Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:54, доклад
Биоэтика представляет собой сложный феномен современной культуры, возникший в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого столетия в США. Термин «биоэтика» предложил в 1970 г. американский онколог Ван Ренсселер Поттер. Он призвал объединить усилия представителей гуманитарных наук и естествоиспытателей (прежде всего биологов и врачей) для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни людей.
Что такое биоэтика?
Биоэтика представляет
собой сложный феномен
Впрочем, довольно
скоро смысл термина
В следующем
десятилетии биоэтика весьма быстро
получает признание в Западной Европе,
а с начала 90-х годов — в
странах Восточной Европы (включая
Россию) и Азии (прежде всего в
Японии и Китае).
Казус Кристиана
Барнарда
3 декабря 1967
г. южноафриканский хирург
Общественная
реакция на это революционное
событие оказалась крайне
Прервал одну жизнь, чтобы спасти другую! Имел ли он на это право? Или убийства не было, поскольку, если у человека погиб мозг, то он фактически уже мертв независимо от того, бьется или не бьется его сердце?
Основная задача
биоэтики — способствовать выявлению
различных позиций по сложнейшим
моральным проблемам, которые лавинообразно
порождает прогресс биомедицинской
науки и практики. Можно ли клонировать
человека? Допустимы ли попытки создания
генетическими методами новой «породы»
людей, которые будут обладать высокими
физическими и
Читатель, однако,
вправе спросить: зачем понадобилось
создавать биоэтику, ведь на протяжении
веков медицина и наука самостоятельно
решали аналогичные проблемы? В самом
деле, все знают, к примеру, о клятве Гиппократа,
которая много столетий является фундаментом
профессиональной этики врачей, о роли
ведущих физиков в движении за запрет
испытаний ядерного оружия, о роли биологов
в борьбе за охрану окружающей среды.
Основное отличие
биоэтики от традиционной, гиппократовской
этики — в том, что последняя носит сугубо
корпоративный характер. Она рассматривает
врача в качестве единственного морального
субъекта, выполняющего долг перед пациентом,
который пассивен и не принимает участия
в выработке жизненно важного для него
решения, поскольку пребывает в роли страдающего
индивида. Биоэтика исходит из идеи «активного
пациента», который, будучи моральным
субъектом, вступает в сложные диалогические
(а подчас и конкурентные) отношения с
другими субъектами — врачами и учеными.
Традиционные
ценности милосердия, благотворительности,
ненанесения вреда пациенту, нравственной
ответственности медиков нисколько не
отменяются. Просто в нынешней социальной
и культурной ситуации они получают новое
значение и новое звучание. Значительно
больше внимания уделяется моральной
ценности индивида как уникальной и неповторимой
личности. В центре морального сознания
оказывается идея автономии человека,
его неотчуждаемое право (закрепляемое
международным и национальным законодательством)
самостоятельно принимать наиболее важные
решения, касающиеся его собственной жизни.
Отметим также,
что если врачи или биологи
как эксперты обладают наиболее достоверным
знанием, к примеру, о том, как
технически клонировать человека, то
вопрос о моральной или правовой
допустимости подобных действий находится
вне их профессиональной компетенции.
Именно поэтому биоэтику развивают представители
целого ряда дисциплин: врачи, биологи,
философы, богословы, психологи, социологи,
юристы, политики и многие другие. В этом
смысле биоэтика представляет собой междисциплинарный
феномен. Проблемы, порождаемые прогрессом
биологии и медицины, столь трудны и многообразны,
что для их решения необходимы совместные
усилия людей, обладающих разными видами
знания и опыта.
И еще одна важная
особенность биоэтики. История показывает,
насколько опасно пытаться навязать
обществу одну на всех систему идеологических,
национальных, религиозных или иных
ценностей. Все мы различаемся по
своим ценностным предпочтениям, но
в то же время мы все граждане
одного общества. Необходимо, несмотря
на все различия и, более того, в
полной мере уважая их, формировать
навыки совместной жизни, в которой
каждый вправе быть отличным от других.
Поэтому биоэтика
не просто изучает моральные проблемы,
порождаемые научно-
«Стороны должны
позаботиться о том, чтобы фундаментальные
проблемы, связанные с прогрессом
в области биологии и медицины
(в особенности социально-
Кроме того, биоэтические
идеи развиваются и социально
реализуются в рамках различных
общественных организаций и движений.
Достаточно упомянуть независимые
врачебные ассоциации, организации
защиты прав пациентов, прав животных,
сторонников и противников
Необходимым условием
компетентного участия людей
в обсуждении и решении острейших
проблем, порождаемых новыми биомедицинскими
технологиями, является улучшение качества
и расширение сфер биоэтического
образования. В России с 1999 г. курс биоэтики
стал обязательным для медицинского
образования. Преподается она и
тем, кто обучается другим медицинским
специальностям, а также биологам,
философам, юристам, психологам. Изданы
отечественные и переводные учебные
пособия, проводятся конференции и
семинары. Вместе с тем отечественная
система биоэтического
История формирования биоэтики как академической дисциплины и социального института
Первой важнейшей
предпосылкой формирования биоэтики является
идеология экологического движения.
Научно-технический прогресс порождает
не только несметное количество благ
для человека и человечества, но
и угрозы самому его существованию
и среде его обитания. Влияние
экологического мышления на биомедицину
особенно ускорилось в связи с
многочисленными фактами
В результате резко
возросло время между синтезом новой
терапевтически активной субстанции и
началом ее клинического использования.
Если в начале 60-х годов оно
составляло несколько недель, то в начале
80-х достигло 10 лет. При этом стоимость
разработки увеличилась в 20 и более раз.
Безопасность, т.е. предотвращение негативных
эффектов действия лекарства, превратилась
в одно из быстро развивающихся направлений
медицинской науки.
Неслучайно, что
(как уже отмечалось выше) Ван
Ренсселер Поттер ввел первоначально
термин биоэтика именно для обозначения
особого варианта экологической этики.
Однако в научной и учебной литературе
распространение получила трактовка термина
«биоэтика», предложенная примерно в то
же время американским медиком Андре Хеллегерсом.
Он использовал этот термин для обозначения
междисциплинарных исследований моральных
проблем биомедицины, связанных с необходимостью
защиты достоинства и прав пациентов.
Большую роль в этом сыграла получившая
самое широкое признание в 60-х годах идеология
правозащитного движения, оказавшая существенное
влияние на формирование биоэтики.
Правозащитное
движение — вторая важнейшая культурная
предпосылка формирования биоэтики.
Если экологическое движение возникло
как ответ на угрозу физическому
(природному) благополучию человека, то
биоэтика начала бурно развиваться
в результате угрозы моральной идентичности
человека, исходящей от технологического
прогресса в области
До 60-х годов
медицинское сообщество в целом
придерживалось той точки зрения,
что во имя блага «человечества»
можно почти всегда пожертвовать
благом отдельного человека. Национальные
интересы или интересы человечества
в получении научных знаний, а
также корпоративные
Реакцией на
такую ситуацию явилось развитие
особого направления в
Осознание необходимости
междисциплинарного подхода в осмыслении
и практическом решении проблем,
порождаемых научно-
Казус «божественного
комитета» больницы г. Сиэтл (США)
Когда в
1962 г. в больнице города Сиэтл
(штат Вашингтон) появился
Создатели первого
этического комитета, по сути, совершили
фундаментальное «открытие». Традиционно
врачи решали вопросы жизни и смерти
у постели больного, считая себя единственно
компетентными в этом деле. В Сиэтле стало
ясно, что распределение дефицитного ресурса
(доступа к аппарату «искусственная почка»)
— это не только медицинская, но и моральная
проблема, в данном случае — проблема
справедливости. Для ее решения недостаточно
чисто врачебных знаний и опыта.