Устройство и технологические планировки рознично торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что для этого необходимо, чтобы торговое предприятие розничной торговли, независимо от формы собственности, имело оптимальную планировку своих трудовых площадей, имело современное оборудование, развитую сеть рекламы и т.д. Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей курсовой работы. В связи с этим основная цель работы - исследование и анализ организации устройства, планирования и оборудования торгового предприятия, а так же разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия в целях оптимизации прибыли, преодоления конкуренции и др.

Содержание

Введение
Требования, предъявляемые к помещению торгового розничного предприятия
Организационно-экономическая характеристика ООО «Югпродукт» магазина «Гастрономчик»
Планировка, взаимосвязь и устройство помещений магазина «Гастрономчик»
Технологическая планировка торгового зала магазина «Гастрономчик»
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 55.43 Кб (Скачать)

Торговый зал имеет  большой периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового  оборудования.

Такое планировочное решение  не только отвечает требованиям рациональной организации торгово-технологических  операций, но и позволяет создать  наиболее удачный интерьер.

Торговый зал можно  разделить на следующие зоны или  площади: установочную, проходов для  покупателей, рабочих мест продавцов  и площадь зоны расчетного узла.

Установочная  площадь - это площадь, занимаемая под  установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30 % площади  торгового зала.

По  данным приведенным в таблице 3, мы сможем рассчитать показатели, характеризующие  эффективность использования площади  торгового зала магазина «Гастрономчик».

Степень эффективности использования площади  торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:

 
 

(5)

 
     

где S у -- установочная площадь, 60 м2. S т. з -- площадь торгового зала, 200 м2.

Ку=60/200=0,3

Этот  коэффициент соответствует нормативному показателю, который равен 0,27-0,32. Однако эффективность использования площади  торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку  оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки.

Показателем, характеризующим степень использования  площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент демонстрационной площади торгового зала. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового  зала:

 
 

(6)

 
     

где S выкл - площадь выкладки товаров, кв.м; Sт.э.-- площадь торгового зала, 200 м2.

Кдем=150/200=0,75

Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может  пострадать рациональная организация  технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что  наиболее приемлемыми отношениями  между площадью выкладки товаров  и площадью торгового зала в магазинах  самообслуживания являются 0,72-0,75.

Для наиболее полной характеристики использования  торгового зала магазина необходимо рассчитать коэффициент емкости  оборудования.

 

Формула:

 
 

(7)

 
     

Кемк.оборуд=0,75/0,3=2,5

Площадь зоны расчетного узла этого магазина, включает; площадь, занятую местами контролеров-кассиров, площадь проходов между местами и площадь необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

В магазине «Гастрономчик», описываемого по ходу курсовой работы, используют линейную планировку торгового зала, она является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. На схеме 1 изображен план размещения торгового оборудования, где 1 - вход в торговое помещение, 2 - касса, 3 - камеры хранения, 4,6 - открытые прилавки, 5 - охлаждаемые ветрины, 7 - горки, 8 - холодильные камеры.

Схема 1.- Планировка торгового зала магазина «Гастрономчик»

 

4. Технологическая  планировка торгового зала магазина  «Гастрономчик»

Под технологической  планировкой торгового зала понимают; размещением товаров, оборудование торгового зала.

Товары размещают  по товарно-отраслевому принципу, когда  в пределах одного рабочего места (секции) находятся изделия одной товарной группы, и комплексному, когда на одном этаже, в одной секции, отделе магазина находятся товары различных  групп, взаимосвязанных в спросе или удовлетворяющих потребности  определенных покупателей.

За каждым товаром закреплено постоянное место, покупатели привыкают к этому  и легко ориентируются в торговом зале, а работникам магазина это  помогает контролировать сохранность  товаров, следить за полнотой ассортимента товаров и своевременно пополнять  их запасы.

Товары, размещаемые  в торговом зале, в зависимости  от назначения делят на рабочий, выставочный  и резервный запасы. В магазине рабочий запас выложен на оборудовании открыто и покупатели имеют к нему свободный доступ. При торговле по образцам рабочий запас, подготовленный к подаче в торговый зал, находится в помещениях для хранения.

Выставочный запас предназначен для информации покупателей об ассортименте имеющихся  в продаже товаров. В магазине «Гастрономчик» рабочий запас одновременно является и выставочным. Резервный запас служит для пополнения рабочего запаса в течение дня. Он создается для бесперебойного обслуживания покупателей. Также в магазине ведётся продажа по индивидуальной форме и узкому ассортименту, резервный запас хранится на рабочих местах продавцов в нижних выдвижных ящиках прилавков и пристенного оборудования, а при самообслуживании -- в кладовых, примыкающих к торговому залу, или на полках, размещенных с тыльной стороны пристенных горок.

В магазине «Гастрономчик» при размещении товаров необходимо было соблюсти следующие правила: в непосредственной близости от входа размещают товары частого спроса; с правой стороны, учитывая привычку покупателей к правостороннему движению, размещают товары, объем продажи которых хотят увеличить, а с левой стороны (в направлении к выходу) -- товары повышенного спроса. В середине торгового зала размещают товары достаточного ассортимента.

Выкладкой товаров  называют способы показа и укладки  отдельных видов товаров, посредством  которых показывают свойства, цвет, форму и т. п. как каждого вида, так и всего ассортимента предлагаемых товаров. Выкладка может быть товарной и декоративной. Товарную выкладку применяют при самообслуживании для одновременного показа и отпуска товаров. При размещении и выкладке товаров большое значение имеют зоны, в которых расположены полки оборудования. Для осмотра товаров наиболее удобной является зона полок, расположенных на уровне глаз покупателя (135--160 см от уровня пола). Применение того или иного приема выкладки зависит от формы продажи, расцветки, рисунка и других особенностей товара.

При размещении товаров на оборудовании применяют  вертикальный и горизонтальный способы  выкладки. Вертикальный способ выкладки предусматривает размещение однородных товаров на всех площадках данной горки по вертикали. Ширина такой  выкладки обычно занимает не более  одной секции (0,9 м). При горизонтальном способе выкладки группу товаров  размещают вдоль оборудования на значительном протяжении, занимая одну или две полки и показано на рис.1.

Рисунок 1- Горизонтальная выкладка товаров.

 

Также в магазине используют выкладку товаров «навалом». Выкладки товаров "навалом" осуществляются с использованием различных типов  емкостей или базовых стендов,(имеются и менее подвижные стенды либо бачки, сконструированные для такого рода выкладки товаров, и лучше использовать их, чем тележки.)

Это могут  быть магазинные тележки, проволочные  корзины, бачки, столы или комплекты  емкостей, поставляемые производителями  продуктов. Поскольку товар "вываливается" в ту или иную емкость, стоимость  этого вида выкладки является довольно низкой. Обычно используется один вид  товара. Выкладка товаров навалом  требует применения вывесок-указателей, поясняющих способы и цели использования  данных продуктов рис.2.

Рисунок 2 - Выкладка товаров навалом.

Выкладка  товаров с применением тележек  является широко распространенным приемом  в торговле, поскольку: на такой способ выкладки затрачивается мало времени, продукт просто помещается в тележку (или проволочную корзину), к которой  прикрепляется соответствующий  указатель; тележки мобильны и могут  легко перемещаться в любую зону магазина; некоторые такой вид  выкладки эффективен - покупатели обращают внимание на содержимое тележек. Выкладка продуктов на тележках имеет, однако, ряд недостатков: многие покупатели могут подумать что заполненные продуктами тележки уже используются другими покупателями, которые временно отлучились; по причине своей мобильности ручная тележка может быть передвинутая в зону, где ей быть не полагается, или она может перегородить проход. Такие проблемы сформировали еще один принцип торговли в супермаркете - тележки используются только для покупаемого товара или возвращения брошенного товара на полки. Специальные выкладки в корзинках могут располагаться в любом месте в магазине. Однако сопутствующие или близкие товары, выставленные в корзинах в проходе, не должны блокировать движение покупателей или загораживать основную выкладку.

Важно помнить  математические аспекты выкладки товара: квадратичную и кубическую функции. Для увеличения площади выкладки в два раза осевые размеры необходимо увеличить в 1,4 раза; в 4 раза - в 2; в 9 раз - в 3. Увеличение осевых размеров в 2 раза при объемной композиции даст увеличение объема выложенных товаров  в 8 раз, в 3 раза - в 27 и т.д. Чтобы увеличить  объем представленных товаров почти  в 3,5 раза нужно увеличить линейные размеры всего в 1,5 раза!

Немало важной частью технологической планировки является оборудование. Выбор типов  оборудования и комплектование его  набора должны основываться на следующих  основных принципах: соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина; оснащение магазинов торговым оборудованием должно осуществляться с учетом используемых методов продажи товаров; оборудование должно обеспечивать эффективное использование торговой площади магазина, это показано в таблице 4.

 

Таблица 4

«Спецификация торгово-технологического оборудования магазина «Гастрономчик»

 

№ п/п

Наименование оборудования

Тип обору-дования

Количеств единиц

Установочная площадь, м2.

Демонстра-ционная площадь, м2.

 
       

ед. обору-дования

все-го

ед. оборудования

все-го

 

1.

Открытые прилавки

Мебель

5

5

10

7

25

 

2.

Прилавки-витрины

Холодильное оборудование

7

7

15

10

37,5

 

3.

Охлаждаемые витрины

Холодильное оборудование

2

2

10

5

25

 

4.

Горки

Мебель

17

17

17,5

23

43,8

 

5.

Холодильныекамеры

Холодильное оборудование

3

3

7,5

5

18,7

 
 

Итого

-

34

34

60

50

150

 
                 

Определение рационального набора торгового  оборудования и характер его размещения оказывают существенное влияние  на эффективность использования  площадей магазина «Гастрономчик». Правильно подобранное и расставленное холодильное, измерительное и контрольно-кассовое оборудование, а также мебель - позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобства для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.

По назначению торговая мебель подразделяется на следующие  виды: для приемки товаров по качеству (столы для бракеража); подготовки товаров к продаже (столы для  фасовки товаров); показа товаров (витрины); выкладки и продажи товаров (горки, прилавки); транспортировки и продажи  товаров (тара-оборудование); расчетов с покупателями (кассовые кабины); для  обслуживания покупателей.

Контрольно-кассовое оборудование. Расчетные операции с  покупателями играют важную роль в  торгово-технологическом процессе магазина. От правильной их организации  зависят затраты покупателями времени  на приобретение товаров. Расчеты с  покупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственно  продавцом, кассиром или контролером-кассиром и одновременного учета поступившей  суммы с помощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями.

Конструкция современных контрольно-кассовых машин  позволяет вести учет нарастающим  итогом полученных от покупателей денег, печатать чек с различными данными, печатать на контрольной ленте порядковый номер чека, уплаченную сумму, шифр, номер счетчика. Одновременно на их индикаторах указывается проведенная  сумма, шифр и номер счетчика.

Холодильное оборудование в магазине представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные  для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров  на предприятии, оборудование по назначению делят на основные группы: для хранения товаров (холодильные камеры); для  показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины и прилавки-витрины), По температурному режиму, поддерживаемому  в охлаждённой ёмкости, холодильное  оборудование в этом магазине подразделяют на низкотемпературные и обычное. В низкотемпературном оборудовании товары хранят при температуре - 18єС и ниже, показано на рисунке 3. Охлаждённые продукты хранят при температуре 0-2єС.

 

Рисунок 3 - Дисплейная выкладка товаров в низкотемпературном холодильном оборудовании.

Дисплейный  способ выкладки магазин применяет  на дополнительном фирменном холодильном  оборудовании, не привязанного к основной точке продажи этого товара.

Заключение

В результате выполненных в настоящей курсовой работе исследований показано, что  оптимальные устройства, планирование и оборудование торгового предприятия  розничной торговли напрямую связаны  с эффективностью торговой деятельности предприятия. Однако выполнение всех необходимых  требований по усовершенствованию организации  по устройству и планированию торгового  предприятия связано с рядом  проблем.

Информация о работе Устройство и технологические планировки рознично торгового предприятия