососудистые и эндокринные расстройства,
но встречается весь комплекс разнообразных
заболеваний, причиной которых является
общее понижение иммунитета.
В связи с резкими изменениями в природной
среде возникло много исследований, направленных
на изучение состояния окружающей среды
и состояния здоровья жителей в конкретной
стране, городе, районе. Но, как правило,
забывается, что городской житель большую
часть времени проводит в помещениях (до
90 % времени) и качество окружающей среды
внутри различных построек и сооружений
оказывается более важным для здоровья
и благополучия человека. Концентрация
загрязняющих веществ внутри помещений
часто оказывается значительно больше,
чем в наружном воздухе.
Среда обитания неразрывно связана с понятием
«биосфера». Этот термин введен австралийским
геологом Зюссом в 175 году. Биосфера –
природная область распространения жизни
на Земле, включающая нижний слой атмосферы,
гидросферу, верхний слой литосферы. С
именем русского ученого В. И. Вернадского
связано создание учения о биосфере и
ее переходе в ноосферу. Основным в учении
о ноосфере является единство биосферы
и человечества. По мнению Вернадского,
в эпоху ноосферы человек уже может и должен
«мыслить и действовать в новом аспекте,
не только в аспекте отдельной личности,
семьи, государства, но и в планетном аспекте».
В жизненном цикле человек и окружающая
его среда обитания образуют постоянно
действующую систему «человек – среда
обитания».
Среда обитания – окружающая человека
среда, обусловленная в данный момент
совокупностью факторов (физических, химических,
биологических, социальных), способных
оказывать прямое или косвенное, немедленное
или отдаленное воздействие на деятельность
человека, его здоровье и потомство.
Действуя в этой системе, человек непрерывно
решает, как минимум, две основные задачи:
- обеспечивает свои потребности в пище,
воде и воздухе;
- создает и использует защиту от негативных
воздействий, как со стороны обитания,
так и себе подобных.
Среда обитания – это часть природы, которая
окружает живой организм и с которой он
непосредственно взаимодействует. Составные
части и свойства среды многообразны и
изменчивы. Любое живое существо живет
в сложном и меняющемся мире, постоянно
приспосабливаясь к нему и регулируя свою
жизнедеятельность в соответствии с его
изменениями.
На нашей планете живые организмы освоили
четыре основные среды обитания, сильно
различающиеся по специфике условий. Водная
среда была первой, в которой возникла
и распространилась жизнь. В последующем
живые организмы овладели наземно-воздушной
средой, создали и заселили почву. Четвертой
специфической средой жизни стали сами
живые организмы, каждый из которых представляет
собой целый мир для населяющих его паразитов
или симбионов.
Приспособления организмов к среде носят
название адаптаций. Способность к адаптациям
– одно из основных свойств жизни вообще,
так как обеспечивает самую возможность
существования, возможность организмов
выживать и размножаться. Адаптации проявляются
на разных уровнях: от биохимии клеток
и поведения отдельных организмов до строения
и функционирования сообществ и экологических
систем. Адаптации возникают и изменяются
в ходе эволюции видов.
Отдельные свойства или элементы среды
носят название экологических факторов.
Факторы среды многообразны. Они могут
быть необходимы или, наоборот, вредны
для живых существ, способствовать или
препятствовать выживанию и размножению.
Экологические факторы имеют разную природу
и специфику действия. Экологические факторы
делятся на абиотические (все свойства
неживой природы, которые прямо или косвенно
влияют на живые организмы) и биотические
(это формы воздействия живых существ
друг на друга).
Негативные воздействия, присущие среде
обитания, существуют столько, сколько
существует Мир. Источниками естественных
негативных воздействий являются стихийные
явления в биосфере: изменения климата,
грозы, землетрясения и тому подобное.
Постоянная борьба за свое существование
вынуждала человека находить и совершенствовать
средства защиты от естественных негативных
воздействий среды обитания. К сожалению,
появление жилища, огня и других средств
защиты, совершенствование способов получения
пищи – все это не только защищало человека
от естественных негативных воздействий,
но и влияло на среду обитания.
На протяжении многих веков среда обитания
человека медленно изменяла свой облик
и, как следствие, мало менялись виды и
уровни негативных воздействий. Так, продолжалось
до середины XIX века – начала активного
роста воздействия человека на среду обитания.
В XX веке на Земле возникли зоны повышенного
загрязнения биосферы, что привело к частичной,
а в ряду случаев и к полной региональной
деградации. Этим изменениям во многом
способствовали:
- высокие темпы роста численности населения
на Земле (демографический взрыв) и его
урбанизация;
- рост потребления и концентрации энергетических
ресурсов;
- интенсивное развитие промышленного
и сельскохозяйственного производства;
- массовое использование средств транспорта;
- рост затрат на военные цели и ряд других
процессов.
Человек и окружающая его среда (природная,
производственная, городская, бытовая
и другие) в процессе жизнедеятельности
постоянно взаимодействуют друг с другом.
При этом жизнь может существовать только
в процессе движения через живое тело
потоков вещества, энергии и информации.
Человек и окружающая его среда гармонично
взаимодействуют и развиваются лишь в
условиях, когда потоки энергии, вещества
и информации находятся в пределах, благоприятно
воспринимаемых человеком и природной
средой. Любое превышение привычных уровней
потоков сопровождается негативными воздействиями
на человека и\или природную среду. В естественных
условиях такие воздействия наблюдаются
при изменении климата и стихийных явлениях.
В условиях техносферы негативные воздействия
обусловлены ее элементами (машины, сооружения
и тому подобное) и действиями человека.
Изменяя величину любого потока от минимально
значимой до максимально возможной, можно
пройти ряд характерных состояний взаимодействия
в системе «человек – среда обитания»:
комфортное (оптимальное), допустимое
(приводящее к дискомфорту без негативного
влияния на здоровье человека), опасное
(вызывающее при длительном воздействии
деградацию природной среды) и чрезвычайно
опасное (летальны исход и разрушение
природной среды).
Из четырех характерных состояний взаимодействия
человека со средой обитания лишь первые
два (комфортное и допустимое) соответствуют
позитивным условиям повседневной жизнедеятельности,
а два других (опасное и чрезвычайно опасное)
– недопустимы для процессов жизнедеятельности
человека, сохранения и развития природной
среды.