Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:03, реферат
Биоэтика представляет собой важную точку философского знания. Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформациитрадиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека ( в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Этика жизни или биоэтика…………………………………………………….4
2. Этика жизни и традиции русской философии……………………………..…5
3. Биоэтика и традиции современной американской культуры……………..…9
4. Модели моральной медицины в современном американском обществе….11
4.1. Модель технического типа…………………………………………………12
4.2. Модель сакрального типа………………………………………………..…12
4.3. Модель коллегиального типа………………………………………………14
4.4. Модель контрактного типа…………………………………………………14
5. Принцип информированного согласия……………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования «Ростовский
государственный
медицинский университет
министерства здравоохранения
и социального
развития РФ»
РЕФЕРАТ
«Биоэтика»
Введение…………………………………………………………
1. Этика жизни или биоэтика…………………………………………………….4
2. Этика жизни и традиции русской философии……………………………..…5
3. Биоэтика и традиции современной американской культуры……………..…9
4. Модели моральной
медицины в современном американском
обществе….11
4.1. Модель технического типа…………………………………………………12
4.2. Модель сакрального типа………………………………………………..…12
4.3. Модель коллегиального типа………………………………………………14
4.4. Модель контрактного типа…………………………………………………14
5. Принцип информированного согласия……………………………………...15
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Биоэтика
представляет собой важную точку философского
знания. Формирование и развитие биоэтики
связано с процессом трансформациитрадиционной
этики вообще и медицинской этики в частности.
Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся
вниманием к правам человека ( в медицине
- это права пациента, испытуемого и т.д.)
и созданием новых медицинских технологий,
порождающих множество острейших проблем,
требующих юридического и морального
регулирования.
1.Этика жизни или биоэтика.
Формирование биоэтики обусловлено, прежде всего, теми грандиозными изменениями, которые произошли в технологическом перевооружении современной медицины, кардинальными сдвигами в медикоклинической практике, которые нашли свое выражение в успехах генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержании жизни пациента. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медперсоналом. Существуют ли пределы, и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует считать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Или аборты есть убийство живых существ? Таковы лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также и перед широкой общественностью в условиях невиданного оснащения современной медицины.
Биоэтика как исследовательское направление междисциплинарного характера сформировалось в кон. 60-х - нач.70-х гг. Термин "биоэтика" предложен В.Р.Поттером в 1969г. Трактовка ее разнородна. Прежде всего, биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений "врач - пациент". Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд аксиологических, социальных проблем и проблем, связанных с системами здравоохранения и с отношением человека к животным и растениям. Кроме того, термин "биоэтика" указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ независимо от того, находят ли они свое применение в терапии или нет.
Иными
словами, биоэтика ориентируется на
достижения современной биологии при
обосновании или решении
2.Этика жизни и традиции русской философии.
Русскую этическую мысль можно назвать этикой жизни. Для нее характерно, прежде всего, осознание самоценности жизни, нравственное освещение жизни как фундаментальной ценности, наполненной духовным смыслом. Этот духовный смысл жизни по-разному трактовался в различных философских концепциях.
Идеи православия лежали в основании этических размышлений таких русских философов, как Н.Ф.Федоров, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.А.Булгаков, С.Л.Франк и др. Все они стремятся укоренить этику в ценностях христианства, прежде всего православия, понимаемого отнюдь не догматически. Здесь обсуждаются многие проблемы теоретической этики - жизнь и смерть, история, место человека в космосе. Идеи православия задавали фундаментальную систему отсчета этических построений русских философов - от космизма этики всеединства В.С.Соловьева до философской антропологии Н.А.Бердяева, от проекта Н.Ф.Федорова воскрешения отцов и победе над смертью до христианского социализма С.Булгакова. Как мы видим, идеи православия послужили истоком различных философско-этических концепций.
Этика составляла ядро русской религиозной философии. Даже экономические и социологические построения, осуществленные, например, С.Булгаковым и С.Л.Франком, основывались на фундаментальных нравственных принципах этики солидарности. Более того, в русской философии была предложена концепция этической гносеологии, т.е. гносеологии, включающей в себя этические регулятивы.
Этические концепции, развитые в русской религиозной философии, не смогли стать теоретическим основанием для построения биоэтики. Они лишь задавали ведущий вектор отношения человека к миру, к жизни, к окружающей природе.
В отечественной философской мысли существует и другое направление, которое можно охарактеризовать как этику жизни. Это - "живая этика", развитая рядом представителей буддистской мысли. Наиболее известным представителем этого направления является Н.К.Рерих - создатель так называемой "Живой этики". Согласно Н.К.Рериху, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий и вообще космических энергий. Овладение психической энергией предполагает нравственное преобразование природы. Это была этика взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанная на религиозных и философских ценностях буддизма.
Существовало в России и третье направление в этике жизни, которое было гораздо ближе к острым коллизиям повседневной жизни и критическим ситуациям, требующим морального выбора. Это направление можно назвать натуралистическим, поскольку оно ориентируется на естественные науки, на биологию, прежде всего, хотя и указывает на ограниченность существующих в естествознании теорий. Представителей этого направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обосновать этику из идеи борьбы со смертью.
Наиболее известным представителем этого направления в нач. ХХ в. был Н.А.Умов - выдающийся русский физик. Он развивает комплекс идей, обосновывающих этику жизни, исходя из того, что жизнь специфична по своей организации и для ее постижения недостаточно физикалистских понятий и методов. Специфика жизни заключается в ее антиэнтропийности. Умов утверждает, что человеку не присуща "нестройность" неорганизованной природы: "Прирожденные нам стройности заключают уже в себе элементы этики. Нравственные принципы не могли бы руководить поведением существ, природа которых была бы образована из нестройностей". Он настаивает на том, что основная цель этики - в стремлении устранить бедствия человеческой жизни с помощью действенного вмешательства в жизнь природы, в превращении хаотических сил природы в организованные, "стройные". Он выдвигает новую заповедь новой этики: "Твори и созидай на основе научного знания". Этические идеалы должны быть выведены из жизни, из первичных форм стройностей, существующих в органической жизни и развивающихся до высшей формы - этических идеалов добра и любви. Тем самым Н.А.Умов задает новый ориентир этике - ориентир борьбы с силами хаоса, беспорядка во имя утверждения жизни. "Величественная задача гения человечества - охранение, утверждение жизни на земле".
В
это же самое время П.А.Кропоткин
разрабатывает этику
То,
что было в начале века нравственным
уродством отдельных врачей, после
1917г. стало безнравственной
Тоталитаризм подавлял права человека и стремился разрушить профессиональную этику врачей. Он не допускал даже обсуждения проблем профессиональных этических норм и тем более, философских проблем медицинской этики. Но он не смог подавить свободных философско-этических размышлений в работах В.Ф.Войно-Ясенецкого, В.И.Вернадского, Д.П.Филатова, А.А.Любищева.
В 1940г. выдающийся советский
биолог Д.П.Филатов начинает
В это же самое время В.И.
Подводя итог рассмотрению этических концепций, развитых в русской мысли, можно наблюдать стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни, укоренить этику в жизни и вывести из нравственных начал и право, и познание, и даже религию. Важнейшей чертой этических размышлений в