Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:40, дипломная работа
Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса 13
1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧПУП «АДЕЛАИДА-СИТИ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления ЧПУП «Аделаида-Сити» 33
2.3 Анализ показателей хозяйственной деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» 40
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 48
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси на современном этапе и рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в национальной экономике 48
3.2 Рекомендации по повышению эффективности функционирования ЧПУП «Аделаида-Сити» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А Организационная структура управления предприятием 68
Приложение Б Баланс за 2011 год 69
Приложение В Баланс за 2010 год 72
Приложение Г Баланс за 2009 год 75
Средняя численность работников за 2011 год на микро- и малых организациях составила 773,4 тыс. человек, что на 129,6 тыс. человек или 20,1 процента больше, чем за 2008 год, что свидетельствует о росте предпринимательской активности.
По количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют предприятия торговли и общественного питания (31 процент от общей численности занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), строительные (16,7 процента) (рисунок 1.7).
Рисунок 1.7 - Распределение численности занятых на микро- и малых организациях в зависимости от отраслевой принадлежности в 2011 году, в %
Примечание – Источник: [18].
За 2011 год субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами произведено промышленной продукции на сумму 11646 млрд.рублей или 9,1 процента от общего объема по республике (в 2010 году – 8,2 процента).
Треть объема промышленной продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами, – продукция машиностроения и металлообработки (34,3 процента), 16,9 процента – химической и нефтехимической промышленности, 11,4 процента – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 11,4 процента – пищевой промышленности.
Таким образом, развитие малого бизнеса в Республике Беларусь имеет положительную тенденцию.
На основании проведенного в главе анализа можно сделать следующие выводы:
1. В рыночной экономике развитию
малого бизнеса способствует
предпринимательская
2. Под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются следующие: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).
3. Становление и развитие малого
бизнеса является одной из
основных проблем
ЧПУП «Аделаида-Сити» создано в соответствии с законодательством Республики Беларусь на принципах хозяйственной самостоятельности и основано на частной форме собственности. ЧПУП «Аделаида-Сити» зарегистрировано в августе 2007 г.
ЧПУП «Аделаида-Сити» специализируется на изготовлении и монтаже емкостей из листового полипропилена различного назначения по размерам и чертежам заказчиков.
Предприятие начало свою деятельность в ноябре 2007 года. Уставной капитал составляет 2 500 000 белорусских рублей. Собственником предприятия является один учредитель - нерезидент, гражданин Российской Федерации - с долей в размере 100% в уставном фонде. Так как объемы производства и реализации на предприятии не достигают определенного законодательством Республики Беларусь предельного уровня объема реализации продукции в денежном выражении, а численность работающих не превышает 15 человек, предприятие работает по упрощенной системе налогообложения с уплатой налога в размере 8% (а с 2012 года - в размере 7%) от суммы реализованной продукции, без уплаты НДС.
Производственная база предприятия располагается на площадях, арендуемых по договору аренды. Собственных зданий и сооружений предприятие на балансе не имеет.
Целью деятельности предприятия является создание высокоэффективного уникального производства, работающего с индивидуальными нестандартными заказами, с целью получения прибыли.
Предметом деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» является разработка и изготовление емкостей различного назначения из листового полипропилена и других аналогичных полимеров.
Специфика выпуска продукции
заключается в том, что предприятие
не имеет серийного производства,
а изготавливает емкости
Тип производства - единичный, с неограниченной номенклатурой выпускаемых изделий, универсальным набором оборудования и оснастки (ручной и электрический инструмент, простые станки для механической обработки деталей), большой длительностью производственного цикла, большим удельным весом ручного труда и низкой производительностью труда, и требованием высокой квалификации основных рабочих.
В настоящее время предприятие выпускает емкости (другие формы) различные по объему (от 100 до 100 000 литров), форме (цилиндрические, прямоугольные, вертикальные, горизонтальные, в металлическом бандаже и без него, на опорной конструкции и без нее, и т.д.), функциональному назначению (емкости различного технологического и промышленного применения, емкости для хранения химически активных реагентов и пищевых продуктов, гальванические ванны, септики, чаши бассейнов, элементы систем вентиляции, емкости для транспортировки и аквариумы для продажи живой рыбы). Предприятие также оказывает услуги по ремонту и реконструкции старых металлических и полипропиленовых емкостей, произведенных другими предприятиями, по замене пришедших в негодность нестандартных элементов системы вентиляции и гальванических линий.
В процессе разработки и
изготовления различных форм и емкостей
ведется постоянная работа по совершенствованию
конструкции изделий, уменьшению трудоемкости
за счет механизации некоторых
Основная доля произведенной продукции используется на внутриреспубликанском уровне, и лишь небольшая доля производимой продукции экспортируется в Российскую Федерацию (как видно из таблицы 2.1.) и основными потребителями продукции выступают белорусские предприятия. На внутренний рынок производится более 90% всей продукции предприятия.
Таблица 2.1 - Основные потребители продукции
Наименование страны-потребител |
Доля в общей структуре |
Республика Беларусь |
92,8 |
Россия |
7,2 |
ИТОГО |
100,0 |
Примечание – Источник: данные организации
Причина низкой доли экспорта связана с тем, что в Республике Беларусь не выпускается надлежащего качества используемый предприятием основной материал - полипропилен, и предприятие вынуждено закупать материал производителей зарубежных стран (Германии, Чехии, России, Китая).
Существующий в Гомеле завод «Импульс», который специализируется на выпуске различных видов полимеров, в том числе и листового полипропилена, выпускает материал, который на данный момент пока не выдерживает конкуренции по качественным характеристикам с аналогичных материалом европейских и Российских производителей, и не пригоден для изготовления емкостей.
Поэтому, предприятие
закупает и использует полипропилен
зарубежного производства (немецкого,
чешского и российского). К тому же,
в связи с недостаточным
Это, конечно, существенно снижает конкурентоспособность выпускаемой продукции по уровню цен по сравнению с зарубежными производителями, потребляющими в своем производстве местные сырье и материалы.
Таблица 2.2 иллюстрирует, что из 100% выпускаемой ЧПУП «Аделаида-Сити» продукции, в Беларуси основными потребителями являются предприятия химической промышленности и агропромышленного комплекса, на долю которых приходится 54% всей выпущенной предприятием продукции.
Таблица 2.2 - Доля производимой продукции по видам потребителей
Вид потребителя |
Доля в общей выпускаемой продукции, в % |
Промышленные предприятия, имеющие гальванические линии (ванны для гальваники, элементы системы вентиляции, технические емкости) |
28 |
Предприятия химической промышленности и агро-промышленного комплекса (технические и пищевые емкости, емкости для разведения и торговли живой рыбой) |
54 |
Частные лица (септики, чаши бассейнов) |
8 |
Предприятия пищевой промышленности
(пищевые и технические |
10 |
ИТОГО: |
100 |
Примечание – Источник: данные организации
Растущая потребность на внутреннем рынке Республики Беларусь в емкостях из полипропилена связана с тем, что этот материал, не смотря на то, что является относительно дорогостоящим, обладает уникальными физико-механическими и химическими свойствами, и идеально заменяет в применении такие общеизвестные, но имеющие предел долговечности, химически стойкие материалы, как нержавеющая сталь и титан.
Также, одним из важных преимуществ данного материала является его способность, в отличие от металла и многих видов пластиков, не вступать в контакт и реакцию с веществами, хранящимися в нем. Полипропилен не ржавеет, не требует дополнительной окраски и ухода, не имеет запаха, не абсорбирует запах и не сообщает постороннего привкуса пищевым продуктам и жидкостям, хранящимся в изготовленных из него емкостях.
Полипропилен безопасен
для здоровья и пригоден для использования
в контакте с пищевыми продуктами
и питьевой водой, что подтверждает
наличие свидетельства о
Преимущества емкостей из полипропилена:
1. Экологически чистый материал - высокие гигиенические свойства.
2. Физиологически нейтрален: не имеет запаха, не абсорбирует запах и не сообщает постороннего привкуса пищевым продуктам и жидкостям, не вступает в реакцию с хранящимися в нем веществами.
3. Высокая коррозионная стойкость по отношению к воде, канализационным стокам, удобрениям, солевым растворам.
4. Устойчив к воздействию кислот, щелочей и других химических реагентов (включая разбавленные и концентрированные кислоты и щелочи).
6. Емкости и резервуары изготавливаются методом экструзионной сварки горячим воздухом из полипропиленовых листов при помощи сварного прутка, что обеспечивает полную герметичность стыков и швов.
7. Низкая теплопроводность. Не требует дополнительной тепло- и гидроизоляции при размещении на открытом воздухе.
8. Легкость в эксплуатации, обслуживании и очистке.
9. Долговечный материал - стойкость покрытия не менее 20 лет.
10. Высокая сопротивляемость к растрескиванию, старению под воздействием перепада температур и солнечной радиации. Идеально подходит для использования под открытым небом, так как устойчив к температурам от - 40 до +70°С.
11. Малая масса, легкость в проведении погрузочно-разгрузочных и монтажных работ.
12. Простота в ремонте (разогретый воздух и сварочный пруток), возможность замены элементов и частей конструкции.
К тому же, одним из преимуществ
такого производства является то, что
Частное предприятие «Аделаида-
Главными стратегиями развития ЧПУП «Аделаида-Сити» являются:
- стабильное
развитие, наращивание объемов продаж
продукции на рынке Республики
Беларусь и получения
- освоение
новых технологий производства
и торговли и более полного
удовлетворения потребностей
- расширение существующих рынков сбыта и проникновение на новые рынки.
Организационная структура управления предприятием ЧПУП «Аделаида-Сити» представлена в приложении А.
На ЧПУП «Аделаида-Сити» линейно-функциональная организационная структура управления. В такой структуре за управленческими отделами закрепляется выполнение различных функций управления: коммерческая деятельность, финансы и т.д.
Преимущества данного типа организационной структуры ЧПУП «Аделаида-Сити» заключаются:
- в возможности получения
высокой степени
- в точности определения
места и необходимости в
Информация о работе Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь