Предпринимательское право России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:02, лекция

Описание работы

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности: обеспечение защита прав и свобод человека и гражданина, защита социально уязвимых слоев населения, охрана окружающей среды. Правовыми предпосылками являются нормы Конституции РФ ст. 70, 8, 34… ст. 71 В ведении РФ находятся установление основ фед. политики в области экономического развития России; Установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики и т. д.
Совокупность мер, экономического, правового и организационного воздействия, на деятельность хозяйствующих субъектов и экономику в целом с целью нормального функционирования рыночных механизмов. Выделяются формы гос. регулирования. Под формами гос. регулирования следует понимать закрепленные в правовых нормах, конкретные меры экономического организационного и правового воздействия на экономику.

Содержание

Понятие и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;
Теории предпринимательского права;
Предмет и метод предпринимательского права;
Принципы предпринимательского права;
Признаки предпринимательской деятельности;
Отличие предпринимательской деятельности от профессиональной деятельности.

Работа содержит 1 файл

РПП-лекция.doc

— 408.00 Кб (Скачать)

Форма – это внешний облик предмета, как носителя рекламной информации (словестная, изобразительная, графическая, звуковая)

Средства – это особая совокупность технических и иных приспособлений применяемых для рекламной информации (рекламные щиты, баннеры, панно, растяжки).

Объекты рекламы: п. 2 ст. 3 Закона – товар, средства индивидуализации юр. Лица и товара, изготовитель товара или продавец, результаты интеллектуальной деятельности, мероприятия (концерты, конкурсы, фестивали, спортивные мероприятия, основанные на риске игры и пари).

Участники – рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспростронители, спонсоры, потребители рекламы, гос. органы осуществляющие регулирование рекламной деятельности и контроль за ней, СРО.

Рекламодатель – это изготовитель, либо продавец, либо иное лицо определившее объект рекламирования. Обязан, по требованию, представлять сведения о соответствии рекламировании объектов требованиям законодательства. В качестве рекламодателя могут выступать и спонсоры – это лица, которые предоставили средства, либо которые обеспечили предоставление средств, для организации спортивного, культурного и иного мероприятия.

Рекалмопроизводитель – это лицо, которое доводит соответствующую информацию в надлежащую форму.

Рекламораспростронитель – это лицо, которое распространяет информацию, любым способом и в любой форме

Потребители рекламы – это лица на привлечение на привлечение к рекламе.

Гос. органы – осуществляющие регулирование контроль в области рекламы.

Антимонопольные органы – значение их очень велико, отслеживание рекламы требованиям законодательства. Функции: а) предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы; б) направляет предписания о прекращении нарушений законодательства о рекламе; в) вправе предъявлять иски, о запрете распространения рекламы; г) вправе предъявлять к нарушителям санкции, предусмотренные административному законодательству.

СРО – функции:

  1. Добровольное членство;
  2. Разрабатывает правила проф. деятельности в сфере рекламы;
  3. Рассматривать жалобы, контроль;
  4. Может разрабатывать требования предъявляемые членам СРО.

Виды рекламы:

  1. По виду рекламированных товаров: реклама алкогольной продукции, табачных изделий, лекарственных средств;
  2. По виду рекламируемой деятельности – реклама, основанная на риске игр и пари, по заключению договора ренты, финансовых услуг;
  3. По цели рекламы – коммерческая реклама (спонсорская реклама) – эта реклама, распространяемая при условии обязательного упоминания в ней об определенном лице, как о спонсоре. Социальная реклама – направленная на достижение благотворительных и иных общественно-полезных целей, а также обеспечение интересов государства, как правило, имеет спонсора. Рекламодателями могут выступать любые физ. или юр. лица, органы гос. власти и управления разного уровня. Не допускается упоминание о марках, товарных знаков, знаков обслуживании. Допускается о спонсорах, о гос и мун. органов. Режим регулирования: религиозные, детские, длиться не более 15 минут, не перебивается рекламой. Политическая реклама – информация распространяемая участником избирательного процесса, о кандидатах в депутаты, о референдумах. Закон о рекламе не распространяется на политическую рекламу;
  4. По способу размещения – это реклама размещаемая в печати, радио, теле, компьютерной, наружная реклама;
  5. По категории потребителей рекламы закон выделяет, как несовершеннолетние лица.

Требования:

  1. Общие требования: а) требования о достоверности и добросовестности рекламы; б) требование к рекламе, которая по средствам коммуникационных процессов оказывает те или иные неблагоприятные последствия для потребителей рекламы п. 4 ст. 5 Закона; в) п. 5 ст. 5 содержит запреты на содержание в рекламе определенных сведений, материалов, оказывающих негативное воздействие на окружающих; г) п. 6 ст. 5 Закона запрет в использования в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов; д) п. 7, 9, 10 ст. 5.
  2. Специальные требования – ст. 21-30 Закона.

 

Правовое регулирование банковской деятельности

  1. Понятие банковской системы;
  2. Банковские кредитные организации и банковские операции;
  3. Создание и ликвидация банковских кредитных организаций;
  4. Правовое положение центрального банка России;
  5. Внебанковские кредитные организации.

Банковская  система – представляет собой сложную систему включающую в себя организации разных видов.

Банковская система  состоит из двух уровней, на первом уровне находятся банки, которые  сочетают баланс частных и публично-правовых интересов оно обеспечивает единство проведения финансовой политики гос-ва. Второе звено – это основа банковской системы, элементами которой являются частные организации, целью которых является извлечение прибыли. Банковская система является частью или звеном общей системы кредитных и финансовых организаций, которая включает, кроме банков еще органы гос. управления кредитом и финансами.

Министерство финансов РФ; Фед. казначейство; счетная палата; гос. налоговая служба; контрольно-ревизионные органы; Фед органы исполнительной власти. Носят административно правовой характер, они выходят за рамки банковского регулирования.

Банковская система  имеет уровни, на первом уровне находятся  организации, которые обеспечивают баланс частного и публичного интереса – главный банк страны. Правовое положение ГБС – то много имеет схожее, в то же время ГБС при их создании, при осуществлении им гос. политики, учитываются нац. особенности. ЦБР – Япония, Италия, а в Америки называется Федеральная резервная система США.

В отдельных гос-вах, ЦБ является собственность государства, он имеет публичную природу. Образован на праве гос. собственности – Франция, Германия, есть страны, где гос-во имеет только долю в уставном капитале, таким странами являются - Япония, Италия, Австрия, США.

Функции ЦБ:

  1. Проводит единую, общенациональную денежно-кредитную политику;
  2. Выполняет эмиссионную функцию, осуществляет выпуск и размещение денег;
  3. Кредитование.

Второй элемент банковской системы – это кредитные организации, к которым относятся коммерческие банки и не банковские кредитные организации.

Банковские кредитные  организации и банковские операции (ст. 1 закона о банках и банковской деятельности) – это юр. лицо, которое для извлечения прибыли, как основной цели деятельности, на основании лицензии ЦБ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом. Кредитные организации могут создаваться на основе любой форме собственности, при чем, как хоз. общества.

Кредитная организация  бывает 2 видов: банковские и не банковские кредитные организации.

Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности отдельные банковские операции.

  1. Привлечение, размещение во вклады денежных средств физ. и юр. лиц;
  2. Открытие и ведение банковских счетов физ. и юр. лиц.

Основани, так, по функциональному признаку банки подразделяются на:

а)  инвестиционные;

б)  учетные;

в)  сберегательные;

г)  ипотечные.

Инвестиционные  банки – они аккумулируют денежные средства, на длительные сроки и предоставляют долгосрочные кредиты, не обслуживают частных вкладчиков и мелкие компании их пассивы формируются за счет собственной эмиссионной деятельности. Выпускают ценные бумаги, используют кредит.

Учетные банки – специализируются на краткосрочном кредите и депозите.

Сберегательные  банки – они строят свою политику, за счет привлечения вкладов граждан и ведут срочные счета.

Ипотечный банк – они осуществляют долгосрочные кредитные операции, под залог недвижимости.

Участие гос-ва в уставном капитале кредитной организации (ст. 8 о ЦБ). В уставном капитале, в котором участвует гос-во, сбербанк и банк внешней торговли. Возможно создание и филиалы представительств иностранных банков, для их открытия необходимо прохождение аккредитации и наличие квот.

Правоспособность  этих организаций:

  1. Банки обладают специальной правоспособностью, так-как банковское законодательство содержит исчерпывающий перечень банковских операций (Тосунян);
  2. Правоспособность банков носит исключительный характер – она основывается на то, что в законе названы банковские операции и сделки, которые банки не вправе совершать (торговая, посредническая, страховая);
  3. Общая правоспособность (Нефедов).

Все банковские сделки можно подразделить на 2 группы:

  1. Банковские операции – привлечение средств, банковские счета, осуществление расчетов по поручению клиентов, купля продажа иностранной валюты в наличной и безналичной валюты, привлечению драгоценных металлов, выдача гарантий, осуществление переводов денежных средств, по поручению физ. лиц, без открытия банковских счетов (необходима банковская лицензия, могут совершать кредитные организации).
  2. Другие сделки – выдача поручительств за третьих лиц, доверительное управление денежными средствами, осуществление операции с драгоценными металлами, предоставление помещения в аренду, для хранения документов и ценностей, лизинговые операции, оказание консультационных и информационных услуг (любые коммерческие организации, и не требуется лицензия).

Кредитные организации  не вправе заниматься производственной, торговой, производственной и страховой деятельностью.

Создание и  ликвидация банковских кредитных организаций.

Учредителями кредитной  организации могут выступать  физ. и юр. лица. Они должны иметь  устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами в течение трех последних лет. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций - это 180 000 000 рублей. А для не банковской кредитной организации 90 000 000 рублей. Вклады могут вноситься только в виде денежных средств и материальных активов, ограничение в привлечении заемных средств не допускается. Вклады в форме материальных активов размер такого вклада не может превышать 20 % размера вкладов уставного капитала. Не материальные активы, в том числе и ценные бумаги не могут быть внесены в уставной капитал.

Процедура создания кредитных банков:

  1. Пакет документов представляется в территориальное учреждение ЦБ, по месту нахождения будущей кредитной организации;
  2. Заключение о возможности регистрации;
  3. Департамент ЦБ – рассмотрел документы, если нет оснований для отказа, направляет в регистрирующий орган;
  4. Информация о регистрации направляется в территориальное учреждение ЦБ;
  5. Направляет в ЦБ информацию о том, что была зарегистрирована кредитная организация;
  6. Центральный банк регистрирует созданный банк в книге гос. регистрации кредитных организаций, и присваивает соответствующий номер;
  7. Получение лицензии. Лицензия банку выдается после 100% оплаты уставного капитала, а оплата должна состояться не позднее 1 месяца, после регистрации кредитной организации;
  8. Право осуществление банковских операций.

Виды лицензий:

  1. На право осуществления банковских операция в рублях, без права привлечение вклада физ. лиц;
  2. Осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, без права привлечении физ. лиц
  3. Привлечение драг. металлов;
  4. Привлечение вкладов граждан;
  5. Генеральная лицензия – выдается банку, которая имеет право осуществлять все виды банковских операций.

Банки еще могут получать лицензию, на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Выдается фед. службой по финансовым рынкам.

  1. Если в течение 14 дней, со дня срока наступления денежных обязательств, требования не исполнены банком или стоимость имущества не достаточна для исполнения обязательств банка.
  2. В целях оздоровления банка, ввести финансовое оздоровление, назначить временную администрацию.
  3. Требования физ. лиц удовлетворяются в первую очередь.

 

Правовое регулирование страховой деятельности

  1. Понятие и значение страховой деятельности;
  2. Государственный надзор за страховой деятельностью;
  3. Профессиональные участники страхового рынка.

Страховая деятельность – это вид экономической деятельности страховщиков, по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых агентов, страховых брокеров, страховых актуариев, по оказанию услуг связанных со страхованием и с перестрахованием. Значимая функция, поскольку любой страховой случай является разрывом в цепочке производства и воспроизводства. Восстановление, затронутое страховым случаем, имущественное положение страхователя, позволяет быстро и эффективно восстановить разрушенные связи в воспроизводстве. Заинтересован как страхователь, так и страховщик и само государство в целом.

Наряду с частным страховым рынком в России сохранено гос. страхование за счет бюджетных средств, в частности защита жизни, здоровья и имущества определенных категорий гос. служащих – военные, работники милиции, судьи. Лица, пострадавшие в чернобыльской аварии.

  1. Министерство финансов РФ – это орган страхового регулирования, принимающие нормативные акты в данной сфере;
  2. Федеральная служба России, по надзору страховой деятельности.

Информация о работе Предпринимательское право России