Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:40, дипломная работа
Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса 13
1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧПУП «АДЕЛАИДА-СИТИ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления ЧПУП «Аделаида-Сити» 33
2.3 Анализ показателей хозяйственной деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» 40
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 48
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси на современном этапе и рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в национальной экономике 48
3.2 Рекомендации по повышению эффективности функционирования ЧПУП «Аделаида-Сити» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А Организационная структура управления предприятием 68
Приложение Б Баланс за 2011 год 69
Приложение В Баланс за 2010 год 72
Приложение Г Баланс за 2009 год 75
В Минской области: ОДО «Центр развития сельского предпринимательства «Комарово» проведена пятая выставка-ярмарка народных ремесел и промыслов «Камарова - кола дзен» (д. Комарово Мядельского района).
Центры действуют во всех областях республики, г. Минске. Доля центров, действующих в малых, средних городских поселениях и сельской местности, составляет 20 % от общего количества центров (10 центров). Информация о местонахождении центров представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Информация о местонахождении центров
Наименование области |
Количество центров на 1 октября 2011 г. | |
Общее количество центров области (г. Минска) |
в том числе расположенные в малых и средних городских поселениях, сельской местности | |
Брестская |
6 |
1 |
Витебская |
7 |
- |
Гомельская |
7 |
2 |
Гродненская |
4 |
2 |
Минская |
2 |
1 |
Могилевская |
10 |
5 |
г.Минск |
14 |
- |
Итого: |
50 |
10 |
Примечание – Источник: [18].
В целом деятельность центров ориентирована на оказание субъектам предпринимательства независимо от их местонахождения комплексной поддержки по вопросам организации и осуществлению предпринимательской деятельности.
Однако, около трети центров (в основном это центры г. Минска) оказывают узкоспециализированные услуги (например, ОДО «Белпред» - оказание юридических услуг, ОДО «АДСГАРАНТ» - проведение информационно-консультативных семинаров по вопросам таможенного законодательства, ЧУП «Ваша жизнь» – проведение семинаров и консультаций по вопросам охраны труда).
В целях оказания субъектам предпринимательства информационной, консультационной и иной поддержки, а также реализации в районах областей мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, облисполкомами за центрами закреплены конкретные районы области, организовано их взаимодействие с райгорисполкомами, администрациями районов.
В закрепленных районах центры оказывают помощь в организации (выбор организационно-правовой формы, содействуют подготовке учредительных документов) и осуществлении предпринимательской деятельности, организуют и проводят выездные семинары, «прямые линии» по актуальным для предпринимателей вопросам (ведение внешнеэкономической деятельности, налогообложение, ценообразование, бухгалтерский учет, аренда и другие).
Вместе с тем, для более успешной работы в данном направлении райгорисполкомам, администрациям районов необходимо активнее использовать потенциал центров в вопросах развития предпринимательства в регионах, привлекать их для проведения мероприятий в районах области, направленных на поддержку предпринимательства.
Для организации взаимодействия субъектов инфраструктуры по предоставлению субъектам малого предпринимательства, независимо от их территориального размещения, комплексной информационной поддержки по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, информирования о деятельности субъектов инфраструктуры создан веб-сайт специализированной информационной системы инфраструктуры поддержки предпринимательства (www.svoedelo.by).
Из 50 центров, действующих в республике, 74 % являются организациями частной формы собственности, 20% – коммунальной, 6 % -республиканской. Информация о форме собственности центров в разрезе областей приведена в таблице 3.3.
Таблица 3.2 - Информация о форме собственности центров в разрезе областей
Наименование области |
Форма собственности | ||
Республиканская |
коммунальная |
частная | |
Брестская |
- |
1 |
5 |
Витебская |
- |
4 |
3 |
Гомельская |
1 |
2 |
5 |
Гродненская |
- |
1 |
3 |
Минская |
- |
- |
2 |
Могилевская |
1 |
2 |
7 |
г.Минск |
1 |
- |
15 |
Итого: |
3 |
10 |
37 |
Примечание – Источник: [18].
Для реализации задач, предусмотренных законодательством, действующие в республике центры имеют достаточный кадровый потенциал и помещения, необходимое компьютерное и офисное оборудование.
Количество штатных
Действующие в республике центры имеют опыт работы в сфере поддержки предпринимательства. Так, в республике свыше 10 лет осуществляют деятельность в качестве центра 22 % организаций, в период с 5 до 10 лет – 28 %, от 3 до 5 лет – 8 %, от 1 до 3 лет – 36 %, до 1 года – 6 % (таблица 3.3).
Таблица 3.3 - Период деятельности центров поддержки предпринимательства
Наименование области |
Период деятельности
центров поддержки | ||||
более 10 лет |
от 5 до 10 лет |
от 3 до 5 лет |
от 1 до 3 лет |
До 1 года | |
Брестская |
1 |
2 |
1 |
2 |
- |
Витебская |
1 |
1 |
2 |
3 |
- |
Гомельская |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
Гродненская |
- |
1 |
- |
3 |
- |
Минская |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Могилевская |
3 |
3 |
- |
3 |
- |
г.Минск |
4 |
5 |
- |
4 |
1 |
Итого: |
11 |
14 |
4 |
18 |
3 |
Примечание – Источник: [18].
