Контрольная работа по "Предпринимательскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 05:44, шпаргалка

Описание работы

Вопросы:
1. Сущность и содержание предпринимательского права.
2. Предмет, метод и принципы предпринимательского права.
3. Система источников предпринимательского права.

Работа содержит 1 файл

Лекции по Савёлову.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

Этот документ, являвшийся по сути Уставом МВФ, вступил в силу 27

декабря 1945 г. В рамках Бреттонвудской системы был принят долла-

ровый стандарт, и мировая валютная система была основана на гос-

подстве доллара.

С развитием интеграционного движения в Европе, начало которо-

му положил Римский договор 1957 г., стал формироваться Европейс-

кий валютный союз. В 1979 г. страны Европы приступили к созданию

Европейской валютной системы. Она  основана на ЭКЮ как средне-

взвешенной валюте всех стран  — участниц Европейской валютной

системы. С 1989 г. Совет Европы начал  переход к Валютному союзу,

основной задачей которого предполагалась либерализация перемеще-

ния капитала и введение в обращение  единой европейской валюты,

получившей название «евро».

Деятельность предпринимателя на валютном рынке может пони-

маться как деятельность любого субъекта правоотношения, имеющего

юридический статус предпринимателя, что ассоциируется с понима-

нием валютного рынка в широком  смысле, а также как деятельность

предпринимателя — профессионального участника, если речь идет о

валютном рынке России в узком  смысле. Иными словами, участника-

ми валютного рынка России могут  быть непрофессиональные участ-

ники и его профессиональные участники.

На протяжении длительного периода, начиная с 1930 г. и вплоть

до 1986—1987 гг., валютное регулирование  в нашей стране было дос-

таточно слабым, оно сводилось к  урегулированию порядка распреде-

ления валютныхресурсов на основе валютногоплана и единой валютной

кассы, а также к установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки

наличных денежных знаков. Официальный  курс формально был осно-

ван на корзине шести западных валют, но реально ничего не отражал.

Господствовала жесткая валютная монополия государства. Все валют-

ные поступления распределялись через  валютный план. Предприятия и

организации не имели права на заработанную ими иностранную валю-

ту. Исключительно государство  через свои органы государственного

управления (Министерство финансов, Государственный  банк, мини-

стерства и ведомства) вправе было заниматься куплей-продажей ино-

странной валюты, совершать иные операции и сделки с валютой и

валютными ценностями как на своей  территории, так и за границей.

Валютный рынок в России начал  формироваться в конце 80-х —

начале 90-х гг., собственно, в тот  самый период, когда начали форми-

роваться предпринимательские  отношения в России. Так, 4 августа

1990 г. было принято постановление  Совета Министров СССР№ 776

«О мерах по формированию внутреннего  валютного рынка», в кото-

ром определялась задача по созданию внутреннего валютного рынка  и

достижении конвертируемости рубля. Была создана двухуровневая

банковская система. Право на открытие счетов и осуществление рас-

четов в иностранной валюте получили коммерческие уполномоченные

банки. На основании генеральных  лицензий банки начали проводить

валютные операции на внутреннем и  внешнем валютных рынках, от-

крывать корреспондентские счета  в иностранных банках. В результате

валютных операций между уполномоченными  коммерческими банка-

ми и Центральным банком начали складываться обменные курсы ва-

лют. В период формирования предпринимательских  и рыночных

отношений (1991 г.) образовались три  вида валютных курсов рубля:

официальный, коммерческий специальный. По специальному курсу

рубля осуществлялась продажа экспортной выручки российских ре-

зидентов Республиканскому валют-(40% объема совокупных доходов

от экспорта). Валютные курсы покупались у предприятий по понижен-

ному курсу, что не способствовало расширению экспорта товаров и

услуг. В соответствии с указами  Президента РСФСР от 15 ноября 199

ГУ: №213 « О либерализации внешнеэкономической  деятельности на

территории РСФСР» и от 14 июня 1992 г. №629 «О частичном измене-

нии порядка обязательной продажи части валютной выручки и взима-

ния экспортных пошлин» был отменен  специальный коммерческий

курс, и при расчетах доходов  и расходов государственного бюджета

для всех видов платежно-расчетных  отношений государства с пред-

приятиями и гражданами, а также для целей налогообложения и бух-

галтерского учета стал применяться  курс рубля, котируемый

Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ) на основе спро-

са и предложения на валютном рынке.

В условиях формирования и развития рыночных отношений в

России предпринимателю необходимо выходить на внешний рынок,

осуществлять внешнеторговые операции, приобретать за рубежом но-

вое оборудование, патенты, лицензии, продавать товары и оказывать

услуги. В связи с этим современное  российское законодательство пре-

доставляет предпринимателям право  иметь иностранную валюту в соб-

ственности, создавать на предприятии  валютный фонд, свободно

открывать валютные счета в банках, уполномоченных на ведение ва-

лютных операций, покупать иностранную  валюту на внутреннем ва-

лютном рынке Российской Федерации  в порядке и на цели,

определяемые ЦБ РФ; осуществлять все виды валютных операций в

порядке и на условиях, предусмотренных  законодательством, в том

числе осуществлять платежно-расчетные  отношения с иностранными

контрагентами по внешнеторговым сделкам  в иностранной валюте.

Вместе с тем, законодательство возлагает на предпринимателя-

непрофессионала некоторые обязанности: приобретать иностранную

валюту из законных источников в  порядке и на условиях, предусмот-

ренных законом; хранить валюту в уполномоченном банке; покупать и

продавать иностранную валюту исключительно  через уполномоченные

банки в порядке, устанавливаемом  ЦБ РФ, осуществлять обязатель-

ную продажу поступлений иностранной  валюты на внутреннем валют-

ном РоссийскойФедерации в порядке  и на условиях, предусмотренных

законодательством. При этом в законодательстве права и обязанности

предпринимателя определяются в зависимости  от того, какой статус

имеет предприниматель, а именно является он резидентом или нерези-

дентом.

Под резидентами понимаются:

- физические лица, имеющие постоянное  местожительство в Россий-

ской Федерации, в том числе  временно находящиеся за ее предела-

ми;

- юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством

РФ, с местонахождением в Российской Федерации;

- предприятия и организации,  не являющиеся юридическими лицами,

созданные в соответствии с законодательством  РФ, с местонахож-

дением в Российской Федерации;

- дипломатические и иные официальные  представительства Российс-

кой Федерации, находящиеся за ее пределами;

- находящиеся за пределами РоссийскойФедерации  филиалы и пред-

ставительства резидентов.

Нерезидентами являются:

- физические лица, имеющие постоянное  местожительство за преде-

лами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в

Российской Федерации;

- юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством

иностранных государств, с местонахождением за пределами Рос-

сийскойФедерации;

- предприятия и организации,  не являющиеся юридическими лицами,

созданные в соответствии с законодательством  иностранных госу-

дарств, с местонахождением за пределами  Российской Федерации;

- находящиеся в Российской Федерации  иностранные дипломатичес-

кие и иные официальные представительства, а также международ-

ные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в

РоссийскойФедерации филиалы и  представительства нерезидентов.

Следует заметить, что выполнение предпринимателем прав и

обязанностей во исполнение требований валютного законодательства

не означает непосредственную деятельность предпринимателя на внут-

ренне валютном рынке России. Для  того чтобы, осуществлять такого

рода деятельность, необходимо быть профессиональным участни-

ком валютного рынка. Специфика  внутреннего валютного рынка

России проявляется в том, что он представлен главным образом меж-

банковскими валютными биржами  и уполномоченными коммерчески-

ми банками.

В качестве профессиональных участников на валютном рынке

выступают коммерческие банки и  небанковские кредитные организа-

ции, имеющие лицензии на совершение валютных операций, а также

межбанковские валютные биржи.

Коммерческие банки и небанковские кредитные организации, по-

лучившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций, назы-

ваются, согласно Закону о валютном регулировании, уполномоченными

банками.

Уполномоченные банки открывают  счета в иностранной валю-

те (валютные счета) резидентам и нерезидентам. Порядок открытия и

ведения уполномоченными банками  счетов резидентам в иностранной

валюте устанавливает ЦБ РФ. Резиденты— юридические лица и пред-

приниматели-граждане вправе иметь  несколько валютных счетов в

различных уполномоченных банках или  несколько валютных счетов в

различных валютах в одном уполномоченном банке. Для открытия

валютного счета необходимо предъявить соответствующий пакет до-

кументов: заявление об открытии счета, копии документов о государ-

ственной регистрации и копии  учредительных документовюридического

лица, карточку с образцами подписей лиц, уполномоченных распоря-

жаться счетом и др.Кроме того, для открытия валютного счета орга-

низация или индивидуальный предприниматель  обязаны представить

банку свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (см. ст.

86 НК РФ).

Уполномоченный банк открывает  юридическому лицу-резиденту

параллельно два валютных счета— транзитный и текущий. На тран-

зитный валютный счет зачисляются  поступления в иностранной валю-

те в полном объеме. На текущий  валютный счет уполномоченный банк

зачисляет валютные средства, которые  остаются в распоряжении юри-

дического лица после того, как будет осуществлена обязательная про-

дажа части экспортной выручки, а также зачисляются валютные

средства после совершения иных операций по счету в соответствии с

валютным законодательством.

В целях покупки для резидента  иностранной валюты за рубли на

валютном рынке уполномоченный банк параллельно с текущим и  тран-

зитным валютным счетом открывает  резиденту специальный транзит-

ный валютный счет. Покупка резидентом иностранной валюты за рубли

на валютном рынке без открытия ему специального транзитного ва-

лютного счета не допускается.

Действующее законодательство позволяет  нерезидентам откры-

вать счета в иностранной  валюте в уполномоченных банках России.

Источниками валютных средств на указанных  счетах могут быть: сред-

ства, переведенные, ввезенные или пересланные из-за границы; по-

ступления от резидентов и нерезидентов, за реализуемые на территории

Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательскому праву"