Что такое биоэтика?

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:54, доклад

Описание работы

Биоэтика представляет собой сложный феномен современной культуры, возникший в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого столетия в США. Термин «биоэтика» предложил в 1970 г. американский онколог Ван Ренсселер Поттер. Он призвал объединить усилия представителей гуманитарных наук и естествоиспытателей (прежде всего биологов и врачей) для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни людей.

Работа содержит 1 файл

Что такое биоэтика.docx

— 39.42 Кб (Скачать)

Что такое  биоэтика?

  

Биоэтика представляет собой сложный феномен современной  культуры, возникший в конце 60-х  — начале 70-х годов прошлого столетия в США. Термин «биоэтика» предложил  в 1970 г. американский онколог Ван  Ренсселер Поттер. Он призвал объединить усилия представителей гуманитарных наук и естествоиспытателей (прежде всего биологов и врачей) для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни людей. По Поттеру, «наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента — биологическое знание и общечеловеческие ценности». Исходя из этого, он предложил для ее обозначения термин биоэтика.  

Впрочем, довольно скоро смысл термина существенно  меняется. На первое место выходит  междисциплинарное исследование антропологических, моральных, социальных и юридических  проблем, вызванных развитием новейших биомедицинских технологий (генетических, репродуктивных, трансплантологических и др.). В 70-е годы в США создаются первые исследовательские и образовательные центры биоэтики, а изучаемые ею проблемы начинают привлекать самое пристальное внимание политиков, журналистов, религиозных деятелей, вообще самой широкой публики. 

В следующем  десятилетии биоэтика весьма быстро получает признание в Западной Европе, а с начала 90-х годов — в  странах Восточной Европы (включая  Россию) и Азии (прежде всего в  Японии и Китае). 

  

Казус Кристиана Барнарда 

3 декабря 1967 г. южноафриканский хирург Кристиан Барнард первым в мире пересадил сердце от одного человека другому. Он спас жизнь неизлечимому больному, изъяв бьющееся сердце у женщины, мозг которой был необратимо поврежден в результате автомобильной катастрофы. 

 Общественная  реакция на это революционное  событие оказалась крайне противоречивой. Одни превозносили Барнарда как героя, создавшего метод спасения сотен тысяч неизлечимых больных. Другие же, напротив, обвиняли его в убийстве: ведь он изъял еще бьющееся сердце!

Прервал одну жизнь, чтобы спасти другую! Имел ли он на это  право? Или убийства не было, поскольку, если у человека погиб мозг, то он фактически уже мертв независимо от того, бьется или не бьется его  сердце?

  

  

Основная задача биоэтики — способствовать выявлению  различных позиций по сложнейшим моральным проблемам, которые лавинообразно  порождает прогресс биомедицинской науки и практики. Можно ли клонировать  человека? Допустимы ли попытки создания генетическими методами новой «породы» людей, которые будут обладать высокими физическими и интеллектуальными  качествами? Нужно ли спрашивать разрешения у родственников умершего при  заборе его органов для пересадки  другим людям? Можно и нужно ли говорить пациенту правду о неизлечимом  заболевании? Является ли эвтаназия  преступлением или актом милосердия? Биоэтика призвана способствовать поиску морально обоснованных и социально  приемлемых решений этих и подобных им вопросов, которые встают перед  человечеством практически ежедневно. 

Читатель, однако, вправе спросить: зачем понадобилось создавать биоэтику, ведь на протяжении веков медицина и наука самостоятельно решали аналогичные проблемы? В самом деле, все знают, к примеру, о клятве Гиппократа, которая много столетий является фундаментом профессиональной этики врачей, о роли ведущих физиков в движении за запрет испытаний ядерного оружия, о роли биологов в борьбе за охрану окружающей среды.  

Основное отличие  биоэтики от традиционной, гиппократовской этики — в том, что последняя носит сугубо корпоративный характер. Она рассматривает врача в качестве единственного морального субъекта, выполняющего долг перед пациентом, который пассивен и не принимает участия в выработке жизненно важного для него решения, поскольку пребывает в роли страдающего индивида. Биоэтика исходит из идеи «активного пациента», который, будучи моральным субъектом, вступает в сложные диалогические (а подчас и конкурентные) отношения с другими субъектами — врачами и учеными.  

Традиционные  ценности милосердия, благотворительности, ненанесения вреда пациенту, нравственной ответственности медиков нисколько не отменяются. Просто в нынешней социальной и культурной ситуации они получают новое значение и новое звучание. Значительно больше внимания уделяется моральной ценности индивида как уникальной и неповторимой личности. В центре морального сознания оказывается идея автономии человека, его неотчуждаемое право (закрепляемое международным и национальным законодательством) самостоятельно принимать наиболее важные решения, касающиеся его собственной жизни. 

Отметим также, что если врачи или биологи  как эксперты обладают наиболее достоверным  знанием, к примеру, о том, как  технически клонировать человека, то вопрос о моральной или правовой допустимости подобных действий находится  вне их профессиональной компетенции. Именно поэтому биоэтику развивают представители целого ряда дисциплин: врачи, биологи, философы, богословы, психологи, социологи, юристы, политики и многие другие. В этом смысле биоэтика представляет собой междисциплинарный феномен. Проблемы, порождаемые прогрессом биологии и медицины, столь трудны и многообразны, что для их решения необходимы совместные усилия людей, обладающих разными видами знания и опыта.  

И еще одна важная особенность биоэтики. История показывает, насколько опасно пытаться навязать обществу одну на всех систему идеологических, национальных, религиозных или иных ценностей. Все мы различаемся по своим ценностным предпочтениям, но в то же время мы все граждане одного общества. Необходимо, несмотря на все различия и, более того, в  полной мере уважая их, формировать  навыки совместной жизни, в которой  каждый вправе быть отличным от других.  

Поэтому биоэтика не просто изучает моральные проблемы, порождаемые научно-техническим  прогрессом, но и участвует в формировании новых политических институтов, характерных  для плюралистического общества. Особую роль в этом играют этические  комитеты. Это - социальный институт, который  представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных  и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских учреждениях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах (парламентах, президентских администрациях), международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.). Важную роль в деятельности этих комитетов играют представители общественности, связанные с мощными правозащитными движениями. Роль общественности в развитии биоэтики отражена во многих международных и национальных законодательных актах. 

«Стороны должны позаботиться о том, чтобы фундаментальные  проблемы, связанные с прогрессом в области биологии и медицины (в особенности социально-экономические, этические и юридические аспекты) были подвергнуты широкому общественному  обсуждению и стали предметом  надлежащих консультаций...». Конвенция  Совета Европы «О защите прав и достоинства  человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция  о правах человека и биомедицине», статья 28 (1996). 

Кроме того, биоэтические идеи развиваются и социально  реализуются в рамках различных  общественных организаций и движений. Достаточно упомянуть независимые  врачебные ассоциации, организации  защиты прав пациентов, прав животных, сторонников и противников права  на аборт и т.д. 

Необходимым условием компетентного участия людей  в обсуждении и решении острейших  проблем, порождаемых новыми биомедицинскими  технологиями, является улучшение качества и расширение сфер биоэтического  образования. В России с 1999 г. курс биоэтики стал обязательным для медицинского образования. Преподается она и  тем, кто обучается другим медицинским  специальностям, а также биологам, философам, юристам, психологам. Изданы отечественные и переводные учебные  пособия, проводятся конференции и  семинары. Вместе с тем отечественная  система биоэтического образования  нуждается в совершенствовании. Предлагаемая читателю брошюра не решит  всех проблем, но мы надеемся, что она  позволит журналистам, политикам, ученым, активистам общественных организаций  углубить свои представления о биоэтике. 

  

История формирования биоэтики как академической дисциплины и социального института

  

Первой важнейшей  предпосылкой формирования биоэтики является идеология экологического движения. Научно-технический прогресс порождает  не только несметное количество благ для человека и человечества, но и угрозы самому его существованию  и среде его обитания. Влияние  экологического мышления на биомедицину  особенно ускорилось в связи с  многочисленными фактами неблагоприятного воздействия традиционно применяемых  лекарственных средств на организм человека. Целью биомедицинской науки  стала не только разработка новых  терапевтически эффективных лекарственных  средств или медицинских технологий, но и предотвращение их побочных негативных воздействий. Причем достижению последней  цели уделяется не меньше, а подчас и значительно больше времени  и средств.  

В результате резко  возросло время между синтезом новой  терапевтически активной субстанции и  началом ее клинического использования. Если в начале 60-х годов оно  составляло несколько недель, то в начале 80-х достигло 10 лет. При этом стоимость разработки увеличилась в 20 и более раз. Безопасность, т.е. предотвращение негативных эффектов действия лекарства, превратилась в одно из быстро развивающихся направлений медицинской науки. 

Неслучайно, что (как уже отмечалось выше) Ван  Ренсселер Поттер ввел первоначально термин биоэтика именно для обозначения особого варианта экологической этики. Однако в научной и учебной литературе распространение получила трактовка термина «биоэтика», предложенная примерно в то же время американским медиком Андре Хеллегерсом. Он использовал этот термин для обозначения междисциплинарных исследований моральных проблем биомедицины, связанных с необходимостью защиты достоинства и прав пациентов. Большую роль в этом сыграла получившая самое широкое признание в 60-х годах идеология правозащитного движения, оказавшая существенное влияние на формирование биоэтики. 

Правозащитное движение — вторая важнейшая культурная предпосылка формирования биоэтики. Если экологическое движение возникло как ответ на угрозу физическому (природному) благополучию человека, то биоэтика начала бурно развиваться  в результате угрозы моральной идентичности человека, исходящей от технологического прогресса в области биомедицины. Дело в том, что человек в биомедицине  выступает и как главная цель, и как неизбежное «средство» научного изучения. Для ученого-врача каждый человек существует, с одной стороны, как представитель «человечества  в целом», а с другой — как  конкретный индивид, который руководствуется  своими собственными, а не общечеловеческими  интересами.  

До 60-х годов  медицинское сообщество в целом  придерживалось той точки зрения, что во имя блага «человечества» можно почти всегда пожертвовать благом отдельного человека. Национальные интересы или интересы человечества в получении научных знаний, а  также корпоративные медицинские  интересы нередко превалировали  над интересом в сохранении здоровья отдельного человека.  

Реакцией на такую ситуацию явилось развитие особого направления в правозащитном  движении, которое ставит своей задачей  отстаивание прав пациентов. В настоящее  время существует множество международных, национальных и региональных организаций  по защите прав пациентов, страдающих различными заболеваниями: онкологическими, СПИДом, диабетом, астмой, психическими расстройствами и т.д. Существуют и организации, защищающие права пациентов в целом как особой социальной группы. 

Осознание необходимости  междисциплинарного подхода в осмыслении и практическом решении проблем, порождаемых научно-техническим  прогрессом, можно рассматривать  в качестве третьей идейной предпосылки  формирования биоэтики. 

  

  

  

Казус «божественного комитета» больницы г. Сиэтл (США) 

 Когда в  1962 г. в больнице города Сиэтл  (штат Вашингтон) появился первый  аппарат «искусственная почка», врачи оказались перед сложнейшей  проблемой: как установить очередность  в подключении к аппарату, предоставляя  лечение и спасая от верной  смерти одних пациентов, страдающих  от почечной недостаточности,  но тем самым обрекая на  смерть других — столь же  нуждающихся. В Сиэтле, однако, медики  сочли, что они не вправе  брать на себя ответственность  за установление очередности  доступа к аппарату, спасающему  жизнь, учитывая чрезвычайную  моральную сложность проблемы. Для  установления очередности они  предложили создать комитет из  уважаемых граждан, названный  в прессе «божественным комитетом», который решал, кому предоставить  возможность спасения, а кого  обречь на неминуемую смерть. Это был первый в истории  этический комитет. 

 

 

Создатели первого  этического комитета, по сути, совершили  фундаментальное «открытие». Традиционно  врачи решали вопросы жизни и смерти у постели больного, считая себя единственно компетентными в этом деле. В Сиэтле стало ясно, что распределение дефицитного ресурса (доступа к аппарату «искусственная почка») — это не только медицинская, но и моральная проблема, в данном случае — проблема справедливости. Для ее решения недостаточно чисто врачебных знаний и опыта.  

Информация о работе Что такое биоэтика?