Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:40, дипломная работа
Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса 13
1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧПУП «АДЕЛАИДА-СИТИ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления ЧПУП «Аделаида-Сити» 33
2.3 Анализ показателей хозяйственной деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» 40
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 48
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси на современном этапе и рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в национальной экономике 48
3.2 Рекомендации по повышению эффективности функционирования ЧПУП «Аделаида-Сити» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А Организационная структура управления предприятием 68
Приложение Б Баланс за 2011 год 69
Приложение В Баланс за 2010 год 72
Приложение Г Баланс за 2009 год 75
Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Предприниматель имеет право обращаться в суд или арбитраж с заявлением о признании недействительными и неправомерными актов органов государственного управления и местных органов государственной власти или иных органов либо действий их должностных лиц, касающихся его деятельности.
Убытки, причиненные предпринимателю в результате выполнения указаний органов государственного управления и местных органов государственной власти или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются судом или арбитражем в соответствии с компетенцией каждого.
Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица, производится в порядке, установленном для налогообложения предприятий.
Особенности налогообложения субъектов
малого предпринимательства
Налогообложение личного дохода предпринимателя осуществляется в порядке, установленном для налогообложения граждан.
В Республике Беларусь гарантируется:
- право граждан и юридических
лиц заниматься предприниматель
- защита прав и законных
- научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;
- запрет вмешательства
Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные фонды.
Прекращение предпринимательской деятельности осуществляется по решению предпринимателя, собственника имущества (уполномоченного им органа) либо по решению суда.
Предпринимательская деятельность прекращается судом в случаях:
- неоднократного или грубого нарушения законодательства;
- признания предпринимателя банк
- осуществления
- осуществления
- нарушения норм экологической безопасности;
- по другим основаниям, предусмотренным
законодательными актами
Суд, принявший решение о
Предпринимательская деятельность, осуществляемая на основе контракта (договора), может быть прекращена по истечении срока такого контракта (договора) либо при его досрочном расторжении в случаях, предусмотренных в контракте (договоре), или по соглашению сторон.
В случае смерти предпринимателя, осуществлявшего свою деятельность на основе частной собственности, его права и обязанности переходят к его наследникам.
Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица, производится на основании законодательных актов Республики Беларусь.
Таким образом, малый бизнес — это весьма пестрая, неоднородна экономическая среда.
В современных условиях во всем мире особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и эффективно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях нестабильной ресурсозависимой экономики и ограниченности финансовых ресурсов [14, с. 29].
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Наибольшее влияние на развитие
мелкого предпринимательства
- развитие инфраструктуры и средств связи;
- рост общеобразовательного
- всеобщая интеллектуализация труда;
- уменьшение габаритов,
- решение проблемы занятости;
- расширение сферы услуг,
Общемировые тенденции развития малого и среднего бизнеса сводятся к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Развитию малого бизнеса способствует предпринимательская активность.
Малое предпринимательство в
С принятием Указа Президента Республики Беларусь № 255 от 21 мая 2009 г. «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» малое предпринимательство в республике представлено в двух формах: субъекты малого предпринимательства - юридические лица (микроорганизации, малые организации) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
Малое предпринимательство занимает особое место в структуре экономики Республики Беларусь, оно играет существенную роль в социальной жизни общества, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию белорусской экономике социальной стабильности и динамизма.
На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика изменения доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике.
В соответствии с действующим
В Республике Беларусь к малым относятся предприятия со среднесписочной численностью работников [7, c. 3]:
- в промышленности и на
- в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек;
- в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
- в других отраслях
- в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.
Становление малого предпринимательства в Республике Беларусь можно условно разделить на следующие этапы [14, c. 28]:
- первый этап: с 1991 по 1996 год - быстрый рост количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей при отсутствии системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки предпринимательства. Первый этап протекал стихийно и сопровождался развитием коррупции и криминальных структур;
- второй этап: после 1996 года до нашего времени - характеризуется обновлением и созданием правового поля, установлением государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности и, как следствие, более низкими темпами роста количества субъектов малого предпринимательства.
В период 1997-1999 годов наблюдался прирост количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В дальнейшем произошел рост численности индивидуальных предпринимателей при снижении количества малых предприятий. Данная тенденция прослеживалась до 2003 года. Затем, при росте числа малых предприятий снижалось количество индивидуальных предпринимателей, что связано с переходом многих ИП на упрощенную систему налогообложения в рамках юридического лица. С начала 2006 года наблюдается прирост количества как малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей.
Данные колебания численности субъектов малого предпринимательства в определенной степени обусловлены изменениями законодательства, регулирующего данную сферу. Так, в 1999 году были внесены изменения в законодательство по государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, что привело к сокращению количества малых предприятий. В 2003 году, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» индивидуальный предприниматель мог привлекать в качестве наемных работников не более трех физических лиц. Вследствие этого определенное число индивидуальных предпринимателей перешло в категорию юридических лиц.
На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2011 года работало 20,7 процентов от занятых в экономике (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Динамика доли занятых (в %) в малом предпринимательстве (с учетом индивидуальных предпринимателей их наемных работников) в общем количестве занятых в экономике Республики Беларусь
Примечание – Источник: [24].
По состоянию на 1 января 2012 г. количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности составило 84164 предприятия. По сравнению с 2008 годом их число увеличилось на 16173 или на 23,78 процента. Удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических лиц за 2011 год составил 48,2% от общего количества всех субъектов хозяйствования.
Динамика изменения количества малых предприятий за 2008-2011 гг представлена на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 - Динамика изменения количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за 2009-2011 годы
Примечание – Источник: [24].
Значительный прирост
Распределение микрооганизаций и малых организаций по организационно-правовым формам в 2011 году представлено на рисунке 1.4.
Примечание – Источник: [24].
В общем количестве субъектов малого
предпринимательства –
Рисунок 1.5 - Распределение субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по формам собственности в 2011 году, в % к общему количеству
Примечание – Источник: [18].
По итогам 2011 года количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, занятых в торговле и общественном питании, составляет 42 процента. В промышленности сосредоточено 19,9 процента субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, строительстве – 10,2 процента, транспорте – 8,4 процента, сельском хозяйстве – 3,3 от общего количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц (рисунок 1.6). Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве микро- и малых организаций.
Рисунок 1.6 - Распределение субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по отраслям экономики в 2011 году, в %
Примечание – Источник: [18].
Анализ показателей за восемь лет
свидетельствует о
Информация о работе Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь