Предпринимательское право России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:02, лекция

Описание работы

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности: обеспечение защита прав и свобод человека и гражданина, защита социально уязвимых слоев населения, охрана окружающей среды. Правовыми предпосылками являются нормы Конституции РФ ст. 70, 8, 34… ст. 71 В ведении РФ находятся установление основ фед. политики в области экономического развития России; Установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики и т. д.
Совокупность мер, экономического, правового и организационного воздействия, на деятельность хозяйствующих субъектов и экономику в целом с целью нормального функционирования рыночных механизмов. Выделяются формы гос. регулирования. Под формами гос. регулирования следует понимать закрепленные в правовых нормах, конкретные меры экономического организационного и правового воздействия на экономику.

Содержание

Понятие и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;
Теории предпринимательского права;
Предмет и метод предпринимательского права;
Принципы предпринимательского права;
Признаки предпринимательской деятельности;
Отличие предпринимательской деятельности от профессиональной деятельности.

Работа содержит 1 файл

РПП-лекция.doc

— 408.00 Кб (Скачать)

По законодательству торгово промышленные палаты создаются  на территории одного или нескольких субъектов РФ и административно территориальных единицах РФ.

Законодатель предусмотрел трехзвенную систему. Во главе находится торгово промышленная палата РФ, ТПП субъектов РФ, ТПП территориальных образований РФ.

По инициативе не менее  чем 15 учредителей. На первом собрании они принимают устав, который должен включать следующее:

  1. Наименование;
  2. Виды органов;
  3. Компетенция органов;
  4. Условия вступление членов в ТПП
  5. Порядок выхода членов из ТПП;
  6. Вопросы ликвидации;
  7. Источники формирования имущества.

Учредителем могут быть: ИП, коммерческие и юр. лица, их объединение и союзы.

Особенность как  юр. лица:

  1. Имущество, на праве собственности;
  2. ТПП, вправе создавать предприятия (на праве полного хозяйственного требования);
  3. Вступительные членские взносы, прибыль от хозяйственной деятельности, от прибыли деятельности созданных предприятий;
  4. В случае выхода из состава ТПП им членские взносы не возвращаются, не вправе претендовать на имущество ТПП;
  5. Может заниматься предпринимательской деятельностью, лишь поскольку, поскольку это необходимо для выполнения задач;
  6. Не отвечает по обязательствам ее учредителей, и наоборот;
  7. Не отвисают по обязательствам созданных предприятий и наоборот;
  8. Регистрация предприятия обращаться в органы юстиции, требуется представление документа на создание ТПП.

Выбор организационно правовой формы предпринимательства

Организационно правовая форма предпринимательства дает представление о следующих элементах:

  1. О способах формирования имущества юр. лица и размере уставного капитала;
  2. О правах учредителей, участников акционеров, на имущество этой структуры;
  3. Порядок взаимодействия учредителей, по поводу управления имуществом, и самого имущество этого юр. лица;
  4. Порядок выхода учредителя их состава юр. лица;
  5. Ответственность учредителя по обязательствам юр. лица и ответственность юр. лица, по обязательствам учредителей;
  6. Также выбор зависит также от налогообложения.

ИП – преимущества:

  1. Почти полное отсутствие требований при гос. регистрации;
  2. Для гос. регистрации ИП представляет: заявление, документ об уплате гос. пошлины, паспорт и ИНН;
  3. Простота принятия управленческих решений – при принятии решения не требуется привлечения управленческих кадров, минимизированные расходы по управлению;
  4. Способно более оперативно реагировать на изменение спроса рынка;
  5. Для начала предпринимательской деятельности, не требуется крупного капитала;
  6. Упрощённый порядок ведения бух. отёчности и отсутствие бух. учета, ведется книга доходов и расходов;
  7. Налоговая нагрузка на ИП ниже, чем на юр. лица;
  8. Налог 13% для юр. лиц 26%.

Недостатки:

  1. Ограниченная сфера деятельности т.к. ИП работают в отраслях, не требующих больших капиталовложений;
  2. Отвечает по своим обязательством, всем своим имуществом.

Коммерческие  юр. лица

Хоз. товарищества:

Преимущества:

  1. Требование кредиторов, обеспечены не только капиталом товарищества, но и имуществом товарищей. Не испытывают трудностей в получении кредитов;
  2. Законодатель не установил минимальный размер складочного капитала. 50% должно быть внесено на дату регистрации товарищества;
  3. Организационная структура товарищества определяется им самостоятельно.

Недостатки:

  1. Учредители несут неограниченную ответственность по обязательства товарищества;
  2. В любой момент могут выйти из состава товарищества, требование по выплате вкладов, подрыв финансового состояния товарищества.

Общества с ограниченной ответственностью

Преимущества:

  1. Несут ответственность только в пределах внесенного вклада;
  2. Не большой размер уставного капитала 10 000 р.
  3. Гибкая система органов управления. Самостоятельно принимают решение;

Недостатки:

  1. Участники общества в любой момент могут выйти из состава и тем самым подорвать финансовое благополучие общества;
  2. Законодательством предусмотрено ограниченный состав учредителей не более 50.

Акционерные общества

Преимущества:

  1. Увеличение капитала, путем выпуска акций;
  2. Деятельность ОАО носит более прозрачный характер, проходят обязательный аудит, публикуется ежегодный отчет ОАО;

Недостатки:

  1. Сложная система органов управления;
  2. Эмиссия акций подлежит гос. регистрации.

 

Саморегулирование, как альтернатива лицензированию.

  1. Понятие и сущность саморегулирования;
  2. Правовой статус СРО (саморегулируемые организации);
  3. Функции, права и обязанности СРО.

Под саморегулирование  понимается социально значимая деятельность СРО, по упорядочению предпринимательских отношений по средствам, установлению правил и стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности и осуществлению контроля над соблюдением. А  в случаях предусмотренных законом за соблюдением всего законодательства, регулирующего тот или иной вид деятельности. Добровольным или обязательным членством. Когда речь идет об обязательном членстве, то это подразумевает, что лицензирование заменено саморегулированием в этих сферах. Институт является не новым явлением, возник в 11-12 веках в Западной Европе, где складывалась система гильдий и цехов, каждая из гильдий разрабатывала свои стандарты и правила и поведения и устанавливала ответственность за их нарушение. Позднее с развитием капиталистических отношений, саморегулирование стало возникать в системе биржевой деятельности. Нью-Йоркская была создана в 1972 году, она предусматривала систему норм и правил поведения, торговли ценными бумагами, устанавливала ответственность за несоблюдение этих правил. В России саморегулирование можно связать с деятельностью бирж, созданные при Петре I. На биржи также возлагалось создание правило ведение торговой деятельности. Контроля над их исполнением и ответственности за их неисполнение. В современный период России саморегулирование связано с проводимой административной реформой, одной из идей которой является замена государственного регулирования негосударственным регулированием и оптимизацией гос. регулирования. Наиболее конкретные меры были предусмотрены Указам Президента РФ от 24.07.2003 года №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах».

Институт саморегулирования  РФ. Институт саморегулирования заменяет гос. регулирование в отдельных сферах экономики, по средствам того, что с его помощью создаются стандарты и правила предпринимательской и профессиональной деятельности, которые обязательны для исполнения, членами СРО. Эти стандарты и правила поддерживаются мерами ответственности, предусмотренными не только саморегулироваными организациями, но и законодательством в целом нормы. Содержащиеся в стандартах и правилах СРО намного гибче, норм содержащиеся в нормативно правовых актах, т.к. они способнее, более быстрее реагировать на запросы времени. Стандарты и правила относят к локальному нормотворчеству. Устанавливаются правила поведения, за нарушения принимаются меры принуждения.

Статус саморегулируемых организаций

Требования:

  1. Достаточное представительство – объединение в составе СРО не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности иной количественный состав может быть предусмотрен специальным законом, посвящённый отдельным видам деятельности;
  2. Создание специализированных органов: а) осуществляет контроль за деятельностью СРО; б) дисциплинарный - рассматривает дела, о дисциплинарных проступков. Принимает меры дисциплинарных воздействий;
  3. Наличие стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности;
  4. Наличие мер имущественной ответственности, по обязательствам членов СРО перед кредиторами членов СРО. Страхование гражданской ответственности членов СРО и формирование компенсационного фонда.

СРО – это некоммерческое юр. лицо, основанное на членстве, объединяет в своем составе субъектов предпринимательской деятельности или субъектов профессиональной деятельности.

Способы создания:

  1. Общий способ создания – заключается в том, что СРО считается созданным с момента внесения сведений о некоммерческой организации в единый реестр СРО;
  2. Специальный способ создания – для приобретения статуса СРО требуется еще получить разрешение выдаваемое органами исполнительной власти (для субъектов рынка ценных бумаг);

Субъекты предпринимательской деятельности – ИП и юр. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Субъекты проф. деятельности – физ. лица, осуществляющие проф. деятельность, регулируемую в соответствии с ФЗ.

Объединения в составе  СРО лиц или субъектов предпринимательской и проф. деятельности, возможно только в случая предусмотренных ФЗ.

Ст. 8 закон «о некоммерческих организациях».

Распространена точка  зрения, что это самостоятельная  организационно-правовая форма юр. лица. Не распространяется в сфере рынка ценных бумаг, акционерные и инвестиционные фонды, паевые, негосударственные пенсионные фонды, бюро кредитных историй, на жилищные накопительные кооперативы. Цель административной реформы будет выполнена, только в том случае если, саморегулируемым организациям будут переданы публичные функции.

Задачи, цели функции  СРО.

Задачи СРО:

Повышение ответственности  членов СРО для выполнения это  задачи предусматривается членство в СРО, установлено правило об ответственности СРО по обязательствам своих членов.

Функции см. ст. 6 ФЗ «О СРО»

 

Лицензирование, как форма легитимации

предпринимательской деятельности

 

  1. Общие положения;
  2. Понятие лицензии, порядок лицензирования;
  3. Юр. ответственность за осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии лицензии.

С момента получение  лицензии лицензиат получает разрешение на отдельные виды деятельности. Правоприменительная практика исходит из того институт лицензирования, отнесен к институту гражданского права, но указывается что в тоже время институт лицензирования содержит положения института административного права.

Институты лицензирования представляют собой административно-правовой институт, т.к. лицензирование это управленческая функция гос, однако факт получения лицензии порождает гражданско-правовое последствие, у хозяйствующего субъекта, появляется реальное право на осуществление отдельных видов деятельности, что напрямую связано с правоспособностью юр. лица. П. 3 ст. 49 ГК РФ – закреплено, что правоспособность юр. лица, возникает с момента его создание, а созданным считается с момента его регистрации. Ядром содержания правоспособности юр. лица является право на осуществление отдельных видов деятельности. Такое право возникает с момента получения лицензии и утрачивается по истечении срока действия лицензии, если иное не установлено иными правовыми актами.

Критерии выбора видов  деятельности подлежащих лицензированию определены законом о лицензировании это два критерия:

  1. Возможность нанесения ущерба правам законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ (критерии вредоносности);
  2. Регулирование этих видов деятельности не может осуществлять иными методами, кроме как лицензированными (методическая несостоятельность иных мер).

Эти критерии применяются  не в совокупности, а в отдельности. Они не выверены, требуют детализации, совершенствования.

Что исследуется в  процессе лицензирования:

  1. Кто может осуществлять?
  2. Какими способами будет осуществляться деятельность?
  3. В каких условиях?

Вредоносность:

  1. Как следствие несоблюдения технологического процесса осуществляемой деятельности, который предполагает, наличие технических устройств, оборудования, механизмов. Для получения разрешения на эксплуатацию эти объекты подвергаются гос. надзору.
  2. В причинении крупного ущерба (убытков), как следствие неквалифицированных действий специалистов.
  3. Вред может проявиться, в причинении неимущественного вреда.

Информация о работе Предпринимательское право России