Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:40, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса 13
1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧПУП «АДЕЛАИДА-СИТИ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления ЧПУП «Аделаида-Сити» 33
2.3 Анализ показателей хозяйственной деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» 40
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 48
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси на современном этапе и рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в национальной экономике 48
3.2 Рекомендации по повышению эффективности функционирования ЧПУП «Аделаида-Сити» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А Организационная структура управления предприятием 68
Приложение Б Баланс за 2011 год 69
Приложение В Баланс за 2010 год 72
Приложение Г Баланс за 2009 год 75

Работа содержит 1 файл

диплом на сегодня леся.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

Субъекты малого предпринимательства  размещаются в инкубаторе в соответствии с утвержденными положениями  на конкурсной основе.

В приоритетном порядке в инкубаторе размещаются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие производство энергосберегающей, импортозамещающей продукции, внедряющие новые технологии.

Сфера деятельности арендаторов представлена в таблице 3.5.

 

 

Таблица 3.5 - Сфера деятельности арендаторов

Наименование инкубатора

Сфера деятельности арендаторов

Производ-ство и строитель-ство

Услуги

Торговля

1

ООО Правовая Группа «Закон и порядок» (г.Витебск)

34

28

32

2

ЧКУП «БелТрастинфо» (г. Гомель) 

1

4

1

3

ООО «Апсель» (г. Лида)

3

10

2

4

ОАО «Труд» (г. Гродно)

8

18

12

5

ЗАО «Технологический парк Могилев» (г. Могилев)

12

13

3

6

ЗАО «МАП ЗАО» Минский  район  
(н.п. Колодищи, Минская область)

23

29

18

7

КУП «Молодежная социальная служба» (г. Минск)

0

0

0

8

НПРУП «НПО «Центр» (г. Минск)

9

3

2

ВСЕГО:

90

105

70


Примечание – Источник: [18].

 

По итогам девяти месяцев 2011 года площадь помещений, представляемых инкубаторами субъектам малого предпринимательства, составила 14 551 кв.м.

На данных площадях размещено 303 арендатора – субъекта малого предпринимательства (в 2010 году – 265). Численность персонала арендаторов инкубаторов составила 2829 человек (таблица 3.6).

 

Таблица 3.6 – Информация об инкубаторах

Область

(г. Минск)

Кол-во

инкуба-торов

Площади

(м.кв.)

Арендаторы инкубатора (СМП)

Числен- ность персонала  инкубато-ра (чел.)

общая

сдава-емая в аренду

инкубируе-мые СМП

(кол-во)

персонал инкубируе-мых  СМП (чел.)

Брестская

Инкубатор отсутствует

Витебская

1

9668

6570

94

536

10

Гомельская

1

657

206

6

31

11

Гродненская

2

5092

2864

58

295

29

Минская

1

3180

1897

86

1261

21

Могилевская

2

3704

1166

25

282

36

г. Минск

2

3260

1848

34

424

8

Всего:

9

25561

14551

303

2829

115


Примечание – Источник: [18].

 

Отдельные действующие в республике инкубаторы (4 из 9) имеют небольшие  площади помещений для размещения субъектов малого предпринимательства (от 265 до 969 м.кв.). Такие инкубаторы в  целях достижения самоокупаемости  вынуждены концентрировать усилия на оказании услуг (информационных, консультационных, разработка бизнес планов и др.) помимо арендаторов инкубатора иным клиентам.

В настоящее время, в областях и  г. Минске ведется работа по созданию (расширению действующих) субъектов инфраструктуры на неиспользуемых площадях крупных предприятий.

Реализация основных направлений  государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, выработка  предложений о совершенствовании  законодательства в данной сфере  осуществляется путем активного взаимодействия между республиканскими, местными органами управления и общественными объединениями предпринимателей.

Несмотря на определенные успехи и  положительную динамику, общий уровень  развития предпринимательства в  Беларуси по сравнению с другими постсоветскими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, остается одним из самых низких. В расчете на одну тысячу жителей страны приходится чуть более трех малых предприятий, а с учетом индивидуальных предпринимателей – около 22 субъектов малого бизнеса. При этом три четверти из них сосредоточены в столице и областных центрах страны, а основной сферой приложения является розничная торговля. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий и развитие экспорта, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности, пока незначительно [21]. Причины этого можно разделить на две группы.

Первая группа обусловлена характером взаимоотношений предпринимателей с государством. Усиление государственного регулирования экономических процессов  привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело  множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии.

Основными административными барьерами  на пути развития малого предпринимательства  являются следующие:

1) сохранение всё ещё сложной и дорогой процедуры регистрации (ликвидации) субъектов предпринимательства.

В понятие регистрации включается не только факт получения свидетельства. Постановка на учет в регистрирующем органе — необходимое, но далеко не достаточное условие для начала хозяйственной деятельности создаваемого субъекта. Далее следует множество  иных обязательных процедур по постановке на учет в налоговом органе, органах Фонда социальной зашиты населения, органах статистики и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ещё более бюрократизированной  является и процедура закрытия бизнеса. Так, порядок ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей регулируется 13 нормативно-правовыми актами. В результате процесс ликвидации субъекта предпринимательства занимает от 6 месяцев до 1 года, а в ряде случаев является практически невозможным;

2) несовершенство системы лицензирования  предпринимательской деятельности.

В течение последних лет в  данной области был предпринят ряд  конструктивных мер. Декретом Президента Республики Беларусь утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В результате, по данным исследований Международной финансовой корпорации, количество лицензируемых видов деятельности сократилось с 1500 до 350, а количество лицензий на одно предприятие уменьшилось с 3,8 до 3.

Однако по-прежнему фирме в Беларуси необходимо получить в несколько  раз больше лицензий, чем в других странах СНГ, а потому затратить  на это гораздо больше времени  и финансовых средств. В ряде случаев  необоснованно занижаются сроки  действия выдаваемых лицензий, малым предприятиям навязываются дополнительные экспертизы, осуществляемые на коммерческой основе;

3) сложность и высокая стоимость  процедуры сертификации и стандартизации  продукции, товаров и услуг.

К основным недостаткам действующей системы сертификации и стандартизации можно отнести следующие:

- неудовлетворительное состояние  базовых нормативных документов (многие стандарты устарели, а  на некоторые товары стандарты  вообще не разработаны);

- недостаточное информационное  обеспечение предпринимателей в области требований стандартов, порядка и процедур сертификации;

- необоснованность требований  со стороны соответствующих органов  ежегодно сертифицировать одну  и ту же продукцию. Высокие  тарифы на проведение сертификации  также требуют постоянных и значительных расходов;

4) жесткий контроль и надзор  за текущей предпринимательской  деятельностью.

Расширение сферы государственного регулирования экономических процессов  повлекло за собой расширение контрольных  функций за исполнением устанавливаемых требований, а следовательно, рост количества и полномочий контролирующих органов. В результате предпринимательская деятельность является объектом контроля около 20 государственных контролирующих органов, среди которых: прокуратура, Комитет государственного контроля, органы государственной безопасности, внутренних дел, налоговые органы, органы финансовых расследований, пожарного и санитарного надзора, государственного надзора за стандартами, органы контроля за ценами и другие организации. При этом зачастую полномочия контролирующих органов пересекаются, что приводит к дублирующим проверкам по одному и тому же вопросу. Попытки наладить взаимодействие этих органов пока не дали серьезных результатов. В итоге нередко отдельные предприниматели подвергаются проверкам до 10 раз за год;

5) усложненный доступ к получению  государственных заказов.

Привлечение субъектов малого предпринимательства  к поставкам продукции для  государственных и коммунальных нужд следует рассматривать как  одну из наиболее важных форм государственной поддержки, предусматривающую резервирование определенной доли заказов на производство и поставку продукции для государственных нужд субъектами малого предпринимательства. Действующий порядок конкурсного распределения государственных заказов не предусматривает механизм для проведения специализированных открытых торгов среди субъектов малого предпринимательства, вводит ограничения (требования, являющиеся труднопреодолимыми для них), связанные с участием в торгах.

Вторая группа причин, сдерживающих развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функционирования его субъектов:

1) проблемы приобретения помещений и имущества в собственность.

2) высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности.

3) действующая система налогообложения субъектов хозяйствования.

4) недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам.

Решение вышеназванных проблем  позволит повысить эффективность малого бизнеса в национальной экономике Республики Беларусь.

Одной из основных задач на 2012-2013 годы является сохранение уровня занятости  и создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства, что будет способствовать поглощению рабочей силы, высвобождающейся в результате кадровой реструктуризации крупных предприятий.

3.2 Рекомендации по повышению  эффективности функционирования  ЧПУП «Аделаида-Сити»

 

В настоящее время основным направлением повышения эффективности продаж и расширения рынков сбыта и реализации своей продукции для малого предприятия является организация Интернет-представительства в виде сайта или Интернет-магазина.

С целью повышения эффективности  функционирования малого предприятия  ЧПУП «Аделаида-Сити» предлагается разработать и использовать вэб-сайт, который на предприятии будет применяться в качестве визитной карточки и средства распространения рекламы. В целом реализация проекта по созданию сайта позволит повысить информированность целевой аудитории о компании и ее услугах и привлечь дополнительных клиентов.

Наличие сайта – это возможность  привлекать новых клиентов и повышать известность компании. На сайте будет  размещаться общая информация о  компании, список предлагаемых услуг. Указаны телефоны, почтовые реквизиты, электронная почта. Информация будет регулярно пополняться и обновляться.

Структура Веб-сайта, предлагаемая к  использованию на ЧПУП «Аделаида-Сити»  представлена на рисунке 3.1.

 


 



 

 



 

 

 

Рисунок 3.1 - Предлагаемая структура Веб-сайта ЧПУП «Аделаида-Сити»

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Структура, выбранная для ЧПУП «Аделаида-Сити»  проста и стандартна, что позволяет  пользователю легко найти необходимую  ему информацию.

Для оценки эффективности создания сайта первоначально необходимо определить затраты предприятия на внедрение и сопровождение сайта в систему маркетинга предприятия.

Проведем расчет капитальных затрат. К капитальным затратам относят: затраты на создание Интернет–магазина; регистрация на поисковой машине www.alLby; регистрация на поисковой машине www.yandex.ru; парковка почтового домена; установка и настройка программного обеспечения; создание баннеров; затраты на подготовку и переподготовку кадров.

Расчет капитальных затрат представлен  в таблице 3.7.

 

Таблица 3.7 - Расчет капитальных затрат

Наименование статьи затрат

Цена, тыс.руб.

Затраты на создание Интернет–сайта

880

Регистрация на поисковой  машине www.allby

400

Регистрация на поисковой  машине www.yandex.ru

600

Парковка почтового  домена

80

Установка и настройка  программного обеспечения

400

Создание баннеров

 

– статистических 468•60

72

– с применением flash–технологий    468•60

160

Реклама в Интернете

3200

Затраты на подготовку и  переподготовку кадров

400

Всего

6192


Примечание – Источник: собственная разработка

Капитальные затраты составят сумму 6192 тыс.руб. Эксплуатационные затраты  представляют собой сумму затрат, связанных с эксплуатацией сайта. Сюда входят следующие статьи затрат:

– оплата затрат на электроэнергию;

– абонентская плата за хостинг;

– оплата за Интернет;

– амортизационные отчисления.

Единовременные затраты на потребляемую электроэнергию (КЗ эл) определим по следующей формуле:

Информация о работе Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь