Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:30, курсовая работа
Цель курсовой работы — изучение размещения и построения розничной торговой сети и разработка практических рекомендаций по ее совершенствованию.
В курсовой работе необходимо изучить следующие задачи:
изучить теоретические основы розничной торговой сети;
провести анализ розничной торговой сети;
дать обоснование эффективности размещения розничной торговой
сети «Креатив групп»;
предложить направления совершенствования размещения и построения розничной торговой сети.
36
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Розничная торговая сеть – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Проблеме оптимального размещения торговых предприятий до сих пор уделяется недостаточное внимание. Мало изучены характер и степень влияния на эффективность коммерческой деятельности (и в том числе торговых предприятий) и логистики таких параметров, как размер торгового предприятия, его размещение.
В последние годы произошли существенные положительные изменения в развитии торговли и размещении предприятий, что обусловлено рыночными преобразованиями в Республике Беларусь в начале третьего тысячелетия. Проблема размещения розничных торговых предприятий становится все более актуальной, а научно-методический аппарат ее решения все более востребованным. Это объясняется двумя главными причинами:
плохо развитой сферой розничной торговли в РБ и ее отставанием от индустриально развитых государств впервые годы рыночных преобразований;
высокой степенью влияния таких факторов, как обеспеченность населения торговыми площадями, мощность, специализация и размещение торговых предприятий на качество, и эффективность их работы.
Цель курсовой работы — изучение размещения и построения розничной торговой сети и разработка практических рекомендаций по ее совершенствованию.
В курсовой работе необходимо изучить следующие задачи:
изучить теоретические основы розничной торговой сети;
провести анализ розничной торговой сети;
дать обоснование эффективности размещения розничной торговой
сети «Креатив групп»;
предложить направления совершенствования размещения и построения розничной торговой сети.
Объектом изучения является Общество с ограниченной ответственностью «Креатив групп».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Розничная торговая сеть, функции и задачи.
Розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров и услуг конечным потребителям. Это конечный этап каналов сбыта. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли продажи, поскольку потребители приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.
Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий-изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов, ателье и др.
Торговая сеть — совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением. Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.
Розничная торговая сеть — совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории.
Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на стационарную, передвижную и посылочную.
Стационарная торговая сеть – наиболее распространенная, включает в себя как крупные, технически оборудованные магазины, так и палатки, киоски, ларьки, торговые автоматы. При этом различают магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам. Разновидностью стационарной торговли являются также магазины типа «магазин-склад»; товары в них не выкладываются на витрины, полки, что значительно снижает расходы по их погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа в них осуществляется по более низким ценам. Создаются магазины, торгующие товарами по каталогам. Подобная торговля основана на предварительном отборе товара. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталоги, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой (телефону, телетайпу, факсу). Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу или посетить магазин и лично выбрать необходимый товар. Немалые потенциальные возможности имеет организация продажи товаров через торговые автоматы. Они удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Устанавливаются автоматы внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, метро, в кафе, вестибюле гостиниц и т.д.). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, жевательная резинка, сигареты и др.).
Передвижная торговая сеть способствует приближению товара к покупателю и оперативному его обслуживанию. Эта торговля может быть развозной с использованием автоматов, а также разносной с применением лотков и других несложных устройств. Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому. При этом торговые агенты изготовителей, сбытовых, посреднических и торговых предприятий поставляют и реализуют продукцию непосредственно покупателю.
Розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров конечным потребителям [2, c.82-85].
Розничные торговые предприятия можно классифицировать по нескольким признакам:
По формам собственности:
а) независимый розничный торговец (располагает только одним магазином и предлагает персональное обслуживание, удобное месторасположение и непосредственный контакт с потребителями);
б) торговая сеть (совместное владение рядом розничных точек с использованием системы централизованных закупок и принятий решений; характеризуется специализацией, стандартизацией и сложной системой управления);
в) розничные франшизы (контрактные соглашения между производителем, оптовой и сервисной организацией и розничными точками; позволяют осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и в соответствии с набором правил);
г) арендуемый отдел (это отдел в розничном магазине обычно универсальном или магазине сниженных цен);
д) кооператив (создается розничной торговлей или потребителями, розничный магазин принадлежит его членам, которые вносят деньги, получают сертификаты о владении, выбирают должностных лиц, управляют и делят прибыль; цель – более низкие цены для членов).
По структуре стратегии розничной торговли:
а) по времени работы – дежурный магазин (обычно представляет собой удобно расположенный магазин с ограниченным ассортиментом и с продолжительным временем работы);
б) по ассортименту обслуживания:
обычные универсам (супермаркеты – продовольственные магазины с рядом отделов, сочетают большой объем сбыта, низкие цены, импульсивные покупки в одном месте);
супермагазины (диверсифицированный супермаркет, в котором продается широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров);
специализированные магазины (концентрируются на продаже какой-нибудь одной товарной группы, например, высококачественной бытовой техники);
магазины разнообразного ассортимента (торгуют широким набором товаров по низким и средним ценам: канцтоварами, простыми бытовыми изделиями, предметами женского туалета, посудой, игрушками);
универмаги (продается широкий ассортимент товаров: одежда, белье, мебель, радио, бытовая техника и т.д.);
полно ассортиментные магазины сниженных цен (характеризуются низкими ценами, относительно широким кругом товаров, самообслуживанием, расположением в местах с низкой арендной платой, фирменными товарами);
в) по сниженным ценам (выставки каталогов товаров; товары хранятся в служебных помещениях, и их ассортимент весьма ограничен).
Не магазинная розничная торговля – деятельности магазинов, не связанных с использованием традиционной торговли:
а) торговые автоматы;
б) прямые продажи на дом;
в) прямой сбыт (потребитель не вступает в личный контакт, а делает покупку на основании информации почтовой или телефонной рекламы, радио, телевидения и журналов).
Таким образом, виды розничных торговых предприятий можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от форм собственности; по структуре стратегии розничной торговли, а также существует не магазинная розничная торговля [2, c.86-92].
Функции розничной торговли:
за счет большого числа предприятий розничной торговли происходит удовлетворение потребности конечного покупателя по месту его жительства или работы. При этом большие объемы поставок от поставщика делятся на мелкие порции товара, соответствующие желаниям и потребностям конечного покупателя;
через розничную торговлю производитель получает информацию о спросе на товар, являясь наиболее чувствительным индикатором регулирования объемов производства;
через розничную торговлю происходит освоение новых рынков и осуществляется продвижение новых товаров;
розничная торговля выполняет рекламные функции товара производителя.
Розничные предприятия выполняют ряд функций, увеличивающих ценность продаваемых ими товаров и услуг:
1 Обеспечение определенного ассортимента товаров и услуг.
2 Дробление поступающих партий товаров.
3 Хранение запасов.
4 Обеспечение сервиса.
Все эти действия составляют от 20 до 50% стоимости продаваемых в розницу товаров. Столь высокий показатель еще раз подчеркивает необходимость понимания деятельности розничных торговых предприятий, важности их роли в современном обществе.
Обеспечение товарного ассортимента. Средний супермаркет предлагает около 15 тыс. наименований товаров более чем 500 производителей. Предлагая столь широкий ассортимент, торговец предоставляет своим покупателям возможность приобрести товары самых разных марок, фасонов, размеров, расцветок и цен в одном и том же месте. Все розничные предприятия предлагают несколько видов продукции, однако каждый из них специализируется на определенном ассортименте. Супермаркеты предлагают широкий выбор продуктов питания, лекарственных препаратов, туалетных принадлежностей и товаров для дома, другие магазины – одежду и аксессуары. Большинство покупателей, прекрасно разбираются в ассортименте, предлагаемом тем или иным розничным предприятием.
Дробление поступающих партий товаров. Чтобы снизить затраты на перевозку, производители, как правило, отправляют розничным предприятиям большие партии товаров в соответствующей упаковке и таре. А розничные предприятия, в свою очередь, предлагают продукты в небольших количествах, соответствующих запросам отдельных потребителей и домохозяйств. В этом и заключается функция дробления поступающих партий товаров.
Хранение запасов. Хранение запасов необходимо для того, чтобы в случае, если потребители захотят приобрести в магазине какой-либо товар из обычно предлагаемого ассортимента, ничто не помешало бы им осуществить это желание. Благодаря данной функции потребители хранят дома лишь небольшое количество товаров, зная, что их всегда можно приобрести в магазине.
Обеспечение сервиса. Розничные предприятия предоставляют покупателям услуги, облегчающие процесс покупки и использования товаров (к примеру, они предлагают покупки в кредит, позволяющие иметь товар сегодня, а оплатить его позднее). Торговля демонстрирует имеющиеся у нее товары так, что потребители имеют возможность рассмотреть их, подержать в руках, а зачастую и попробовать в деле еще до того, как они совершат покупку.
Увеличение ценности товаров и услуг. Предлагая определенный товарный ассортимент, разбивая крупные партии продукции на более мелкие, храня запасы и предоставляя услуги, розничные предприятия увеличивают ценность товаров и услуг для покупателей. [3,c. 110-122]
Розничная торговля – это последний этап в канале распределения, который включает все предприятия (фирмы) и всех людей, участвующих в процессе физического перемещения товаров и услуг, а также в передаче права собственности на эти товары и услуги от производителя потребителю. Схема типичного канала распределения показана на рис. 1 [14, рисунок 1].
Рисунок 1 – Схема типичного канала распределения
В канале распределения розничные фирмы играют важную роль связующего звена между производителями, оптовыми торговцами и другими поставщиками, с одной стороны, и конечным потребителем – с другой. Многие производители предпочитают выпускать какой-то один основной тип продукта и продавать весь его запас как можно меньшему количеству закупщиков. А конечные потребители предпочитают выбирать из достаточно широкого ассортимента товаров и услуг и покупать их лишь в весьма ограниченных объемах. Именно поэтому розничные торговцы выбирают для себя определенный ассортимент товаров и услуг из различных источников, закупают их в больших количествах, а затем продают их небольшими количествами конечным потребителям. Это называется процессом сортировки потребителей, появляется возможность широкого выбора товаров и услуг. Наличие широкого ассортимента товаров позволяет потребителю совершать все необходимые ему покупки в одном магазине. При этом потребитель может выбрать и купить именно тот вариант продукта, который ему необходим (и в том количестве, которое ему требуется).
На рисунке 2 показана роль розничного предприятия в процессе сортировки [14, рисунок 4].
Рисунок 2 – Роль розничного предприятия в процессе сортировки
Еще одной функцией розничной торговли является передача информации потребителям, производителям и оптовым торговцам (этот процесс также называют коммуникациями).
Мелкие производители и оптовые предприятия нередко пользуются услугами розничных предприятий, которые помогают им в транспортировке, хранении, маркировке, рекламе товаров или предоплате за них. Но в, то же, время мелкие розничные предприятия зачастую сами нуждаются в подобной помощи со стороны своих поставщиков. От количества функций, выполняемых розничными компаниями, напрямую зависит, какой процент от каждого доллара (полученного в результате продажи товара), пойдет на покрытие их затрат и получение прибыли (т.е. какой процент от каждого полученного доллара останется розничной фирме).
Розничная торговля играет важную роль в личной и общественной жизни человека. Цель розничной торговли заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей. С самого раннего возраста мы учимся совершать покупки, правильно вести себя в магазинах, где мы проводим немало времени. Взрослея, мы начинаем воспринимать магазины как места, где мы можем больше узнать о мире и предлагаемых им возможностях. В некоторых магазинах нам хочется бывать чаще, другие мы предпочитаем не посещать вовсе, третьи же могут внушать нам недоверие или, напротив, желание когда-нибудь что-нибудь в них купить. Таким образом, розничные предприятия играют важную роль в нашем развитии и в том, как мы сами себя воспринимаем. Магазины – в дополнение к тому, что они разделяют большие партии товаров на малые, – выполняют пять различных функций:
1 Реклама. Магазины знакомят нас с новыми товарами и напоминают о старых. Если бы не они, нам бы пришлось узнавать о предлагаемых товарах и их потребительских свойствах, полагаясь на другие, нередко гораздо менее надежные источники информации.
2 Помощь в принятии решений о покупке. Многие работники магазинов отлично знают свой товар и, как правило, дают относительно беспристрастные советы и рекомендации, предлагая именно тот товар, который наилучшим образом отвечает конкретным нуждам потребителя.
3 Ведение переговоров и заключение договоров. Магазины берут на себя риск, связанный с потребительскими свойствами продаваемых ими товаров и с тем, что они практикуют такую форму оплаты, как обмен с доплатой. Таким образом, они избавляют всех, кто «удален» от потребителя в цепочке поставок, от возможных проблем, касающихся качества, ценности товаров и правовых норм торговли. Например, владелец магазина сам определяет, исполнилось ли уже тому, кто покупает у него спиртной напиток, 18 лет.
4 Организация платежей. Магазины организуют надежную систему передачи платежных средств и решают, какой способ платежа обеспечит необходимую уверенность в завершении сделок.
5 Обработка гарантийных претензий и осуществление послепродажного обслуживания. В случае возникновения у потребителей каких-либо претензий персонал магазинов рассматривает их и выполняет конкретные обязательства, касающиеся гарантийного ремонта и технического обслуживания [3, c. 122-136].
1.2 Принципы размещения розничной торговой сети
Важнейшим условием эффективной работы розничной торговой сети и высокой культуры обслуживания населения является оптимальное размещение магазинов на территории города.
При размещении магазинов необходимо учитывать следующие факторы:
градостроительные — величина города, функциональное зонирование его отдельных частей (центр города, промышленная зона и др.), плотность населения, размещение административных и
культурных зданий и т.д.;
транспортные — основные направления и интенсивность транспортных потоков, рост численности индивидуального транспорта, наличие остановок общественного транспорта;
социальные — демографический состав населения, снижение затрат времени на приобретение товаров, создание условий для высокой культуры обслуживания;
экономические — обеспечение эффективности использования торговых и складских помещений, повышение доходности магазинов и материальных стимулов их персонала.
Основными задачами рационального размещения розничной торговой сети на современном этапе развития торговли являются:
покупателям, оптимальное соотношение ее различных видов;
его реализация;
товарооборота и должного уровня рентабельности;
магазинов, рационализация торговых процессов за счет внедрения прогрессивных форм обслуживания.
Переход торговли к рыночным отношениям требует повышенного внимания к проблемам размещения розничной сети теоретических исследований и практики, так как это ведет к расширению влияния всех основных слагаемых, в том числе и факторов пространственного размещения розничной торговой сети (состав городской территории, размещение жилых районов, транспортных путей, деловых и культурных центров и т.д.), на экономические показатели деятельности торговых объектов [5, c. 114-118].
Существует несколько принципов размещения розничной торговой сети.
Важнейшим является принцип равномерного размещения розничной торговой сети. Он заключается в следующем: на каждый район города с определенной численностью населения приходится определенное количество магазинов, позволяющее удовлетворить спрос покупателей. Так, в районах жилой застройки при таком размещении покупатель должен тратить не более 7—10 минут на дорогу в магазин. Это значит, что радиус обслуживания должен быть около 500 метров. Данный принцип применим к однотипным магазинам и прежде всего к продовольственной торговле.
Принцип децентрализованного, или рассредоточенного, размещения сложился в городах исторически, когда магазины открывались в отдельных районах города без комплексного плана, по мере застройки.
В данном случае торговое предприятие максимально приближено к жилой застройке и обслуживает ограниченное количество населения, проживающего в радиусе его обслуживания. Это позволяет избежать большого скопления покупателей и перекрещивающихся потоков их движения, что характерно для больших универмагов.
Основной недостаток такого размещения заключается в том, что рассредоточение в определенной мере препятствует специализации торговой сети, так как основным типом магазина в этом случае должен быть магазин смешанного ассортимента.
Функциональное (ступенчатое или концентрическое) размещение розничной торговой сети обусловлено характером спроса на товары: товары массового спроса, первой необходимости и предметы периодического спроса. В этом случае вся торговая сеть города делится на две группы: магазины жилой зоны (микрорайон, жилой район, квартал) и общегородского значения.
Торговая площадь распределяется между этими группами магазинов неодинаково. В жилой зоне должно быть размещено до 75 % торговой площади продовольственных магазинов и: 5 % — непродовольственных, т.е. продовольственная сеть максимально приближена к покупателю.
Для централизованного, или группового, размещения характерна группировка всех торговых и бытовых предприятий в виде торговых центров, преимущество которых заключается, прежде всего, в комплексном удовлетворении спроса населения как на товары, так и услуги. Строительство торговых центров значительно дешевле, позволяет лучше организовать подъездные пути, рациональнее использовать территорию и инженерные коммуникации, транспорт, механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Их эксплуатация значительно снижает текущие затраты (расход электроэнергии, газа, воды, уборка помещений и т.д.) и повышает эффективность капитальных вложений. Вместе с тем групповое размещение приводит к увеличению радиуса обслуживания населения, что особенно нежелательно при его низкой плотности. Торговые центры делятся на местные и общегородского значения.
Местные торговые центры предназначены для обслуживания населения жилой зоны, призваны предоставить комплекс товаров и услуг стандартного характера и обеспечить минимальные затраты времени покупателей.
В состав местного торгового центра, как правило, включаются такие предприятия, как универсам, предприятие общественного питания (столовая, закусочная, магазин кулинарии), комплексный приемный пункт с мастерскими мелкого ремонта, парикмахерская, отделение связи и др.
Ведущим предприятием является универсам, вокруг которого группируются остальные объекты. В зависимости от численности обслуживаемого населения он может иметь несколько торговых центров.
Местные торговые центры в настоящее время проектируют в виде кооперированных (все предприятия под одной крышей) и сблокированных зданий, т.е. примыкающих друг к другу предприятий торгового центра. Эксплуатация кооперированных зданий более экономична, чем сблокированных. Тем не менее, отечественная практика и зарубежный опыт показывают, что в перспективе предпочтение все же будет отдаваться строительству сблокированных зданий. В данном случае легче осуществляется финансирование строительства, проще эксплуатация зданий и осуществление принципов хозрасчета и т.д.
Торговые центры городского значения призваны предоставить населению широчайший выбор товаров и услуг как стандартного, так и избирательного характера. В состав таких центров включаются крупные универмаги, универсамы, специализированные магазины, рестораны и кафе, комбинаты бытовых услуг, рынки, почтамты и др. Торговые центры городского значения являются основными структурными элементами общегородской сети торгово-бытового обслуживания.
Строятся торговые центры общегородского значения, как правило, по индивидуальным проектам, но могут использоваться и типовые.
Учитывая высокую социальную и экономическую эффективность торговых центров, расширение их строительства является важнейшим направлением в формировании сети торгового бытового обслуживания в городах. При этом в средних и малых городах может создаваться один общегородской центр. В средних и крупных городах с расчлененной планировочной структурой наряду с общегородскими магазинами могут иметь место и торговые центры планировочных районов, связанные маршрутами транспорта с общегородскими магазинами.
С переходом к рыночным отношениям и сокращением госбюджетного финансирования материально-техническая база розничной торговли развивалась главным образом за счет привлекаемых средств физических и юридических лиц. В связи с этим значительно изменилась структура розничной торговой сети. В ее составе резко возросла доля мелкорозничной торговой сети: киосков, палаток, павильонов, развозной и разносной торговли и т.д. Развитие и размещение розничной торговли происходило хаотично без учета интересов покупателей и государства, формирования ассортимента, должного контроля над работой.
С целью упорядочения развития и размещения мелкорозничной торговли наиболее целесообразным считается функционирование самостоятельных объектов мелкой розницы в составе торговых комплексов.
Торговый комплекс — это совокупность торговых объектов, реализующих универсальный ассортимент товаров с широким набором услуг, с централизацией функций хозяйственного обслуживания.
Такие комплексы, создаваемые в настоящее время повсеместно во всех городах страны с целью придания мелкорозничной торговле цивилизованных форм обслуживания, должны сдаваться в аренду только на конкурсной основе с условием благоустройства обслуживаемой территории, соблюдения и поддержания архитектурного облика города.
Значительное развитие в городах в последние годы получили и рынки: продовольственные, сельскохозяйственные, вещевые, смешанные. Их дальнейшее развитие и размещение также должно быть подчинено задаче наиболее полного удовлетворения спроса населения и высокой культуры обслуживания [12, 98-124].
1.3 Методы оценки эффективности размещения розничной
торговой сети
Система розничной торговли с точки зрения структуры и размерности является сложным и динамично изменяющимся объектом. Она включает в себя инфраструктуру торговой сети, иерархическую систему управления, обслуживающий персонал, процедуры принятия решений и еще целый ряд структурных составляющих, обеспечивающих функционирование системы и ее адаптацию к условиям внешней среды. В рамках экономики всей страны действует множество подобных систем, отличающихся предметом торговли: продуктами питания, товарами широкого потребления, нефтепродуктами и другими; масштабом, а также уровнем специализации. Однако при всем разнообразии систем розничной торговли они подобны друг другу в главном: по внутренней структуре, способам функционирования и методам управления. Каждую розничную торговую сеть можно считать локальной в том смысле, что она охватывает определенную географическую зону, регион и т.д., хотя существуют и глобальные розничные торговые сети, обеспечивающие потребности в товарах несколько государств и континентов. В современной экономике существуют три основных типа розничной торговой сети: небольшие локальные розничные сети и отдельные торговые точки; универсально развитые торговые сети (оптово-розничные); специализированные розничные торговые сети как
часть товара—производящих холдингов. Анализ литературных источников и материалов INTERNET показывает, что последний тип розничной торговой сети является наиболее сложным с точки зрения многообразия задач, решаемых аппаратом управления этих розничной торговой сети [1]. Кроме того, именно специализированные розничные торговые сети, как правило, вынуждены расширять номенклатуру, не ограничиваясь только основным видом товаров. Например, автозаправочные станции (АЗС) часто имеют магазин, мойку, пункт технического обслуживания.
Одной из важных задач, обеспечивающих повышение эффективности
управления предприятиями розничной торговли, является оптимальное размещение структур розничных торговых сетей на территории региона.
Эта задача рассматривается в рамках решения всего комплекса проблем принятия управленческих решений, основанных на компьютерных технологиях, методах и моделях поддержки принятия решений. В основе методов моделирования организационно-экономических процессов системы розничной торговли лежат следующие методы теории операций и математические методы [6, c. 14-22; 8, c. 38-54]:
1 Статистические методы анализа экспертных оценок, экспертные методы прогнозирования, принятие решений и управление организационными системами. Эти методы основаны на сборе и анализе статистической информации, поэтому характерным признаком этих методов является наличие случайной ошибки. В этой связи появляется элемент неопределенности, источниками которой могут быть изменения конъюнктуры рынка, автоколебания в системе управления, влияние погодных условий, не идентифицируемость информации и т.д. Основным методом решения поставленных задач является метод наименьших квадратов, который может использоваться для решения как линейных, так и отдельных нелинейных задач.
2 Линейное программирование. К этому классу моделей сводятся
многие организационно - экономические задачи планирования и принятия
решений. Универсальным методом решения этих задач является симплекс-метод, позволяющий получать решение как прямой, так и двойственной задачи линейного программирования.
3 Динамическое программирование - область прикладных математических методов, позволяющих численно находить оптимальное решение.
Метод применим при аддитивной целевой функции и отсутствии последствия, т.е. решение на каждом шаге влияет на состояние системы только на этой итерации. Положительной стороной метода является его универсальность для решения многих задач управления в СРТ.
4 Сетевые методы планирования. В их основе сетевая модель, на основе которой строится календарный план выполнения работ. Разработан пакет прикладных программ (ППП) Menedgmen Project, который позволяет решать задачи на основе критериев минимизации времени и стоимости выполнения работ, а также максимальной надежности реализации плана в заданные сроки.
5 Системы массового обслуживания. Они находят широкое применение в управлении СРТ. Основными являются два параметра: среднее число требовании на обслуживание, поступающих в единицу времени, и среднее время обслуживания заявок.
Наряду с перечисленными методами и моделями, применяются стохастическое программирование, балансовые методы планирования, модели учета и оценки риска и другие. Для решения задач бизнес-планирования и сравнительной оценки инвестиционных проектов в СРТ широко применяется моделирующая система Project Expert, позволяющая наряду с расчетом финансовых показателей получить основные интегральные характеристики, такие, как чистый приведенный доход, индекс рентабельности инвестиций, внутренняя норма прибыли инвестиций, срок окупаемости инвестиций и другие.
Для предварительной оценки вариантов размещения структурных подразделений и производств СРТ можно рекомендовать следующие методы [6, c.64-71]:
метод взвешивания. Для каждого варианта размещения торговых
точек задаются весовые коэффициенты. Рассматривается их сумма
для каждого фактора. Максимальная сумма соответствует лучшему
из альтернативных проектов. Изменяя оценки или веса факторов,
можно исследовать устойчивость полученного решения;
метод размещения с учетом полных затрат. Этот метод основан на анализе затрат и объемов реализации продукции. Для каждого варианта определяются постоянные и переменные затраты. Выбирается
вариант размещения с наименьшими совокупными затратами для
определенного объема реализованной продукции;
гравитационный метод. Может использоваться для определения
расположения торговой базы, обслуживающей сеть торговых точек;
гравитационный метод. Может использоваться для определения расположения торговой базы, обслуживающей сеть торговых точек.
Планирование развития и размещения розничной торговой сети является обязательным условием, которое обеспечивает соблюдение определенных пропорций между увеличением объема розничного товарооборота и ростом количества организаций розничной торговли, а также более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах и повышение уровня торгового обслуживания в целом.
При планировании развития и размещения розничной торговой сети должны решаться следующие задачи:
обеспечение благоприятных условий для обслуживания населения;
повышение уровня технической оснащенности магазинов;
улучшение условий труда работников магазинов;
обеспечение рационального использования торговых площадей;
создание условий для рентабельной работы продавцов.
План развития и размещения розничной торговой сети разрабатывается как составная часть генеральных планов развития города в целом или его отдельного района. Это требует установления непосредственной связи между планом развития розничной сети и планами развития промышленности, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства.
Разработка плана развития и размещения розничной торговой сети по области, городу или району производится управлениями торговли с учетом заявок торговых организаций и предприятий. В потребкооперации такие планы разрабатывают райпо, а сводные но областям — облпотребсоюзы по согласованию с местными властями.
Процесс планирования включает этапы:
1) анализ состояния розничной сети;
2) анализ экономических условий развития города или района;
3) определение необходимой потребности в розничной торговой сети;
4) определение необходимого прироста торговой сети;
5) выбор типов магазинов и их размещение;
6) определение экономической эффективности инвестиций в строительство сети.
Пусть ( хi, уi)—координаты i-того магазина, wi—объём поставляемой в i-тый магазин продукции (i=1,n). Тогда торговый дом нужно разместить в центре гравитации – точек с координатами (Cx, Cy) формулы 1 и 2:
Для розничной торговой сети, обслуживающей значительные географические зоны или крупные регионы, можно рекомендовать для разработки проектов размещения розничной торговой сети следующую модель линейного программирования. Эта модель учитывает спрос на различные товары и уровень обеспеченности населения. Предполагается, что товары в торговые точки поставляют со складов. Требуется разместить торговые магазины так, чтобы общие затраты на строительство, эксплуатацию, транспортировку продукции и потери от некачественного обслуживания покупателей были наименьшими.
Для формализации модели введём следующие переменные:
где i-номер склада или базы;
n- число всех складов (баз);
r- вид товара;
R- число всех видов товара;
j- номер товарной точки (магазина);
m-число товарных точек (магазинов);
q- номер варианта развития торговой точки;
Qj – число возможных вариантов развития j-ой торговой точки;
Ni,r- количество r-го вида товара на i-том складе;
Wr- объём продукции r-го вида, потребляемой во всей торговой сети;
обслуживания) в j-той торговой точки, развивающейся согласно q-му
варианту;
q-тый вариант; и равный нулю в противном случае;
точку.
В данной модели размещения розничной торговой сети требуется найти такие данные:
и (i=; j=; r=; q=),
При которых достигается минимум совокупных затрат и потерь по формуле (3), т.е.
(3)
При этом выполняются условия : вывоз товаров из склада должен быть в пределах возможного, т.е.
,
Объём поставляемой продукции должен соответствовать потреблению, т.е. ,
Должен быть выбран только один вариант развития торговой точки.
Решая полученную задачу, получаем оптимальные варианты развития торговых точек Xj и транспортные потоки Xi,j, т.е. получаем оптимальное размещение розничной торговой сети. Потоки покупателей Cj могут рассчитываться в стоимостном выражении. Например: , где - это средние потери времени в часах одним покупателем за счёт простаивания в очереди и покупки товара в j-том магазине, развивающимся согласно q-тому варианту; c-средняя заработная плата одного человека за один час; s- среднее число покупателей в j-том магазине [13, c.29-38; 7, c. 94-101].
Анализ состояния розничной торговой сети — исходный, важнейший этап планирования. Основная цель такого анализа — выявление уровня развития торговой сети и изыскание резервов для эффективного использования ее в будущем. В процессе анализа определяются и анализируются следующие показатели:
1 Коэффициент плотности торговой сети (Кп) характеризует отношение количества магазинов к численности населения или размеру обслуживаемой территории по формуле (4):
где К — количество магазинов;
Ч — численность населения;
II — площадь территории, км2.
Как видно, коэффициент плотности не учитывает размеров магазинов, поэтому не в полной мере отражает действительную обеспеченность населения города или района торговой сетью. Он может применяться только при ориентировочных расчетах.
2 Показатель обеспеченности населения розничной торговой сетью выражается в показателе торговой площади (м2), приходящейся на 1000 (в некоторых странах на 100 000) жителей. Может применяться и обратный показатель, характеризующий среднюю численность населения, приходящуюся на 1 м2 торговой площади, а в европейских странах на 1 торговую единицу. Чем меньше этот показатель, тем выше обеспеченность торговой сетью.
3 Средний радиус действия магазинов (Р). Этот показатель имеет важнейшее значение при размещении магазинов по территории застройки. Например, при размещении продовольственной торговой сети он должен быть не более 400 -500 м. где П — площадь территории, обслуживаемой магазином, км2; n = 3,14.
4 Эффективность использования торговых площадей определяется размером товарооборота, приходящегося на 1 м2 по всем магазинам исследуемого региона.
По результатам такого анализа определяются меры по совершенствованию структуры розничной торговой сети и ее рациональному использованию, по улучшению размещения, специализации предприятий и т.д.
Анализ экономических условий развития города, района позволяет определить развитие и размещение промышленного производства, демографический состав населения и размеры его прироста, темпы роста доходов населения и объема платежеспособного спроса, места строительства спортивных и культурных комплексов, административных зданий, вокзалов, жилья [10, c. 5-11].
Определение необходимой потребности в розничной торговой сети может осуществляться различными методами: нормативным, технико-экономических расчетов, экономико-математическими и др.
5 Нормативный метод применяется повсеместно из-за своей простоты. Потребность определяется по нормативам торговой площади (м2), установленным на 1000 жителей по формуле (5):
где П — потребность в торговой сети на конец планового периода, м2;
Н — норматив торговой площади на 1000 человек на конец планового периода, м2;
Ч — плановая численность населения.
Норматив потребности разрабатывается Белгипромторгом с учетом факторов социально-экономического развития республики. В настоящее время он равен 260 м2 на 1000 жителей.
Метод технико-экономических расчетов используется при планировании потребности в торговой сети на основе планируемого объема товарооборота в целом по городу или нормативов товарооборота на 1 м2 торговой площади. Этот метод может использоваться при стабильной экономике, когда объем товарооборота на протяжении ряда лет не подвергается резким колебаниям.
Экономико-математические методы используются для углубленного анализа состояния розничной торговой сети. В этом случае рассчитываются средние показатели темпов развития розничной торговой сети, численности населения или товарооборота за 5 —10 лет и более и на этой основе устанавливаются формулы математической зависимости, на базе которых можно сделать прогноз потребности на перспективу.
6 Необходимый прирост торговой площади определяется
по формуле (6):
ДП = П – Ф + С,
где ДП — прирост торговой площади в магазинах, м2;
II — общая потребность на конец планового периода, м2;
Ф — фактическая торговая площадь на начало планируемого периода, м2;
С — уменьшение размера торговой площади за счет сноса и реконструкции, м2.
Выбор типов магазинов и их размещение зависят от результатов анализа состояния обеспеченности розничной торговой сети и осуществляются на основе действующей номенклатуры типов магазинов.
Заключительным этапом планирования розничной торговой сети является определение объема капитальных вложений (инвестиций), их эффективности, срока окупаемости, а также источников финансирования.
Общий объем капитальных вложений, необходимых для строительства магазинов, определяется по формуле (6):
где К — общий объем капитальных вложений, р.;
ДП —прирост торговой сети, м2;
У — удельные капитальные вложения (стоимость
строительства 1 м2), р.
Эффективность капитальных вложений характеризуется показателем общей эффективности и сроком окупаемости капитальных вложений по формуле (7)
где Эобщ. — коэффициент общей эффективности капитальных вложений;
Ир — торговая прибыль за год, р.;
К — объем капитальных вложений, р.
7 Срок окупаемости — величина, обратная эффективности
по формуле (8)
где Т — срок окупаемости капитальных вложений, лег.
Для торговли нормативный показатель срока окупаемости в среднем составляет 5 лет.
Важным элементом планирования является определение источников финансирования. Если ранее основным источником финансирования капитальных вложений в торговлю были отчисления 5 — 7 % от жилищного строительства, т.е. государственные бюджетные средства, то в настоящем; время эти источники значительно расширяются за счет производителей товаров, торгово-посреднических кооперативов, совместных предприятий, частных лиц, иностранных инвестиций [16].
2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ «КРЕАТИВ ГРУПП»
2.1 Технико-экономическая характеристика розничной торговой сети «Креатив групп»
Общество с ограниченной ответственностью (далее общество) «Креатив групп» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 490496531 решением Гомельского областного исполнительного комитета от 25.04.2007 года №344.
Участниками Общества являются физические лица, граждане Республики Беларусь.
Основными видами деятельности Общества является оптовая и розничная торговля мебелью отечественного и импортного (российского) производства, электротовары (приложение Б).
Обществом открыты два магазина на арендуемых площадях:
Торговый объект на площадях магазина №7, адрес: г.Гомель,
ул.Шилова, 12а;
Магазин «Мебельный ШиК» по адресу: ул.Карповича,18
Основными поставщиками мебели являются частные предприятия Российской Федерации, согласно приложениям А и Б:
1 ООО «Максимус» (город Москва);
2 ООО «Максимум-Э» (город Москва)
3 ООО ТЦ «Мальцовский» (город Дятькова)
Приведём основные технико-экономические показатели за 2008-2010 года в таблице 2.1 бухгалтерским балансам и отчётам о прибылях и убытках согласно приложениям В—Е.
Таблица 2.1 – Основные технико-экономические показатели ООО «Креатив групп» за 2008-2010 гг.,
Наименование показателя | Годы | Отклонение +/- | Темп роста, % | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2009-2008 | 2010-2009 | 2009/ 2008 | 2010/ 2009 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 Товарооборот, в т.ч. | 3641 | 2974 | 3046 | -667 | 72 | 81,7 | 102,4 |
1.1 Розничный товарооборот | 2914 | 2584 | 2836 | -330 | 252 | 88,6 | 109,7 |
Продолжение таблицы 2.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1.2 Оптовый товарооборот | 727 | 390 | 210 | -337 | -180 | 53,6 | 53,8 |
2 Налоги | 575 | 460 | 505 | -115 | 45 | 80,0 | 109,7 |
3 Товарооборот без налогов | 3066 | 2514 | 2541 | -552 | 27 | 81,9 | 101,0 |
4 Сумма валового дохода | 602
| 409
| 490
| -193
| 81
| 67,9
| 119,8
|
5 Себестоимость реализуемых товаров | 2464 | 2105 | 2051 | -359 | -54 | 85,4 | 97,4 |
6 Расходы на реализацию | 470 | 384 | 449 | -86 | 65 | 81,7 | 116,9 |
7 Прибыль от реализации | 132 | 25 | 41 | -107 | 16 | 18,9 | 164,0 |
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что Общество эффективно работало в 2008 году.
Товарооборот в 2009 году снизился на 667 млн. руб. по сравнению с 2008г., что составило 18,3% в том числе розничный товарооборот в 2009 году снизился на 330 млн.руб., по отношению к 2008г., что составило 11,4%, оптовый товарооборот снизился на 337 млн.руб., что составило 46,4%.
Значительное сокращение товарооборота на 667 млн. руб. произошло за счёт большой конкуренции на рынке сбыта.
Товарооборот в 2010г. вырос по сравнению с 2009г. на 72 млн. руб., темп роста составил 102,4 %, розничный товарооборот вырос на 252 млн.руб., темп роста составил 109,7%, и оптовый товарооборот в 2010г. снизился на 180 млн.руб. по сравнению с 2009г., что составило 46,2%.
Большое влияние на увеличение товарооборота в 2010г. оказало повышение цен. Индекс цен на непродовольственные товары в 2010г. по отношению к 2009г. составил 1,073. Необходимо пересчитать фактический товарооборот в ценах отчётного года в цены прошлого года, разделить его на индекс цен.
В соответствии с приведёнными данными фактический товарооборот за 2010 год в сопоставимых ценах составил 3046/1,073=2839млн.руб., следовательно за счёт ценового фактора товарооборот Общества должен был увеличиться на 207 млн. руб. (3046-2839), так как у Общества снизился оптовый товарооборот на 180 млн.руб. а розничный увеличился на 252 млн. руб., то весь товарооборот увеличился только на 72 млн.руб.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что общее увеличение товарооборота на 72 млн. руб. за 2010г. по отношению к 2009г. произошло по причине роста цен.
Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей должны быть определённые товарные запасы. Запасы товаров должны постоянно пополняться. Как правило, торговое предприятие должно иметь их в необходимом размере на установленное по плану количество дней торговли. Желательно, чтобы эти показатели были оптимальными, т.е. не были завышенными или заниженными. Завышенные запасы товаров ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров. Сверхнормативный излишек запасов приводит к дефициту временно свободных денежных ресурсов и неустойчивому финансовому состоянию торгового предприятия. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, вследствие чего может снизиться товарооборот.
В деятельности торговых организаций товарные запасы рассматриваются, с одной стороны, как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития товарооборота, а с другой стороны, как составная часть финансового плана и основа расчёта потребности в источниках собственных и заёмных средств.
Фактические товарные запасы зависят от двух факторов: изменение объёма товарооборота и изменения товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость – время обращения товара со дня поступления в торговую организацию до дня реализации. Данный показатель характеризует продолжительность пребывания товаров в виде товарных запасов в торговле в днях. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После реализации товары не возвращаются в торговлю, а идут на удовлетворение потребностей покупателей. В результате ускорения товарооборачиваемости высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, улучшается обслуживание покупателей и т.д. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведёт к росту издержек обращения, сокращению прибыли, ухудшению финансового положения организации.
Проведём расчёт динамики товарных запасов и товарооборачиваемости предприятия «Креатив групп».
Таблица 2.2 – Динамика товарных запасов и товарооборачиваемости за 2008-2010гг.
млн. руб.
Показатели | Годы | Отклонение 2009 к 2008 | Отклонение 2010 к 2009 | ||||
2008 | 2009 | 2010 | |||||
1 Товарооборот в млн. руб. | 3641 | 2974 | 3046 | -667 | 72 | ||
2 Товарные запасы млн. руб. | 263 | 366 | 371 | 103 | 5 | ||
3 Продолжительность периода, дней | 360 | 360 | 360 | 0 | 0 | ||
4Товарооборачиваемость дней | 26 | 44 | 44 | 18 | 0 | ||
5Коэффициент оборачиваемости | 13,8 | 8,1 | 8,2 | -5,7 | 0,1 |
Товарооборачиваемость по Обществу за 2009г. по сравнению с 2008г. замедлилось на 18 дней, а по сравнению с 2010 осталась на прежнем уровне.
Оборачиваемость товаров за 2008 год по сравнению с 2009 и 2010 гг. была самая высокая, в 2009 и 201 гг. оборачиваемость снизилась на 5,7 оборотов, товарные запасы в 2008 году обновились 13,8 раз, а в 2009 и 2010 гг. соответственно 8,1 и 8,2 раза.
Финансовые результаты торгового предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое положение.
Прибыль от торговой деятельности (П) представляет собой разность между суммой валового дохода (ВД) и издержек обращения (ИО). Её величина зависит от многих факторов, среди которых можно выделить:
- объём товарооборота (ТО);
- средний уровень валового дохода (УВД= ВД/ТО);
- средний уровень издержек обращения (УИО= ИО/ТО).
Факторная модель прибыли от торговой деятельности имеет следующий вид:
Рассмотрим факторный анализ прибыли и рентабельности ООО «Креатив групп», согласно приложениям Д-З.
Таблица 2.3 – Факторный анализ прибыли и рентабельности за 2008-2010гг.
млн. руб.
Наименование показателей | Года | Отклонение | |||
2008 | 2009 | 2010 | 2009/2008 | 2010/2009 | |
1Объём товарооборота без налогов | 3066 | 2514 | 2541 | -552 | 27 |
2 Валовой доход | 602 | 409 | 490 | -193 | 81 |
3 Издержки обращения | 470 | 384 | 449 | -86 | 65 |
4 Прибыль | 132 | 25 | 41 | -107 | 16 |
5 Уровень валового дохода (строка 2/ строка1*100%) | 19,63 | 16,27 | 19,28 | -3,36 | 3,01 |
6 Уровень издержек обращения (строка3/ строка1*100%) | 15,32 | 15,27 | 17,67 | -0,05 | 2,4 |
7 Уровень рентабельности продаж (строка4/строка1 *100%) | 4,3 | 0,99 | 1,61 | -3,31 | 0,62 |
8 Уровень рентабельности издержек обращения (строка4/строка3*100%) | 28,1 | 6,5 | 9,1 | -21,6 | 2,6 |
Из таблицы 2.3 видно, что прибыль Общества в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 107 млн. руб. по причине снижения товарооборота без налогов на 552 млн. руб., что привело к снижению валового дохода на 193 млн. руб. и издержек обращения на 86 млн. руб.
Прибыль Общества в 2010 году по сравнению с 2009 годом выросла на 16 млн. руб., этому способствовал рост товарооборота на 27 млн. руб. и рост валового дохода на 81 млн. руб.
Уровень рентабельности продаж характеризует, сколько прибыли имеет Общество с одного рубля продаж. Самая высокая рентабельности продаж у Общество была в 2008 году и составила 4,3%.
Уровень рентабельности издержек обращения характеризует окупаемость издержек обращение. Уровень рентабельности издержек обращения снизился за 2009 год по сравнению с 2008 годом на 21,6 процентных пункта за счёт снижения уровня валового дохода, а за 2010 год по сравнению с 2009 годом вырос на 2,6 процентных пункта , за счёт роста уровня валового дохода.
Анализ деятельности ООО «Креатив групп» за 2008-2010гг. позволяет сделать вывод, что организация финансово-хозяйственной деятельности за 2009 и 2010 года не в достаточной мере эффективна, снизился уровень рентабельности издержек обращения по сравнению с 2008 годом.
Менеджменту Общества, следует увеличивать объём реализации товаров, завоёвывать новые рынки сбыта, т.е. сферы обращения капитала Общества, должно обеспечиваться оборотными средствами рационально и экономно, т.е. их минимальной величиной. Свести к минимуму количество денег, обслуживающих текущую деятельность торговой организации, снизить потребность в оборотном капитале. Самым эффективным способом добиться этого является ускорение оборачиваемости, т.е. управление временем. Чем быстрее оборотные средства пройдут кругооборот, тем больше продукции получит и реализует Общество при наличии одной и той же суммы оборотных активов.
2.2 Организация розничной торговой сети
Общество с ограниченной ответственностью «Креатив групп» является
юридическим лицом, зарегистрировано Гомельским областным
исполнительным комитетом 25.04.2007 года решением № 344. В едином
государственном реестре Общество с ограниченной ответственностью
зарегистрировано под № 490496531. В Фонде социальной защиты населения зарегистрировано под № 5935, в РУСП «Белгосстрах» зарегистрировано под № 300002703. Органом, координирующим регулирование деятельности и предоставление бухгалтерской отчетности, является ИМНС по Центральному району г. Гомеля.
Основными видами деятельности предприятия является оптовая и
розничная торговля. Предприятию выдана лицензия № 34010/0164082 от
0В.11.2007г. сроком на 5 (пять) лет на занятие розничной торговлей.
Бухгалтерская отчетность на Предприятии, сформирована исходя
из действующих в Республике Беларусь правил бухгалтерского учета и
отчетности. Учетная политика основана на применении совокупности
способов ведения бухгалтерского и налогового учета для первичного
наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового
обобщения фактов хозяйственной деятельности в целях обеспечения
достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности.
Согласно утвержденной учетной политике предприятия выручка,
полученная от реализации товаров, определяется по факту оплаты товаров.
Среднесписочная численность за 2008-2010 года составила 15 человек.
Объектом курсовой работы является сеть торговых магазинов предприятия «Креатив групп» состоящая из двух торговых точек, под общим фирменным названием «Мебельный ШиК» расположенные по адресам: г.Гомель, ул.Карповича,18 и г.Гомель, ул. Шилова, 12а.
В магазинах «Мебельный ШиК» предоставляют следующие услуги, согласно приложению Ж:
1) оптовая реализация товаров;
2) розничная реализация товаров;
3) оплата товара может производиться наличным расчетом;
4) оплата товара может производиться безналичным расчетом;
5) покупатели могут расплатиться за товары пластиковой карточкой.
Один из магазинов расположен рядом с центральным рынком города Гомеля, что очень выгодно. Покупатели со всего города в дни, когда они готовы осуществлять покупки могут зайти и ознакомиться с мебелью представленной в магазине. Магазин расположен в центральной торговой зоне, так как это оживленная торговая улица, с большим потоком транспорта.
Существуют следующие категории персонала:
руководители - работники, занимающиеся управлением предприятия;
специалисты - ответственные работники, осуществляющие контроль и учет работ на предприятии;
работники - лица непосредственно участвующие в осуществлении
производственного процесса.
Каждая категория персонала имеет свои права и обязанности, оговариваемые в должностных инструкциях и контрактах.
Структура управления магазина "Мебельный ШиК" в большей степени линейно-функциональная, так как, например, отдельные распоряжения, приказы специалистом по продаже могут отдавать не только непосредственно директор ООО «Креатив групп», но и его заместители. Это позволяет оперативно управлять работой магазина и устранять возникшие трудности, выполнять все поставленные задачи совместно.
Общее руководство магазинами осуществляет директор, он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.
Заместитель директора по коммерческой работе магазинов руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.
Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.
Основной (торгово-оперативный) персонал – это администратор торгового зала, специалисты по продажам (т. е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале).
Структурная схема ООО «Креатив групп», составленная согласно приложению З:
Рисунок 3 – Структурная схема предприятия «Креатив групп»
2.3 Оценка эффективности размещения торговой сети «Креатив групп»
В ряду факторов, определяющих эффективность розничных торговых предприятий, их рациональное размещение (выбор места) является, пожалуй, самым главным. Понятно, что действие этого фактора взаимосвязано и с другими (специализация, размер торгового предприятия и т.д.), следовательно, оценивая эффективность торгового предприятия, следует учесть место его расположения.
Розничная торговая сеть предприятия ООО «Креатив групп» представлена двумя торговыми точками, расположенными по адресам : г. Гомель, ул. Шилова, 12а и ул. Карповича,18.
Магазин, расположенный по адресу: ул. Карповича, 18 является самостоятельной торговой точкой, расположен он в съёмном помещении на втором этаже здания. С точки зрения градостроительного фактора магазин располагается в центре города, в месте наибольшего скопления покупателей. Транспортный фактор ток же является одним из ключевых, поскольку в центр города направлено множество транспортных потоков из всех районов города, и они являются очень интенсивными. То, что магазин располагается возле центрального рынка, способствует максимальному приближению его к покупателям, что обеспечивает выполнение социального фактора. Магазин имеет городское значение. Оценивая расположение данного магазина по всем параметрам, можно сделать вывод, что его место расположения весьма выгодно.
Магазин расположенный по адресу: ул. Шилова, 12а не является самостоятельным, а является частью торгового дома, что также способствует покупательскому интересу, так как приходя за различными необходимыми вещами покупатель может зайти и ознакомиться с продукцией данного предприятия. Оценивая расположение магазина с позиции градостроительного фактора, следует сделать вывод, что магазин располагается в одном из крупных районов города, и в первую очередь предназначен для обслуживания жителей Железнодорожного района города Гомеля. Транспортные коммуникации к данному магазину так же являются менее интенсивными, так как магазину удобнее добраться на личном транспорте. В целом магазин является торговой точкой местного значения, что не мешает ему обслуживать и покупателей из других районов города Гомеля.
Оценивая размещение данных магазинов, как розничной торговой сети, следует рассчитать несколько показателей.
Коэффициент плотности торговой сети, рассчитываемый согласно формуле 4, для нашей торговой сети используем данные по городу Гомелю: количество магазинов равно 2, численность населения города Гомеля равно 488,1 тысяч человек, площадь территории города равна 121 км2 .
Кп= (2-1000)/ (488/121) = -2,7
Как видно, коэффициент плотности данной торговой сети является отрицательным, это связано с тем, что магазины торгуют товарами не повседневного спроса, а периодического и основная прибыль связана не с количеством проданного товара, а с его стоимостью, что обуславливает тот фактор, что торговая сеть не может иметь большой коэффициент плотности. Да и к тому же этот коэффициент не учитывает размеров магазинов, поэтому не в полной мере отражает действительную обеспеченность населения города или района торговой сетью. Он может применяться только при ориентировочных расчетах.
Оценивая показатели обеспечения торговой сетью жителей города и радиус действия, так же следует учесть, что магазины торгуют товарами периодического спроса, что позволяет им иметь очень широкий радиус действия, так жители города не так часто могут себе позволить поменять мебель. Следовательно, оба эти показателя оценивают размещение торговой сети, как эффективное.
Оценивая эффективность размещения розничной торговой сети «Креатив групп» нужно сделать вывод, что магазины расположены рационально: в центре покупательских потоков города, что способствует значительному интересу к продукции и в целом размещение магазинов является хорошим.
Анализ деятельности ООО «Креатив групп» за 2008-2010гг. позволяет сказать: Общество наиболее эффективно работало в 2008 году: прибыль от реализации составила 132млн. руб., уровень рентабельности продаж – 4,3%; организация финансово-хозяйственной деятельности за 2009 и 2010 года не в достаточной мере эффективна, снизилась прибыль за 2009г. по сравнению с 2008г. на 107млн. руб., за 2010 по сравнению с 2008г. на 91млн.руб.,уровень рентабельности продаж снизился в 2009г. по отношению к 2008г. на 3,31%, а в 2010г. – на 2,69% по сравнению с 2008 годом.
Товарооборот в 2009 году снизился на 667 млн. руб. по сравнению с 2008г., что составило 18,3% в том числе розничный товарооборот в 2009 году снизился на 330 млн.руб., по отношению к 2008г., что составило 11,4%, оптовый товарооборот снизился на 337 млн.руб., что составило 46,4%.
Значительное сокращение товарооборота на 667 млн. руб. произошло за счёт большой конкуренции на рынке сбыта.
Товарооборот в 2010г. вырос по сравнению с 2009г. на 72 млн. руб., темп роста составил 102,4 %, розничный товарооборот вырос на 252 млн. руб., темп роста составил 109,7%, и оптовый товарооборот в 2010г. снизился на 180 млн. руб. по сравнению с 2009г., что составило 46,2%.
В целом работа предприятия «Креатив групп» в 2008—2010 гг. была весьма успешна, была получена достаточная прибыль, финансовый уровень предприятия находится на высоком уровне за счёт значительного товарооборота, в связи с рациональным расположением магазинов. Торговая площадь используется эффективно, так как в магазинах значительный товарооборот.
Оценивая эффективность размещения розничной торговой сети «Креатив групп» нужно сделать вывод, что магазины расположены рационально: в центре покупательских потоков города, что способствует значительному интересу к продукции и в целом размещение магазинов является удобным.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
Розничная торговая сеть занимает важное место в материально-технической базе торговли. От ее состояния и развития во многом зависят степень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах и культура торгового обслуживания в целом.
Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постоянное увеличение обеспеченности населения торговыми площадями. Так, если в 1960 г. обеспеченность городского населения в среднем по республике составляла около 120 м2 на 1000 жителей, то в настоящее время — около 260 м2.
Ни в одной из стран не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в нашей республике и странах СНГ обеспеченность составляет около 200— 300 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600-1000 м2 и более на 1000 человек. В Республике Беларусь эта норма устанавливается исходя не из потребности, а из экономических возможностей. Количественная потребность в торговой сети определялась в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров, поэтому развитие торговой сети осуществлялось по принципу разумной достаточности, которая понималась не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это, по сути, означало остаточный принцип в развитии сети.
В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего потребностями населения, что должно учитывать Общество.
В перспективе развития, Общество должно рассматривать варианты роста обеспеченности населения торговыми площадями, который будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий).
Исходя из размещения магазинов Общества и их количества, было бы экономически целесообразно построить их фирменный магазин в Новобелице, исходя из того что там строится новый микрорайон, этот район города постоянно расширяется, там есть потребность в мебельных магазинах. Так же учитывается то, что в этот район города довольно легко добраться. Исходя из градостроительного, транспортного и социальных факторов я считаю, что будет выгодно расположить этот магазин по улице Ильича на пересечении её с улицей Ленинградская в районе Новобелицкого рынка. Размещение магазина именно в этом районе будет являться эффективным, так как у него будет большой радиус действия, на основании того, что в Новобелице нет мебельных магазинов такого уровня и что магазин, будет иметь возможность обслуживать и жителей Совецкого района он составит примерно 8 км. За счёт того, что аренда здания, или его постройка обойдутся Обществу дешевле, нежели постройка аналогичного магазина в Совецком районе, такое размещение является рациональным.
Так же, исходя из экономической эффективности Общества, довольно выгодно было бы открывать свои филиалы в других городах нашей области, так как мебель качественная и по довольно доступным ценам, то и в других городах она могла бы быть интересной потенциальным покупателям. Экономически не выгодно открывать целые магазина в маленьких городах, поэтому можно было бы использовать вариант размещение филиала в одной из секций торговых домов, или же сотрудничества с другими мебельными фирмами таких городов как Речица, Мозырь и другие города, так как в этих городах в довольно малом ассортименте представлена мебель такого качества.
Одновременно с количественным ростом розничной торговой сети и магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. За 1960—2000 гг. средний размер торговой площади на 1 магазин в государственной торговле Беларуси увеличился с 56 до 135 м2, на 01.01.2007 г. средний размер магазина в республике составил 97 м2, т.е. в целом розничная торговая сеть остается крайне мелкой. Примерно 70 % продовольственных магазинов имеют торговую площадь ниже минимальных размеров, предусмотренных номенклатурой типов магазинов [1, 63-75].
Существенным тормозом в совершенствовании торгового обслуживания населения являются небольшие размеры магазинов. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические показатели таких магазинов, как при строительстве, так и при эксплуатации, как правило, ниже, чем в крупных магазинах. Поэтому важнейшим направлением развития розничной торговой сети «Креатив групп» должно являться ее рациональное укрупнение и прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров, возможно взаимодействуя с другими фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в той же сфере.
Расширение и укрупнение торговой сети обеспечивают возможность внедрения достижений научно-технического прогресса, более рационального использования торговых площадей, широкого применения современных технологических решений.
В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации и типизации торговой сети, ее структурного упорядочения.
За последние годы произошли существенные изменения в структуре сети магазинов, что обусловило различные темпы роста количества торговых предприятий разной специализации.
В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за последние 10—15 лет значительно обгоняют темпы роста универсальной торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по расширению торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако это направление нельзя рассматривать как абсолютно правильное. В условиях приватизации оно должно сочетаться с необходимостью противодействия монополизму в реализации тех или иных товаров, создания условий для конкуренции в обслуживании покупателей [9, c. 110-136].
Развитие розничной торговой сети, в том числе и сети «Креатив групп» должно быть направлено на создание более эффективной конкурентной среды в торговле. Важное место в этом занимает видовое и типовое разнообразие торговых объектов, форм и методов торгового обслуживания.
Видовое и типовое разнообразие предполагает более широкое использование на практике всего спектра магазинных и внемагазинных форм продажи товаров: торговля по каталогам, сетевой маркетинг, электронная торговля и т.д. Это многообразие во многом определяется и дифференциацией доходов населения. В настоящее время в предприятии «Креатив групп» активно идет процесс становления и развития магазинов, специально ориентированных на покупателей с различным уровнем доходов. С одной стороны, это магазины с высоким уровнем цен на высококачественные товары и соответственно высоким уровнем торгового обслуживания, с другой — это магазины, ориентированные на покупателей со средними и низкими доходами.
В условиях перехода к рынку важным направлением в развитии розничной сети «Креатив групп» является ее размещение. Анализ её размещения показывает, что, основные магазины размещены в центре города. Хотя с одной стороны это приводит к большим потерям времени покупателей с окраин на приобретение товаров и значительному росту транспортных расходов, но с другой стороны такое размещение является самым эффективным.
В крупных городах магазины размещаются главным образом в первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 70 % и более).
Это отрицательно сказывается на организации торговой сети в целом, не позволяет строить крупные торговые объекты, создает неудобства для проживающих рядом граждан. В таких магазинах трудно применять современные торгово-технологические процессы, прогрессивные формы продажи товаров, внедрять средства механизации трудоемких процессов. Строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий. Основная причина этого — недостаточное внимание к типизации магазинов и их размещению на территории города. Данные вопросы во многих случаях решались административным путем, без должного экономического обоснования.
Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется в связи с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются не в зависимости от потребностей населения, а от возможностей торговой фирмы.
Очевидно, что для рационального размещения торговой сети: управлениями потребительского рынка областей, городов, юрторготделами должны быть разработаны примерные схемы и концепции размещения магазинов в соответствии с генеральными планами развития городов, что обеспечивало бы внедрение наиболее прогрессивных типов предприятий (универсамов, гипермаркетов, универмагов, торговых центров) и их рациональное размещение в структуре города в зависимости от его величины.
Переход торговли к рыночным отношениям, к полному хозрасчету торговых предприятий неизбежно приводит к потребности учета влияния на экономические результаты деятельности всех основных факторов, в том числе и факторов пространственного размещения торговой сети. В этом плане целесообразно использовать научный и практический опыт решения проблем эффективного размещения розничной торговой сети, накопленный во многих странах мира, например, картографический метод размещения магазинов, построение теоретических моделей развития и размещения сети с учетом мотивов поведения покупателей, торговых работников, городских властей, застройщиков торговых центров и т.д.
Особое внимание должно быть уделено вопросам проектирования и реконструкции действующей торговой сети Общества. Следует отметить, что реконструкция действующих магазинов при тех же затратах дает больший эффект, чем новое строительство [15].
Реконструкция действующих торговых точек – это экономически эффективно, так увеличивается коэффициент демонстрационной площади. У Общества имеется два магазина. В торговой точке расположенной по адресу г. Гомель, ул. Шилова, 12а демонстрационная площадь используется оптимально и составляет 0,8 она фактически равна установочной, из-за специфики товаров магазина. В магазине «Мебельный ШиК», расположенному по адресу: ул. Карповича,18 демонстрационная площадь используется не полностью, так как имеется площадь, которая не используется под демонстрацию мебели. Общая площадь данного магазина составляет 163м2 ,установочная площадь, которая из-за специфики магазина равна демонстрационной, составляет 114м2, т.е. коэффициент демонстрационной площади равен 0,7. Мною предложен план реконструкции данного торгового объекта, в результате этой реконструкции демонстрационная площадь этого магазина увеличится на 21%, т.е. демонстрационная площадь станет равна 148 м2 , а коэффициент установочной и демонстрационной площади будет равен 0,9.
Основные направления совершенствования:
построение и создание новых магазинов в разных районах города и
других городах Гомельской области;
расширение торговой площади за счёт реконструкции действующего
магазина (план реконструкции приведён в приложении И и К)
повышение уровня квалификации сотрудников магазина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе развития экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля, через розничную торговую сеть.
Розничная торговая сеть — совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории.
На предприятиях розничной торговой сети завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную стоимость и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.
Переход торговли к рыночным отношениям требует повышенного внимания к проблемам размещения розничной сети теоретических исследований и практики, так как это ведет к расширению влияния всех основных слагаемых, в том числе и факторов пространственного размещения розничной торговой сети (состав городской территории, размещение жилых районов, транспортных путей, деловых и культурных центров и т.д.), на экономические показатели деятельности торговых объектов.
Особенности размещения розничной торговой сети я рассмотрела на примере деятельности ООО «Креатив групп».
Общество с ограниченной ответственностью «Креатив групп» является
юридическим лицом, зарегистрировано Гомельским областным
исполнительным комитетом. Основными видами деятельности предприятия является оптовая и розничная торговля. «Креатив групп» состоит из двух торговых точек, под общим фирменным названием «Мебельный ШиК» расположенные по адресам: г.Гомель, ул.Карповича,18 и г.Гомель, ул. Шилова, 12а.
Высшим органом управления является директор Общества.В непосредственном подчинении директора Общества находятся заместители директора по коммерческим вопросам, по региональному развитию, главный бухгалтер.
На основе анализа показателей предприятия "Креатив групп" сделаны следующие выводы: эффективность размещения розничной торговой сети «Креатив групп» находится на высоком уровне, так как магазины расположены рационально: в центре покупательских потоков города, что способствует значительному интересу к продукции и в целом размещение магазинов является хорошим, что способствует значительному товарообороту. Анализ деятельности ООО «Креатив групп» за 2008-2010гг. позволяет сделать вывод: Общество наиболее эффективно работало в 2008 году: прибыль от реализации составила 132млн. руб., уровень рентабельности продаж – 4,3%; организация финансово-хозяйственной деятельности за 2009 и 2010 года не в достаточной мере эффективна, снизилась прибыль за 2009г. по сравнению с 2008г. на 107млн. руб., за 2010 по сравнению с 2008г. на 91млн.руб.,уровень рентабельности продаж снизился в 2009г. по отношению к 2008г. на 3,31%, а в 2010г. – на 2,69% по сравнению с 2008 годом.
Товарооборот в 2009 году снизился на 667 млн. руб. по сравнению с 2008г., что составило 18,3% в том числе розничный товарооборот в 2009 году снизился на 330 млн.руб., по отношению к 2008г., что составило 11,4%, оптовый товарооборот снизился на 337 млн.руб., что составило 46,4%.
Значительное сокращение товарооборота на 667 млн. руб. произошло за счёт большой конкуренции на рынке сбыта.
Товарооборот в 2010г. вырос по сравнению с 2009г. на 72 млн. руб., темп роста составил 102,4 %, розничный товарооборот вырос на 252 млн. руб., темп роста составил 109,7%, и оптовый товарооборот в 2010г. снизился на 180 млн.руб. по сравнению с 2009г., что составило 46,2%.
В целом работа предприятия «Креатив групп» в 2008—2010 гг. была весьма успешна, была получена достаточная прибыль, финансовый уровень предприятия находится на высок уровне за счёт значительного товарооборота, в связи с рациональным расположением магазинов.
Оценивая эффективность размещения розничной торговой сети «Креатив групп» нужно сделать вывод, что магазины расположены рационально: в центре покупательских потоков города, что способствует значительному интересу к продукции и в целом размещение магазинов является хорошим.
Совершенствование построения и размещения розничной торговой сети «Креатив групп» может заключаться в следующих мероприятиях:
построение и создание новых магазинов в разных районах города и
других городах Гомельской области;
расширение торговой площади за счёт реконструкции действующего
магазина;
повышение уровня квалификации сотрудников магазина.
1 Кардашин, Л.И. Основы технологии товародвижения и организации торговли: учеб. пособие для вузов / Л.И. Кардашин – Юнити-Дана, Москва, 2003. – 133с.
2 Соломатин, А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник / 2-е издание, переработанное и дополненное / Л.А. Соломатин – М.: Инфра-М, 2003.- 292с.
3 Брагин, Л.А. Экономика торгового предприятии. Торговое дело: учебник / Л.А. Брагин –М.:Инфра-М, 2004.- 314с.
4 Бланк, И.А. Торговый менеджмент: учебник, Украинско-финский институт менеджмента и бизнеса / И.А. Бланк – М.:Инфра-М 1997.- 408с.
5 Стюарт, Г. Успешный менеджмент торговли / перевод с англ. Мороз Л.А. / Г. Стюарт – Мн.: Амалфея, 1997. – 192с.
6 Шелобаев, С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе. / С.И. Шелобаев –М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001г.- 240с.
7 Крушевский, А.В. Справочник по экономико-математическим моделям и методам. / А.В. Крушевский – К.: Техника, 1992г.- 195с.
8 Просветов, Г.И. Математические модели в экономике. / Г.И. Просветов- М.: Издательство РДП, 2005г.- 314с.
9 Экономика торгового предприятия : учебное пособие / С.Н. Лебедева, Н.А.Сныткова [и др.]; под общ. ред. С.Н. Лебедевой, 5-е издание, исправленное. – Минск, Новое знание, 2007.- 240с.
10 Розничная торговля Гомельской области: статистический сборник / В.М. Буйневич, С.М.Анохов, С.Н.Корчак, Гомель, 2008.- 120с.
11 Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное / под общ. ред. профессоров Л.А. Брагина и Т.П. Данько. М: Инфра-М, 2002. – 560с.
12 Организация розничной торговли / Л.Г.Ромина, В.М. Рыбаков, 1997.- 165с.
13 Шерер, Ф.М., Роос Д. Структура отраслевых рынков. М.: МГУ, 2003г.- 218с.
14 Понятие розничной торговой сети / [Электронный ресурс]— режим доступа http://t0rgovec.ru – дата доступа 17.04.2011
15 Развитие розничной торговой сети / [Электронный ресурс]— режим доступа http://planetadisser.com/see/
16 Методика размещения розничной торговой сети / [Электронный ресурс].— режим доступа http://www.rppe.ru/wp-content/