Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 05:44, шпаргалка
Вопросы:
1. Сущность и содержание предпринимательского права.
2. Предмет, метод и принципы предпринимательского права.
3. Система источников предпринимательского права.
Этот документ, являвшийся по сути Уставом МВФ, вступил в силу 27
декабря 1945 г. В рамках Бреттонвудской системы был принят долла-
ровый стандарт, и мировая валютная система была основана на гос-
подстве доллара.
С развитием интеграционного движения в Европе, начало которо-
му положил Римский договор 1957 г., стал формироваться Европейс-
кий валютный союз. В 1979 г. страны Европы приступили к созданию
Европейской валютной системы. Она основана на ЭКЮ как средне-
взвешенной валюте всех стран — участниц Европейской валютной
системы. С 1989 г. Совет Европы начал переход к Валютному союзу,
основной задачей которого предполагалась либерализация перемеще-
ния капитала и введение в обращение единой европейской валюты,
получившей название «евро».
Деятельность предпринимателя на валютном рынке может пони-
маться как деятельность любого субъекта правоотношения, имеющего
юридический статус предпринимателя, что ассоциируется с понима-
нием валютного рынка в
предпринимателя — профессионального участника, если речь идет о
валютном рынке России в узком смысле. Иными словами, участника-
ми валютного рынка России могут быть непрофессиональные участ-
ники и его профессиональные участники.
На протяжении длительного периода, начиная с 1930 г. и вплоть
до 1986—1987 гг., валютное регулирование в нашей стране было дос-
таточно слабым, оно сводилось к урегулированию порядка распреде-
ления валютныхресурсов на основе валютногоплана и единой валютной
кассы, а также к установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки
наличных денежных знаков. Официальный курс формально был осно-
ван на корзине шести западных валют, но реально ничего не отражал.
Господствовала жесткая
ные поступления распределялись через валютный план. Предприятия и
организации не имели права на заработанную ими иностранную валю-
ту. Исключительно государство через свои органы государственного
управления (Министерство финансов, Государственный банк, мини-
стерства и ведомства) вправе было заниматься куплей-продажей ино-
странной валюты, совершать иные операции и сделки с валютой и
валютными ценностями как на своей территории, так и за границей.
Валютный рынок в России начал формироваться в конце 80-х —
начале 90-х гг., собственно, в тот самый период, когда начали форми-
роваться предпринимательские отношения в России. Так, 4 августа
1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР№ 776
«О мерах по формированию внутреннего валютного рынка», в кото-
ром определялась задача по созданию внутреннего валютного рынка и
достижении конвертируемости рубля. Была создана двухуровневая
банковская система. Право на открытие счетов и осуществление рас-
четов в иностранной валюте получили коммерческие уполномоченные
банки. На основании генеральных лицензий банки начали проводить
валютные операции на внутреннем и внешнем валютных рынках, от-
крывать корреспондентские счета в иностранных банках. В результате
валютных операций между уполномоченными коммерческими банка-
ми и Центральным банком начали складываться обменные курсы ва-
лют. В период формирования предпринимательских и рыночных
отношений (1991 г.) образовались три вида валютных курсов рубля:
официальный, коммерческий специальный. По специальному курсу
рубля осуществлялась продажа экспортной выручки российских ре-
зидентов Республиканскому валют-(40% объема совокупных доходов
от экспорта). Валютные курсы покупались у предприятий по понижен-
ному курсу, что не способствовало расширению экспорта товаров и
услуг. В соответствии с указами Президента РСФСР от 15 ноября 199
ГУ: №213 « О либерализации
территории РСФСР» и от 14 июня 1992 г. №629 «О частичном измене-
нии порядка обязательной продажи части валютной выручки и взима-
ния экспортных пошлин» был отменен специальный коммерческий
курс, и при расчетах доходов и расходов государственного бюджета
для всех видов платежно-расчетных отношений государства с пред-
приятиями и гражданами, а также для целей налогообложения и бух-
галтерского учета стал применяться курс рубля, котируемый
Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ) на основе спро-
са и предложения на валютном рынке.
В условиях формирования и развития рыночных отношений в
России предпринимателю
осуществлять внешнеторговые операции, приобретать за рубежом но-
вое оборудование, патенты, лицензии, продавать товары и оказывать
услуги. В связи с этим современное российское законодательство пре-
доставляет предпринимателям право иметь иностранную валюту в соб-
ственности, создавать на предприятии валютный фонд, свободно
открывать валютные счета в банках, уполномоченных на ведение ва-
лютных операций, покупать иностранную валюту на внутреннем ва-
лютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели,
определяемые ЦБ РФ; осуществлять все виды валютных операций в
порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, в том
числе осуществлять платежно-расчетные отношения с иностранными
контрагентами по внешнеторговым сделкам в иностранной валюте.
Вместе с тем, законодательство возлагает на предпринимателя-
непрофессионала некоторые обязанности: приобретать иностранную
валюту из законных источников в порядке и на условиях, предусмот-
ренных законом; хранить валюту в уполномоченном банке; покупать и
продавать иностранную валюту исключительно через уполномоченные
банки в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ, осуществлять обязатель-
ную продажу поступлений
ном РоссийскойФедерации в порядке и на условиях, предусмотренных
законодательством. При этом в законодательстве права и обязанности
предпринимателя определяются в зависимости от того, какой статус
имеет предприниматель, а именно является он резидентом или нерези-
дентом.
Под резидентами понимаются:
- физические лица, имеющие постоянное местожительство в Россий-
ской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее предела-
ми;
- юридические лица, созданные в
соответствии с
РФ, с местонахождением в Российской Федерации;
- предприятия и организации,
не являющиеся юридическими
созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахож-
дением в Российской Федерации;
- дипломатические и иные
кой Федерации, находящиеся за ее пределами;
- находящиеся за пределами
ставительства резидентов.
Нерезидентами являются:
- физические лица, имеющие постоянное местожительство за преде-
лами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в
Российской Федерации;
- юридические лица, созданные в
соответствии с
иностранных государств, с местонахождением за пределами Рос-
сийскойФедерации;
- предприятия и организации,
не являющиеся юридическими лиц
созданные в соответствии с законодательством иностранных госу-
дарств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
- находящиеся в Российской
кие и иные официальные представительства, а также международ-
ные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в
РоссийскойФедерации филиалы и
представительства
Следует заметить, что выполнение предпринимателем прав и
обязанностей во исполнение требований валютного законодательства
не означает непосредственную деятельность предпринимателя на внут-
ренне валютном рынке России. Для того чтобы, осуществлять такого
рода деятельность, необходимо быть профессиональным участни-
ком валютного рынка. Специфика внутреннего валютного рынка
России проявляется в том, что он представлен главным образом меж-
банковскими валютными биржами и уполномоченными коммерчески-
ми банками.
В качестве профессиональных участников на валютном рынке
выступают коммерческие банки и небанковские кредитные организа-
ции, имеющие лицензии на совершение валютных операций, а также
межбанковские валютные биржи.
Коммерческие банки и
лучившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций, назы-
ваются, согласно Закону о валютном регулировании, уполномоченными
банками.
Уполномоченные банки
те (валютные счета) резидентам и нерезидентам. Порядок открытия и
ведения уполномоченными банками счетов резидентам в иностранной
валюте устанавливает ЦБ РФ. Резиденты— юридические лица и пред-
приниматели-граждане вправе иметь несколько валютных счетов в
различных уполномоченных банках или несколько валютных счетов в
различных валютах в одном уполномоченном банке. Для открытия
валютного счета необходимо предъявить соответствующий пакет до-
кументов: заявление об открытии счета, копии документов о государ-
ственной регистрации и копии
учредительных
лица, карточку с образцами подписей лиц, уполномоченных распоря-
жаться счетом и др.Кроме того, для открытия валютного счета орга-
низация или индивидуальный предприниматель обязаны представить
банку свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (см. ст.
86 НК РФ).
Уполномоченный банк открывает юридическому лицу-резиденту
параллельно два валютных счета— транзитный и текущий. На тран-
зитный валютный счет зачисляются
поступления в иностранной
те в полном объеме. На текущий валютный счет уполномоченный банк
зачисляет валютные средства, которые остаются в распоряжении юри-
дического лица после того, как будет осуществлена обязательная про-
дажа части экспортной выручки, а также зачисляются валютные
средства после совершения иных операций по счету в соответствии с
валютным законодательством.
В целях покупки для резидента иностранной валюты за рубли на
валютном рынке уполномоченный банк параллельно с текущим и тран-
зитным валютным счетом открывает резиденту специальный транзит-
ный валютный счет. Покупка резидентом иностранной валюты за рубли
на валютном рынке без открытия ему специального транзитного ва-
лютного счета не допускается.
Действующее законодательство позволяет нерезидентам откры-
вать счета в иностранной валюте в уполномоченных банках России.
Источниками валютных средств на указанных счетах могут быть: сред-
ства, переведенные, ввезенные или пересланные из-за границы; по-
ступления от резидентов и нерезидентов, за реализуемые на территории
Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательскому праву"