Вместе с тем, требуется проведение системной работы по повышению уровня квалификации кадров центров по вопросам управления, менеджмента, маркетинга, бизнес-планирования и др.
3. Базовые центры.
Основные задачи базовых центров – взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами, центрами, расположенными на территории области (г.Минска), в целях реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, координация деятельности центров по оказанию субъектам малого предпринимательства услуг, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности.
Механизм реализации базовым центром основных задач осуществляется следующим образом:
- обобщение совместно с центрами региона проблемных вопросов, возникающих в деятельности субъектов предпринимательства, направление соответствующей информации в облисполкомы, Департамент по предпринимательству, внесение предложений по их решению;
- разработка совместно с центрами на основе учета потребностей предпринимателей региона планов работы, анализ результатов реализации планов, выработка мер по повышению их результативности, размещение информации о планируемых в очередном месяце центрами региона мероприятиях для предпринимателей на сайте www.svoedelo.by;
- подготовка совместно с центрами предложений по совершенствованию деятельности субъектов инфраструктуры в регионе;
- формирование базы данных о малых и средних предприятиях, действующих в области, закрепленных за центрами районах (контактная информация, информация о деятельности и производимой продукции, возможности участия в поставках (изготовлении) комплектующих, узлов, блоков, продукции по заказам);
- информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о системе поддержки предпринимательства в республике и области, деятельности и услугах, оказываемых субъектами инфраструктуры, размещение информации о работе центров в ИМНС, отделениях ФЗСН, исполкомах, СМИ.
В настоящее время базовые центры действуют в Витебской, Гомельской и Гродненской областях. Базовые центры проводят совместно с центрами, местными органами власти мероприятия, направленные на развитие предпринимательства в регионах: семинары, выставки - ярмарки, маркетинговые исследования, координируют работу центров региона при подготовке планов работы, проведении мероприятий в закрепленных районах и др.
Например, в Витебской области базовым центром ККУП «Витебский областной центр маркетинга» проведены маркетинговые исследования ресурсного потенциала регионов Витебской области с целью выявления незанятых рыночных ниш для развития предпринимательской деятельности. Результаты исследований направлены всем центрам области для использования в работе с субъектами предпринимательства в закрепленных за ними районах. Организованы и проведены совместно с центрами области, облисполкомом выставки-ярмарки: «Малый бизнес в фестивальном Витебске» и «Мой дом», конференции: «Энергосберегающие технологии», международный экономический форум «Твой бизнес».
В Гомельской области базовым центром ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр» совместно с Гомельским горисполкомом, посольством Швеции в Республике Беларусь, Шведским институтом организована и проведена выставка «Женщины – изобретательницы из Швеции», в рамках которой состоялось заседание круглого стола «Женщина в бизнесе и науке». Совместно с ПРООН проведен областной семинар на тему: «Социальная ответственность как фактор повышения конкурентоспособности предприятий».
В Гродненской области базовый центр – Гродненское областное учреждение финансовой поддержки предпринимателей совместно с центрами области осуществляет подготовку планов работы центров в регионе, оказывает методическую помощь центрам в работе с предпринимателями по вопросам получения государственной финансовой поддержки для реализации инвестиционных проектов, доводит до центров информацию о принятых облисполкомом решениях по вопросам предпринимательства, совместно с инспекцией Министерства по налогам и сборам Октябрьского района г. Гродно организовано проведение круглых столов по налогообложению для начинающих предпринимателей.
3. Инкубаторы.
Инкубатор – это объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности, путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.
Инкубаторы действуют в г. Минске и во всех областях республики за исключением Брестской области. Частной формы собственности действует 7 инкубаторов, республиканской и коммунальной – 3.
Таблица 3.4 – Информация о форме собственности инкубаторов [18]
№ |
Наименование инкубатора |
Форма собственности инкубатора |
Размещается на площадях (форма собственности) |
1 |
ООО Правовая Группа «Закон и Порядок» |
частная |
коммунальная |
2 |
ЧКУП «БелТрастинфо» (г. Гомель) (функционирует с 2009 г.) |
частная |
собственные |
3 |
ООО «Апсель» (г. Лида) (функционирует с 2002 г.) |
частная |
коммунальная |
4 |
ОАО «Труд» (г. Гродно) (функционирует с 2006 г.) |
частная |
собственные |
5 |
ЗАО «МАП ЗАО» Минский
район |
частная |
собственные |
6 |
ЗАО «Технологический парк
Могилев» |
частная |
собственные |
7 |
ЗАО Бобруйский региональный
инновационный центр развития бизнеса |
частная |
коммунальная |
8 |
НПРУП «НПО «Центр» (г. Минск) (функционирует с 1999 г.) |
республиканская |
республиканская |
9 |
КУП «Молодежная социальная служба» |
коммунальная |
коммунальная |
Примечание – Источник: [18].
Деятельность инкубаторов
Информация о работе Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь