Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:02, лекция
Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности: обеспечение защита прав и свобод человека и гражданина, защита социально уязвимых слоев населения, охрана окружающей среды. Правовыми предпосылками являются нормы Конституции РФ ст. 70, 8, 34… ст. 71 В ведении РФ находятся установление основ фед. политики в области экономического развития России; Установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики и т. д.
Совокупность мер, экономического, правового и организационного воздействия, на деятельность хозяйствующих субъектов и экономику в целом с целью нормального функционирования рыночных механизмов. Выделяются формы гос. регулирования. Под формами гос. регулирования следует понимать закрепленные в правовых нормах, конкретные меры экономического организационного и правового воздействия на экономику.
Понятие и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;
Теории предпринимательского права;
Предмет и метод предпринимательского права;
Принципы предпринимательского права;
Признаки предпринимательской деятельности;
Отличие предпринимательской деятельности от профессиональной деятельности.
По законодательству торгово промышленные палаты создаются на территории одного или нескольких субъектов РФ и административно территориальных единицах РФ.
Законодатель предусмотрел трехзвенную систему. Во главе находится торгово промышленная палата РФ, ТПП субъектов РФ, ТПП территориальных образований РФ.
По инициативе не менее чем 15 учредителей. На первом собрании они принимают устав, который должен включать следующее:
Учредителем могут быть: ИП, коммерческие и юр. лица, их объединение и союзы.
Особенность как юр. лица:
Выбор организационно правовой формы предпринимательства
Организационно правовая
форма предпринимательства дает
представление о следующих
ИП – преимущества:
Недостатки:
Коммерческие юр. лица
Хоз. товарищества:
Преимущества:
Недостатки:
Общества с ограниченной ответственностью
Преимущества:
Недостатки:
Акционерные общества
Преимущества:
Недостатки:
Саморегулирование, как альтернатива лицензированию.
Под саморегулирование понимается социально значимая деятельность СРО, по упорядочению предпринимательских отношений по средствам, установлению правил и стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности и осуществлению контроля над соблюдением. А в случаях предусмотренных законом за соблюдением всего законодательства, регулирующего тот или иной вид деятельности. Добровольным или обязательным членством. Когда речь идет об обязательном членстве, то это подразумевает, что лицензирование заменено саморегулированием в этих сферах. Институт является не новым явлением, возник в 11-12 веках в Западной Европе, где складывалась система гильдий и цехов, каждая из гильдий разрабатывала свои стандарты и правила и поведения и устанавливала ответственность за их нарушение. Позднее с развитием капиталистических отношений, саморегулирование стало возникать в системе биржевой деятельности. Нью-Йоркская была создана в 1972 году, она предусматривала систему норм и правил поведения, торговли ценными бумагами, устанавливала ответственность за несоблюдение этих правил. В России саморегулирование можно связать с деятельностью бирж, созданные при Петре I. На биржи также возлагалось создание правило ведение торговой деятельности. Контроля над их исполнением и ответственности за их неисполнение. В современный период России саморегулирование связано с проводимой административной реформой, одной из идей которой является замена государственного регулирования негосударственным регулированием и оптимизацией гос. регулирования. Наиболее конкретные меры были предусмотрены Указам Президента РФ от 24.07.2003 года №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах».
Институт саморегулирования РФ. Институт саморегулирования заменяет гос. регулирование в отдельных сферах экономики, по средствам того, что с его помощью создаются стандарты и правила предпринимательской и профессиональной деятельности, которые обязательны для исполнения, членами СРО. Эти стандарты и правила поддерживаются мерами ответственности, предусмотренными не только саморегулироваными организациями, но и законодательством в целом нормы. Содержащиеся в стандартах и правилах СРО намного гибче, норм содержащиеся в нормативно правовых актах, т.к. они способнее, более быстрее реагировать на запросы времени. Стандарты и правила относят к локальному нормотворчеству. Устанавливаются правила поведения, за нарушения принимаются меры принуждения.
Статус саморегулируемых организаций
Требования:
СРО – это некоммерческое юр. лицо, основанное на членстве, объединяет в своем составе субъектов предпринимательской деятельности или субъектов профессиональной деятельности.
Способы создания:
Субъекты предпринимательской деятельности – ИП и юр. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Субъекты проф. деятельности – физ. лица, осуществляющие проф. деятельность, регулируемую в соответствии с ФЗ.
Объединения в составе
СРО лиц или субъектов
Ст. 8 закон «о некоммерческих организациях».
Распространена точка зрения, что это самостоятельная организационно-правовая форма юр. лица. Не распространяется в сфере рынка ценных бумаг, акционерные и инвестиционные фонды, паевые, негосударственные пенсионные фонды, бюро кредитных историй, на жилищные накопительные кооперативы. Цель административной реформы будет выполнена, только в том случае если, саморегулируемым организациям будут переданы публичные функции.
Задачи, цели функции СРО.
Задачи СРО:
Повышение ответственности членов СРО для выполнения это задачи предусматривается членство в СРО, установлено правило об ответственности СРО по обязательствам своих членов.
Функции см. ст. 6 ФЗ «О СРО»
Лицензирование, как форма легитимации
предпринимательской деятельности
С момента получение лицензии лицензиат получает разрешение на отдельные виды деятельности. Правоприменительная практика исходит из того институт лицензирования, отнесен к институту гражданского права, но указывается что в тоже время институт лицензирования содержит положения института административного права.
Институты лицензирования представляют собой административно-правовой институт, т.к. лицензирование это управленческая функция гос, однако факт получения лицензии порождает гражданско-правовое последствие, у хозяйствующего субъекта, появляется реальное право на осуществление отдельных видов деятельности, что напрямую связано с правоспособностью юр. лица. П. 3 ст. 49 ГК РФ – закреплено, что правоспособность юр. лица, возникает с момента его создание, а созданным считается с момента его регистрации. Ядром содержания правоспособности юр. лица является право на осуществление отдельных видов деятельности. Такое право возникает с момента получения лицензии и утрачивается по истечении срока действия лицензии, если иное не установлено иными правовыми актами.
Критерии выбора видов деятельности подлежащих лицензированию определены законом о лицензировании это два критерия:
Эти критерии применяются не в совокупности, а в отдельности. Они не выверены, требуют детализации, совершенствования.
Что исследуется в процессе лицензирования:
Вредоносность: