Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:40, дипломная работа
Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса 13
1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧПУП «АДЕЛАИДА-СИТИ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления ЧПУП «Аделаида-Сити» 33
2.3 Анализ показателей хозяйственной деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» 40
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 48
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси на современном этапе и рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в национальной экономике 48
3.2 Рекомендации по повышению эффективности функционирования ЧПУП «Аделаида-Сити» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А Организационная структура управления предприятием 68
Приложение Б Баланс за 2011 год 69
Приложение В Баланс за 2010 год 72
Приложение Г Баланс за 2009 год 75
Субъекты малого предпринимательства размещаются в инкубаторе в соответствии с утвержденными положениями на конкурсной основе.
В приоритетном порядке в инкубаторе размещаются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие производство энергосберегающей, импортозамещающей продукции, внедряющие новые технологии.
Сфера деятельности арендаторов представлена в таблице 3.5.
Таблица 3.5 - Сфера деятельности арендаторов
№ |
Наименование инкубатора |
Сфера деятельности арендаторов | ||
Производ-ство и строитель-ство |
Услуги |
Торговля | ||
1 |
ООО Правовая Группа «Закон и порядок» (г.Витебск) |
34 |
28 |
32 |
2 |
ЧКУП «БелТрастинфо» (г. Гомель) |
1 |
4 |
1 |
3 |
ООО «Апсель» (г. Лида) |
3 |
10 |
2 |
4 |
ОАО «Труд» (г. Гродно) |
8 |
18 |
12 |
5 |
ЗАО «Технологический парк Могилев» (г. Могилев) |
12 |
13 |
3 |
6 |
ЗАО «МАП ЗАО» Минский
район |
23 |
29 |
18 |
7 |
КУП «Молодежная социальная служба» (г. Минск) |
0 |
0 |
0 |
8 |
НПРУП «НПО «Центр» (г. Минск) |
9 |
3 |
2 |
ВСЕГО: |
90 |
105 |
70 |
Примечание – Источник: [18].
По итогам девяти месяцев 2011 года площадь помещений, представляемых инкубаторами субъектам малого предпринимательства, составила 14 551 кв.м.
На данных площадях размещено 303 арендатора – субъекта малого предпринимательства (в 2010 году – 265). Численность персонала арендаторов инкубаторов составила 2829 человек (таблица 3.6).
Таблица 3.6 – Информация об инкубаторах
Область (г. Минск) |
Кол-во инкуба-торов |
Площади (м.кв.) |
Арендаторы инкубатора (СМП) |
Числен- ность персонала инкубато-ра (чел.) | ||
общая |
сдава-емая в аренду |
инкубируе-мые СМП (кол-во) |
персонал инкубируе-мых СМП (чел.) | |||
Брестская |
Инкубатор отсутствует | |||||
Витебская |
1 |
9668 |
6570 |
94 |
536 |
10 |
Гомельская |
1 |
657 |
206 |
6 |
31 |
11 |
Гродненская |
2 |
5092 |
2864 |
58 |
295 |
29 |
Минская |
1 |
3180 |
1897 |
86 |
1261 |
21 |
Могилевская |
2 |
3704 |
1166 |
25 |
282 |
36 |
г. Минск |
2 |
3260 |
1848 |
34 |
424 |
8 |
Всего: |
9 |
25561 |
14551 |
303 |
2829 |
115 |
Примечание – Источник: [18].
Отдельные действующие в республике
инкубаторы (4 из 9) имеют небольшие
площади помещений для
В настоящее время, в областях и г. Минске ведется работа по созданию (расширению действующих) субъектов инфраструктуры на неиспользуемых площадях крупных предприятий.
Реализация основных направлений
государственной поддержки
Несмотря на определенные успехи и положительную динамику, общий уровень развития предпринимательства в Беларуси по сравнению с другими постсоветскими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, остается одним из самых низких. В расчете на одну тысячу жителей страны приходится чуть более трех малых предприятий, а с учетом индивидуальных предпринимателей – около 22 субъектов малого бизнеса. При этом три четверти из них сосредоточены в столице и областных центрах страны, а основной сферой приложения является розничная торговля. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий и развитие экспорта, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности, пока незначительно [21]. Причины этого можно разделить на две группы.
Первая группа обусловлена характером
взаимоотношений
Основными административными барьерами на пути развития малого предпринимательства являются следующие:
1) сохранение всё ещё сложной и дорогой процедуры регистрации (ликвидации) субъектов предпринимательства.
В понятие регистрации включается не только факт получения свидетельства. Постановка на учет в регистрирующем органе — необходимое, но далеко не достаточное условие для начала хозяйственной деятельности создаваемого субъекта. Далее следует множество иных обязательных процедур по постановке на учет в налоговом органе, органах Фонда социальной зашиты населения, органах статистики и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ещё более бюрократизированной является и процедура закрытия бизнеса. Так, порядок ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей регулируется 13 нормативно-правовыми актами. В результате процесс ликвидации субъекта предпринимательства занимает от 6 месяцев до 1 года, а в ряде случаев является практически невозможным;
2) несовершенство системы
В течение последних лет в данной области был предпринят ряд конструктивных мер. Декретом Президента Республики Беларусь утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В результате, по данным исследований Международной финансовой корпорации, количество лицензируемых видов деятельности сократилось с 1500 до 350, а количество лицензий на одно предприятие уменьшилось с 3,8 до 3.
Однако по-прежнему фирме в Беларуси необходимо получить в несколько раз больше лицензий, чем в других странах СНГ, а потому затратить на это гораздо больше времени и финансовых средств. В ряде случаев необоснованно занижаются сроки действия выдаваемых лицензий, малым предприятиям навязываются дополнительные экспертизы, осуществляемые на коммерческой основе;
3) сложность и высокая стоимость
процедуры сертификации и
К основным недостаткам действующей системы сертификации и стандартизации можно отнести следующие:
- неудовлетворительное
- недостаточное информационное обеспечение предпринимателей в области требований стандартов, порядка и процедур сертификации;
- необоснованность требований
со стороны соответствующих
4) жесткий контроль и надзор
за текущей
Расширение сферы
5) усложненный доступ к
Привлечение субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции для государственных и коммунальных нужд следует рассматривать как одну из наиболее важных форм государственной поддержки, предусматривающую резервирование определенной доли заказов на производство и поставку продукции для государственных нужд субъектами малого предпринимательства. Действующий порядок конкурсного распределения государственных заказов не предусматривает механизм для проведения специализированных открытых торгов среди субъектов малого предпринимательства, вводит ограничения (требования, являющиеся труднопреодолимыми для них), связанные с участием в торгах.
Вторая группа причин, сдерживающих развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функционирования его субъектов:
1) проблемы приобретения помещений и имущества в собственность.
2) высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности.
3) действующая система налогообложения субъектов хозяйствования.
4) недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам.
Решение вышеназванных проблем позволит повысить эффективность малого бизнеса в национальной экономике Республики Беларусь.
Одной из основных задач на 2012-2013 годы является сохранение уровня занятости и создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства, что будет способствовать поглощению рабочей силы, высвобождающейся в результате кадровой реструктуризации крупных предприятий.
В настоящее время основным направлением повышения эффективности продаж и расширения рынков сбыта и реализации своей продукции для малого предприятия является организация Интернет-представительства в виде сайта или Интернет-магазина.
С целью повышения эффективности функционирования малого предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити» предлагается разработать и использовать вэб-сайт, который на предприятии будет применяться в качестве визитной карточки и средства распространения рекламы. В целом реализация проекта по созданию сайта позволит повысить информированность целевой аудитории о компании и ее услугах и привлечь дополнительных клиентов.
Наличие сайта – это возможность привлекать новых клиентов и повышать известность компании. На сайте будет размещаться общая информация о компании, список предлагаемых услуг. Указаны телефоны, почтовые реквизиты, электронная почта. Информация будет регулярно пополняться и обновляться.
Структура Веб-сайта, предлагаемая к использованию на ЧПУП «Аделаида-Сити» представлена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - Предлагаемая структура Веб-сайта ЧПУП «Аделаида-Сити»
Примечание – Источник: собственная разработка
Структура, выбранная для ЧПУП «Аделаида-Сити» проста и стандартна, что позволяет пользователю легко найти необходимую ему информацию.
Для оценки эффективности создания сайта первоначально необходимо определить затраты предприятия на внедрение и сопровождение сайта в систему маркетинга предприятия.
Проведем расчет капитальных затрат. К капитальным затратам относят: затраты на создание Интернет–магазина; регистрация на поисковой машине www.alLby; регистрация на поисковой машине www.yandex.ru; парковка почтового домена; установка и настройка программного обеспечения; создание баннеров; затраты на подготовку и переподготовку кадров.
Расчет капитальных затрат представлен в таблице 3.7.
Таблица 3.7 - Расчет капитальных затрат
Наименование статьи затрат |
Цена, тыс.руб. |
Затраты на создание Интернет–сайта |
880 |
Регистрация на поисковой машине www.allby |
400 |
Регистрация на поисковой машине www.yandex.ru |
600 |
Парковка почтового домена |
80 |
Установка и настройка программного обеспечения |
400 |
Создание баннеров |
|
– статистических 468•60 |
72 |
– с применением flash– |
160 |
Реклама в Интернете |
3200 |
Затраты на подготовку и переподготовку кадров |
400 |
Всего |
6192 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Капитальные затраты составят сумму
6192 тыс.руб. Эксплуатационные затраты
представляют собой сумму затрат,
связанных с эксплуатацией
– оплата затрат на электроэнергию;
– абонентская плата за хостинг;
– оплата за Интернет;
– амортизационные отчисления.
Единовременные затраты на потребляемую электроэнергию (КЗ эл) определим по следующей формуле:
Информация о работе Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь