Проблемы биоэтики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 01:50, контрольная работа

Описание работы

Биоэтика (от греч. bios — жизнь и ethos — нрав, характер) — это систематический анализ действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов (Судо Ж., 1998). Биоэтические проблемы — это человеческая жизнь, аборт, генетические манипуляции, клонирование, эвтаназия, СПИД, биоэтические аспекты клинических испытаний новых препаратов и медицинских технологий, экспериментов на животных, мы выделим самые современные из них.

Содержание

Глава I. Биотические проблемы современности
Искусственная инсеминация
Экстракорпоральное оплодотворение
Суррогатное материнство
Глава II. Смерть и умирание. Эвтаназия.
Глава III. Генетическое картирование и евгеника
Глава IV. Моральные проблемы трансплантологии
4.1 Морально ли тратить деньги на трансплантологию?
4.2 Этические проблемы пересадки органов от трупов
4.3 Моральные проблемы ксенотрансплантации
Глава V. Медико-биологические исследования на человеке и на животных



Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Проблемы биоэтики.doc

— 98.00 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Поморский государственный университет  им. М.В. Ломоносова»

Факультет социальной работы

Кафедра социальной работы 
 
 
 
 

Контрольная работа

по курсу  «Социальная медицина» 
 
 

Выполнил  студент

2-го курса, 1 группы,

Факультета  «Социальная работа» 

Проверил

_________________________

(должность,  уч. степень) 
 

Архангельск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

Глава I. Биотические проблемы современности

    1. Искусственная инсеминация
    2. Экстракорпоральное оплодотворение
    3. Суррогатное материнство

Глава II. Смерть и умирание. Эвтаназия.

Глава III. Генетическое картирование и евгеника

Глава IV. Моральные проблемы трансплантологии

    4.1 Морально  ли тратить деньги на трансплантологию?

    4.2 Этические  проблемы пересадки органов от трупов

                 4.3 Моральные проблемы ксенотрансплантации

Глава V. Медико-биологические исследования на человеке и на животных 
 
 
 

Заключение

Список используемой литературы 
 

Введение

Биоэтика (от греч. bios — жизнь и ethos — нрав, характер) — это систематический анализ действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов (Судо Ж., 1998). Биоэтические проблемы — это человеческая жизнь, аборт, генетические манипуляции, клонирование, эвтаназия, СПИД, биоэтические аспекты клинических испытаний новых препаратов и медицинских технологий, экспериментов на животных, мы выделим самые современные из них.

I. Биотические проблемы современности

Среди таких технологий выделяют:

1.1 Искусственная инсеминация

Искусственная инсеминация может быть гомологичной - с использованием спермы мужа (ИОМ) и гетерологичной - с использованием спермы донора (ИОД). Донация гамет (спермы, яйцеклеток), которая является одной из форм донации генетического материала стоит особняком в ряду аналогичных явлений в медицинской практике. Если, например, нравственный характер безвозмездного донорства крови в настоящее время практически ни у кого не вызывает сомнений, то относительно донорства спермы или яйцеклеток имеются противоречивые оценки.

К сожалению, предусмотренные меры защиты родившихся с помощью ИОД детей от возможной в будущем дискриминации чреваты серьезными противоречиями. Существует мнение, что “современная позиция и право усыновленных детей на получение информации о своих биологических родителях должны быть распространены и на детей, рожденных с помощью ИОД”. По крайней мере, супруги-заявители должны быть надлежащим образом проинформированы и подготовлены врачом, проводящим ИОД, к необходимости разрешать в будущем противоречия, содержащиеся в концепции анонимности доноров спермы.

В Российской Федерации донорами спермы могут  быть как холостые мужчины, так и  состоящие в браке. К сожалению, во втором случае позиция жены донора у нас совершенно не принимается  во внимание. В некоторых других странах жена донора должна подтвердить, что факт донации спермы ее мужем не будет использован ею как причина будущих семейных разногласий. Хорошо известно, что коммерциализация трансплантации, торговля органами и тканями повсюду считаются безнравственными. Сама по себе сумма вознаграждения донору спермы в 30 руб. в ценах 1989г. (и эквивалентная – 30? - сумма в настоящее время) может интерпретироваться как компенсация за потраченное время и доставленные неудобства (в том числе морального характера).

Допустимо ли искусственное оплодотворение незамужней женщины? В разных странах этот вопрос решается по-разному. Иногда за одинокими женщинами не признается право на искусственное оплодотворение; в других странах такой нормы нет. В связи с этим Швецию, например, принято называть страной «репродуктивного туризма», в которую с целью пройти ИОД приезжают женщины из стран с более строгими законами.

1.2 Экстракорпоральное оплодотворение

Другой  современной репродуктивной технологией  является оплодотворение “в пробирке” (in vitro fertilisation), иначе называемое «экстракорпоральным оплодотворением и переносом эмбриона» (ЭКО и ПЭ). Идея оплодотворения вне тела женщины возникла еще в прошлом веке, а практически к ее осуществлению приступили в 40-х годах ХХ в., когда американские ученые осуществили “зачатие в пробирке”.

Показанием  к применению ЭКО и ПЭ является прежде всего абсолютное бесплодие  женщины, например, при отсутствии у  нее труб или яичников (в последнем  случае используются донорские яйцеклетки). По расчетам отечественных специалистов, в России имеется примерно 3 миллиона женщин детородного возраста, страдающих абсолютным бесплодием.  
Для повышения вероятности успеха при проведении процедуры ЭКО и ПЭ приходится создавать не один эмбрион, а сразу несколько. С этой целью, как правило, в программе ЭКО и ПЭ применяется лекарственная стимуляция суперовуляции, что обеспечивает множественный рост фолликулов. В результате гормонального “подстегивания” биологических процессов в яичниках женщины удается получить в одном цикле от нескольких до десяти и более яйцеклеток. Наиболее частым осложнением столь “агрессивного” вмешательства в биологию человека является синдром гиперстимуляции яичников, который в ряде случаев (2-9%) характеризуется асцитом, затруднением дыхания, увеличением размеров яичников до 12 см со множеством фолликулов и кист. Лечение синдрома иногда требует хирургического вмешательства.

В процессе проведения ЭКО и ПЭ приходится осуществлять целую серию манипуляций с  яйцеклетками и сперматозоидами  до момента их слияния. Допустимо  ли вообще подобное манипулирование с гаметами человека? Через сутки с небольшим после оплодотворения (образования зиготы) происходит первое в жизни нового биологического образования клеточное деление на 2 бластомера, а к концу третьих суток уже образуется 8 бластомеров (клеток). В соответствии с рекомендациями отечественной Инструкции по применению метода ЭКО и ПЭ стадии 2-4-8 бластомеров считаются оптимальными для переноса в матку. На этой стадии от манипуляций с гаметами медики переходят к манипуляциям с эмбрионами. При этом приходится сталкиваться с теми же самыми философскими, морально-этическими вопросами, которые имеют давнюю традицию обсуждения в связи с искусственным прерыванием беременности: “Каков онтологический и моральный статус эмбриона?”, “С какой стадии развития зародыша он должен считаться человеческим существом?”, “В каком объеме он обладает правами человека?”

В литературе по биоэтике на вопрос о том, с какой  стадии развития зародыша он должен считаться  человеческим существом, даются различные  ответы: с момента зачатия, когда возникла уникальность будущего человека в генетическом плане; с 14-го дня, когда и в условиях естественного развития происходит имплантация зародыша в матку и когда выделяются собственно зародышевые клетки (“первичная полоска”); после 30-го дня, когда начинается дифференцировка центральной нервной системы; с 7-8 недель, когда зародыш начинает реагировать на раздражители; после 7 месяцев, когда формируется сосательный рефлекс и плод приобретает способность жить вне тела матери.

Стимулируя  гиперовуляцию, врачам удается извлечь из организма женщины несколько (иногда до 10 и более) яйцеклеток. В целях повышения вероятности оплодотворения все яйцеклетки подвергаются инсеминации, и большинство из них становятся зиготами. Чтобы повысить вероятность беременности, в полость матки переносят несколько эмбрионов. С целью избежать негативных последствий многоплодной беременности, если после переноса в матку одновременно приживается более трех эмбрионов, часть из них абортируется.

Много споров ведется относительно судьбы оставшихся “избыточных” оплодотворенных яйцеклеток (подвергнутые криоконсервации, они могут долго сохраняться). Если беременность не наступает сразу, то они могут быть использованы в последующих циклах (в одном случае в Центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН беременность наступила только после 8-ой попытки). Если же беременность наступает, то “избыточные” оплодотворенные яйцеклетки оказываются буквально “лишними”).

1.3 Суррогатное материнство

Чрезвычайно бурные споры ведутся вокруг так называемого “суррогатного материнства”. В этом случае яйцеклетка одной женщины оплодотворяется in vitro, а затем эмбрион переносится в матку другой женщины - “матери-носительницы”, “женщины-донора”, “временной матери” и т.п.; при этом социальной матерью – "арендатором", нанимателем - может быть либо та женщина, которая дала свою яйцеклетку, либо вообще третья женщина. Таким образом, у ребенка, родившегося благодаря подобным манипуляциям, может оказаться пять (!) родителей: 3 биологических (мужчина-донор спермы, женщина-донор яйцеклетки и женщина-донор утробы) и 2 социальных - те, кто выступает в качестве заказчиков.

Привлекательность суррогатного материнства в случаях, когда причиной бесплодия является отсутствие матки у женщины, очевидна. Известны случаи, когда своеобразную донорскую функцию “матери-носительницы” выполняла мать или сестра страдающей бесплодием женщины. Родственные связи при этом оказываются чрезвычайно запутанными – "мать-носительница" оказывается в определенном смысле как матерью, так и бабушкой родившегося ребенка, а также не только матерью, но и сестрой женщины-"заказчицы". Чаще, однако такая практика осуществляется на основе контракта, который предусматривает оплату услуг и “женщины-носительницы”, и врача, а также юриста, составляющего контракт (в США в конце 80-х гг. общая стоимость “суррогатного материнства” в 30 тыс. долл. распределялась между ними соответственно: 10 тыс. долл., 10-15 тыс. долл. и 5-10 тыс. долл.).

II. Смерть и умирание. Эвтаназия.

Для многих первобытных обществ было обычной нормой умерщвлять стариков и больных или (для кочевых племен) не забирать их с собой при смене места стоянки. Хорошо известен обычай древнегреческой Спарты, где слабых, болезненных детей, а иногда девочек, сбрасывали в пропасть. Сократ, Платон и философы-стоики от Зенона до Сенеки оправдывали умерщвление очень слабых и тяжело больных людей, даже без их согласия. Сократ и Платон, кроме того, считали, что если человек по причине своей слабости становится обузой для общества, то покончить с собой - его моральный долг. Для этого обычно применялся яд цикуты (болиголова), который принял и сам Сократ по приговору афинского суда.  
Христианство, воспринявшее от иудаизма представление о жизни человека как божьем даре, с самого начала выступило против самоубийства, вызванного страданиями или отчаянием. Эта позиция бескомпромиссного отвержения самоубийства и эвтаназии никем не оспаривалась долгое время. И лишь примерно сто лет назад, в условиях падения религиозности и распространения эволюционизма, получают распространение представления о добровольной эвтаназии, о праве автономной личности окончить свою жизнь, когда смертельная болезнь превращает эту жизнь в страдание и лишает какой бы то ни было пользы для других.

В первой половине нашего столетия единственной страной, где эвтаназия осуществлялась в массовых масштабах, оказалась нацистская Германия. Это была государственная политика недобровольной эвтаназии, направленная против тех, кто был экономическим бременем для общества (в приведенном выше перечне это - второе значение термина “эвтаназия”). Не без влияния ученых и врачей, широко пропагандировавших идеи “расовой гигиены”, Гитлер в сентябре 1939 г., незадолго до вторжения в Польшу, издал указ о регистрации детей, страдающих монголоидностью, гидроцефалией, параличом и уродствами. 5 тыс. из них были подвергнуты эвтаназии, получив сверхдозу фенобарбитала.

  Одним из различений, особенно широко использовавшимся лет двадцать-тридцать назад, является различение активной и пассивной  эвтаназии. Пассивная эвтаназия - это отказ от жизнеподдерживающего лечения, когда оно либо прекращается, либо вообще не начинается. Активная эвтаназия - это преднамеренное вмешательство с целью прервать жизнь пациента, например, путем инъекции средства, вызывающего летальный эффект.  
Бурные дискуссии вызывает практика активной эвтаназии, с начала 90-х годов узаконенная в Голландии, где таким путем уже было умерщвлено около 16 тыс. пациентов. И хотя во многих странах мира существуют общественные движения, требующие узаконить активную эвтаназию, пока что им не удалось добиться заметных успехов. Согласно данным социологических опросов, проводившихся в разных странах, в том числе и в России, врачи намного более негативно относятся к эвтаназии, чем население в целом. Впрочем, как показывают данные опроса, проведенного среди московских врачей, более молодые врачи чаще считают эвтаназию допустимой в исключительных случаях, чем врачи более старших возрастных групп.

Информация о работе Проблемы биоэтики