Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:26, реферат
Сегодня слово "биоэтика" входит в наш словарный запас. Под этим очень общим словом мы понимаем "систематический анализ действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов". Это слово, которое ввел в употребление Ван Ренселлер Поттер в своей книге "Биоэтика: мост в будущее" (1974), появилось в атмосфере борьбы, которая в конце 60-х годов велась против медицины и науки, и тех обвинений, которые против них выдвигались. В.Р.Поттер создал этот термин, чтобы указать на необходимость новой этики, предметом которой являлось бы выживание человечества, которая могла бы противостоять тому вызову, который бросили человечеству научно- технические достижения, которая могла бы принять во внимание унижение окружающей среды.
Введение. История клонирования
1. Размышления в пользу клонирования
2. Причины невозможности клонирования человека
3. Комиссия по биоэтике и ее рекомендации
Список литературы
Казахский Национальный Университет им. аль-Фараби
Биологический
факультет
Реферат
на
тему:
«Клонирование
и биоэтика»
Выполнила: Даулетбаева С.
МБТ 99 Р
Проверила:
Оразымбетова З.С.
Алматы,
2011год
Содержание
Введение. История клонирования
Сегодня слово "биоэтика" входит в наш словарный запас. Под этим очень общим словом мы понимаем "систематический анализ действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов". Это слово, которое ввел в употребление Ван Ренселлер Поттер в своей книге "Биоэтика: мост в будущее" (1974), появилось в атмосфере борьбы, которая в конце 60-х годов велась против медицины и науки, и тех обвинений, которые против них выдвигались. В.Р.Поттер создал этот термин, чтобы указать на необходимость новой этики, предметом которой являлось бы выживание человечества, которая могла бы противостоять тому вызову, который бросили человечеству научно- технические достижения, которая могла бы принять во внимание унижение окружающей среды.
Появившаяся в 70-х годах биоэтика была своего рода "криком о помощи" со стороны тех людей, которые сами не занимались медицинскими и биологическими исследованиями, но оказались поставленными перед лицом риска и отрицательных последствий таких исследований - такого риска и последствий, о которых врачи и ученые не знали, как их избежать, или которые они не всегда хотели контролировать.
Вероятно, история биоэтики началась на Нюрнбергском процессе, когда правда о жутких деяниях нацистских врачей стала известна потрясенному человечеству. Именно тогда стало известно, что нацистские врачи умертвили 70 000 человек: людей с физическими недостатками, людей, считавшихся "бесполезными" для общества, душевнобольных, цыган и маргиналов. Ими была разработана чрезвычайно эффективная программа эвтаназии. Миру также стало известно, что некоторые врачи, вопреки данной ими клятве Гиппократа, ставили злодейские опыты на военнопленных и на лицах, депортированных из занятых нацистами стран, тем самым обесчестив профессию медика. Именно на Нюрнбергском процессе мир впервые подверг сомнению добросовестность врачей и врачебную этику.
Формирование биоэтики обусловлено, прежде всего, теми грандиозными изменениями, которые произошли в технологическом перевооружении современной медицины, кардинальными сдвигами в медико-клинической практике, которые нашли свое выражение в успехах генной - инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержании жизни пациента. Все эти процессы невиданным образом обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медицинским персоналом. Существуют ли пределы, и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует считать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Или аборты есть убийство живых существ? Таковы лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, да и перед широкой общественностью в условиях невиданного технологического оснащения современной медицины в развитых странах.
Прежде всего, биоэтику пытаются отождествить с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений "врач - пациент". Существует и более широкое понимание биоэтики, включающее в себя ряд аксиологических (ценностных) проблем профессиональной деятельности, смежной с врачебной, ряд социальных проблем, связанных с системами здравоохранения и, наконец, проблем, относящихся к отношению человека к животным и растениям. Кроме того, термин "биоэтика" указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных проблем, возникающих в ходе научных исследований.
Несмотря на то, что биоэтика, как было сказано выше, оформилась как научное направление во второй половине 20 века, проблемы, которые она рассматривает, изначально составляли основу русской философской мысли.
Так начале 20- го века известный русский революционер П.А. Кропоткин разрабатывает этику альтруизма. Этику, по его мнению, необходимо обосновать научно, т. е. построить на базе естествознания, в частности, теории эволюции Дарвина. Высоко оценивая значение теории Дарвина, П. А. Кропоткин решительно критикует ее основной принцип борьбы за существование. Его необходимо дополнить принципом взаимной помощи как одним из важнейших факторов эволюционного процесса. Это означает, что корни нравственности - в инстинкте общительности, уже изначально существующем в органической природе. Природа называется Кропоткиным первым учителем этики, нравственным началом этики. Поэтому в работах Кропоткина - "Взаимная помощь как фактор эволюции", "Этика" много внимания уделено описанию различных форм взаимопомощи в животном мире, для того чтобы показать, как этические нормы укоренены в природном мире, истоки альтруизма - в инстинкте общительности и взаимопомощи, присущих уже животным. Позднее эти идеи нашли свои подтверждение в работах этологов К. Лоренца, Д.П. Филатова и др.
В сороковых годах 20- го столетия выдающийся советский биолог Д. П. Филатов начинает писать работу "Норма поведения, или мораль с естественноисторической точки зрения". Увязывая этику с теорией эволюции и этологией, Филатов проводил мысль, что человек на первых фазах эволюции унаследовал от животного мира норму оборонительного поведения, эгоистическо-инстинктивное начало в поведении. Эгоизм первичен в жизни животных. Эта фаза в эволюции человека подчинена законам естественного отбора, действие которых в последующем ослабляется. В соответствии с этим уменьшается и жизненное значение эгоизма и увеличивается роль людей, для которых характерны любовь к жизни и природе в целом. Для морали будущего, по мнению Филатова, как раз и будет характерно повышение антиэгоистических норм морали и поведения людей, которые "поступают так, как поступил бы заботливый хозяин жизни: ничего для себя и все - для окружающего. И так как они поступают так не в силу взятого на себя принципа, а в силу своего всеобъемлющего интереса к жизни, их удовлетворение постоянно". Они - "носители объединенной, спаянной в одно целое любви ко всему и живому и неживому". Обращает на себя внимание то, что Д. П. Филатов, сохраняя ориентацию на науку, пытается построить этику, выходящую за границы и натуралистической, и христианской этики. Свою этику он называет этикой любви к жизни.
Биоэтика, как и любое другое изобретение человеческого духа, не является некоей моральной панацеей. Нельзя думать, что она сможет дать решение всех рассматриваемых ею проблем. Поскольку ситуации, анализируемые биоэтикой, рождаются в сфере современных и перспективных биологических и медицинских научных исследований, в будущем ей, по-видимому, должно уделяться все большее внимание. Одной из главных задач биоэтики должна стать попытка пробудить чувство ответственности за те социальные формы, в которой эти ситуации возникают и разворачиваются в современном обществе. Только в этом случае появится возможность движения к осуществлению оптимистическую концепции Вернадского о переходе биосферы в сферу разума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разум объединенного человечества.
Несколько
лет назад термин "клонирование",
обитавший ранее главным
Овца
Долли (вероятно, воспетая Армстронгом
лет за 40 до ее рождения) появилась
на свет летом 96-го года в результате
эксперимента по выращиванию живого
существа на основе генетического материала,
искусственно взятого из "материнского"
организма. О своем успехе осторожные
исследователи Рослинского института
( Roslin Institute ) в Шотландии сообщили миру
лишь 24 февраля 1997 года. Это событие вызвало
не только волну публикаций в СМИ (зачастую
параноидальных), но и серьезное беспокойство
правительств развитых стран: возможность
воспроизведения человеческого существа
"механическим" методом, ранее казавшаяся
заботой будущих законодателей, теперь
предстала перед государственными деятелями
с неотвратимостью свершившегося факта.
Успеху
шотландских генетиков
1883 год - открытие яйцеклетки немецким цитологом Оскаром Гертвигом;
1943 год - журнал Science сообщил об успешном оплодотворении яйцеклетки "в пробирке";
1953 год - Р. Бригс и Т. Кинг сообщили об успешной разработке метода "нуклеотрансфера" - переноса ядра клетки в гигантские икринки африканской шпорцевой лягушки "ксенопус";
1973 год - профессор Л. Шетлз из Колумбийского университета в Нью-Йорке заявил, что он готов произвести на свет первого "бэби из пробирки", после чего последовали категорические запреты Ватикана и пресвитерианской церкви США;
1977 год - закончилась публикация серии статей о работах профессора зоологии Оксфордского университета Дж.Гердона, в ходе которых было клонировано более полусотни лягушек;
1978
год - рождение в Англии Луизы Браун,
первого ребенка "из пробирки";
1981 год - Шетлз получает три клонированных
эмбриона (зародыша) человека, но приостанавливает
их развитие;
1982 год - Карл Илмензее из Женевского университета и его коллега Питер Хоппе из лаборатории Джексона в Бар-Харборе, штат Мэн, в которой с 1925 года разводят мышей, получили серых мышат, перенеся ядра клеток серого зародыша в цитоплазму яйцеклетки, полученной от черной самки, после чего эмбрионы были перенесены в белых самок, которые и выносили потомство; результаты не были воспроизведены в других лабораториях, что привело к обвинению Илмензее в фальсификации;
1985 год - 4 января в одной из клиник северного Лондона родилась девочка у миссис Коттон - первой в мире суррогатной матери, не являющейся матерью биологической (то есть "бэби Коттон", как назвали девочку, была зачата не из яйцеклетки миссис Коттон); был вынесен парламентский запрет на эксперименты с человеческими эмбрионами старше четырнадцати дней;
1987 год - специалисты Университета имени Дж.Вашингтона, использовавшие специальный фермент, сумели разделить клетки человеческого зародыша и клонировать их до стадии тридцати двух клеток (бластов, бластомеров), после чего зародыши были уничтожены; тогдашняя американская администрация пригрозила лишать лаборатории дотаций из федеральных фондов, если в них будут проводиться подобные опыты;
1996 год - 7 марта журнал Nature помещает первую статью коллектива авторов из института Рослин в Эдинбурге, которые сообщили о рождении пяти ягнят, полученных без участия барана: в цитоплазматические мешки яйцеклеток были перенесены ядра культуры эмбриональных клеток, полученных от другого зародыша; администрация Билла Клинтона еще раз подтверждает свое намерение лишать поддержки федеральных фондов всех, кто вознамерится экспериментировать с человеческими эмбрионами; так был лишен субсидий исследователь из Университета Вашингтона, осуществлявший анализ пола зародыша и анализ дефектных генов на стадии восьми клеток;
1997 год - 27 февраля журнал Nature поместил на своей обложке - на фоне микрофотографии яйцеклетки - знаменитую овечку Долли, родившуюся в том же институте Рослин в Эдинбурге; в конце июня Клинтон направил в конгресс законопроект, запрещающий "создавать человеческое существо путем клонирования и ядерного переноса соматических клеток";
1997 год - в самом конце декабря журнал Science сообщил о рождении шести овец, полученных по рослинскому методу; три из них, в том числе и овечка Полли, несли человеческий ген "фактора IX" ("фактора 9"), или кровеостанавливающего белка, который необходим людям, страдающим гемофилией, то есть несвертываемостью крови;
1997 год - в США издается книга Майкла Смита "Клоны", в которой рассказывается о клонировании людей в подземных тоннелях вокруг Лос-Анджелеса;
1998 год - чикагский физик (Физик??? Но так написано в тексте. Имелось в виду "physician". Фамилия в этом тексте также была искажена: "Сиди") Сид объявляет о создании лаборатории по клонированию людей: он утверждает, что отбоя от клиентов у него не будет;
1998
год, начало марта - французские
ученые объявили о рождении клонированной
телочки.
1.
Размышления в пользу
клонирования
Клонирование человека сейчас уже очень близко к реальности благодаря историческому научному прорыву д-ра Яна Вильмута и его коллег из Великобритании. Эта возможность потенциально дает всем нам невероятные преимущества. К сожалению, на обсуждение этой темы с самого начала оказывали влияние сенсационные, но вводящие в заблуждение сообщения СМИ, и общая негативная эмоциональная реакция, порожденная ошибочной научной фантастикой. Отрицательное отношение к клонированию людей — больше следствие захватывающей дух новизны идеи, чем каких-либо реальных нежелательных последствий. При разумном регулировании преимущества клонирования людей существенно перевесили бы недостатки. Если введенная в заблуждение общественность наложит полный запрет на клонирование человека, это оказалось бы печальным эпизодом в человеческой истории.